Кружковая работа в средней группе "Ловкие пальчики"
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Усть–Баргузинский детский сад «Ёлочка»
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Усть-Баргузинский д/с «Ёлочка» _____________ Т.Р.Ганиева «____»____________20_____г |
Кружковая работа по развитию мелкой моторики рук
в средней группе
«Ловкие пальчики».
на 2022-2023 учебный год
Воспитатель:
Гаськова Александра Сергеевна
2022
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта:
Кружковая программа по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (программа дополнительного образования, кружок по развитию мелкой моторики рук для детей 4-5 лет).
Руководитель проекта:
Воспитатель: Гаськова Александра Сергеевна.
Организация-исполнитель:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Усть – Баргузинский детский сад «Ёлочка» общеразвивающего вида.
Продолжительность проекта: с 01.09.2022г. – по 31.05.2023г.
Тип проекта: познавательно – игровой, творческий. Проводится один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью 15-20 минут). Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.
Актуальность. Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Для детального изучения проблемы обратилась к трудам Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского, Т. С. Комаровой, Б. М. Теплова.
По данным исследований проведенных Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей был разработан проект, направленный на развитие мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности.
Что же происходит, когда ребенок занимается мелкой моторикой рук?
- Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
- "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
- Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
- В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
- У малыша развивается воображение и фантазия.
Объектом являются дети средней группы.
Предметом проекта выступает влияние развития мелкой моторики рук на
развитие ребенка дошкольного возраста.
Цель проекта:
- Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи проекта:
- Развитие тонкой моторики пальцев;
- Развитие движений кистей рук;
- Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
- Развитие чувства уверенности в себе.
Предполагаемый результат:
- Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в
различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
- Интеллектуальное развитие детей;
- Пополнение предметно-развивающей среды;
Мелкую моторику рук развивают:
- Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
- Массаж с растиранием пальчиков и массажами для рук;
- Народные игры с ладошками;
- Игры с природным материалом;
- Игры с предметами домашнего обихода;
- Игры с песком и водой;
- Пальчиковый театр;
- Дидактические игры;
- Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).
Средства достижения поставленных задач:
- Применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
- Проведение различных игр по развитию мелкой моторики;
- Информационные листы для родителей;
- Использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.
Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Атрибуты, имеющиеся в группе:
- прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
- шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
- сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
- шишки, шарики для массажа;
- крупы разных сортов и нитки для выкладывания рисунков;
- сетки для раковины и разноцветные ленточки;
- «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
- макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Перспективный план по проекту развития мелкой моторики рук «Ловкие ручки».
Месяц | Сроки проведения | Занятие | Цель | Наглядный материал |
Сентябрь | 1 неделя | Пальчиковая игра «Будем считать» Игрушка «Вертушка» | Вспоминаем с детьми как считать количество пальчиков на одной руке. Закрепляем названия пальцев. Массаж для ладоней. | Игра на палочках «Ветушка» |
2 неделя | Потешки – разминка для пальчиков. | Развитие мелкой моторики рук, развитие речи, вспоминаем и закрепляем разученные потеки. | ||
3 неделя | «Мой дом» | Учимся выкладывать фигуру по образцу, развитие мелкой моторики. | Счетные палочки. | |
4 неделя | Игра «Посыпаем дорожку» | Учимся по нарисованным линиям сыпать крупу. | Листы с линиями, крупа. | |
Октябрь | 1 неделя | «Осенние дары» | Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. | Листы бумаги с рисунками. |
2 неделя | «Поиграем с водой» | Учимся работать с водой. Упражнять правильно, держать ложку, перекладывать предмет из воды | Ведерко с водой, пустое ведерко, цветные крышки. | |
3 неделя | Массаж ладошек | Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. | Щетки (маленькие) | |
4 неделя | Находим в горохе игрушечные фигурки. | Развиваем зрительное внимание и пространственную ориентацию. | Контейнер с горохом. | |
Ноябрь | 1 неделя | Игра «Сортировка» | Развитие мелкой моторики рук, координация движений рук. | Игра «сортировка», крышки с крупой. |
2 неделя | Игра «Лабиринт» | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Координация. | Игра «Лабиринт с шариком» | |
3 неделя | «Аккуратные ножницы» | Упражнять детей в умении правильно резать, отрезать по линии. | Заготовки из бумаги, ножницы. | |
4 неделя | Упражнение «Собери» | Учимся выкладывать узор счетными палочками по образцу. | Счетные палочки. | |
Декабрь | 1 неделя | Штриховка | Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. | Тетрадь для штриховки. |
2 неделя | Игра с крышками. | Закрепление знаний цветов, развитие мелкой моторики. | Шаблоны цветных гусениц, пробки. | |
3 неделя | Массаж ладошек | Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. | Кисти помазки. | |
4 неделя | Пальчиковая игра «Снегири» | Развитие моторики рук. | ||
Январь | 1 неделя | Игра «Моталочка». | Развитие ловкости кисти рук, умение накручивать. | Ёжики (моталочки). |
2 неделя | Массаж | Упражнять детей крутить полочку между ладоней, не отпускать. | «Палочки вертушки» | |
3 неделя | Штриховка | Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. | Тетрадь для штриховки | |
4 неделя | «Дорисуй коровам травку» | Упражнять детей рисовать линии строго по точкам | Листы с рисунком коровы. | |
Февраль | 1 неделя | Массаж ладошек | «Этот шарик не простой». Развитие ловкости, умение выполнять движения и не уронить мячик. | Мячики теннисные |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «Солнышко» | Совершенствуем координацию движений, гибкость кистей рук. | ||
3 неделя | Игра «Повтори фигуру» | Совершенствуем координацию движений, гибкость кистей рук. | Игра с цепочкой. | |
4 неделя | Игра «Окошки» | Мелкой моторики и ловкости. Уметь аккуратно открывать окошки. | Игра «Кто за окном» | |
Март | 1 неделя | «Занимательные пуговки» | Развивать мелкую моторику и ловкость. Развивать общую координацию движений. | Пуговицы, контейнер с горохом. |
2 неделя | «Потекли ручейки» | Развивать мелкую моторику и ловкость. Учимся рисовать на крупе. | Короб с мукой. | |
3 неделя | Игра «Пуговички» | Упражнять в умении застегивать и растегивать пуговицы. | Фетровые полоски с пуговицами. | |
4 неделя | Игра «Помоги маме» | Учимся закреплять прищепки за предмет, распределять предметы на определенном участке. | Игра с бельевыми прищепками и вещами. | |
Апрель | 1 неделя | «Шапки пальцам раздадим» | Развитие мелкой моторики пальчиков. Учимся выполнять движения в соответствии с текстом | Вязанные шапочки |
2 неделя | Игра «Моталочки». | Развивать мелкую моторику и ловкость. Развивать общую координацию движений. Учимся наматывать ленту в рулон. | Атласные ленты. | |
3 неделя | Нейрокартинки | Развиваем ловкость рук, развитие межполушарного взаимодействия. | Нейро- картинки | |
4 неделя | «Застежки» | Учимся застегивать и расстегивать замки на молнии. | Игра с молниями (замками). | |
Май | 1 неделя | «Аккуратные ножницы» | Упражнять детей в умении правильно резать, отрезать по линии. | Заготовки из бумаги, ножницы. |
2 неделя | Конструируем из палочек по схемам | Развитие ручной умелости, ловкости, координацию и внимание | Счетные палочки. | |
3 неделя | Зашумленные картинки. | Развивать мелкую моторику рук. Учимся пальчиком обводить нужную фигуру. | Картинки | |
4 неделя | Нейроигра «Радужный круг» | Игра «Радужный круг» |
В заключение можно сказать, что для развития мелкой моторики у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Список используемой литературы:
1. Н.В. Володина «Развиваю графические навыки у детей 4-5 лет» Москва: Эксмо, 2017 – 56 с.
2. Шмелева Е.Б. «Пальчиковые игры». Пособия по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008г.
3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие». – М.: ИД «Цветной мир», 2012г.
4. Шанина С.А., Гаврилова А.С. «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка». – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век.2010г.
5.Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособия для родителей и педагогов». – М.: АСТ: Астрель: профиздат, 2007г.
6. Узорова О.В. «Пальчикововая гимнастика». - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010г.
7. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование кружковой работы «Пальчики помогают говорить» в подготовительной к школе группе «Ракушка»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через организацию совместной деятельности для совершенствования речевых навыков, творческой фантазии, эстетического восприятия.Задачи: ·...
Кружковая работа «Пальчики - ладошки».
Рисование пальчиками прекрасно развивать мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память ребёнка. Позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка, постоянно повышать интерес к худ...
Кружковая деятельность "Пальчик, ручка,язычок" Март
Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности ....
"Кружковая деятельность "Пальчик,ручка,язычок"
Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно.....
Кружковая работа ПАЛЬЧИК,РУЧКА,ЯЗЫЧОК
развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях. ...
Кружковая работа"«Пальчик, ручка, язычок»
Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пал...
Рабочая программа кружковой работы " Пальчик , ручка, язычок"
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....