Проект "По дороге в школу"
проект (подготовительная группа)
Изучение проблемы подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более глубокая ее разработка. В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_doroge_v_shkolu_proekt.docx | 45.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка»
(МБДОУ «Детский сад «Снежинка»)
Психолого – педагогический проект
«По дороге в школу»
Направленность проекта: психопрофилактическая
Целевая группа: нормотипичные дети с нормативным кризисом развития
Возрастная группа: 6-7 лет
Срок реализации проекта: 1 год
Разработчик проекта:
творческая группа
МБДОУ «Детский сад «Снежинка»
г. Гагарин
Паспорт проекта «По дороге в школу» | |
Актуальность проекта | Изучение проблемы подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более глубокая ее разработка. В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к школе. На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка и поступления его в школу. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, отсутствует четкое разделение педагогических и психологических задач. В данном проекте нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; раскрыть основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе. Это позволит достичь более эффективного взаимодействия между специалистами дошкольного учреждения. |
Цель проекта | Формирование психологической готовности детей 6 - 7 лет к успешному обучению в школе, профилактика школьной дезадаптации. |
Продолжительность проекта | Долгосрочный сентябрь – май |
Направленность проекта | Психопрофилактическая |
Форма работы | Групповая |
Участники проекта | Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, педагог-психолог, родители |
Этапы проекта | 1 этап. Организационный (1,2 неделя сентября) - изучение психолого-педагогической и методической литературы; - диагностическое обследование по методике Керна-Йиерасика 2 этап. Основной (3,4 неделя сентября – 1,2 неделя май) - проведение мероприятий согласно перспективному плану 3 этап. Заключительный (3,4 неделя май) - подведение итогов работы по проекту; - повторная диагностика дошкольников; - оформление проекта. |
Пояснительная записка
Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Выражением готовности к школе является ряд новообразований развития, которые начинают «заявлять» о себе в конце дошкольного детства и проявляются в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.
Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности. Психологическое развитие ребенка перед поступлением в школу предполагает формирование психологической готовности к условиям систематического обучения в школе. Под психологической готовностью к школе понимается сложное системное образование, включающее познавательные (интеллектуальные, креативные), эмоциональные, волевые, личностные, мотивационные, поведенческие и коммуникативные компоненты.
Изучение данной проблемы имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более глубокая ее разработка. В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к школе. На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка и поступления его в школу.
Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, отсутствует четкое разделение педагогических и психологических задач. В данном проекте нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; раскрыть основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе. Это позволит достичь более эффективного взаимодействия между специалистами дошкольного учреждения.
Психолого-педагогический проект «По дороге в школу» разработан в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Снежинка» и направлен на формирование социальных отношений, развитие учебно-мотивационной сферы, психологической готовности к школе и сохранение психологического здоровья детей. Проект ориентирован на детей 6-7 лет.
Цели и задачи реализации Проекта
Цель: формирование психологической готовности детей 6 - 7 лет к успешному обучению в школе, профилактика школьной дезадаптации.
Задачи проекта | ||
Создать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности. | Развивать мотивационную сферу ребёнка. Помочь детям выделить наиболее значимые мотивы и цели. | Способствовать формированию учебно-познавательного мотива и внутренней позиции ученика |
Способствовать формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста. | Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки. |
Значимые для разработки и реализации Проекта характеристики
В МБДОУ «Детский сад «Снежинка» функционирует 1 подготовительная группа детей в возрасте 6-7 лет.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление | Наглядно-образное, начало формирования логического мышления. |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразования возраста | 1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. 2.Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. |
Планируемые результаты реализации Проекта
Планируемые результаты освоения проекта оцениваются согласно возрастным новообразованиям и нормам психического развития ребёнка:
Содержание проекта
Работа по проекту строится по трем модулям:
Организация и проведение занятий с детьми |
По педагогическому модулю занятия с детьми и мероприятия с родителями проводятся согласно перспективному плану работы. Длительность занятий, исходя из Федеральной образовательной программы, не более 30 минут. |
По психологическому модулю тренинговые и коррекционно-развивающие занятия проводятся в групповой форме. В условиях группового тренинга дошкольникам легче усвоить навыки саморегуляции действий и поведения, приобрести уверенность в своих силах, умение сотрудничать с другими детьми, а также скорректировать невротические проявления и нежелательные состояния (тревожность, страхи, неуверенность, замкнутость, агрессию и т.п.). Занятия проводятся согласно перспективному плану работы. |
Перспективный план работы по проекту
Педагогический модуль | |||
Месяц | Содержание деятельности | Ответственные | |
Сентябрь | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Воспитатели | |
Экскурсия к зданию школы № 4 на торжественную линейку | Воспитатели | ||
Организованная образовательная деятельность ФЭМП «Дети, в школу собирайтесь!» | Воспитатели | ||
Октябрь | Организация мини-музея «Школьные принадлежности» | Воспитатели | |
Профориентационная беседа «Профессия – учитель» | Воспитатели | ||
Ноябрь | Организация выставки «Школьная жизнь в картинках» | Воспитатели | |
Беседа о школьной библиотеке | Воспитатели | ||
Экскурсия в школьную библиотеку | Воспитатели | ||
Декабрь | Создание уголка в групповом помещении для сюжетно-ролевой игры «Школа» | Воспитатели | |
Организация сюжетно-ролевой игры «Мы первоклассники» | Воспитатели | ||
Коллективная аппликация «Школа из геометрических фигур» | Воспитатели | ||
Январь | Интегрированная ООД «Скоро в школу!» | Воспитатели | |
Рисование «Дорога в школу» | Воспитатели | ||
Февраль | Беседа «Будьте добры» (вежливые слова в жизни будущего школьника) | Воспитатели | |
Лепка «Моя любимая буква» | Воспитатели | ||
Март | Оформление выставки «Школы нашего города» | Воспитатели | |
Сюжетно-ролевая игра «Магазин школьных принадлежностей» | Воспитатели | ||
Апрель | Блиц – турнир «Готов ли я к школе?» | Воспитатели | |
Видеоинтервью «Кто такой первоклассник?» | Воспитатели | ||
Май | Выпускной вечер «До свиданья, детский сад!» | Воспитатели Музыкальный руководитель | |
В течение учебного года | Просмотр мультфильмов: «Переменка № 1», «Приключение запятой и точки», «В стране невыученных уроков», «На задней парте», «Уроки тетушки совы». | Воспитатели | |
Чтение художественной литературы: А. Александрова «В школу» Б. Заходер «Первый урок» В. Берестов «Считалочка» В. Воронкова «Подружки идут в школу» Л. Толстой «Филиппок» М.А. Памфилова «Лесные сказки» | Воспитатели | ||
Психологический модуль | |||
Сентябрь | Диагностика детей подготовительной группы | Педагог-психолог | |
Организация занятия-тренинга «Отправляемся в школьное путешествие» | |||
Октябрь | Территория общения | Педагог-психолог | |
Занятие 1. «Дружные ребята» | |||
Занятие 2. «Учимся общаться» | |||
Ноябрь | Лесная поляна | Педагог-психолог | |
Занятие 3. «Смешные страхи» | |||
Занятие 4. «Ленивец» | |||
Декабрь | Лаборатория профессора Ума | Педагог-психолог | |
Занятие 5. «Ассоциации» | |||
Занятие 6. «Учимся думать» | |||
Январь | Территория общения | Педагог-психолог | |
Занятие 7. «В гостях у Снежной Королевы» | |||
Февраль | Лесная школа | ||
Занятие 8. «Больной друг» | Педагог-психолог | ||
Занятие 9. «Ябеда» | |||
Март | Занятие 10. «Шапка-невидимка» | Педагог-психолог | |
Занятие 11. «Обида» | |||
Апрель | Территория общения | Педагог-психолог | |
Занятие 12. «Подарок другу» | |||
Занятие 13. «Поделимся размышлениями» | |||
Май | Занятие 14. «Дружная страна» | Педагог-психолог | |
Взаимодействие с родителями | |||
Сентябрь | Консультация для родителей «Что должен знать и уметь выпускник детского сада» | Воспитатели | |
Ноябрь | Памятка для родителей «Как готовить к 1 сентября будущего первоклассника» | Педагог-психолог | |
Март | Родительское собрание «Учительница первая моя» с приглашенными учителями начальных классов | Воспитатели | |
Май | Выпускной вечер «До свиданья, детский сад!» | Воспитатели Родители | |
В течение года | Изготовление буклетов о готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению | Воспитатели Педагог-психолог | |
В течение года | Индивидуальные консультации по запросу родителей | Педагог-психолог Воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности направление Социально-личностное развитие, области «Безопасность» и «Ком-муникация» в подготовительной к школе группе, по теме «Безопасная дорога в школу»,
Программное содержание1. Формировать навыки выполнения основных правил поведения на улице и дороге2.Воспитывать стремление соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах....
Конспект досуга посвящённый «День Победы» На тему «Давайте вспомним и споём», «Путешествие по островам грамматики», Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».,«Путешествие на машине времени»
конспекты занятий по ФЭМП, Развитию речи и др...
Конспект открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».
Конспект итоговой открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группеОбразовательная область "Речевое развитие"Тема: «Дорога в ш...
Сценарный план итоговой СОД в подготовительной к школе группе "По дороге в школу"
Сценарный план итоговой СОД в подготовительной к школе группе "По дороге в школу"...
Подготовка ребенка к школе "ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ"
Каковы критерии готовности ребенка к обучению в школе? К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать: • состав чисел первого д...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Дорога в школу"
Комплексное итоговое мероприятие в подготовительной группе...
Конспект коррекционного занятия по развитию мотивации у детей подготовительной к школе группе «Дорога в школу»
Цель: формирование мотивации к обучению в школе у детей подготовительной группы. Задачи:1) повышать мотивационную готовность детей к школе;2) развивать познавательные процессы (внимание, речь, м...