Проект "По дороге в школу"
проект (подготовительная группа)

Алексеева Ольга Валерьевна

Изучение проблемы подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более глубокая ее разработка. В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_doroge_v_shkolu_proekt.docx45.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

(МБДОУ «Детский сад «Снежинка»)

Психолого – педагогический проект

«По дороге в школу»

Направленность проекта: психопрофилактическая

Целевая группа: нормотипичные дети с нормативным кризисом развития

Возрастная группа: 6-7 лет

Срок реализации проекта: 1 год

Разработчик проекта:

творческая группа

МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

г. Гагарин

Паспорт проекта «По дороге в школу»

Актуальность проекта

Изучение проблемы подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более глубокая ее разработка. В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к школе. На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка и поступления его в школу.

Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, отсутствует четкое разделение педагогических и психологических задач. В данном проекте нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; раскрыть основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе. Это позволит достичь более эффективного взаимодействия между специалистами дошкольного учреждения.

Цель проекта

Формирование психологической готовности детей 6 - 7 лет к успешному обучению в школе, профилактика школьной дезадаптации.

Продолжительность проекта

Долгосрочный

сентябрь  – май

Направленность проекта

Психопрофилактическая

Форма работы

Групповая

Участники проекта

Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, педагог-психолог, родители

Этапы проекта

1 этап. Организационный (1,2 неделя сентября)

- изучение психолого-педагогической и методической литературы;

- диагностическое обследование по методике Керна-Йиерасика

2 этап. Основной (3,4 неделя сентября – 1,2 неделя май)

- проведение мероприятий согласно перспективному плану

3 этап. Заключительный (3,4 неделя май)

- подведение итогов работы по проекту;

- повторная диагностика дошкольников;

- оформление проекта.

Пояснительная записка

Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Выражением готовности к школе является ряд новообразований развития, которые начинают «заявлять» о себе в конце дошкольного детства и проявляются в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.

Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности. Психологическое развитие ребенка перед поступлением в школу предполагает формирование психологической готовности к условиям систематического обучения в школе. Под психологической готовностью к школе понимается сложное системное образование, включающее познавательные (интеллектуальные, креативные), эмоциональные, волевые, личностные, мотивационные, поведенческие и коммуникативные компоненты.

 Изучение данной проблемы имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более глубокая ее разработка. В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к школе. На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка и поступления его в школу.

Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, отсутствует четкое разделение педагогических и психологических задач. В данном проекте нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; раскрыть основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе. Это позволит достичь более эффективного взаимодействия между специалистами дошкольного учреждения.

Психолого-педагогический проект «По дороге в школу» разработан в соответствии с основной  образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Снежинка» и направлен на формирование социальных отношений, развитие учебно-мотивационной сферы, психологической готовности к школе и сохранение психологического здоровья детей. Проект ориентирован на детей 6-7 лет.

Цели и задачи реализации Проекта

Цель: формирование психологической готовности детей 6 - 7 лет к успешному обучению в школе, профилактика школьной дезадаптации.

Задачи проекта

Создать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

Развивать мотивационную сферу ребёнка. Помочь детям выделить наиболее значимые мотивы и цели.

Способствовать формированию учебно-познавательного мотива и внутренней позиции ученика

Способствовать формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста.

Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.

Значимые для разработки и реализации Проекта характеристики

В МБДОУ «Детский сад «Снежинка» функционирует 1 подготовительная группа детей в возрасте 6-7 лет.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении, познавательная активность

Ведущая функция

Наглядно-образное мышление

Игровая деятельность

Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре

Эмоции

Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.

Способ познания

Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.

Внимание

Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин

Объем внимания 4-5 предметов

Память

Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия.

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.

Воображение

Репродуктивное, появление творческого воображения

Условия успешности

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Новообразования возраста

1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.

2.Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

Планируемые результаты реализации Проекта

Планируемые результаты освоения проекта оцениваются согласно возрастным новообразованиям и нормам психического развития ребёнка:

Содержание проекта

Работа по проекту строится по трем модулям:

Организация и проведение занятий с детьми

По педагогическому модулю занятия с детьми и мероприятия с родителями проводятся согласно перспективному плану работы. Длительность занятий, исходя из Федеральной образовательной программы, не более 30 минут.

По психологическому модулю тренинговые и коррекционно-развивающие занятия проводятся в групповой форме. В условиях группового тренинга дошкольникам легче усвоить навыки саморегуляции действий и поведения, приобрести уверенность в своих силах, умение сотрудничать с другими детьми, а также скорректировать невротические проявления и нежелательные состояния (тревожность, страхи, неуверенность, замкнутость, агрессию и т.п.). Занятия проводятся согласно перспективному плану работы.

Перспективный план работы по проекту

Педагогический модуль

Месяц

Содержание деятельности

Ответственные

Сентябрь

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Воспитатели

Экскурсия к зданию школы № 4 на торжественную линейку

Воспитатели

Организованная образовательная деятельность ФЭМП «Дети, в школу собирайтесь!»

Воспитатели

Октябрь

Организация мини-музея «Школьные принадлежности»

Воспитатели

Профориентационная беседа «Профессия –  учитель»

Воспитатели

Ноябрь

Организация выставки «Школьная жизнь в картинках»

Воспитатели

Беседа о школьной библиотеке

Воспитатели

Экскурсия в школьную библиотеку

Воспитатели

Декабрь

Создание уголка в групповом помещении для сюжетно-ролевой игры «Школа»

Воспитатели

Организация сюжетно-ролевой игры «Мы первоклассники»

Воспитатели

Коллективная аппликация «Школа из геометрических фигур»

Воспитатели

Январь

Интегрированная ООД «Скоро в школу!»

Воспитатели

Рисование «Дорога в школу»

Воспитатели

Февраль

Беседа «Будьте добры» (вежливые слова в жизни будущего школьника)

Воспитатели

Лепка «Моя любимая буква»

Воспитатели

Март

Оформление выставки «Школы нашего города»

Воспитатели

Сюжетно-ролевая игра  «Магазин школьных принадлежностей»

Воспитатели

Апрель

Блиц – турнир «Готов ли я к школе?»

Воспитатели

Видеоинтервью «Кто такой первоклассник?»

Воспитатели

Май

Выпускной вечер «До свиданья, детский сад!»

Воспитатели

Музыкальный руководитель

В течение учебного года

Просмотр мультфильмов: «Переменка № 1», «Приключение запятой и точки», «В стране невыученных уроков»,  «На задней парте», «Уроки тетушки совы».

Воспитатели

Чтение художественной литературы:

А. Александрова «В школу»

Б. Заходер «Первый урок»

В. Берестов «Считалочка»

В. Воронкова «Подружки идут в школу»

Л. Толстой «Филиппок»

М.А. Памфилова «Лесные сказки»

Воспитатели

Психологический модуль

Сентябрь

Диагностика детей подготовительной группы

Педагог-психолог

Организация занятия-тренинга «Отправляемся в школьное путешествие»

Октябрь

Территория общения

Педагог-психолог

Занятие 1. «Дружные ребята»

Занятие 2. «Учимся общаться»

Ноябрь

Лесная поляна

Педагог-психолог

Занятие 3. «Смешные страхи»

Занятие 4. «Ленивец»

Декабрь

Лаборатория профессора Ума

Педагог-психолог

Занятие 5. «Ассоциации»

Занятие 6. «Учимся думать»

Январь

Территория общения

Педагог-психолог

Занятие 7. «В гостях у Снежной Королевы»

Февраль

Лесная школа

Занятие 8. «Больной друг»

Педагог-психолог

Занятие 9. «Ябеда»

Март

Занятие 10. «Шапка-невидимка»

Педагог-психолог

Занятие 11. «Обида»

Апрель

Территория общения

Педагог-психолог

Занятие 12. «Подарок другу»

Занятие 13. «Поделимся размышлениями»

Май

Занятие 14. «Дружная страна»

Педагог-психолог

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь выпускник детского сада»

Воспитатели

Ноябрь

Памятка для родителей «Как готовить к 1 сентября будущего первоклассника»

Педагог-психолог

Март

Родительское собрание «Учительница первая моя» с приглашенными учителями начальных классов

Воспитатели

Май

Выпускной вечер «До свиданья, детский сад!»

Воспитатели

Родители

В течение года

Изготовление буклетов о готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению

Воспитатели

Педагог-психолог

В течение года

Индивидуальные консультации по запросу родителей

Педагог-психолог

Воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности направление Социально-личностное развитие, области «Безопасность» и «Ком-муникация» в подготовительной к школе группе, по теме «Безопасная дорога в школу»,

Программное содержание1. Формировать навыки выполнения основных правил поведения  на улице и дороге2.Воспитывать стремление соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах....

Конспект открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».

Конспект итоговой открытой организованной деятельности по подготовке  обучению грамоте в подготовительной к школе группеОбразовательная область "Речевое развитие"Тема: «Дорога в ш...

Сценарный план итоговой СОД в подготовительной к школе группе "По дороге в школу"

Сценарный план итоговой СОД в подготовительной к школе группе "По дороге в школу"...

Подготовка ребенка к школе "ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ"

Каковы критерии готовности ребенка к обучению в школе? К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать: • состав чисел первого д...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Дорога в школу"

Комплексное итоговое мероприятие в подготовительной группе...

Конспект коррекционного занятия по развитию мотивации у детей подготовительной к школе группе «Дорога в школу»

Цель: формирование мотивации к обучению в школе у детей подготовительной группы.  Задачи:1) повышать мотивационную готовность детей к школе;2) развивать познавательные процессы (внимание, речь, м...