Использование занимательного материала (дидактических игр, упражнений) для развития познавательной активности в условиях ФГОС у дошкольников.
статья (старшая группа) на тему
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста с введением ФГОС немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. Занимательный материал является отличным средством воспитания у детей дошкольного возраста интереса к познанию, к логическим задачам, к логике и доказательности рассуждений, желанию проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolyonok-statya._fgos-2016docx.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование занимательного материала (дидактических игр, упражнений) для развития познавательной активности в условиях ФГОС у дошкольников.
Н.В.Сабирова,
Киселёвский ГО, Кемеровская обл.
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста с введением ФГОС немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития всесторонне развитого ребёнка. При этом роль занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать предложенным материалом, увлекать и развлекать ум, расширять, углублять познавательные представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. В современном мире познавательному развитию отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.
Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут путь к решению, который ведёт к результату. Если занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. В последствии ребёнку известна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, выбрать лишнюю, преобразовать,-которая увлекает его.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку. То есть они находят путь, способ решения на основании своих практических действий и мыслительных операций.
В процессе реализации занимательных задач поиска результата предшествует практическим действием. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности детей характер производимых проб. Соотношения проб показывает, что практические пробы свойственны детям среднего и старшего дошкольного возраста. Дети подготовительной группы осуществляют поиск путем сочетания мыслительных и практических проб, или только при помощи мыслительных операций. Из всего можно сделать вывод, что приобщение дошкольников к занимательным задачам ведет к элементам творческой деятельности детей. В ходе которых формируется умение вести поиск решения путём предположений, осуществляются разные по характеру пробы, догадываться, выдвигать гипотезы, строить предположения. То есть с введением ФГОС дети развиваются всесторонне, самостоятельно делают выводы, анализируют, выстраивают пути решения проблем.
Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Их основное назначение – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и тд; формировать новые знания, знакомить со способами действий. Широкое применение находят и занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (догадаться, обнаружить), неожиданностью преподнесения её от имени какого-либо персонажа, в виде письма, телеграммы, смс, видео обращения и тд. Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений и навыков.
В комплексном подходе к всестороннему развитию детей в современном мире немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они всё-таки интересны дошколятам, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений дети овладевают умение вести поиск решения самостоятельно. Мы лишь вооружаем их и направляем к конечному результату (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, умение высказывать свою точку зрения, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Занимательный материал является отличным средством воспитания у детей дошкольного возраста интереса к познанию, к логическим задачам, к логике и доказательности рассуждений, желанию проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Здесь проявляются и такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность и др. Применение такого занимательного материала будет эффективным методом обучения и воспитания в том случае, если из проводить ежедневно, с постепенным усложнением содержания, игровых правил и действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевой активности в условиях самостоятельной деятельности дошкольников (режимные моменты, дидактические игры, ИКТ)
Одним из условий формирования полноценной личности ребѐнка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе является своевременное овла...
Использование авторских игр и игровых упражнений для развития познавательной активности детей с ТНР
Сталкиваясь с проблемами обучения детей с речевой патологией, логопедам приходится искать вспомогательные средства, способствующие поддержанию познавательной активности в течение всего занятия. Одним ...
Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot».
Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot»....
«Дидактический материал «Дары Фрёбеля» как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».
дидактический материал "Дары Фребеля" позволяет воспитателю развивать у детей познавательную активность, способствует развитию мелкой и крупной моторики рук , а также развивает п...
Обобщение опыта работы по теме" Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе для развития познавательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Использование иновационных технологий - необходимость для повышения педагогической компетенции педагога, повышения качества образовательного процесса, повышение заинтересованности,активности и успешно...
Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ.
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наб...
Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДО
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Чтобы дети были ус...