Статья "Развитие памяти детей дошкольного возраста посредством заучивания стихотворений"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Память – один из основных психических процессов, необходимых при обучении ребенка-школьника: она характеризуется единством запечатления, сохранения, запоминания и воспроизведения.
Основная память детей-дошкольников – наглядно-образная: они хорошо сохраняют в памяти яркие, эмоционально насыщенные события, а также они способны запоминать лица, звуки, запахи, цвета, предметы и картины. Наглядно-образная память заключается в запоминании, удерживании и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие памяти детей дошкольного возраста посредством заучивания стихотворений
Память – один из основных психических процессов, необходимых при обучении ребенка-школьника: она характеризуется единством запечатления, сохранения, запоминания и воспроизведения.
Основная память детей-дошкольников – наглядно-образная: они хорошо сохраняют в памяти яркие, эмоционально насыщенные события, а также они способны запоминать лица, звуки, запахи, цвета, предметы и картины. Наглядно-образная память заключается в запоминании, удерживании и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов.
Память дошкольника, особенно в раннем возрасте (младшая и средняя группы), основана на эмоциях, яркости переживаний, интересе, так как ребенок может с легкостью запомнить то, что его заинтересовало – что является чертой непроизвольной памяти, особенно свойственной детям. Однако в более старшем возрасте происходит переход от непосредственного запоминания к опосредованному. Этот тип запоминания связан с осознанным и непосредственным использованием различных мнемотехнических приемов и средств запоминания и воспроизведения. Из этого следует, что непроизвольное запоминание, преобладающее в раннем периоде, в старшем дошкольном возрасте начинает становиться произвольным.
В дошкольном возрасте, а именно – в старшем, довольно сильно развита двигательная память, позволяющая детям не только понять, запомнить и повторить сложные для них движения, но и выполнить их быстро и точно, более легко, чем прежде, в зависимости от условий изменить освоенные движения.
Развитие памяти дошкольников осуществляется в процессе воспитания и обучения, как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Для развития произвольной памяти детей дошкольного возраста используются, в большей части, мнемотехнические приемы. Мнемотехникой называется совокупность различных приемов, облегчающих запечатление и увеличивающих объем памяти путем организации учебного процесса в виде игры через образование различных ассоциаций.
Известно, что рифмованная речь лучше запоминается. Поэтическая речь знакомит ребенка с законами общества и природы, открывает мир чувств, которые можно передать с помощью общения, расширяет кругозор и формирует мировоззрение, обогащает его в эмоциональной сфере, развивает воображение и показывает эталонные образцы русского художественного языка. В них дети узнают красоту и богатство слов, улавливают их мелодику, музыку поэтической речи, познают в рифме чувство ритма и метрики, самостоятельно открывают для себя созвучие стихотворных строк.
Заучивание стихов – один из испытанных временем приемов развития памяти, но легко они даются лишь детям с уже развитой памятью. Как было указано выше, в понятие памяти входит объем запоминаемой информации, быстрота и точность запоминания, а также время хранения информации. С 5 лет можно развивать опосредованную память, которая представляет собой специфическую деятельность ума, целенаправленно направленную на запоминание чего-либо, связанную с использованием особых приемов запоминания.
Научные работы психолога Блонского П. П. подтверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8–10 раз (в течение нескольких занятий) повторить стихотворение или текст, и еще 2—3 раза припомнить его через какой-то более-менее длительный промежуток времени. Р. Бендлер, В. Макдональд, занимаясь нейролингвистическим программированием, утверждают, что «воспоминание – это прямое следствие наглядного образа, который мы «удерживаем глазами своего воспоминания».
Для облегчения запечатления используемого материала нужно использовать специальные приемы, т.е. дошкольники могут учить стихи только с опорой на наглядно-иллюстративный материал, используя ассоциативный метод. Нахождение логической связи между словом, предложением или строчкой и изображением облегчает ребенку работу в восприятии стихотворения, вспоминании ключевых слов и рифм, удерживает последовательность действий и событий – таким образом, мы переводим словесную информацию в образную, доступную для дошкольников. Чтобы образы были максимально красочными и максимально соответствовали содержанию, нужно использовать дополнительную опоры – картины художников, иллюстрации, демонстративный материал.
Следовательно, через зрительные опоры-картинки для детей материализуется содержание стихотворения. Этот подход помогает детям вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, к тому же существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность. На этапе заучивания стихотворения с помощью цельной «ленты» из серии картинок – зрительных образов – отражается его содержание. На последующих этапах работы с целью усложнения стих-иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки-фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизвести эту последовательность. Используя эти методы, дети научатся быстро и без тяжелых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки-иллюстрации, что обеспечит осмысленность чтения и рациональную тренировку памяти.
Правила заучивания стихотворений, разработанные нами для использования в ходе нашей экспериментальной работы по развитию памяти посредством разучивания стихотворений:
1. Отобранное для заучивания стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Оно должно нравиться своей музыкальностью, яркостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д.
2. Нужно не спеша, выразительно и медленно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Так же следует помнить что если взрослый расскажет стихотворение наизусть, глядя на ребенка, то эффект будет большим. Следует обратить внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает – это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых — доступно их объяснить.
3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), визуалы (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации). От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания. Самостоятельно определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным.
Приемы, помогающие лучшему запоминанию: выполнение игровых действий с предметами во время чтения; договаривание детьми слов, которые рифмуются; чтение стихов-диалогов по ролям; драматизация. Для лучшего запоминания можно задавать вопросы по содержанию текста, а отвечать на вопросы следует цитатами из этого стихотворения. Особое внимание и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте нужно уделять выразительности чтения и развитию артистичности ребенка. Для этого можно использовать такие приемы: образец выразительного чтения, как воспитателя, так и родителей (как основной прием); подсказывание нужной интонации; напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства; анализ характера персонажей, который помогает выбрать необходимую интонацию. (Какая лисичка? – хитрая; как она говорит? – ласково, как будто уговаривая).
Помимо вышеперечисленных методов возможно использование мнемотаблиц. Таблицы можно использовать в дошкольных учреждениях, начиная с младшей, включая среднюю и старшую группы. Детям любого возраста – 3–4 или 5–6 лет будет интересно повторять стихи по картинкам.
Нами была проведена экспериментальная работа на базе ЧБДОУ «Холмы и Горы», в ходе которого в течение двух месяцев старшая группа, состоящая из 16 детей, участвовала в экспериментальной работе по развитию памяти посредством заучивания стихотворений. Туда входила не только организованная образовательная деятельность, но и образовательная деятельность в режимных моментах, праздничные мероприятия, конкурс чтецов. Результаты были таковы: после проведения контрольной диагностики по модифицированной методике Т.Д. Марцинковской выяснилось, что прослеживалась положительная динамика развития памяти детей дошкольного возраста. Сократилось число дошкольников с низким и средним уровнем развития памяти, повысилось количество детей с высоким развитием памяти: отдельные исследования слуховой и зрительной памяти также показали позитивные изменения и рост показателей. Таким образом, использование заучивания стихотворений как средства развития памяти способствует ее улучшению: развитию внимания, речи, осмысленности высказываний, его цельности, полноты и последовательности, его лексико-грамматического оформления, увеличению объема речевой продукции.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме развития памяти дошкольников и результаты проведенной экспериментально-исследовательской работы позволили сформулировать следующие выводы:
Несмотря на непроизвольность запоминания, предъявление к ребенку ряда требований меняет его отношение к запоминанию и воспроизведению информации. Дети начинают лучше запоминать то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в процессе заучивания. Как известно, запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшей эффективностью, чем найденного самостоятельно в ходе активной поисковой деятельности. Для детей дошкольного возраста существует необходимость на наглядность в процессе запоминания материала, его яркость и артистичную подачу: однако с возрастом увеличивается опора на слова, а не на картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста посредствам приемов мнемотехники
Мнемотехника + интеллектуальное и творческое развитие детей является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем ...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через заучивание стихотворений с использованием мнемотехники и информационных компьютерных технологий
Не для кого не секрет, что в настоящее время дети обладают скудным словарным запасом, у них не совершенно логическое мышление, плохо развито внимание, часто нарушено звукопроизношение, дети затрудняют...
Психолого-педагогические условия развития памяти, внимания, зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста посредством настольной игры
Во все времена ведущей деятельностью в развитии ребенка является игра, организованная игра представляет собой многословное, сложное, психолого-педагогическое явление: она является и игровым методом об...
Развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста посредством игры
Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. По результатам исследования установлено, что у большинства людей зрительная память является ведущим видом...
Конспект ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: Заучивание стихотворения Татьяны Шапиро «Я в солдатики играю…».
Предлагаю вашему вниманию конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе. К конспекту прилагается мнемотаблица для заучивания стихотворения Т. Шапиро "Я в солдатики играю..."...
ДОКЛАД на тему: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством заучивания произведений кубанских авторов с использованием мнемотаблиц»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это п...
Сценарий ООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по заучиванию стихотворения "Весна идет, весне дорогу"
В сценарии прописаны цель, задачи, средства и способы работы с детьми...