Самообразование по экологии
методическая разработка (младшая группа)

Буянова Наталья Владимировна

Проблемное обучение в экологическом воспитании детей младшнго дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_po_ekologii_2023.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад 2"

План по самообразованию педагога

Тема: «Проблемное обучение в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель Буянова Н.В.

2023 учебный год

Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в вопросе использования технологии проблемного обучении в экологическом воспитании детей младшего возраста. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Задачи:

  • формирование и расширение у воспитанников представлений об окружающем мире через практическое самостоятельное познание
  • Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь, учить детей быть милосердными, любить и беречь природу.
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить (провести) консультации для педагогов на тему «Технология проблемного обучения  в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»
  • Формирование у детей  навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
  • Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.

Этап работы над темой самообразования:  1 год.

Актуальность

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой»

В. Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования главной целью педагогов провозглашает формирование целостной духовно-нравственной личности. В современных реалиях понятие нравственности и духовной культуры человека включает в себя не только моральные ценности, но и определенный уровень экологической культуры. Сформированная экологическая культура дошкольника выражается в твердых знаниях o природе, бережном и эмоционально окрашенном отношении к ней, при-витом здоровом образе жизни, умениях познавать явления окружающего мира.

Целенаправленное расширение знаний,  умений и навыков практического взаимодействия с природой является основой экологического просвещения и воспитания детей, под которыми подразумевается воспитание гуманного и интеллектуального отношения к природе (т.е. формирование системы экологических знаний и представлений), духовности, развитие эстетических чувств (т.е. эмпатия к красоте природы).

Одновременно решаются задачи развития эмпирического и теоретического мышления, познавательной активности, закладываются основы осознанного взаимодействия с миром. Поэтому именно в  младшем дошкольном возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано

Одной из наиболее продуктивных педагогических технологий в дошкольном образовании является технология проблемного обучения. Цель этой технологии в ДОУ — воспитание способности самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и находить правильный ответ. Необходимым условием реализации данной технологии является наличие проблемной ситуации, которая подразумевает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие.

По мнению известного советского психолога С. Л. Рубинштейна именно с возникшего противоречия и начинается мышление.

Формы работы с детьми:

  • проблемная ситуация
  • моделирование
  • проведение опытов
  • Игры-эксперименты.
  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • консультации 
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты для детей:

В результате проведенной работы у детей повысится интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвуют в сезонных наблюдениях. Соблюдают элементарные правила взаимодействия с растениями и животными. Знают и называют некоторые растения, животных и их детенышей. Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявляют бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;  
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах экологического воспитания детей младшего  дошкольного возраста
  • пополнена  РППС

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей: «Проблемное обучение в экологическом воспитании детей младшего дошкольного образования»
  • Презентация педагога по теме самообразования.
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

Приложение 1

План саморазвития воспитателя

Подготовительный этап

Содержание работы

Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.

Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования.

Поиск и выбор диагностик.

Совершенствовать уровень аналитических навыков.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.

Участие в профессиональных конкурсах.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.

Освоить формы работы с родителями.

Сообщение для родителей на тему «Проблемное обучение детей в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».

Привлечь  внимание родителей  к теме самообразования

Доклад для воспитателей "Экологизация  развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В течение года

Презентация отчета работы по теме самообразования

Май

Основной этап

Месяц

Содержание

Сентябрь

1.Игра « У бабушки в гостях». Знакомство с овощами.

Цель: учить различать овощи - репу, морковь, свеклу, картофель, помидор, огурец, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса.  

2.Наблюдение за комнатными растениями. Цель: учить различать растения, закреплять знания об их строении, учить ухаживать за ними (правильно держать лейку, направлять струю воды, удалять пыль с растений). Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

3.Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: учить детей находить овощи на ощупь, называть их.

Проблемная ситуация «Дом для лисички» , чтение р.н.с. «Лиса и заяц», рассматривание иллюстраций, рассматривание иллюстраций с изображением леса, деревьев, конструирование домиков. Игры на выделение имени признака (материал)

«Что лишнее?» «Где живет?»

Октябрь

1.Игра «Что растет в саду». Знакомство с фруктами.

Цель: дать представление о фруктах–яблоке и груше, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса.  

  1. Дидактическая игра «Угадай на вкус» Цель: способствовать умению различать овощи и фрукты на вкус.
  2. Рисование «Осенний листопад» Цель: воспитывать у детей стремление участвовать в совместной деятельности: рисовать листья на деревьях с помощью мазков.
  3. Наблюдение за комнатными растениями.

Цель: обобщить и закрепить знания о растениях, закрепить навыки полива.

Проблемная ситуация «Как собрать ягоды без корзинки?» рассматривание иллюстраций по теме  лепка «Корзина с ягодами» Игры на выделение имени признака (количество) «Что на что похоже?», «Из каких частей состоит?»

Ноябрь

1.Игра «Путешествие в лес»

Цель: дать первоначальные представления о лесе и его обитателях (лисе, зайце)

2.На прогулке игра «Найди такой же»

Цель: учить детей находить и называть листья березы, клена, рябины.

3.Рисование «Золотая осень»

Цель: знакомство с нетрадиционным методом рисования (рисование пальцами).

4. Игра «Путешествие в лес» Цель: расширить представления детей о лесе и его обитателях (в лесу кроме зайца и лисы обитают волк и  Медведь; медведь спит в берлоге, волк бегает по лесу, охотиться за зайцем).

Проблемная ситуация «Как Маше не заблудиться в лесу?» чтение р.н.с. «Машенька и медведь», рассматривание иллюстраций игры с лабиринтами. Игры на выделение имени признака (место),  «Угадай, где я была».

Декабрь

1. Наблюдение «Рассмотрим нашу елочку» Цель: познакомить с елкой (зеленая, колючая, есть иголки) учить любоваться елью. 2. Наблюдение «Наша елочка живая»

Цель: воспитывать бережное отношение к живому дереву, желание помогать ему

(стряхивать снег с веток, не ломать ветки)

3. Игра – драматизация «Путешествие в зимний лес». Цель: закреплять знание о елке, об обитателях леса.

Проблемная ситуация  «Нужно слепить снеговика, а снега мало» лепка снежных фигур. «Назови, что ты видишь» «Что на что похоже»

Январь

  1. Наблюдение за птицами «Кто прилетает на кормушку?»

Цель: познакомить с птицами, которые прилетают на кормушку. Вызвать интерес к поведению птиц, привлекать к подкормке зимующих птиц.

  1. Игра – драматизация «У бабушки в гостях» Цель: дать первоначальные представления о составе куриной семье, их внешних отличиях. Учить детей узнавать их, узнавать звуки, которые издают курица, петух, цыплята. 3. Наблюдение «Чем угощаем птиц?» Цель: продолжать знакомить с птицами, формировать представление о том, что птицы живые, зимой им холодно и голодно, поэтому их нужно подкармливать зернышками и белым хлебом.

4. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с коровой и теленком.

Цель: познакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями. 

Проблемная ситуация «Как полить цветы без лейки» полив комнатных растений, рисование «Любимый цветок» , «Что на что похоже» «Объяснялки». Игры на выделение имени признака (влажность)

Февраль

  1. Наблюдение «Белый снег пушистый»

Цель: познакомить со свойствами снега (белый, холодный, тает в руках). Показать снежинки, их много, они разные и красивые. Учить любоваться снегом.

  1. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с козой и козленком.

Цель: познакомить с козой и козленком, их отличительными особенностями. Закрепить  знания о корове и теленке. Развивать игровые умения детей.

  1. Наблюдение «Как снег становиться водой» Цель: показать, что снег тает в тепле и становиться водой. Талая вода грязная, значит и снег грязный – в рот его брать нельзя
  2. Наблюдение «Разноцветные льдинки». Цель: показать, что цветная вода превратилась в цветной лед (твердый, холодный, блестящий), льдинками можно украсить елку.

Проблемная ситуация «Как пройти по льду и не поскользнуться»,  наблюдения на прогулке  изменениями в природе«Что может случиться, если…» «Хорошо - плохо»

Март 

Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с кошкой и котятами.

Цель: познакомить с кошкой и котятами, их отличительными особенностями. Развивать речь, умение слушать. Учить выполнять разные игровые роли.

  1. Посадка репчатого лука.

Цель: уточнить представление о репчатом луке, как овоще, полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно растить зеленый лук. Учить сажать луковицы в землю и в воду.

Познакомить с те, что для роста зелени нужна вода.

  1. Игра-драматизация «Лесные чудеса». Цель: закреплять представления о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, особенностях образа жизни.
  2. Наблюдение за ростом лука

Цель: ежедневно отмечать изменения:  появились корни – ими луковица пьет воду, появилась зелень, она растет, потому что в группе тепло и есть вода.

Проблемная ситуация «Как прорыхлить растения» , уход за комнатными растениями, рассматривание иллюстраций.

Апрель

  1. Наблюдение за веткой тополя в вазе с водой. Цель: учить замечать изменения, происходящие с веткой тополя: набухание почек, появление листьев. Дать понять, что листья распустились, потому что в группе тепло и есть вода в вазе.
  2. Наблюдение за таянием снега.

Цель: учить замечать сезонные изменения в природе: снег чернеет, появляются проталины, ручьи. 3. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с лошадью и жеребенком.

Цель: познакомить с лошадью и жеребенком, их отличительными особенностями. Развивать речь, умение слушать. Учить выполнять разные игровые роли.

Проблемная ситуация «Как попить воды без чашки» , «Бывает – не бывает»,  «Объяснялки».

Май

  1. Наблюдение «Знакомимся с одуванчиками» Цель: показать растение, сообщить его название, выделить характерные особенности (желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий) Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения.
  2. Наблюдение «Знакомимся с мать-и-мачехой» Цель: закрепить знание об одуванчике, познакомить с мать-и-мачехой. Показать различие и сходство этих растений.

Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растений.

  1. Наблюдение «Одуванчиков много – они разные и красивые»

Цель: показать превращение желтых цветов в пушистые шарики, красоту поляны, на которой много зеленой травы и одуванчиков. Проблемная ситуация «Тише, Танечка, не плачь!» чтение стихов А. Барто, рассматривание иллюстраций«Фантазеры - 2»

«Что это? Что умеет делать?»

План работы с родителями воспитанников

Период

Содержание

Сентябрь

1.Подбор материала, необходимого для работы с родителями по теме самообразования.

Постановка целей и задач по данной теме.

Октябрь

1.Папка – передвижка «Экология и дети ».

2.Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Живая и неживая природа».

Ноябрь

1.Консультация для родителей «Наблюдения в природе»

Декабрь

1.Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке поделок к празднованию Нового года "Елочка красавица" (альтернатива живой елочке)

Январь

Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как привлекать детей  к экологическому воспитанию с использованием проблемных ситуаций дома.

Февраль

1.Познакомить родителей с РППС группы. Предложить оказать помощь в пополнении и обогащении центра природы.

Март

Консультация для родителей в печатном виде «Опыты для малышей»

Апрель

1.Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу экологического воспитания  детей младшего дошкольного возраста

2.Консультация для родителей  «Моделирование. макеты».

Май

Выставка совместных работ (рисунки) родителей и детей на тему:

«Мы защитники природы».

приложение 2

Опыты и эксперименты для детей

Сентябрь

Тема № 1 «Свойства песка»

Опыт №1 «Почему не получился куличик?»

Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»

Опыт №3.  « Песок и земля»

Опыт № 4. «Определение цвета».
Опыт № 5. « Из чего состоит песок?»
Опыт № 6. «Движение песка».

Октябрь

Тема №2 «Ветер по морю гуляет»

Опыт № 1 «Море»

Опыт № 2 «Как работает воздух» 

Опыт № 3 « Воздух есть везде»

Опыт №4  «Дети машут  веером»

Опыт №5  «Иллюстрация песчаной пустыни»

Опыт №6 «Волны»

Ноябрь

Тема № 3 «Узнаем, какая вода»

Опыт № 1«Вода – жидкость», «У воды нет запаха»

Опыт № 2 «Вода прозрачная».

Опыт №3 «Вода – растворитель».

Опыт № 4 «Вода – растворитель».

Декабрь

Тема № 4  «Бумага, ее качества и свойства»

Опыт №1 «Бумага мнется»

Опыт № 2 «Бумага намокает»

Опыт № 3 « Бумага для рисования»

Январь

Тема № 5 «Снег, какой он?»

Опыт № 1 «Снеговик»

Опыт № 2 «Мы снежинки»

Опыт № 3«Снег холодный и белый «

Февраль

Тема №6 «Свойства льда»

Опыт № 1 «Ледяная избушка»

Опыт № 2 «Таяние льда в воде»

Опыт № 3 «Цветные льдинки»

Опыт № 4  «Цветные бусы»

Март

Тема № 7 «Плавает-тонет»

Опыт № 1 «Мяч»

Опыт № 2  «Разноцветная вода»

Опыт № 3 « Плавает, тонет или растворяется»

Опыт № 4 «Что тяжелее?»

Апрель

Тема № 8 «Угостим петушка и курочку зернышками»

Опыт № 1 «Сею, сею, просеваю»

Опыт № 2 «Как быстро перебрать крупу»

Опыт № 4 «Проращивание фасоли»

Май

Тема № 9 «Травка зеленеет, солнышко блестит».

Опыт № 1 «Огород на окне»

Опыт № 2 «Веточка березы»

Список литературы

1. Т.А. Серебрякова, Г.Г. Шалашова. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. "Игра в системе экологической работы с детьми младшего дошкольного возраста" Н.Н. 2000 г.

2. Т.А. Серебрякова, С.В. Тиманкина. Пособие (из опыта работы). "Подходы к организации эколого-развивающего пространства дошкольного образовательного учреждения" Н.Н. 2006 г.

3. Учебное пособие "Мир природы и ребенок". Методика экологического воспитания дошкольников под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. Санкт - Петербург 1998 г.

4. С.Н. Теплюк Пособие для педагогов дошкольных учреждений (для работы с детьми 2-4 лет). "Занятия на прогулке с малышами". Москва 2006 г.

5. "Дошкольник". Автор - составитель О.Ф. Горбатенко. Волгоград 2007 г. "Система экологического воспитания в ДОУ": информационно - методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу "Мир природы", утренники, викторины, игры.

6. М.В. Коробова, Р.Ю. Белоусова "Малыш в мире природы": методическое пособие для воспитателей и родителей. М. Просвещение, 2006 г.

7. " Кроха": пособие для родителей по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М. Просвещение 2006 г.

8. Т.М. Бондаренко. "Комплексные занятия в младшей группе детского сада": Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.? Воронеж: Издательство "Учитель", 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования "Юный эколог"

+VПлан работы по самообразованию воспитатель МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Колосок» - Полушкина Е.В.Тема самообразования: Юный эколог.Цель: формирование у дошкольников представлений о расти...

Тема самообразования "Юный эколог"

План работы по самообразованию воспитатель МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Колосок» - Полушкина Е.В.Тема самообразования: Юный эколог.Цель: формирование у дошкольников представлений о растите...

Отчёт по самообразованию по экологии

В процессе освоения экологических знаний ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания приобретают качестве системности. Тем...

Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей старшей и подготовительной группы

Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог»  для детей старшей и подготовительной группы...

Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей средней группы

Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог»  для детей средней группы...

Индивидуальный план по самообразованию по экологии

quot;Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"...

План самообразования по экологии во 2 младшей группе

План по самообразованию по экологии во 2 младшей группе. На 2018-2023 год...