Развитие воображения как один из способов развития познавательного интереса дошкольников
статья (средняя группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Развитие детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательное развитие23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воображения как один из способов развития познавательного интереса дошкольников

Воображение — это вид мыслительной деятельности. Это непременная часть любой творческой деятельности человека (художественной, музыкальной, научной и др.).

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать, человек представляет, что надо сделать и как он это будет делать. Воображение связано с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Оно позволяет управлять временем (планировать день, продумывая, сколько времени займет каждое действие).

Воображение играет важную роль в жизни человека. Исследования показали, что благодаря воображению люди могут создавать что-то новое.

Родители, воспитывая детей дошкольников, должны понимать, что такое воображение и этапы его развития.

Воображение присуще только человеку.

Воображение различают по типам:

по интенсивности:

активное — мозг воссоздает образ, который был заранее выбран человеком;

пассивное — образы неосознанные, против воли, отражая подсознательные стремления.

по признакам:

неуправляемое — лишенное причинно-следственных связей, яркое, нелогичное;

творческое — образы возникают в сознании без опоры на опыт, опирается на самостоятельное независимое мышление.

Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у детей:

Первый этап (2,5–3 года) — связан с опорой на наглядность, с воспринимаемой предметной средой. Используя игрушки, ребёнок проигрывает знакомые действия в разных вариантах.

Второй этап (4–5 лет) — здесь уже проявляется использование прошлого опыта. Познавательное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования.

Третий этап (6–7 лет) — характеризуется появлением особой внутренней позиции, здесь уже происходит развитие воображения от замысла к его реализации. В этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. В своих произведениях дети не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи.

Воображение ребенка развивается постепенно, с приобретением им опыта. Нужно лишь направить энергию и потенциал в правильное русло.

Воображение может быть:

Воссоздающее (репродуктивное) — т. е. образы воссоздаются, возникают на основе прочитанных книг или услышанных историй.

Творческое (продуктивное) — т. е. образы возникают в воображении без опоры на прочитанное, услышанное, увиденное. Именно этот вид воображения нуждается в дальнейшем развитии.

Неуправляемое, его ещё называют «буйным воображением», «безудержная фантазия». Это когда ребёнок создаёт истории, не связанные какой-либо последовательностью и логикой. Иначе говоря, ребёнок с таким видом воображения постоянно что-то фантазирует и говорит, что именно так оно и было.

Без воображения мы могли бы лишиться многих научных открытий, художественных произведений, малыши не играли бы в разнообразные игры и забавы, не услышали бы интересных сказок и множество историй.

Воображение помогает детям мыслить нестандартно, из непростой ситуации находить выход. C развитым воображением проще переносятся разные жизненные проблемы, конфликты с ровесниками, взрослыми, лучше осваиваются учебные программы.

Факторы, влияющие на развитие воображения:

• воспитание;

• общее образование;

• атмосфера дома

Необходимо копить впечатления об окружающем мире, опыт взаимодействия с людьми и предметами расширяет кругозор.

Методы развития воображения:

1. Дидактические игры. Они воспроизводят реальность (события, праздники, социальные роли, предметы быта). Рекомендуется выбирать несколько типов игр: словотворчество, расположение деталей в пространстве, абстрактные игры с карточками и правилами.

2. Изобразительное искусство. Рисование дарит шанс воплотить в жизнь самые смелые задумки так, чтобы окружающие могли посмотреть на них, оценить со стороны. Ребенок сначала копирует родителей, воспитателей, учится держать кисть или карандаш. Затем появляется интерес к творческому самовыражению.

3. Сказки. Не случайно они занимают особое место в фольклоре любой страны: благодаря сказкам человек постигает культуру народа, развивает воображение, придумывая неосвоенные сюжетные линии. Сказки укрепляют эмоциональный интеллект, позволяя комбинировать типовые характеры персонажей.

4. Конструктор. Собирая детали в единое целое, малыш вынужден заранее представлять в сознании конечный результат. Так формируется пространственное мышление дошкольника, развивается логика; усваиваются свойства материалов и форм.

Упражнения, развивающие воображение

1. «На что похоже?»

Цель: развитие воображения и внимания.

1 вариант: Поставьте кляксы на бумаге, используя нитки, подушечки пальцев, ладони, фломастеры. Посмотрите на пятна с разных сторон. Малышу нужно придумать, на что похожи очертания клякс.

2 вариант: Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. «Дорисуй картинку»

Цель: развитие творческого воображения.

Взрослый начинает схематически рисовать животное или предмет, затем отдает картинку ребенку, который должен догадаться, что изображено на бумаге и провести финальные линии.

3. Сочиняем сказки самостоятельно.

Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.

Взрослые выбирают действующих лиц, помещая их в выдуманный мир, придумывая препятствия. Затем взрослый задает вопросы ребенку: «А как бы ты поступил(а) в этой ситуации? Почему герой сделал так? Что еще он мог изобрести?» Можно рассказать несколько альтернативных финалов сказки.

4. «Шкатулка со сказками».

Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.

Ход игры:

Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».

Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленого цвета.

(Ответы детей).

Затем взрослый говорит:

«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.

Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»

Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки:

— …Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?..

Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку.

Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательное и интересное продолжение.

Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.

5. Работа с карточками.

Малышу показывают карты с несложными фигурами (например, три желтых круга). Нужно дорисовать недостающие детали, чтобы получить цельное изображение (желтый круг — солнце, ромашка, яичница).

6. Смешинки.

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка. Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.

7. Пантомима.

Попросите ребенка с помощью мимики и жестов показать разные чувства и настроения (грусть, радость, боль) или какое-либо действие (плавание, рисование, вязание)

8. Лепка

Развивает воображение и мелкую моторику рук .Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто. Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Развивать воображение у детей можно и нужно. Для этого нужно сформировать мотивацию, убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Фантазировать должно быть интересно, тогда ребенок быстрее овладеет умением фантазировать,

Воображение начинает развиваться у детей в конце средней группы, а самый «разгул фантазии» у детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Графические диктанты – один из способов развития пространственного воображения и мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста.

Рисование по клеточкам очень увлекательное занятие. Графические диктанты позволяют подготовить руку ребенка к письму, обучают ориентироваться в клеточках, развивают умние слушать словесные инструкци....

Индивидуализация обучения как один из способов развития речевой и познавательной компетенции дошкольников.

Выступление "Индивидуализация обучения как один из способов развития речевой и познавательной компетенции дошкольников"....

Фонопедический метод развития голоса как один из способов развития вокального музицирования старших дошкольников

В данной разработке рассматриваются вопросы использования, внедрения фонопедических упражнений в музыкальные занятия ДОУ. Данные упражнения являются здоровьесберегающей технологией, а потому их исполь...

Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко

Презентация «Интеллектика»  часть  1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...

Деловая игра для педагогов «Технология исследовательского обучения А. И. Савенкова как один из способов формирования познавательной активности дошкольников»

Деловая игра для педагогов«Технология исследовательского обучения А. И. Савенкова как один из способов формирования познавательной активности дошкольников»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....