Индивидуализация обучения как один из способов развития речевой и познавательной компетенции дошкольников.
материал (младшая группа) на тему

Дрындина Елена Ивановна

Выступление "Индивидуализация обучения как один из способов развития речевой и познавательной компетенции дошкольников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

Индивидуализация - важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

Каждый ребенок помимо общих свойств, имеет индивидуальные качества, которые могут положительно или отрицательно влиять на ход учения. Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от одного до трех в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.

Мы в группеиспользуем такие ситуации, как:

  • «Что не так?» Цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком.
  • «Улыбка». Цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его.
  • «Рукопожатие». Цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия.

Каждое утро в нашей группе начинается с «Доброго приветствия». Цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др..

В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность.

В процессе проведения дидактических игр мы выясняем степень умственного, речевого и познавательного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.

Кроме тогомы подбираем игрына речевое и познавательное развитие:таким образом, что они могли быть использованы и в процессе непосредственно образовательной деятельности  и в свободное время. Это такие игры, как:

  • «Разложи правильно». Выбери овощи на одну тарелку, а фрукты на другую.
  • «Четвертый лишний». Из предложенного ряда предметов выделить лишний, объяснить свой выбор.
  • «Подбери по цвету и форме». Подбери изображение плодов близких по форме.
  • «Чего больше?» Пересчитать, чего больше овощей или фруктов.
  •  «Что изменилось?» Назвать название плодов, которые поменяли местами.
  •  «Покажем Буратино, как нужно здороваться».
  •  «У кого какой дом?» Побуждать детей вступать в диалог со взрослым и способствовать речевому развитию.
  •  «Мяч передай, овощ называй»

Зная индивидуальные особенности детей,их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

В таких играх, как «Мы приходим в детский сад», «У медведя во бору», «Кто как купается» и т.д.  я обращаю внимание, чтобы каждые ребенок четко проговаривал слова, соотносил слова с действиями.

В нашей группе оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны содержит  в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал. Эта зона позволяет детям заниматься как, группами так и индивидуально. Цель этой зоны: способствовать формированию развития речевой и познавательной компетенции. Сюда входят такие развивающие игры:

«Времена года»

«Чей домик»

«Наша Родина»

«Что? Откуда? Почему?»

«Цвета и формы»

Домино:

«Мир растений»

«Логическое домино»

«Лесные животные»

«Сказочные герои»

«Геометрические фигуры»

Игры-драматизации - способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

  • «Теремок»
  • «Три поросенка»
  • «Рукавичка»
  • «Петушок и цыпленок»

Строительно-конструктивные – способствуют развитию конструктивных способностей, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

  • «Придумай сам»
  • «Сложи узор»
  • «Домик для куклы»

Уголок природы-сформирован с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа.

В зимнее время размещаем «Огород», где высаживаем с детьми лук, горох, рассаду цветов.

Подобранный наглядно-дидактический материал даёт детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач.

  • «Тонет – не тонет»
  • «Полей огород»
  • «Луковая грядка»
  • «Ветерок»
  • «Кораблик»
  • «Поймай шарик»

При проведении игр-экспериментов мы учитываем индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Особо интересующимсядетям  мы позволяем экспериментировать чаще. А тем детям, у которых особых склонностей к исследовательской работе нет, мы предлагаем заниматься   чем-то другим.

Организуя работу по развитию познавательной активности, применяем не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов используем не только непосредственно образовательную деятельность, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы - режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа.

Такие игры как:

 «Назови одним словом»,

«Назови три предмета».

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить  дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Варианты заданий:

- Одевание (раздевание) на (с) прогулку.

• предлагаем ребёнку сравнить туфельки друг друга и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к друг

• определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация);

- После сна:

• глядя на постель, определяем на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка;

• расчесывая девочек, спрашиваем, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные);

Прогулка:

• собирая осенние листья, выбираем красные, желтые, зеленые, коричневые; выкладываем из них шарфики для осени (длинные и короткие);

• во влажном песке аккуратно делаем отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравниваем их по форме и по размеру;

• «Найди, что покажу» - предлагаемпоискать одинаковые по форме листья, камешки, шишки, куличики;

• «Найди, что назову» - дети ищут предметы по описанию;

• постоянно упражняем в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, цветы;

• наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;

• наблюдая за небом, обговариваем форму солнца, облаков; цвет и направление движения;

• играем в подвижные игры с математическим содержанием, активно используем пальчиковые упражнения.

Уголок по ПДД:макет улицы, где обозначены тротуар и  проезжая часть;      маленькие машины,  деревья, светофор, дорожные знаки.

Настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами –   «ходилки», лото, домино и др.).

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражки, дорожные знаки, модель светофора).

Уголок по противопожарной безопасности: противопожарный щит; пожарная машина, карточки по противопожарной тематике.

В развивающей речевой среде мы помогаем детям общаться со взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.). Таким образом, различные формы работы  в плане развития речи дошкольников, ресурсныформирования коммуникативной компетентности детей, если:

- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

- мы должны быть не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором. В игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И мы, воспитатели, совместно с семьей, постоянно используем  их для речевого и познавательного развития каждого ребенка.

Литература:

  1. Максаков А.Н. «Развитие правильной речи ребенка в семье». Пособие для воспитателей и родителей. 2-е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2006г.
  2. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребенка в детском саду» - Ростов – н/Д:ТЦ «Учитель», 2002г.
  3. Котко А.Н. «Индивидуализация воспитания дошкольников» - М.: Народная асвета, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квиллинг--- как один из способов развития мелкой моторики рук у старших дошкольников.

История происхождения техники квиллин. Поэтапное обучение квиллингу....

Консультация для воспитателей "Театрализация - как один из способов преодоления речевых нарушений у дошкольников"

Описание деятельности воспитателя при  преодолении речевых растройств у дошкольников, через театрлизованную детяьеность....

Фонопедический метод развития голоса как один из способов развития вокального музицирования старших дошкольников

В данной разработке рассматриваются вопросы использования, внедрения фонопедических упражнений в музыкальные занятия ДОУ. Данные упражнения являются здоровьесберегающей технологией, а потому их исполь...

Использование кругов Луллия в работе по развитию речевой и познавательной активности дошкольников

Я хочу познакомить вас с уникальной методикой «Кольца Луллия». Центральное место в ней занимает многфункциональное пособие - круги Луллия. Универсальность игрового материала состоит в том,...

Звукоподражания, как один из способов развития речи младших дошкольников

Презентация может использоваться для развития речи младших дошкольников с ТНР...

« Способы развития речевой компетенции, как компонента функциональной грамотности дошкольников».

Одно из приоритетных задач является включение в  образовательные программы по всем направлениям,  компонентов обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанны...