Музейная педагогика
презентация

Буянова Татьяна Юрьевна

Музейная педагогика - как средство художественно - эстетического воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время изменились подходы к эстетическому воспитанию дошкольников. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, а также развитие способностей к творчеству, искусству и созиданию. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, что позволяет увидеть развитие эстетического отношения к окружающему миру, природе, быту, искусству, труду, общественной жизни.

Одним из средств художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста является музейная педагогика, широко используется в дошкольных образовательных учреждениях.

Музейная педагогика - особый вид педагогической практики, но в дошкольном образовании существенную роль начала играть в последние 10 лет. Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, посещение и организацию экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников.

Актуальность музейной педагогики как науки определяется созданием новой музейной аудитории, расширением пространства влияния музея на образовательный потенциал дошкольников.

Приобщая детей к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, педагоги дошкольных образовательных учреждений строят свою работу на основе соответствующих программ, эффективно внедряемых в образовательный процесс.

Работа направлена на то, чтобы научить детей замечать красивое в обыденном, обогатить их эстетические представления, формировать эмоционально-оценочные суждения по поводу увиденного, вызвать желание отражать полученные эстетические представления в собственной художественно-творческой деятельности, т.е. формировать визуальную культуру и опыт «насмотренности»  в условиях музейной коммуникации.

Наш музей существует с 2020 года. Это был мини-музей «Русского быта», в котором располагалось несколько экспонатов. Постепенно пополнялся. Общим педагогическим собранием , весной 2022 года, мы приняли решение расширить и паспортизировать наш музей.

Первоначально был разработан план мероприятий по созданию музея, в реализации которого принимали участие педагогическая и родительская общественность.

18 октября 2022 года наш музей принял первых посетителей.

Музей оформлен в виде фрагмента русской избы-горницы, в нем присутствуют предметы старинной мебели и утвари: лавки, ухваты, чугунки, деревянные ложки. Это дает возможность погружаться в мир истории и искусства. В музее хранятся русские народные костюмы, деревянные прялки, фарфоровая и глиняная посуда. Есть ряд экспонатов, связанных с предметами мужского труда (лапти, серп, кованые гвозди, точёные и резные предметы, туеса и сосуды из бересты) и женского рукоделия (деревянные прялки, веретёна, швейка). Собрана коллекция из металла: серпы, замки, петли, гири, безмены, утюги. Имеется в наличие и коллекция русских самоваров.

В музее представлена экспозиция «Помним! Гордимся!», которая рассказывает о наших земляках, воевавших в годы Великой Отечественной войны, о героях Советского Союза.

Целью музея так же является – подготовка дошкольника к деятельной, нравственной жизни в современных социокультурных условиях, формирование лучших качеств его личности таких, как патриотизм, гражданственность, совестливость, трудолюбие, порядочность, отзывчивость, а также развитие творческих способностей.

Формы работы музея разнообразны: лекции, праздники, посиделки. Тематика этих мероприятий разнообразна. Народная культура воплощена в доступных для дошкольников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и потому интересен детям, а с народным бытом, народной кухней дети встречаются и в повседневной жизни

Особенности работы:

- Направленность на интеграцию, когда освоение представлений о культурных традициях, обычаях, исторических событиях, обследование свойств и качеств предметов  и явлений в процессе художественно-эстетической деятельности и усвоение нравственных норм, правил поведения и музейной культуры осуществляется в процессе интеграции познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития дошкольников.

- Культурологическая направленность — освоение детьми образов отечественного и мирового искусства на материале отечественных музеев города, достопримечательностей города и природы.

- Художественная направленность — формирование художественной и общей культуры дошкольников на основе музейных подлинников в условиях организации педагогического процесса в музейной среде, что усиливает эстетические эффекты, ценностные и поведенческие компоненты восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...