Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Растительный мир нашего участка»
проект (младшая группа)

Марина Викторовна Смирнова

Цель воспитательного проекта – изучение растительного мира посредством экологического воспитания детей 3-4 лет.

 Задачи:

  1. В деятельности с детьми:

- повышать знания о растениях и деревьях;

- развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

- развивать творческую активность;

- воспитывать доброе и бережное отношение к растительному миру;

  1. В деятельности с родителями:

-устанавливать доверительные отношения между родителями и воспитателями группы;

- привлекать внимание родителей к экологическому воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastitelnyy_mir_nashego_uchastka_smirnova_m._v.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Проект по экологическому воспитанию дошкольников:

«Растительный мир нашего участка»

Смирнова Марина Викторовна

МКДОУ-детский сад «Солнышко»

Актуальность: Важное значение в развитии ребёнка имеет экологическое воспитание. Благодаря наблюдению за природой и взаимодействию с окружающей средой ребенок увеличивает объем знаний, обогащает словарный запас. Экологическое воспитание также помогает обеспечить ребёнка пониманием простейших причинно-следственных связей, что, в дальнейшем, облегчает становление логического мышления. Неживая и живая природа учит ребёнка быть исследователем, дарит ему возможность каждый день совершать «открытия», помогает формировать собственное мнение. 

В настоящее время экологическое воспитание стало особенно актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка стремительно ухудшается. Остро стоят проблемы загрязнение воздуха, воды и почвы, потери биоразнообразия и изменения климата. Дети - бедующее нашей планеты и от их экологической осознанности зависит благополучие природы.

В 2022 году наш детский сад присоединился к движению "Эколята - дошколята". Оно направлено на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. Любить, ценить и заботится о природе необходимо начинать как можно раньше и с самого малого - со знакомства с природой родного края. Участок детского сада идеально для этого подходит, так как является местом систематических наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность, любознательность и самостоятельность.  Лето - благоприятный период для знакомства дошкольника с растительным миром.

Цель воспитательного проекта – изучение растительного мира посредством экологического воспитания детей 3-4 лет.

 Задачи:

  1. В деятельности с детьми:

- повышать знания о растениях и деревьях;

- развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

- развивать творческую активность;

- воспитывать доброе и бережное отношение к растительному миру;

  1. В деятельности с родителями:

-устанавливать доверительные отношения между родителями и воспитателями группы;

- привлекать внимание родителей к экологическому воспитанию детей.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Место реализации проекта: МКДОУ – детский сад «Солнышко».

Срок реализации: 1 – 12 июля 2024 года (краткосрочный).

Участники проекта: Дети 3-4 лет, родители, педагогический коллектив.

Ресурсы проекта: Информационное обеспечение: тематические альбомы, дидактические материалы, видеоинформация. Технические: мультимедийный проектор, ноутбук, ламинатор.

Методические: 

  1. Акимова Ю. А. "Знакомим дошкольников с окр. миром" мл. группа "Сфера" 2007;
  2. Гризик Т. И. "Познаю мир" метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе "Радуга" "Просвещение" 2000;
  3. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005;
  4. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006;
  5. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005;
  6. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
  7. Фисенко "Природа вокруг нас" мл. и средняя группа. Разработка занятий "Корифей" ИТД 2008; 
  8. Интернет ресурсы: https://www.chitalnya.ru/work/1816649/

Образовательные области: познавательное развитие, социально–коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы проекта: практические (аппликация, рисование, лепка, изготовление гербария растений произрастающих на территории ДОУ); наглядные: наблюдение, просмотр мультфильмов, просмотр презентации; словесные: чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, загадки, беседы, дидактические игры.

Продукт деятельности детей: выставка творческих работ, изготовление гербария.

Продукт деятельности педагогов: Разработка и оформление проекта, разработка конспектов по тематики проекта; разработка консультаций для родителей.

Предполагаемые результаты:

- формирование у детей знаний о некоторых цветах, лекарственных растениях и деревьях произрастающих на территории ДОУ;

- активизация словаря и знакомство с новыми названиями растений, с понятием «гербарий»;

- воспитание бережного отношения к растениям;

- закрепление у детей навыков работы с цветной бумагой, клеем, карандашами, красками, пластилином.

- повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный (1 - 3 июля).

  1. Изучение методической литературы по теме проекта;
  2. составление плана по реализации проекта;
  3. оформление консультаций для родителей;
  4. подготовка дидактических игр по теме проекта;
  5. подбор загадок о цветах и деревьях для викторины;
  6. подбор стихотворений о цветах и деревьях для заучивания;
  7. подбор мультфильмов;
  8. подготовка конспектов бесед;
  9. подготовка художественной литературы;
  10. подготовка презентаций: «Ядовитые растения» и «Красная книга»;
  11. подготовка семян для проращивания;
  12. подготовка оборудования для проведения опыта по окрашиванию клевера белого.
  13. подготовка листьев для рисования «нетрадиционным способом».
  1. этап. Основной (4 – 10 июля).

1. Совместная деятельность педагога и детей;

2. активизация взаимодействия родителей и детей в рамках экологического воспитания.

3 этап. Заключительный (11 - 12 июля).  

  1. Проведение викторины «Что я знаю о растениях?»;
  2. проведение выставки творческих работ;
  3. обработка полученных материалов и подведение итогов деятельности в рамках проекта.

Краткое заключение: Анализируя результаты проекта стало очевидно следующее: дети с большим желанием включались во все мероприятия проекта. Интерес ребят к познавательно – исследовательской деятельности был высоким на всём протяжении проекта. Они показали хорошие знания в области природы. Показали, что умеют находить причинно-следственные связи и делать выводы (сами пришли к выводу, что без растений всё живое погибнет и что на участке ДОУ нет ядовитых растений). Дети опытным путём доказали, что растения «пьют» воду и развиваются из семян. Повысился уровень активности родителей и заинтересованности их в экологическом воспитании детей. Родители подготовили раскраски с изображением цветов и деревьев. Дети совместно с родителями пополнили гербарий листьями крапивы, тополя, клёна, липы, чистотела собранными в непосредственной близости от территории ДОУ.

Проектная карта «Растительный мир нашего участка»

Основные виды деятельности детей организованные воспитателем

4.07.2024г.  – 10.07.2024 г.

4 июля

четверг

5 июля

пятница

8 июля

понедельник

9 июля

вторник

10 июля

среда

Беседа

«Строение и значение растений»

«Деревья – лёгкие планеты»

«Лекарственные растения»

«Ядовитые растения» (презентация)

«Красная книга»

«Что будет, если растения исчезнут?»

Прогулки, наблюдения, опыты, эксперименты

Проращивание семян подсолнуха.

Наблюдение за цветами на территории ДОУ

Сбор и сушка клевера белого для гербария.

Наблюдение за семенами подсолнуха.

Наблюдение за берёзой, дубом, елью. Сбор и сушка листьев берёзы, дуба для гербария.

Наблюдение за семенами подсолнуха.

Наблюдение за календулой, подорожником.

Сбор и сушка  календулы, одуванчика и подорожника для гербария.

Наблюдение за семенами подсолнуха.

Эксперимент по окрашиванию клевера белого.

Помощь воспитателю в оформлении гербария.

Посадка семян подсолнуха в почву с последующим наблюдением за всходами.

Подведение итогов по окрашиванию клевера белого.

Игра на прогулке: «Найди растение и сравни его с гербарием»

Чтение художественной литературы

З. Александрова Стихотворение «Одуванчик»

Т. Крикунова Экологические сказки о цветах «Чьи цветы лучше?», «Зелёная аптека»

М. Пришвин «Золотой луг»

Сказка: «Как части растения спорили»

(интернет ресурсы)

Сказки: «Семечко», «Вертолётик»

(интернет ресурсы)

Дидактические игры

Разрезные картинки «Цветы»

«Назови части растения»

«Четвёртый – лишний»

«Откуда лист»

«Лекарственные и ядовитые растения»

Конструирование

Мозаика «Цветочная полянка».

Конструктор ЛЕГО «Сказочные цветы»

Рисование

Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»

Аппликация

«Одуванчик – желтый сарафанчик»

Лепка

Коллективная работа «Цветочная клумба»

Просмотр мультфильмов

«Одуванчик – толстые щёки»

Развивающие мультфильмы «Азбука экологии со Смешариками»

«Весёлый огород»

Развивающие мультики Смешарики «Красная книга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию дошкольников на тему "Овощи-наши друзья"

В настоящее  время главной задачей является воспитание экологически грамотного человека...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Птицы, живущие на нашем участке»

Цель: формирование общих представлений о птицах.Задачи:1.    изучить строение тела птиц;2.    найти между ними сходство и различия;3.    продолжать фо...

Проект по экологическому воспитанию детей на тему: «Наши младшие друзья».

Проект призван привлечь внимание к вопросу о важности домашнего животного, так как наличие последнего является мощным воспитательным фактором и помощником в эмоциональной разгрузке детей....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «Природа – наше богатство»

В долгосрочном проекте ставятся следующие цели:1.Расширение представлений детей о различных природных объектах ,о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.2. Осознание детьми экологических зависимост...

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Глобальные экологические катастрофы»

Цель проекта: Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека....

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» «Комнатные растения – наши друзья»

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию «Комнатные растения – наши друзья »Участники проекта: дети  средней группы, педагоги, родители.Вид проекта: образоват...

Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Наши деревья»

Проект по экологическому  воспитанию дошкольников«Наши деревья»...