ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «Природа – наше богатство»
проект по окружающему миру на тему

Беляева Анна Алексеевна

В долгосрочном проекте ставятся следующие цели:

1.Расширение представлений детей о различных природных объектах ,о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.

2. Осознание детьми экологических зависимостей, способствующих развитию современного экологического мышления.

3. Закладывание основы экологической культуры личности.

4. Проявление чувства милосердия, гуманного отношения ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc1004.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc1.13 МБ

Предварительный просмотр:

      МКДОУ Половинский детский сад №1 Краснозерского района Новосибирской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Природа – наше богатство»

        

                                                                                                   Подготовлен:

                                                                                     Беляева  Анна Алексеевна

                                                                                     Воспитатель МКДОУ                  

                                                                                     Половинского дет.сада№1

                           

                                      

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение                                                                                          

1.1 Актуальность                                                             

1.2 Анализ внешней среды        

1.3 Анализ внутренней среды        

1.4 Проблема        

2. Основная часть

  1. Целеполагание                                                                        

    2.2    Задачи проекта         

    2.3  Ожидаемый результат                                                                

  1. Реализация проекта
  2. Ресурсное обеспечение                                                            

     2.5  Мониторинг проекта                                                              

3. Заключения. Выводы                                                                  

Список литературы                                                                                          


1. ВВЕДЕНИЕ

 

1.1 Актуальность

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Все чаще можно видеть небрежное, порой безжалостное отношение к природе не только детей, но и взрослых. Поэтому необходимо проводить работу по экологическому воспитанию не только у детей, но и у родителей. Чувственный опыт детей и взрослых приходит в процессе регулярного познания окружающего мира. Именно в детстве ребенок получает эмоциональные впечатления от природы, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Мы живем в сельской местности, поэтому у нас в руках большие возможности для воспитания у детей любви к природе родного края, что является основой моего экологического проекта. Мой проект долгосрочный, он охватывает работу с детьми начиная с младшей группы до выпуска детей из детского сада. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

 - образовательная деятельность,

- опытно-экспериментальная деятельность,

- игры, развлечения,

- наблюдения и экскурсии,

- работа с родителями,

- природоохранные акции.

1.3  Анализ внутренней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Программно – методическое обеспечение

Наличие программ и технологий:

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, 2005 г.,

- Программа «Юный эколог»

С. Н. Николаевой, 2005 г.,

 

- Методическое обеспечение:

учебно-методическая, подписные и периодические издания.

- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.

- Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;

- отсутствие экологических знаний и педагогического  опыта у родителей воспитанников.

Материально – техническая база

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на  участке;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием; 

- костюмы животных, растений.

- Отсутствие средств ТСО в группе (наличие ноутбука в группе было бы как нельзя кстати).

1.4 Проблема

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Основная цель проекта:            

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

                                 

                                             ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Формирование у дошкольников представления о живой и неживой природе, их взаимосвязь.

2. Формирование познавательного интереса, желания общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы.

3. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.

4. Привитие навыка экологически грамотного, безопасного поведения в природе.

5. Воспитание любови и бережного отношения ко всему живому и развитие эстетического восприятия природы.

6. Развитие у старших дошкольников способность к анализу,  самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Расширение представлений детей о различных природных объектах ,о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.

2. Осознание детьми экологических зависимостей, способствующих развитию современного экологического мышления.

3. Закладка основы экологической культуры личности.

4. Проявление чувства милосердия, гуманного отношения ко всему живому.

             ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 1 этап – подготовительный ( сентябрь – октябрь 2011г.)

  2 этап – практический ( ноябрь 2011 –январь  2013 г.г.)

  3 этап – заключительный ( февраль – май 2015 г.г.)

 

Подготовительный этап( сентябрь – октябрь 2011г)

                                      Мероприятия

Сроки

  1. Изучение программно – методического материала по направлению работы
  2. Диагностика экологических знаний у детей

  1. Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома.

  1. Родительское собрание: « Участвуем в проекте « Чтоб продлить природе век, будь ей другом, человек»

  1. Сбор литературы о растениях и животных.

     5. Составление каталога художественной литературы о

          растениях и животных.

  1. Подбор дидактических игр по экологическому

Воспитанию детей.

           

В течение всего этапа

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Практический этап ( ноябрь 2011 – январь 2013 года)

Мероприятия

Сроки

           

1.Обогощение эколого – игровой среды:

- сборник экологических сказок;

- видеотека « Любимые питомцы»;

- уголки « Времена года»;

- пополнение уголка природы;

- создание сборника наблюдений на прогулке;

2. Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала;

3. Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием;

4. Оформление наглядно – агитационного материала для родителей по организации экологического воспитания детей дома; проведение консультаций ( « Что читать детям о природе», « Ядовитые растения», « Чем вы можете помочь природе?»;

5. Создание экологической тропы на участке детского сада с привлечением родителей;

6. Облагораживание и озеленение территории детского сада совместно с родителями;

 7.Наблюдения за объектами живой и неживой природы;

 8.Проведение утренников по временам года;

 9.проведение занятий с детьми  по экологическому воспитанию в соответствии с программой М.А.Васильевой « Воспитание и обучение детей в детском саду»;

10. Проведение выставок детского творчества( из природного материала) с привлечением родителей;

11.Работа над созданием «Красной  книги»;

12.Сбор стихов, картинок о животных и растениях, занесенных в « Красную книгу»;

13.Чтение книг о растениях и животных;

14.Изучение правил поведения в парке, лесу, на водоемах.

              Младшая группа ( 2011 – 2012уч.  год)

      1.Родительское собрание – круглый стол « Домашние

          питомцы и ребенок»

       2.Конкурс рисунков совместно с родителями « Краски осени»

       3.Открытое занятие « Покормить птиц зимой»

        4.Экскурсии в парк в разные времена года

     5.  Развлечение « Идет матушка весна, отворяйте

         ворота»

      6. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры

          « Зоопарк»

       7. Разработка дидактических игр « Что такое хорошо и

           что такое плохо», « Веселый поезд»

       8. Развлечение « Мы поедем в гости к лету»

                         

       7.Фотовыставка « Как я провел лето»

               Средняя группа (2012 – 2013 уч. год)

1. Развлечение « Путешествие в мир природы»

  4. Конкурс рисунков на тему « Мое любимое животное»

 5. Экскурсии в парк

 6. Разработка дидактических игр « Помогите малышам»,

     « Кого не стало?»    

  7. Изготовление атрибутов к подвижным играм:

     « Лягушки и цапля», « Обезьянки», « Кот и мыши»

  8. Открытое занятие по экологическому воспитанию

       « Весенние секреты»

   9. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры

       « Хлебный магазин»

   10. Развлечение « Во поле береза стояла»

                       Старшая группа ( 2013– 2014 уч. год)

 

  1. Экскурсии в парк, рощу

   2.Родительское собрание « Человек и природа»

  2. Открытое занятие по ознакомлению с окружающим «

       Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»

 

  1. Экспериментирование « Лаборатория профессора

        Огородникова»

 

   4. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры «

       Путешествие в мир телевидения»

    5. Развлечение « В гости к снеговику»

     6. Разработка дидактических игр: « Угадай, чей след»,

         «Чье гнездо?»

      7. Конкурс рисунков на тему « Волшебный мир зверей

         и птиц"

  1. Развлечение « День птиц»

  1. КВН с участием родителей « Красная книга! Красная, значит природа в опасности»

    9. Экскурсия к озеру

   10. Развлечение « Волшебница вода»

              Подготовительная группа (2014 – 2015)

  1. Экскурсии в поле, на элеватор
  2. День знаний « Прости нас, матушка – природа»

  1. Развлечение « Жалобная книга природы»

  1. Вечер загадок « Волшебный огород»

      5.  Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры «

           Юный эколог»

      6. Разработка дидактической игры « Письмо мальчику

          Почемучке»

         

       7.  Разработка дидактической игры « Встреча с

            растением»

        8.КВН « Красота вокруг нас»

       9.Конкурс рисунков « Весенний пейзаж»

      10.Труд и наблюдение  на приусадебном участке  

          детского сада ( посадка овощных культур и цветов)

      11. Развлечение « Саламандра – повелительница огня»

      12.Экскурсии на школьный опытный участок

На протяжении всего срока реализации проекта

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

    В течение года

Март

Апрель – май

Июнь

Июль

Август

         Октябрь

Ноябрь

В течение года

Декабрь

Январь

Март

Апрель – май

Июнь

В течение года

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь – декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Март

Апрель

Май

Май – июнь

Август

Август - сентябрь

 

                   Заключительный этап ( февраль – май 2015 уч.год)

                                      Мероприятия

         Сроки

1.Викторина « Пусть исчезнет зло на свете, пусть с природой дружат дети»

2.Оформление альбома детских работ « Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб леса вокруг шумели»

3.Оформление выставки « Мы – любители природы» ( Книжки – самоделки, стихи, загадки, рассказы о растениях и животных).

4.Развлечение « Чтоб продлить природе век, будь ей другом, человек»

5.Подведение итогов проекта, мониторинг экологических знаний дошкольников

Февраль

Март – май

Апрель

Апрель

Май

  Ресурсное обеспечение:

Материально-техническая база:

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на  участке;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

- костюмы животных, растений.

Методическое:

-        теоретическая и методическая литература,

-        периодическая печать,

-        материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

-        Интернет-сайты;

-        Выпуск фотоотчетов;

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Цель диагностики:

 Выявление уровня экологической воспитанности дошкольников

Критерии сформированности

экологической воспитанности у детей:

  • Познавательный интерес к природе и ее изучению;
  • Знания об окружающей природе;
  • Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
  • Проявление бережного отношения к природе;
  • Практические умения и навыки по охране природы.

                           Сравнительные данные

          по выявлению уровня  экологической воспитанности детей

Уровень

Младшая гр.

2011 – 2012 г.

Средняя гр.

2012 – 2013 г.

Старшая гр.

2013 – 2014 г.

Подготовит. гр.

2014 – 2015 г.

нач.

года

конец

года

нач.

года

конец

года

нач.

года

конец

года

нач.

года

конец

года

высокий

2%

13%

14%

30%

30%

51%

52%

70%

средний

48%

52%

52%

54%

54%

44%

43%

30%

низкий

50%

35%

34%

16%

16%

5%

5%

0%

Для наглядности результаты реализации проекта представлены в диаграмме

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

ВЫВОДЫ:

Проведенная  в течение года работа   по экологическому воспитанию  позволила прийти к следующим результатам:

- дети стали  больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

 - у детей сформировались  первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,  

- у детей выработались  первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования   экологической культуры, которая проявляется  в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно - образовательного  процесса по экологическому воспитанию по проекту было  обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:

-  педагогам  повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

-  родителям  понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту,  приобретению их детьми  умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Результаты диагностики по выявлению уровня экологической воспитанности детей на начальном этапе показали, что дети с низким уровнем развития показали незнание практических навыков и умений по охране природе, мало правильных ответов дали об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная  деятельность менее развита. Испытывали затруднения в ответах, чувствовали себя менее уверенно.

Дети со средним уровнем развития вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечали односложно и не всегда верно, некоторые дети ждали наводящих вопросов или подсказки воспитателя.

Дети с высоким уровнем развития показали неплохие знания об окружающей природе, практически все проявили познавательный интерес к природе.   Эти дети уверенно себя чувствовали, были очень активны, использовали развернутые ответы.

Следует отменить, что  ребята с высоким уровнем развития не испытывали особых затруднений,   речь у них      развита хорошо.

По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития. Практически все дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.

Дети показали средний уровень –  75%

Дети с высоким уровнем –    8 %  развития не испытывают затруднений и Дети с низким уровнем –  17  % развития выполняли    задание по подсказке и с помощью взрослого.

Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня экологической воспитанности детей через организацию экологизацию образовательного  процесса и организацию предметно – развивающей среды, что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к   объектам окружающей природы.

После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы.

Данные об уровне экологической воспитанности детей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные данные

по выявлению уровня  экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик»

УРОВНИ

Сентябрь 2014 год

Май 2015год

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

ВЫСОКИЙ

2

8

12

50

СРЕДНИЙ

18

75

12

50

НИЗКИЙ

4

17

0

0

Для наглядности результаты за 2014 - 2015 учебный год представлены в диаграмме.

Рисунок 1. Результаты диагностирования уровня

экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик» ( в %)

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень  экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик» изменился. Количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности повысился. Эти дети ответили практически на виды вопросов, ребята выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Своим ответам они добавляли эмоциональность. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось отсутствие трафаретности в высказываниях

Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности изменился за счет того, что часть детей перешли в группу детей с высоким уровнем.

Детей с низким уровнем  развития экологической воспитанности на   конец года не осталось.  При участии в диагностике в мае дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.

На основе полученных результатов проследим общую динамику развития средних показателях у детей за 2014 -2015 г.г.  Наглядно этот сравнительный анализ представлен в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ данных за 2014– 2015 гг.

УРОВНИ

СРОКИ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

%

%

%

2010 год

8

75

17

2011 год

50

50

0

Динамика

На 42 увеличился

25% детей перешли на высокий уровень

На 17 уменьшился

Из таблицы видно, что наблюдается положительная динамика развития экологической воспитанности у детей подготовительной группы «Одуванчик».

Результаты проведенной нами работы по развитию экологической воспитанности у детей подтвердила правомерность выдвинутой гипотезы.

Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития экологической воспитанности у детей был качественно и количественно выше, чем в начале года. Детей с низким уровнем развития оказалось меньше, и больше детей с высоким уровнем развития по данному направлению.

Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка  и реализация системы мероприятий по организации  экологизации  предметно – развивающей среды в группе, пополненной разнообразными пособиями. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.

В течение года родители принимали активное участие  в обогащение предметно – развивающей среды в группе. Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в акции «Спасти и сохранить», в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.

Так же важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы и на участке, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.

                                                             

       Таким   образом,  при   системном,  комплексном   проведении   намеченной   работы   можно   достичь   намеченных   целей:

1.   Воспитание   любви   и   уважения   к  растениям,         природе    в   целом.

2. Воспитание  осознанного  бережного   отношения   к    объектам   природы.  

3.  Формирование   умения   и   желания    прогнозировать   свои   действия   по   отношению   к   окружающей  среде.

4.Формирование   навыков   экологически   грамотного   и          безопасного   поведения   в  природе.

Наш  проект   способен  при   целенаправленной   деятельности   педагогов   и   родителей   помочь   детям  осознать   себя   «маленькими   волшебниками»,    спасающими  и   оберегающими   природу родного края.

ЛИТЕРАТУРА

       

  1. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
  2. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
  3.  Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
  4.  Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
  5. Н.В.Коломина «Воспитание  основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
  6. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
  7. Л.П. Молодцова  «Игровые  экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
  8. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
  9. Николаева С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
  10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
  11. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  12. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
  13. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
  14. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
  15.  Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва  LINKA – PRESS 1998.
  16.  Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/  ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
  17. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
  18. Рыжова Н.А.,  Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
  19. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.
  20. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич  «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.
  21. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  ДЕТЕЙ

  1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
  2. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011

2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.

Часть  2, - М., Издательство: Баласс, 2006

3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

5. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2011.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по экологическому воспитанию "Растительный мир нашего края"

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Задачи: - воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее ...

Экологическое воспитание дошкольников. Природа – наш общий дом.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. ...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Анкета для родителей Экологическое воспитание детей – «Птицы нашего города»

Разработка и реализация экологического проекта «Покормите птиц зимой!»...

Анкета для родителей Экологическое воспитание детей – «Птицы нашего города»

Разработка и реализация экологического проекта «Покормите птиц зимой!»...

Экологический проект "Черное море- наше богатство"

Вопросы  охраны окружающей среды в настоящее время стоят очень остро. Одна из причин этого явления - отсутствие экологической грамотности и культуры. Необходимо еще в дошкольном возрасте воспитыв...