ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «Природа – наше богатство»
проект по окружающему миру на тему
В долгосрочном проекте ставятся следующие цели:
1.Расширение представлений детей о различных природных объектах ,о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.
2. Осознание детьми экологических зависимостей, способствующих развитию современного экологического мышления.
3. Закладывание основы экологической культуры личности.
4. Проявление чувства милосердия, гуманного отношения ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 1004.5 КБ |
prilozhenie.doc | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Половинский детский сад №1 Краснозерского района Новосибирской области
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Природа – наше богатство»
Подготовлен:
Беляева Анна Алексеевна
Воспитатель МКДОУ
Половинского дет.сада№1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1 Актуальность
1.2 Анализ внешней среды
1.3 Анализ внутренней среды
1.4 Проблема
2. Основная часть
- Целеполагание
2.2 Задачи проекта
2.3 Ожидаемый результат
- Реализация проекта
- Ресурсное обеспечение
2.5 Мониторинг проекта
3. Заключения. Выводы
Список литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Актуальность
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Все чаще можно видеть небрежное, порой безжалостное отношение к природе не только детей, но и взрослых. Поэтому необходимо проводить работу по экологическому воспитанию не только у детей, но и у родителей. Чувственный опыт детей и взрослых приходит в процессе регулярного познания окружающего мира. Именно в детстве ребенок получает эмоциональные впечатления от природы, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Мы живем в сельской местности, поэтому у нас в руках большие возможности для воспитания у детей любви к природе родного края, что является основой моего экологического проекта. Мой проект долгосрочный, он охватывает работу с детьми начиная с младшей группы до выпуска детей из детского сада. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- образовательная деятельность,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- игры, развлечения,
- наблюдения и экскурсии,
- работа с родителями,
- природоохранные акции.
1.3 Анализ внутренней среды
Сильные стороны | Слабые стороны |
Программно – методическое обеспечение | |
Наличие программ и технологий: - «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, 2005 г., - Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой, 2005 г.,
- Методическое обеспечение: учебно-методическая, подписные и периодические издания. - Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок. | - Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий; - отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей воспитанников. |
Материально – техническая база | |
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям; - уголок природы в группе; - экологическая тропа на участке детского сада; - огород на участке; - огород на окне; - наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.); - библиотечка книг с экологическим содержанием; - костюмы животных, растений. | - Отсутствие средств ТСО в группе (наличие ноутбука в группе было бы как нельзя кстати). |
1.4 Проблема
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Основная цель проекта:
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Формирование у дошкольников представления о живой и неживой природе, их взаимосвязь.
2. Формирование познавательного интереса, желания общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы.
3. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.
4. Привитие навыка экологически грамотного, безопасного поведения в природе.
5. Воспитание любови и бережного отношения ко всему живому и развитие эстетического восприятия природы.
6. Развитие у старших дошкольников способность к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Расширение представлений детей о различных природных объектах ,о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.
2. Осознание детьми экологических зависимостей, способствующих развитию современного экологического мышления.
3. Закладка основы экологической культуры личности.
4. Проявление чувства милосердия, гуманного отношения ко всему живому.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный ( сентябрь – октябрь 2011г.)
2 этап – практический ( ноябрь 2011 –январь 2013 г.г.)
3 этап – заключительный ( февраль – май 2015 г.г.)
Подготовительный этап( сентябрь – октябрь 2011г)
Мероприятия | Сроки |
5. Составление каталога художественной литературы о растениях и животных.
Воспитанию детей.
| В течение всего этапа Сентябрь Сентябрь Сентябрь Октябрь Октябрь Октябрь |
Практический этап ( ноябрь 2011 – январь 2013 года)
Мероприятия | Сроки |
1.Обогощение эколого – игровой среды: - сборник экологических сказок; - видеотека « Любимые питомцы»; - уголки « Времена года»; - пополнение уголка природы; - создание сборника наблюдений на прогулке; 2. Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала; 3. Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием; 4. Оформление наглядно – агитационного материала для родителей по организации экологического воспитания детей дома; проведение консультаций ( « Что читать детям о природе», « Ядовитые растения», « Чем вы можете помочь природе?»; 5. Создание экологической тропы на участке детского сада с привлечением родителей; 6. Облагораживание и озеленение территории детского сада совместно с родителями; 7.Наблюдения за объектами живой и неживой природы; 8.Проведение утренников по временам года; 9.проведение занятий с детьми по экологическому воспитанию в соответствии с программой М.А.Васильевой « Воспитание и обучение детей в детском саду»; 10. Проведение выставок детского творчества( из природного материала) с привлечением родителей; 11.Работа над созданием «Красной книги»; 12.Сбор стихов, картинок о животных и растениях, занесенных в « Красную книгу»; 13.Чтение книг о растениях и животных; 14.Изучение правил поведения в парке, лесу, на водоемах. Младшая группа ( 2011 – 2012уч. год) 1.Родительское собрание – круглый стол « Домашние питомцы и ребенок» 2.Конкурс рисунков совместно с родителями « Краски осени» 3.Открытое занятие « Покормить птиц зимой» 4.Экскурсии в парк в разные времена года 5. Развлечение « Идет матушка весна, отворяйте ворота» 6. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры « Зоопарк» 7. Разработка дидактических игр « Что такое хорошо и что такое плохо», « Веселый поезд» 8. Развлечение « Мы поедем в гости к лету»
7.Фотовыставка « Как я провел лето» Средняя группа (2012 – 2013 уч. год) 1. Развлечение « Путешествие в мир природы» 4. Конкурс рисунков на тему « Мое любимое животное» 5. Экскурсии в парк 6. Разработка дидактических игр « Помогите малышам», « Кого не стало?» 7. Изготовление атрибутов к подвижным играм: « Лягушки и цапля», « Обезьянки», « Кот и мыши» 8. Открытое занятие по экологическому воспитанию « Весенние секреты» 9. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры « Хлебный магазин» 10. Развлечение « Во поле береза стояла» Старшая группа ( 2013– 2014 уч. год)
2.Родительское собрание « Человек и природа» 2. Открытое занятие по ознакомлению с окружающим « Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»
Огородникова»
4. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры « Путешествие в мир телевидения» 5. Развлечение « В гости к снеговику» 6. Разработка дидактических игр: « Угадай, чей след», «Чье гнездо?» 7. Конкурс рисунков на тему « Волшебный мир зверей и птиц"
9. Экскурсия к озеру 10. Развлечение « Волшебница вода» Подготовительная группа (2014 – 2015)
5. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры « Юный эколог» 6. Разработка дидактической игры « Письмо мальчику Почемучке»
7. Разработка дидактической игры « Встреча с растением» 8.КВН « Красота вокруг нас» 9.Конкурс рисунков « Весенний пейзаж» 10.Труд и наблюдение на приусадебном участке детского сада ( посадка овощных культур и цветов) 11. Развлечение « Саламандра – повелительница огня» 12.Экскурсии на школьный опытный участок | На протяжении всего срока реализации проекта Сентябрь Октябрь Декабрь В течение года Март Апрель – май Июнь Июль Август Октябрь Ноябрь В течение года Декабрь Январь Март Апрель – май Июнь В течение года Сентябрь Сентябрь Октябрь Ноябрь – декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Март Апрель Май Май – июнь Август Август - сентябрь |
Заключительный этап ( февраль – май 2015 уч.год)
Мероприятия | Сроки |
1.Викторина « Пусть исчезнет зло на свете, пусть с природой дружат дети» 2.Оформление альбома детских работ « Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб леса вокруг шумели» 3.Оформление выставки « Мы – любители природы» ( Книжки – самоделки, стихи, загадки, рассказы о растениях и животных). 4.Развлечение « Чтоб продлить природе век, будь ей другом, человек» 5.Подведение итогов проекта, мониторинг экологических знаний дошкольников | Февраль Март – май Апрель Апрель Май |
Ресурсное обеспечение:
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголок природы в группе;
- экологическая тропа на участке детского сада;
- огород на участке;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- костюмы животных, растений.
Методическое:
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать,
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
- Интернет-сайты;
- Выпуск фотоотчетов;
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Цель диагностики:
Выявление уровня экологической воспитанности дошкольников
Критерии сформированности
экологической воспитанности у детей:
- Познавательный интерес к природе и ее изучению;
- Знания об окружающей природе;
- Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
- Проявление бережного отношения к природе;
- Практические умения и навыки по охране природы.
Сравнительные данные
по выявлению уровня экологической воспитанности детей
Уровень | Младшая гр. 2011 – 2012 г. | Средняя гр. 2012 – 2013 г. | Старшая гр. 2013 – 2014 г. | Подготовит. гр. 2014 – 2015 г. | ||||
нач. года | конец года | нач. года | конец года | нач. года | конец года | нач. года | конец года | |
высокий | 2% | 13% | 14% | 30% | 30% | 51% | 52% | 70% |
средний | 48% | 52% | 52% | 54% | 54% | 44% | 43% | 30% |
низкий | 50% | 35% | 34% | 16% | 16% | 5% | 5% | 0% |
Для наглядности результаты реализации проекта представлены в диаграмме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВЫВОДЫ:
Проведенная в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:
- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Результаты диагностики по выявлению уровня экологической воспитанности детей на начальном этапе показали, что дети с низким уровнем развития показали незнание практических навыков и умений по охране природе, мало правильных ответов дали об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывали затруднения в ответах, чувствовали себя менее уверенно.
Дети со средним уровнем развития вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечали односложно и не всегда верно, некоторые дети ждали наводящих вопросов или подсказки воспитателя.
Дети с высоким уровнем развития показали неплохие знания об окружающей природе, практически все проявили познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствовали, были очень активны, использовали развернутые ответы.
Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывали особых затруднений, речь у них развита хорошо.
По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития. Практически все дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.
Дети показали средний уровень – 75%
Дети с высоким уровнем – 8 % развития не испытывают затруднений и Дети с низким уровнем – 17 % развития выполняли задание по подсказке и с помощью взрослого.
Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня экологической воспитанности детей через организацию экологизацию образовательного процесса и организацию предметно – развивающей среды, что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к объектам окружающей природы.
После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы.
Данные об уровне экологической воспитанности детей представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные данные
по выявлению уровня экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик»
УРОВНИ | Сентябрь 2014 год | Май 2015год | ||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
ВЫСОКИЙ | 2 | 8 | 12 | 50 |
СРЕДНИЙ | 18 | 75 | 12 | 50 |
НИЗКИЙ | 4 | 17 | 0 | 0 |
Для наглядности результаты за 2014 - 2015 учебный год представлены в диаграмме.
Рисунок 1. Результаты диагностирования уровня
экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик» ( в %)
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик» изменился. Количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности повысился. Эти дети ответили практически на виды вопросов, ребята выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Своим ответам они добавляли эмоциональность. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось отсутствие трафаретности в высказываниях
Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности изменился за счет того, что часть детей перешли в группу детей с высоким уровнем.
Детей с низким уровнем развития экологической воспитанности на конец года не осталось. При участии в диагностике в мае дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.
На основе полученных результатов проследим общую динамику развития средних показателях у детей за 2014 -2015 г.г. Наглядно этот сравнительный анализ представлен в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ данных за 2014– 2015 гг.
УРОВНИ СРОКИ | ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ |
% | % | % | |
2010 год | 8 | 75 | 17 |
2011 год | 50 | 50 | 0 |
Динамика | На 42 увеличился | 25% детей перешли на высокий уровень | На 17 уменьшился |
Из таблицы видно, что наблюдается положительная динамика развития экологической воспитанности у детей подготовительной группы «Одуванчик».
Результаты проведенной нами работы по развитию экологической воспитанности у детей подтвердила правомерность выдвинутой гипотезы.
Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития экологической воспитанности у детей был качественно и количественно выше, чем в начале года. Детей с низким уровнем развития оказалось меньше, и больше детей с высоким уровнем развития по данному направлению.
Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка и реализация системы мероприятий по организации экологизации предметно – развивающей среды в группе, пополненной разнообразными пособиями. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.
В течение года родители принимали активное участие в обогащение предметно – развивающей среды в группе. Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в акции «Спасти и сохранить», в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.
Так же важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы и на участке, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.
Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:
1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.
2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.
ЛИТЕРАТУРА
- Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
- Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
- Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
- Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
- Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
- Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
- Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
- Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
- Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
- Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
- Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
- Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA – PRESS 1998.
- Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
- Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
- Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.
- В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.
- Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
- В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011
2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.
Часть 2, - М., Издательство: Баласс, 2006
3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009
4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
5. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2011.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по экологическому воспитанию "Растительный мир нашего края"
Цель: формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Задачи: - воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее ...
Экологическое воспитание дошкольников. Природа – наш общий дом.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. ...
Проект "Организация опытно- экспериментальной работы по социально- нравственному развитию дошкольников посредством использования инновационных технологий в экологическом воспитании" "Мы любим нашу землю"
Проект по экологическому воспитанию "Мы любим нашу землю"...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Анкета для родителей Экологическое воспитание детей – «Птицы нашего города»
Разработка и реализация экологического проекта «Покормите птиц зимой!»...
Анкета для родителей Экологическое воспитание детей – «Птицы нашего города»
Разработка и реализация экологического проекта «Покормите птиц зимой!»...
Экологический проект "Черное море- наше богатство"
Вопросы охраны окружающей среды в настоящее время стоят очень остро. Одна из причин этого явления - отсутствие экологической грамотности и культуры. Необходимо еще в дошкольном возрасте воспитыв...
- Мне нравится (1)