"Организация проектной деятельности в ДОУ»
методическая разработка
методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_proektnoy_deyatelnosti_v_dou.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации
проектной деятельности в ДОУ
Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний; развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции.
Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике.
Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Объектом проектирования, по мнению исследователей, может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей.
Советы воспитателю по работе над проектом
- Глубоко изучить тематику проекта.
- При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
- Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
____________________________________________________________________________
Красноярский край, город Ачинск, микрорайон 9, стр. 7а.
Проект (или Педагогический проект)
Тема проекта
Тип проекта
группа, в которой проводится проект
Сроки реализации проекта
Воспитатель: ___________
Возможно использование картинки на
титульном листе, но желательно делать
без оформления границ листа
Ачинск, 20__ г.
Структура оформления проекта в ДОУ ПО ФГОС
Документальное оформление проекта
В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно
ориентированных технологий обучения.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.
Введение (пояснительная записка)
Проблема: объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению;
Цель проекта: должна быть понятна, конкретна, реалистична;
Задачи: (триединые задачи обязательно: воспитательные, образовательные, развивающие), конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т. д. ;
Тип проекта:
- Исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- Ролево - игровые проекты: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
- Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- Творческие : оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя». Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево -игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Методы и формы организации деятельности: направленные на реализацию задач проекта;
Срок реализации: долгосрочный (среднесрочный, краткосрочный)
Участники проекта: дети (педагоги, родители и пр.)
Ожидаемые результаты: что необходимо получить для выполнения поставленных задач,
количественный и качественный результат.
Принципы реализации проекта:
- принцип личностно-ориентированного общения — В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.
- Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми;
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по теме ;
- принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографий, атрибутов, использование информационных компьютерных технологий;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
- принцип занимательности— изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Форма отчета:
Продукт проекта:
- Творческие: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника, выставки и пр.
- Исследовательские: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок и пр.
- Игровые: это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи и пр.
- Информационные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Этапы работы над проектом можно отразить в примерной таблице:
План-график мероприятий
Сроки проведения | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды | Ответственный |
Этот раздел состоит из 3-х этапов:
I этап Предварительный - мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т. д.
II этап Основной - Расписывается работа с детьми, работа с родителями воспитанников, с социумом (если он подразумевается в проекте).
III этап Заключительный - Подведение итогов работы по проекту. На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы.
Рефлексия: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей.
Приложения
В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:
• конспекты совместной деятельности с детьми,
• планы развлечений,
• бесед с детьми,
• сценарии проведения мероприятий,
• анкеты для родителей и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора осваивают нов...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ
Методические рекомендации составлены в помощь воспитателям ДОУ для организации проектной деятельности. Материал содержит план работы воспитателя по подготовке проекта, основные этапы работы над проект...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
Деловая игра для воспитателей и педагогов "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности и детского экспериментирования"
Конспект мероприятия представляет собой вопросы и задания для воспитателей детского сада по проблеме...
Организация проектной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «С луком дружат все спортсмены, любят взрослые и дети».
Данный проект – это организация работы по ознакомлению с ценностью и строением лука, пониманию его пользы для здоровья человека. Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую деятел...
Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"
В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...
Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...