"Организация проектной деятельности в ДОУ»
методическая разработка

Вахмянина Наталья Витальевна

методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Методические рекомендации по организации

проектной деятельности в ДОУ

                                   

                                     

          Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний; развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции.

Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность  и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике.

Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

           Объектом проектирования, по мнению исследователей, может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей.

Советы воспитателю по работе над проектом

  • Глубоко изучить тематику проекта.
  • При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.
  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
  • Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

____________________________________________________________________________

Красноярский край, город Ачинск, микрорайон 9, стр. 7а.

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Проект (или Педагогический проект)  

Тема проекта

Тип проекта

группа, в которой проводится проект

Сроки реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 Воспитатель: ___________

 

Возможно использование картинки на

титульном листе, но желательно делать

без оформления границ листа

 

 

Ачинск, 20__ г.

 Структура оформления проекта в ДОУ ПО ФГОС

 

Документальное оформление проекта

 

В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно

ориентированных технологий обучения.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

Введение (пояснительная записка)

Проблема: объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению;

Цель проекта: должна быть понятна, конкретна, реалистична;

Задачи:  (триединые задачи обязательно: воспитательные, образовательные, развивающие), конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т. д. ;

Тип проекта:  

  • Исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • Ролево - игровые проекты: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
  • Информационно-практико-ориентированные проекты:         дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • Творческие :  оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя». Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево -игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

 

Методы и формы организации деятельности: направленные  на  реализацию задач  проекта;

Срок реализации: долгосрочный (среднесрочный, краткосрочный)

Участники проекта: дети (педагоги, родители и пр.)

Ожидаемые результаты: что необходимо получить для выполнения поставленных задач,

количественный и качественный результат.

Принципы реализации проекта:

  • принцип личностно-ориентированного общения — В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.
  • Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по теме ;
  • принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографий, атрибутов, использование информационных компьютерных технологий;
  • принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
  • принцип занимательности— изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Форма отчета:

Продукт проекта:

  • Творческие: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника, выставки и пр.
  • Исследовательские: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок и пр.
  • Игровые: это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи и пр.
  • Информационные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Этапы работы над проектом можно отразить в примерной таблице:

План-график мероприятий

 

Сроки проведения

Работа с детьми

Работа с родителями         

Совершенствование предметно-развивающей среды 

Ответственный

Этот раздел состоит из 3-х этапов:

 

I этап Предварительный - мониторинг  знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т. д.

 

II этап Основной - Расписывается работа с детьми, работа с родителями воспитанников, с социумом (если он подразумевается в проекте).

III этап  Заключительный - Подведение итогов работы по проекту. На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы.

Рефлексия: мониторинг  знаний детей, анкетирование родителей.

Приложения

В приложении должен  быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:

 конспекты совместной деятельности с детьми,

 планы развлечений,

 бесед с детьми,

 сценарии проведения мероприятий,

 анкеты для родителей и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора осваивают нов...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ

Методические рекомендации составлены в помощь воспитателям ДОУ для организации проектной деятельности. Материал содержит план работы воспитателя по подготовке проекта, основные этапы работы над проект...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

Организация проектной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «С луком дружат все спортсмены, любят взрослые и дети».

Данный проект – это организация работы по ознакомлению с ценностью и строением лука, пониманию его пользы для здоровья человека. Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую деятел...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...