Исследовательский проект Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шалаева Ирина Сергеевна

      Проектированиеэто комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

      Реализация технологии проектирования начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника. Знакомства с циклами проектирования.

      Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt.rar171.36 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Прогимназия №18 «Родничок» городского округа г. Шарья

Костромской области  

Исследовательский проект:

Организация  проектной  деятельности  с детьми  старшего  дошкольного  возраста.

Автор: Шалаева Ирина Сергеевна

2011г.

Проблемы, решению которых будет способствовать реализация проекта.

«Ребенок почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности…»

А. Шапиро.

          Развивающаяся педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям.

       Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности.

      Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

      Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

      Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

      Реализация технологии проектирования начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника. Знакомства с циклами проектирования.

      Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

«Уча других, мы учимся сами.»

Сенека

 

      

       Цель проекта: научить детей посредством проектной деятельности                           приобретать  новые знания.

      Основные задачи:

  1. Развивать познавательные потребности и способности дошкольников.
  2. Обучать детей дошкольного возраста специальным знаниям необходимым для проведения самостоятельных исследований и навыкам исследовательского поиска.
  3. Формировать у дошкольников, педагогов и родителей представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
  4. Создать сайт исследователя.

      Ожидаемые результаты:

  1. Сформированы познавательные потребности и способности дошкольников.
  2. Провела тренинг исследовательских способностей.
  3. Сформированы у дошкольников, педагогов и родителей представления об исследовательском обучении – как ведущем способе учебной деятельности.
  4. Создан сайт исследователя.

Обоснование  актуальности проекта.

      Технология проектирования делает дошкольников участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

      Особенность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что. Естественно, сказывается на результатах. Привлечение специалистов дошкольного учреждения: психолога, библиотекаря, учителя по ИКТ, инструктора по физической культуре. Педагога по изобразительной деятельности, медсестры – поможет сделать проект более познавательным и ярким.

      Поэтому, я считаю, что актуальность проектирования оказывает эффективное, целенаправленное и регулирующее воздействие на развитие дошкольника.

       Участие детей в проектной деятельности позитивно повлияло на развитие познавательных способностей детей, на их активность, инициативность, самостоятельность и социализацию.  Личностному развитию ребенка способствует адекватная социальная презентация результатов совместной проектной деятельности. Родители стали внимательнее к интересам детей, их отношения приняли более доверительную форму. И, что особенно важно, у детей можно констатировать отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии, в межличностных отношениях в лучшую сторону: дети научились обсуждать, слышать друг друга и т.п.

      Наблюдается личностный рост, выражающийся в оригинальном творчестве каждого ребенка, участвующего в проекте. Происходит свободное движение ребенка в пространстве возможностей.

      Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Она обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка.

      Участие детей в проектной деятельности позитивно влияет на развитие умственных способностей (познавательных, творческих). Именно творческие способности позволяют человеку выйти за пределы исходной ситуации. Творческие способности проявляются в таких качествах ребенка, как самостоятельность, инициативность, вариативность, определение собственной позиции. Способность к преобразованию и выражению своего отношения к действительности с помощью символических средств и т.д.

Новизна разработки.

      Методика проектирования – это не формула и даже не инструкция. А последовательность событий, составляющих процесс проектирования, в рамках которого возможно логическое развитие конструкции. Процесс проектирования состоит из отдельных этапов, позволяющих определить фактическое состояние разработки последующих этапов. Этапы могут повторяться в зависимости от решения организационных проблем.

      Основу структуры процесса проектирования составляет связь между созданием желаемого образа системы, подсистем, объектов дошкольного учреждения  и его реализацией в жизни. Это позволяет выделить в данном процессе ряд этапов. Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.

этапы

Действия

воспитателя

Действия

детей

Выбор проблемы проекта.

Изучает интересы детей.

Дети предлагают интересующие их проблемы или то, что они хотят узнать.

Отбирает проблемы (темы) и предлагает их детям.

Обсуждают и принимают общие решения по выбору проблемы (темы).

Выбор решения проблемы.

Предлагает выбранную проблему (тему).

Обсуждают и принимают решения проблемы (темы).

Принимает участие в определении решений проблемы, фиксирует их в технологической карте.

Предлагают разные варианты решения проблемы, каждый выбирает одну из предложенных.

Формирование команд проектирщиков (творческих групп).

Проводит организационную работу по формированию детей в команды, выбравших себе конкретные виды деятельности.

Группируются в соответствии с видами деятельности.

Подготовка материалов к исследовательской деятельности: формулировка вопросов, заданий для групп, отбор материалов (литература, оборудование).

Воспитатель заранее может разработать задания. Вопросы для поисковой деятельности и материалы.

Принимают участие в разработке заданий или в обсуждении вопросов, предложенных воспитателем.

Определение формы выражения итогов проектирования.

Принимает участие в обсуждении или предлагает готовые.

Обсуждают формы предоставления результатов деятельности: альбом, концерт, выставка рисунков и др.

Реализация проекта.

Консультирует, координирует, стимулирует работу.

Осуществляют задуманную деятельность, оформляют результаты работы.

Презентация.

Организует презентацию, консультирует.

Представляют полученные результаты, рассказывают о своей работе.

Рефлексия.

Оценивает свою работу по педагогическому эффекту в педагогической деятельности.

Учатся адекватно оценивать результат и деятельность: свою и команды. Учатся видеть и определять свою функциональную и социальную роль. Определяют другую проблему, которая втекает из решенной.

     

      В конечном итоге технологию образовательного проектирования как совместную деятельность детей и взрослых, направленную на разработку и реализацию проекта. Можно представить в виде схемы:

        

      Таким образом, образовательное проектирование в ДУ используется как педагогическая технология, направленная на развитие познавательной и социальной сферы детей.

      Образовательное проектирование может осуществляться тремя способами:

  1. Разработка проектов совместно с детьми.
  2. Разработка проектов педагогами.
  3. Разработка проектов детьми, педагогами и родителями.

Содержание разработки.

Название, цель, задачи.

исполнители

Продолжительность проекта

Реализация проектов в соответствии с их планированием: «Чудесное лукошко» и «Познай себя».

Воспитатели

Медицинская сестра

Инструктор по физической культуре

Родители

Дети

2010-2011 гг.

1

Детско-родительский образовательный проект «Чудесное лукошко».

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Чудесное лукошко».

Задачи:

  1. Обогатить представление детей об овощах, произрастающих в регионе (томат, тыква, баклажан, лук, капуста).
  2. Обогатить словарь за счет обозначения качеств (вкуса, цвета, величины и др.).
  3. Развивать связную речь через составление описательного рассказа об овощах.
  4. Воспитывать культуру поведения за столом при дегустации блюд.

Дети

Родители

Воспитатели

Недельный

2

Детско-родительский образовательный проект «Познай себя».

Цель: формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме.

Задачи:

  1. Формирование у детей 5-6 лет элементарных представлений о человеческом организме.
  2. Обучение уходу за своим телом, навыками оказания элементарной помощи.
  3. Воспитание любви к себе, своему телу.
  4. Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

Дети

Воспитатели

Родители

Инструктор по физической культуре

Долгосрочный

Литература.

  1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – Москва, 2006г., 62с.
  2. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград,209г., 202с.
  3. Журнал «Современное дошкольное образование». №5, 2010г., 94с.
  4. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – Москва, 2005г.,94с.
  5. Похомова Н.Ю.  Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – Москва, 2008г., 102с.
  6. Солодянкина О.В. система проектирования в дошкольном учреждении. – Москва, 2010г., 77с.
  7. Тощенко Ж.Т. Социальное проектирование. – Москва, 1992г., 82с.

Приложение 1

Детско-родительский образовательный проект

 «Чудесное лукошко».

      Развитие познавательных и творческих способностей детей.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: недельный.

Участники: воспитатели, родители, дети старшей группы.

Образовательная область: ознакомление с окружающим, развитие речи.

Актуальность: дети в недостаточной степени имеют представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживают и т.д. Не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предмет, так как у детей крайне бедный запас прилагательных и глаголов. Участие детей в проекте «Чудесное лукошко» позволит максимально обогатить знания и представления об овощах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Чудесное лукошко».

Задачи:

  1. Обогатить представление об овощах, произрастающих в регионе (томат, тыква, баклажан, репа, свекла, лук, капуста);
  2. Обогатить словарь за счет обозначения качеств (вкуса, цвета, величины, т.д.);
  3. Развивать связную речь через составление описательного рассказа об овощах;
  4. Воспитывать культуру поведения за столом при дегустации блюд.

Основные направление реализации проекта:

  1. Занятие «Овощи»
  2. Домашнее задание для детей и родителей- совместное изготовление «чудесных» овощей с составлением описательного рассказа о своём овоще;
  3. Беседа с детьми «Осень в гости к нам пришла»

Предварительная работа:

  1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Овощи»;
  2. Рассматривание репродукций картин: А.Куприна «Натюрморт с кабачками и корзиной», Ван Гога «Картофель»;
  3. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»;
  4. Прослушивание аудиозаписи сказки «Чиполлино»;
  5. Подвижные игры «Помощники», «Капуста», «Урожай»;
  6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла»;
  7. Разучивание стихотворений :К.Смирнова «Капуста», Е.Благининой «Приходите в огород»;
  8. Дидактические игры «В огороде у козы Лизы», «Повар и овощи», «Сбор урожая»;
  9. Выполнение группового коллажа «Наш богатый огород» в технике «Рваное солнышко»;
  10. Разработка папки-передвижки «Вкусные загадки».

Обеспечение:

  1. Настольно-печатные игры;
  2. Специальная методическая литература;
  3. Аудио- и видеозаписи по теме.

Предполагаемый результат:

  1. Знать и называть овощи, их части;
  2. Владеть обобщающим понятием;
  3. Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
  4. Находить сходства и различия по нескольким признакам;
  5. Составлять описательный рассказ об овоще с использованием опорной схемы;
  6. Знать, как растут овощи, где, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, время сбора овощей, что можно приготовить из них, как заготавливают овощи на зиму;
  7. Уметь с помощью природно-бросового материала совместно с родителями находить оригинальные решения в создании необычных овощей, подбирать интересный познавательный материал к своему произведению.

Продукт проектной деятельности: изготовление «чудо-овоща» из природно-бросового материала с составлением описательного рассказа о нем.

Презентация проекта: оформление выставки «Чудесное лукошко».

 

        Ооо

Приложение 2

Детско-родительский образовательный проект «Познай себя».

Здоровье свыше нам дано,

Учись, малыш, беречь его.

      Формирование у дошкольников элементарных представлений о человеческом организме.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

Образовательная область: физическое развитие и оздоровление.

Актуальность темы.  Воспитание здорового ребенка – приоритетное, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Здоровье населения России находится в опасности. В последние годы негативные процессы стали угрожать существованию нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60 процентов детей в возрасте 3-7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья.

      Таким образом, можно заключить, что в области охраны здоровья подрастающего поколения наше общество несет наибольшие потери. И хотя во многих нормативных документах законодательно закреплено. Что физическое и психическое здоровье человека – непреходящая ценность, в настоящий момент, когда резко ухудшаются здоровье населения, среда обитания, когда процессы депопуляции и вырождения выходят из-под контроля, все декларированные права и свободы сводятся к праву большинства населения быть больным и влачить жалкое существование.

     Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь.

Цели проекта:

  1. Определить педагогические основы проблемы формирования представлений о своем организме у детей дошкольного возраста;
  2. Выяснить влияние знаний о человеческом организме на становление и развитие самопознания, самооценки, «образа Я» у дошкольников;
  3. Разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Формирование у детей 6-7 лет элементарных представлений о человеческом организме;
  2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
  4. Воспитание любви к себе, своему телу;
  5. Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  6. Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

Предполагаемый результат:

  1. Дети должны получить первичные представления о некоторых внутренних органах, коже, желудке, кишечнике, крови, мозге, их местонахождении, значении и знать их основную функцию;
  2. Различать понятия «часть тела» и «орган»;
  3. Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;

Предварительная работа:

  1. Рассматривание рисунков и фотографий в анатомических атласах.
  2. Знакомство с литературными произведениями: А.Барто «Я расту», «Придумываю сны», «Мы с Тамарой санитары»; С.Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Чудесные таблетки», «Грипп»; отрывки из произведений про дядю Степу, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей.
  3. Использование дидактических игр: «Что было бы, если бы …», «Что ты знаешь о…», «Полезная и вредная еда», «Подбери пару».
  4. Разучивание точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики.

Роль родителей в реализации проекта:

  1. Семейные старты. Спортивное соревнование «Путешествие в страну Спорта и Здоровья».
  2. Консультации: «Здоровье детей», «Ребенок растет», «Проблема детского ожирения», «Утренняя гимнастика», «Оздоровительный бег», «О пользе велосипеда».
  3. Сбор народных, знахарских рецептов в  сундучок «Бабушкины рецепты».

Участие специалистов  ДОУ в осуществлении проекта:

  1. Занятие по изобразительной деятельности.
  2. Компьютерно-игровые занятия «Пятачок сдает экзамен по анатомии».

Работа с воспитателями:

  1. Консультации.
  2. Спортивные и оздоравливающие мероприятия: «Волшебная страна», «День здоровья», «Пейте, дети, молоко, будете здоровы», «Поход по Стране здоровья».
  3. Познавательные занятия : «Я расту», «Глазки, уши и носы, быть здоровыми должны», «Да здравствует мыло душистое»,»Сердце и его работа».

Продукт проектной деятельности:

   Дидактические игры, наглядный материал точечного массажа носа, пальчиковая гимнастика, фотографии занятий, рисунки детей, сундучок «Бабушкины рецепты», модели занятий.

Мультимедийная презентация (демонстрация слайдов, доклад).

СЕТЕВАЯ ПАУТИНКА ПРОЕКТА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...