Картотека культуры речи
картотека (старшая группа)

Задкова Ирина Павловна

Цель игры: развивать речевую и двигательную активность детей, воспитывать реакцию на словесный сигнал. .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kultura_rechi.docx39.04 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по звуковой культуре речи

Игра «Замени звук»

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Ход игры:

Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть -часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

«Какого звука не хватает?»

Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа. Материал: Предметные картинки на каждое слово.

Ход игры:

Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

«Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Ход игры:

Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]: друг — дружок,

пирог — пирожок, сапог — сапожок, снег — снежок, рог — рожок,

луг — лужок, творог — творожок, флаг — флажок.

 «Третий лишний»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук. Ход игры:

Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]: шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

«Чудесный художник»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры:

Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

«Кто больше?»

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры:

Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.) «Услышишь — хлопни»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры:

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цель: Развивать фонематические представления, внимание. Ход игры:

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание. Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Назови картинку и найди первый звук»

Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Материал: Карты с нарисованными картинками. Ход игры:

У детей – карты с нарисованными картинками.

Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

«Ловушка»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук. Ход игры:

Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши.

Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия. «Цепочка слов»

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей. Материал: Мяч, значки и т.д.

Ход игры:

В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д.

Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.

«Эхо» Вариант 1

Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например:

[А], [У]-... [У],[А],[ Ы]-... [И], [О] - УА, ЫИ-...

[И], [О], [Э] -... ЭИ, АО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр "Формирование звуковой культуры речи - ранний возраст и старше"

Речь занимает выжное место в развитии ребёнка. Знание родного языка вводит его в жизнь окружающих, помогает в овладении программы детского сада, а в дальнейшем и школьной. Поэтому взрослым необходимо ...

Картотека игр для работы по воспитанию звуковой культуры речи.

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи В младшей возрастной группе включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразит...

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи. В картотеке представлены игры и упражнения на формирование речевого дыхания, правильной артикуляции, фонематического слуха дл...

Картотека дидактических игр на развитие звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи

                                      Связная речь. 1.Игра для уточнения формы родительного п...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)

совершенствовать умение различать на слух звуки...

Картотека по развитию речи (звуковая культура речи)

Картотекадидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)Возрастная группа: подготовительная к школе...