Актуальность духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников в современных условиях гражданского общества в соответствии с ФОП ДО
статья

Дерунова Елена Александровна

Цели и задачи духовно-нравственного и патриотческого воспитания. Тема воспитания в "Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года". Многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире,

Цитаты выдающихся людей России в разные временные периоды. Задачи педагогов и родителей по воспитанию детей. Основополагающие  функции дошкольного образования в ФОП ДО, принятой в1.09.2023 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников в современных условиях гражданского общества в соответствии с ФОП ДО

Цель:  формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, обеспечение всестороннего гармоничного развития детей, развития физических, духовно – нравственных, интеллектуальных и художественно – эстетических качеств.

Задачи:

1.        Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине.

2.        Приобщать детей к моральным ценностям человечества.

3.        Упражнять детей в нравственных действиях, используя положительные примеры, побуждающие детей к хорошим поступкам.

4.        Расширять и обобщать представления о природе России, ее природных богатствах; о государственных праздниках; формировать бережное отношение к природе и всему живому.

5.        Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

6.        Формировать элементарные знания о правах человека.

7.        Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

8.        Формировать представления об истории и настоящем родного города.

9.        Формировать представления о России как многонациональном государстве, о культуре народов.

10.        Формировать знания о Москве и Санкт-Петербурге как столицах России, их основателях, о государственных символах: флаге и гербе, гимне.

11.        Формировать чувство любви к России.

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».  С.Михалков

     Сейчас в обществе обсуждается проблема патриотического воспитания подрастающего поколения как одна из наиболее актуальных проблем страны. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению, как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Тема воспитания обозначена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».

      В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей  - является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

   Являться патриотом, означает чувствовать себя обязательной составляющей своего Отечества. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в России были чертами национального характера.

    Ещё совсем недавно проблема патриотического воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь необходимости в этом не было, ибо дети с молоком Матери впитывали  понятия «Родина», «Великая держава».

    Многоаспектность понятия патриотизм в современном мире - это:

-  неоднородная информация об истории собственной страны;

-  недостаточное понимание важности вопроса со стороны родителей;

-  постоянная пропаганда иностранного уклада жизни;

-  засилие чуждых нашей культуре праздников, образов, понятий.

  И поэтому проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном мире является одной  из наиболее актуальных.

  Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, городу, природе, но и усвоение детьми культурного достояния своего народа, приобщение воспитанников к социокультурным нормам государства, его традициям и общенародным праздникам. Воспитание у юного поколения уважительного отношения в целом к обществу и к семье в частности, к труженикам различного вида труда и творчества.

  В разное время проблеме патриотизма и воспитанию личности подрастающего поколения уделяли внимание выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства и любящих свое Отечество.

   К.Д. Ушинский очень мудро подметил, что у каждого народа свои сказки, которые передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Он подчеркивал, что это первые и блестящие попытки воспитания в русской народной педагогике, и они не будут бессильными, если они будут народными. Именно он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

   В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Он считал, что формирование любви к Родине нужно начинать с раннего детства: с картинки в букваре, с песни мамы. Очень важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира, без воспоминаний о маленьком уголке далекого детства.

    Сегодня очень современно звучат слова Н.А. Добролюбова о том, что разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному. Тогда они будут исполнять свой долг как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению. Ранние привычки смогут служить основанием, на котором держится жизненное знание нравственности и благородства, они как бы инстинктивно должны формироваться в младшем возрасте ребенка и приучать его к нравственной жизни.

   Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей. Наш Крым уникален и, безусловно, он отличается от других регионов нашей страны. Издревле Крым был полиэтнической и поликонфессиональной территорией. Крымский полуостров во все времена не терял своеобразия, какие бы общественные катаклизмы не случались на его земле и в мире.

   Исторически сложившееся этнокультурное и религиозное многообразие является особенной характеристикой крымского общества. Патриотическое воспитание должно учитывать эти особенности, стать формой позитивного воспроизведения этнокультурной идентичности личности и обеспечить органичное сочетание лучших национальных традиций народов с преданностью к служению общему Отечеству. Привлечение традиционных для России религиозных конфессий призвано стать одним из ключевых механизмов в процессе формирования у граждан духовно-нравственной потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга. Республика Крым обязана продемонстрировать пример реального диалога культур, основанного на толерантности, уважении к национальным обычаям и религиозным убеждениям.

  Наши самые крупные города страны тоже отличаются многообразием национальностей и религиозностью жителей городов и областей. И про это нужно обязательно помнить при воспитании детей и молодежи. Им нужно учиться толерантности по отношению к людям, не таким как они и по своему мировосприятию, и по внешнему виду, и по жизненным ситуациям и образе жизни.  

   Задача педагогов и родителей -  как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле; формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

  С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования"  дошкольные образовательные учреждения работают по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.

   Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

-  обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской   Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

     - создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

-  создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

   Федеральная программа позволяет объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

«Наше призвание – сеять семена, сеять всегда, сеять даже в знойную почву и даже тогда, когда наверняка знаешь, что не взойдет»  К.Д. Ушинский

   Поэтому уже с детского сада детям необходимо прививать основы толерантности, уважение прав и свобод человека, любовь к Родине. Во-первых, потому что у подрастающего сейчас  поколения  нет единого для всех образца «гражданина России». Во-вторых, у самих граждан появилось желание сделать что-то полезное для формирования у детей основ нравственности и духовности: проводятся фестивали художественного творчества, конкурсы и выставки; используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев для совместной проектной деятельности. Начинать эту работу нужно с детского сада, так как период  дошкольного возраста, по своим психологическим характеристикам, наиболее благоприятен для восприятия нравственности и красоты окружающего мира, языка культуры своего народа.

Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».   А.С. Макаренко

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».  Д. С. Лихачев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию...

"Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе развития общества"

Помощь воспитателям по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду....

Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Представляю  Вашему  вниманию  презентацию  к  докладу   из  опыта  работы  на  тему: "Духовно-нравственное,  нравственно-патриотическое  во...

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе развития общества.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях ...