«Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе развития общества»
консультация
Пути и средства патриотического воспитания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение |
«Гимназия г.Троицка» |
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
на тему:
«Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе развития общества»
Подготовила воспитатель:
Ручина Т.А.
г.Москва г.Троицк
25.03.2020
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности.
Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она охраняется в душе человека, если правильно его воспитали. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своим народом, своей страной.
Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Зарождается это сложное чувство из любви к близким, к тому месту, где ребенок родился, где прошли его годы детства, к своей малой родине.
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время.
Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Если обратиться к словарному определению, «патриотизм»- преданность и любовь к Отечеству, к своему народу (Ожегов).
Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных, чувств.
Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатление еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Пути и средства патриотического воспитания дошкольников
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далекому» — от любви к родителям (точнее, к родному дому), к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране.
У дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, вместе встречать Новый год, готовить друг другу сюрпризы, подарки, вместе отдыхать в туристических походах и др.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова).
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний было у ребенка побольше. Привязанность к родному дому, желание беречь его, делать лучше связаны и с тем, чтобы у ребенка в семье были свои обязанности, чтобы его не освобождали из-за малых лет от общего труда, — это способствует укреплению «чувства семьи».
Названное выше требование касается и дошкольного учреждения. Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им эмоциональный комфорт. В отношении к семье данная задача решается легче, так как опирается на естественную связь ребенка с родным домом.
Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать закреплению чувства привязанности и ощущения собственности (мой двор, моя улица)! Но и это не происходит само по себе. Если родители гуляют с детьми во дворе, на своей улице, показывают детям, что им нравятся и двор, и улица, если у ребенка есть свои любимые места во дворе и на улице, то можно рассчитывать на то, что малыш будет привязан к ним.
Следующий этап — воспитание любви и привязанности к своему городу. Чтобы дети «почувствовали» свой город, им нужно о нем рассказать и показать его. Вместе с родителями дети ездят по городу (в магазин, в театр, в парк и др.). Иногда экскурсию удается организовать и детскому саду. Дети старшего дошкольного возраста могут и должны знать название своего города, его главные улицы, достопримечательности, музеи, какие-либо театры и др.
Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И. Левитана, И. Шишкина, К. Юона и других больших художников, которые с любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи А. Блока, С. Есенина, музыку П. Чайковского, С. Прокофьева. Необходимо, чтобы произведения искусства были высокохудожественными.
Одно из направлений в патриотическом воспитании — приобщение к традициям народа, к народному творчеству.
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.
Решение проблемы патриотического воспитания дошкольников состоит в совместной работе ДОУ и семьи, направленной на прививание любви к Родине у ребенка, на хорошем знании традиций, истории своей страны и семьи.
Формы воспитания
Существуют разнообразные формы воспитания патриотизма у детей.
Это беседы о Родине, городе, в котором живет ребенок, о природе родного края, о великих людях нашего отечества. Чтение детских книг на патриотические темы, изучение детского фольклора родного региона, для заучивания наизусть стихотворений и песен. И, конечно же, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле.
Важную роль здесь играют сказки, которые передаются из поколения в поколение, и учат нас доброте, милосердию, взаимопомощи, дружбе и трудолюбию.
Самобытный народный фольклор — самый верный помощник в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста, формирующий любовь и уважение к традициям своей Родины.
Так же стоит познакомить детей с традициями и культурами других стран и народов; сформировать к ним дружелюбное отношение.
Детям свойственны неусидчивость, неустойчивость внимания, кратковременность интересов и быстрая утомляемость. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное возвращение к важным темам, для формирования в них устойчивого интереса.
Для раскрытия той или иной темы, лучше всего использовать процесс игры. (Например, можно играть с ребенком в «путешествия»; так он будет узнавать больше о традициях и обычаях своей Родины и других стран). Дети обладают наглядно-образным мышлением. Поэтому при воспитании патриотических чувств, родителям стоит использовать яркие картинки, иллюстрации из художественной литературы и всевозможные наглядные примеры.
Так посещение музеев или специально-оборудованных помещений в детских садах поможет ребенку наглядно познакомиться с бытом и устоями родной земли.
Одно из проявлений патриотизма — это любовь к природе. Бережное отношение к ней, выражается в заботе о животных и озеленении участков. При ознакомлении с природой родного края акцент делается на ее красоту и уникальность. Необходимы прогулки в лесах, парках, походу на реки, озера. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, которые ребенок получил в детстве, останутся в памяти навсегда и помогут ребенку стать гражданином и патриотом своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/13/picture-447587-1400005350.jpg)
Социально-нравственное воспитание дошкольников на современном этапе развития общества
На современном этапе развития общества приоритетными становятся проблемы нравственной культуры как основы социального воспитания подрастающего поколения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/28/picture-650946-1438108979.jpg)
"Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе развития общества"
Помощь воспитателям по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-970245-1510091138.jpg)
Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в современном мире
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, р...
Воспитание гражданско – патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений
Сергеева Ирина ИвановнаВоспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Ханты-Мансий...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/09/picture-1345877-1631196245.jpg)
Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе развития общества.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/14/picture-1120361-1605373397.jpg)
Актуальность духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников в современных условиях гражданского общества в соответствии с ФОП ДО
Цели и задачи духовно-нравственного и патриотческого воспитания. Тема воспитания в "Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года". Многоаспектность понятия "патриотизм"...