Конспект занятия « Сказочка про Козявочку». Д.Н.Мамин-Сибиряк. Уральская сказка.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Саитгалиева Елена Владимировна

В работе использована методика "Умные игры в этнических сказках" под ред. О.М.Вотиновой, Л.В.Паруниной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochka_pro_kozyavochku.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

                УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД 1387»

    Конспект занятия « Сказочка про Козявочку».

Д.Н.Мамин-Сибиряк. Уральская сказка.

( Новая технология по методике

Умные игры в этнических сказках.

под редакцией О.М.Вотиновой, Л.В.Паруниной.)

                     

                    Воспитатель высшей квалификационной категории:

Саитгалиева Е.В.

Задачи:

Познавательные:

Совершенствовать процессы логического и пространственного мышления путём работы с плоскостными играми.

Совершенствовать познавательные способности: умение анализировать, сравнивать, оценивать поступки сказочных героев.

Развивающие:

Развивать творческое воображение и зрительное восприятие с помощью работы с контурными схемами.

Развивать внимательность и наблюдательность.

 Развивать интерес детей к народным сказкам.

Воспитательные:

Формировать умение высказывать предположения, предлагать варианты решения проблемной ситуации, договариваться друг с другом.

Способствовать пониманию основного смысла сказки (быть добрым и справедливым, уметь радоваться жизни, ценить общение и дружбу).

Демонстрационный и раздаточный материал.

Развивающая среда «Фиолетовый лес», образы персонажей сказки.

«Чудо Часики».

Игры В. Воскобовича «Чудо-Крестики 2», Чудо-Соты 1»,

«Черепашки Пирамидка», схемы к сказке.

Иллюстрации «Народы России», слайды на ТВ

                               

 Ход занятия:

Дети стоят на ковре, взявшись за руки.

В.: - Ребята, в начале нашего занятия хочется вспомнить стихотворение

Владимира Степанова, которое мы знаем уже давно.

И называется оно « Российская семья». ( читают Илья, Платон, Федя)

Слайд 1.

Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!

( дети сели на подушки полукругом)


В.: -
Россия — огромная страна. На ее территории проживают более 160 народов!  Общаться, дружить,  работать вместе для нас естественно. Конечно, для доброго общения надо понимать и уважать те народы, что живут рядом.

Ребята, скажите, что нам может помочь узнать о жизни какого-либо народа?

( ответы : традиции, костюм, песни, стихи, сказки)

С помощью народных сказок мы с вами узнали, как живут некоторые народы России, чем занимаются, какие черты характера ценят в человеке, а какие высмеивают.

Вспомним некоторые сказки  (воспитатель показывает схему из сказки, а дети рассказывают о чём эта сказка и чему она учит).

 В.: - Хотите узнать, кто будет главным героем новой сказки?

Посмотрите на наши Чудо-Часики и прочитайте слово, которое подготовила для нас сказочная Кукушка. Слово это мы сможем прочитать, когда часы покажут ровно 9 часов ( Мошка).

Когда мы слышим слово «мошка», мы представляем что-то … какое?

( маленькое, маленькие крылышки, маленькое тельце)

Как можно ещё её назвать?

( крошка, малявочка, козявочка)

Ребята, сегодня у нас в гостях Уральская сказка. ( дети, стоя за большим столом смотрят на ТВ слайды )

Богата история земли Уральской! Куда ни взгляни — всюду окружают нас величественные леса, зеркальная гладь озёр и синие горы. ( слайды 1а, 2 ) 

Богата земля Уральская и людьми. Живут здесь в дружбе и согласии многие народы: русские, татары, башкиры, удмурты , чуваши. ( слайд 3 )

Все эти народы — талантливые, смекалистые, мастеровые,  любят сказки да присказки. Сегодня мы познакомимся со сказкой уральского писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка. Сказка называется «Сказочка про козявочку».

Кто такая козявочка и что с ней произошло, мы сейчас узнаем. И помогать нам будут игры, которые лежат на столе.

Вот она какая, козявочка! ( показываю схему)

Догадайтесь, из каких деталей можно сделать нашу Козявочку-мошку.

( дети стоя за большим столом, каждый выкладывает свою мошку.

Музыкальное сопровождение:  пьеса « Сновидение Шельги» В.Успенского).

Так что же произошло с Козявочкой?

 Расскажут  сказку артисты, мы увидим маленький спектакль.

А вот и билеты на сказку.

( Детали игры «Чудо-Соты». Дети садятся туда, где в игре не хватает этой детали.)

Рассказывание сказки:

Как родилась Козявочка, никто не видал. Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:

- Хорошо!.. ( в роли Козявочки Соня Т. , на руке игрушка Мотылёк )

Расправила Козявочка свои крылышки, потёрла тонкие ножки одна о другую, ещё посмотрела кругом и сказала:

- Как хорошо! Какое солнышко тёплое, какое небо синее, какая травка зелёная, - хорошо, хорошо! И всё моё!..

Сказкотерапевтический момент.

Что Козявочка сказала про увиденное вокруг?

Всё то, что увидела Козявочка принадлежит ей? Она жадная?

Козявочка сказала: - Какое солнышко тёплое, какое небо синее, какая травка зелёная… И всё моё! Когда мы видим что-то новое и очень красивое, мы хотим, чтобы это принадлежало нам. С вами так бывает, ребята?

Рассказывание сказки: ( на фоне Фиолетового леса)

Ещё потёрла Козявочка ножками и полетела. Летает, любуется всем и радуется. А внизу травка так и зеленеет, а в травке спрятался аленький цветочек.

- Козявочка, ко мне! - крикнул цветочек.

Козявочка спустилась на землю, вскарабкалась на цветочек и принялась пить сладкий цветочный сок.

- Какой ты добрый, цветочек! - сказала Козявочка.

Работа над иллюстрацией к сказке.

Давайте и мы с вами полюбуемся на цветочек, выложив его с помощью Чудо-Сот. ( схема «Симметричное отражение»)

Музыкальное сопровождение:   пьеса « Сновидение Шельги» В.Успенского.

Рассказывание сказки: ( на фоне Фиолетового леса)

Козявочка летала над цветочком, и вдруг с жужжанием налетел мохнатый Шмель, и прямо к цветочку.

- Жж… Кто забрался в мой цветочек? Жж… Кто пьёт мой сладкий сок? Жж… Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж…

Уходи вон, пока я не ужалил тебя!…

- Позвольте, что же это такое? - запищала Козявочка. - Всё, всё моё...

- Жжж… Нет, моё!..

Работа над иллюстрацией к сказке.

Ребята, попробуйте выложить образ Шмеля по контурной схеме, догадавшись, какие детали можно использовать.

Музыкальное сопровождение:   пьеса « Шефер»  В.Успенского.

Сказкотерапевтический момент.

Почему Козявочка прилетела к цветочку?

Почему Шмель начал ругаться на Козявочку? Что она почувствовала при этом?

Козявочке было приятно, что цветочек её позвал. Она решила, что это её цветок, но потом оказалось, что он не только её, но и шмеля. Бывает обидно, когда кто-то грубо укажет тебе на то, что что-то принадлежит не тебе, а кому-то ещё. Но нужно понимать, что цветочек, травка, солнышко, мир вокруг принадлежат не только тебе, но и другим людям. Нужно уметь делиться.

Рассказывание сказки: ( на фоне Фиолетового леса)

И тут появился мохнатый Червячок и сказал:

- Нет уж, извините, всё здесь моё!

Козявочка сообразила, что Червячок не умеет летать, и заговорила смелее:

- Извините меня, Червячок, вы ошибаетесь… Я вам не мешаю ползать, а со мной не спорьте!..

- Хорошо, хорошо… Вот только мою травку не троньте. Я этого не люблю, признаться сказать… Мало ли вас тут летает… Вы — народ легкомысленный, а я Червячок серьёзный… Говоря откровенно, мне всё принадлежит. Вот заползу на травку и сьем, заползу на любой цветочек и тоже сьем. До свидания!..

Сказкотерапевтический момент.

Было ли Козявочке обидно, когда с ней так разговаривал Червячок? Почему?

По какой причине Червячок так разговаривал?

Червячок не казался большим и страшным , как Шмель, поэтому Козявочка его не испугалась. Но он был жадным и заносчивым. Он считал, что его мнение самое главное, и пытался доказать, что всё вокруг принадлежит ему, и все должны с этим смириться.

На самом деле, если ты будешь считать, что всегда прав и никого не надо слушать, а все вокруг должны слушать только тебя, если ты не умеешь делиться, а только обижаешься на всех, то вряд сможешь найти друзей.

Работа над иллюстрацией к сказке.

Сейчас мы попробуем  вместе, прислушиваясь друг к другу, выложить образ Червячка по памяти. Показываю схему на несколько секунд.

( кто-то один выходит и выкладывает червячка на поляне Фиолетового леса. Дети соглашаются или поправляют, выходя к доске).

Музыкальное сопровождение:   пьеса « Улица Гобеленов»  В.Успенского.

Рассказывание сказки: ( на фоне Фиолетового леса)

Летит Козявочка дальше и видит — вода.

- Уж это моё! - весело запищала она. - Моя вода… Ах, как весело!.. Тут и травка, и цветочки.

А навстречу Козявочке летят другие козявочки.

- Здравствуй, сестрица!

- Здравствуйте, милые… А то уж мне стало скучно одной летать.

Что вы тут делаете?

- А мы играем, сестрица… Иди к нам. У нас весело...

Сказкотерапевтический момент.

Другие козявочки-мошки пригласили Козявочку в свою игру. Козявочке игра очень понравилась. Почему так произошло?

Козявочка нашла тех, кто похож на неё, с кем ей весело. Они умеют делиться, а не отбирать. Всегда нужно искать тех друзей, с которыми весело, хорошо и которые умеют делиться.

Мошки-козявочки приглашают и нас с вами поиграть.

Подвижная игра со схемами на ковре.

( дети, танцуя, берут половинку схемы, пока звучит музыка, - танцуют.

Музыка останавливается, дети ищут свою «половинку», встают, образуя единое целое.

Во второй раз — найти «половинку» у другого ребёнка.

И парами садятся за большой стол.)

Музыкальное сопровождение: пьеса « Гастон ле Клер и Тыклинский»  В.Успенского.

Рассказывание сказки: ( дети сидят за большим столом)

Смотрит Козявочка, как веселятся другие козявочки. Вдруг, откуда ни возьмись, воробей, - как шмыгнет мимо, точно кто камень бросил.

- Ай, ой! - закричали козявочки и бросились врассыпную.

( дети собирают детали Чудо-Крестика)

Когда воробей улетел, недосчитались целого десятка козявочек.

- Ах, разбойник! - бранились старые козявочки.

Хорошо, что козявочек было много, и убыли никто не замечал.

Да ещё прилетели новые козявочки, которые только что родились. Они летели и пищали:

- Всё наше… Всё наше…

- Нет, не всё наше! - крикнула им наша Козявочка. - Есть ещё сердитые шмели, серьёзные червяки, гадкие воробьи и лягушки.

Будьте осторожны, сестрицы!..

Работа над иллюстрацией к сказке.

Дети работают в паре выкладывают на выбор «Воробья» или «Лягушку» по схемам.

Музыкальное сопровождение: пьеса « Вольф и Райхер в лаборатории»  В.Успенского.

Сказкотерапевтический момент.

Чему научилась Козявочка?

 Это был уже новый опыт общения. Козявочке пришлось учиться быть осторожной, чтобы сохранить свою жизнь. Быть ответственной.

Рассказывание сказки: ( дети сидят за большим столом)

Однажды встретила Козявочка другую такую же козявочку с мохнатыми усиками. Та говорит:

- Какая ты хорошенькая, Козявочка… Будем жить вместе.

Работа над иллюстрацией к сказке.

Схема « Мошка- подружка».  

Дети выкладывают по схеме, которую изучают несколько секунд, каждый свою Мошку, а потом обьединяет в пару с соседом по столу.

Музыкальное сопровождение:  пьеса « Гастон ле Клер и Тыклинский»  В.Успенского.

Рассказывание сказки:

И зажили они вместе, совсем хорошо зажили. Всегда вместе: куда одна, туда и другая. И не заметили , как лето пролетело. Начались дожди, холодные ночи. Наша Козявочка нанесла яичек, спрятала их в густой траве и заснула на зиму, чтобы весной проснуться снова и снова жить.

Чему учит сказка( воспитательный текст)

Сказка говорит нам о том, что нужно любить жизнь и не расстраиваться по пустякам, об осторожности и предусмотрительности. И о том, что мир принадлежит всем, а не только тебе.

Окружающий мир не будет казаться жестоким и сложным, если в каждой ситуации действовать осмотрительно, придерживаться законов добра и справедливости, уметь радоваться жизни, ценить общение и дружбу.

Как сделать так, чтобы в жизни было больше радости и поменьше огорчений?

- Нужно быть осторожным

- Думать, а потом делать

- Быть доброжелательным ко всем

- ценить общение и дружбу

- уметь радоваться жизни

Этого мы и желаем нашим гостям!  Побольше радости в жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по слушанию по технологии О.П.Родяновой. Балет - сказка П.И.Чайковского "Лебединое озеро"

В конспекте описывается занятие по технологии О.П.Родыновой "Музыкальные шедевры". Предлагается детям в доступной форме воспринимать музыку П.И. Чайковского.  Происходит знакомство с одним из вид...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса""

Конспект занятия по развитию речи по обучению детей пересказыванию. Занятие построено на приемах  использования опорных картинок для облегчения процесса персказа литературного произведения и закр...

Конспект занятия в подготовительной речевой группе «Проказы старухи зимы» пересказ сказки К.Д.Ушинского с творческими заданиями

Конспект занятия для детей с задержкой речевого развития направлен на умение правильно и грамотно оформлять предлоджения, развивать мелодико-интонационные  характеристики речи....

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Что за прелесть эти сказки?» (по сказкам А. С. Пушкина)

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Что за прелесть эти сказки? » (по сказкам А. С. Пушкина)«Речевое развитие» Развивать умение узнавать и называть сказку прививатьлюбовь к творчеств...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему «Сказки – сказочки»

На данном занятии закрепляем знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызываем у детей желание принимать участие в разговоре на «сказочную» тему....

Конспект занятия для детей первой младшей группы по русской народной сказке : " Жили у бабуси". " Приключение двух гусей" по русской народной сказке : ""Жили у бабуси ""

Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.Задачи: Образовательные; - познакомить детей с новым фольклорным произведением песенкой "" Жили у бабуси"";-закрепить пр...