Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему «Сказки – сказочки»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)
На данном занятии закрепляем знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызываем у детей желание принимать участие в разговоре на «сказочную» тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию
в подготовительной группе
на тему «Сказки – сказочки»
Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызвать у детей желание принимать участие в разговоре на «сказочную» тему.
Задачи:
- развивать у детей творческое мышление, фантазию при сочинении сказки методом каталога;
-учить связно и последовательно излагать ход придуманной сказки;
-закрепить умение использовать в речи эпитеты, характеризующие героев сказок.
Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами6
- принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий);
- принцип активности ( поддерживалась мотивация и интерес детей);
- принцип доступности ( соответствие возрастным особенностям).
Для достижения цели использовались следующие методы:
- наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением животных – героев сказок);
- словесный метод ( сопровождающий презентацию, рассказ);
- метод эмоциональной заинтересованности.
При подготовке данного занятия была проведена предшествующая работа:
- чтение, рассказывание русских народных сказок;
- рассматривание иллюстраций к сказкам;
- сочинение сказки методом каталога;
- просматривание мультфильмов – сказок.
Ход занятия:
Дети заходят в зал, встают полукругом.
Музыкальное приветствие.
Воспитатель: Сегодня, ребята и уважаемые гости, я хочу пригласить вас в мир доброты и красоты - в мир сказки.
Дети поочередно читают стихи:
Сказки слушать я люблю,
Маму вечером прошу:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки.
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают.
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказке в дверь мы постучимся:
Сказка в гости ты нас жди.
Исполнение песни «Приходите в гости к нам»
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочинял народ и рассказывал друг другу из поколения в поколение, бабушки рассказывали своим внукам. Они вырастали и тоже рассказывали своим детям. Такие сказки называются народными. А сказки, которые сочиняли писатели – их записывали. Книги с этими сказками мы можем прочитать и сейчас, хотя писатель мог сочинить эту сказку очень давно. Такие сказки называются авторскими.
Ребята, вам уже известно, что существует три вида народных сказок. Назовите их.
Ответы детей: волшебные, бытовые и народные сказки о животных.
Воспитатель: да, верно. Сказки, главными героями которых являются животные, называются сказками о животных. Какие вы знаете сказки о животных?
Ответы детей: «Волк и семеро козлят», «Журавль и цапля», «Лисичка – сестричка и волк», «Три медведя», «Кот, лиса и петух»
Воспитатель: Ребята, а какую мы привыкли видеть в сказках лису? (Медведя, волка, зайца?)
Ответы детей: лиса хитрая,коварная, умная, бессердечная, ловкая, лживая, грубая, завистливая, льстивая, находчивая, ловкая, изворотливая.Волк глупый, злой, коварный, бессердечный. Медведь неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный. Заяц трусливый, добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, горемыка.
Воспитатель: Ребята, в наше время о забавных случаях из жизни сочиняют анекдоты. А наши предки сочиняли сказки, и назывались эти сказки бытовыми.В них рассказывалось о каких-то случаях из жизни людей, их каждодневныхзанятиях. Бедных людей часто обижают богатые и злые, и чтобы добиться справедливости, главному герою приходится проявить ум, смекалку и хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждает не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Какие вы знаете бытовые сказки?
Ответы детей: «Как Иван – дурак дверь стерег», «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Мужик и медведь».
Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать о волшебных сказках?Ответы детей: Волшебные сказки – это те сказки, в которых происходит волшебство, разные превращения. («Царевна – лягушка», «Аленький цветочек», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Воспитатель: Помимо волшебных, бытовых сказок и сказок о животных есть еще один вид сказок. Вы сейчас послушаете сказку и выскажите свои предположения, как может называться данный вид сказки.
Жили-были два павлина – вот и сказки половина,
Жили-были два гуся – вот и сказка эта вся! (Повторяется несколько раз, после чего дети высказывают свои предположения, как называется такая сказка).
Такая сказка называется докучной. А вы, ребята, знаете, что значит слово «докучать»?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру. Нужно будет поочередно рассказать эту докучную сказку с разной интонацией.
Дети поочередно рассказывают сказку как страшную, веселую, грустную, шепотом, как с трибуны, как будто холодно. Перед каждым рассказыванием воспитатель играет музыкальное вступление в том характере, в котором нужно рассказать сказку.
Воспитатель: Все русские народные сказки делятся на три части. Давайте их вспомним.
Дети: Начало сказки –сказочный зачин. В зачине упоминаются некоторые герои сказки, место и время действия.(«Жил – был», «В некотором царстве, в некотором государстве», «В Тридевятом царстве, в Тридевятом государстве»).
После зачина идет середина - кульминация сказки. В кульминации разворачивается сюжет сказки, знакомство с главными героями.
И заканчивается сказка концовкой. В концовке мы узнаем, чем сказка закончилась.( «Живут, поживают и добра наживают. " «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало… » «Сказка – ложь, да в ней намек… .» «Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец! ») .
А теперь, ребята, давайте вспомним, какие особенности свойственны всем народным сказкам?
Ответы: Троекрактное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя, три раза невод старик тянул.
Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго;
Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц – побегаец, лисичка – сестричка, серый волк – зубами щелк,
Встречается число 7: «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов»;
Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.
Во всех сказках счастливый конец.
Дети садятся на стулья и видят волшебную коробку.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какая – то коробка.
Шарик из коробки.
Дети отгадывают из какой авторской сказки шарик.(« Тараканище» К. И. Чуковского).
Портрет Чуковского (Слайд)
Рассказ воспитателя о Чуковском: Детским поэтом и сказочником К. И. Чуковский стал случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик капризничал, плакал. И чтобы как-то развлечь сына, Корней Иванович стал рассказывать ему смешные истории, которые происходили в его жизни. А потом всё смешалось: что было на самом деле и чего никогда не было. И мальчик, слушая отца, затих и успокоился. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так сама собой сложилась сказка в стихах.Ещё нечто подобное произошло с Корнем Ивановичем, когда он сидел за своим рабочим столом и что-то читал. Громкий крик соседской девочки привлёк его внимание. Что случилось? Девочка кричала, ревела, слезы лились в три ручья. Чуковский поспешил узнать. Оказалось, что она не любила мыть голову. Корней Иванович подошел, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам,
Да-да, стыд и срам.
Вот так неожиданно для себя Корней Иванович Чуковский стал детским писателем.
Воспитатель: А теперь я предлагаю спеть небольшую песенку про непослушный шарик. (Логоритмическое упражнение).
Логоритмическое упражнение «Шарик».
Проблемная ситуация «Хорошо или плохо».
Воспитатель: Ребята, скажите, какими свойствами мы можем наделить наш шарик? Шарик какой?
Ответы детей: легкий, воздушный, парящий, надувной, цветной, резиновый т.д.
Воспитатель: а теперь давайте с вами поразмышляем. Как вы думаете: это хорошо или плохо, что шарик легкий? Что хорошего в том, что шарик легкий? А что плохого в том, что шарик легкий?
Размышления детей.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте проверим, знаете ли вы сказки К. И. Чуковского.
Загадки «Угадай сказку»:
1.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор Айболит. ( "Айболит"). Слайд.
2. Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый Таракан. ( "Тараканище"). Слайд.
3. Я – Великий Умывальник
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник
И мочалок командир. ("Мойдодыр"). Слайд.
4. Свинки замяукали «Мяу-мяу»
Кошечки захрюкали «Хрю-хрю». ("Путаница") Слайд.
5. Веселится народ -
Муха замуж идет
За лихого, удалого
Молодого Комара ("Муха-Цокотуха"). Слайд.
.6. А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет
И чайник сказал утюгу:
« Я больше идти не могу». ("Федорино горе"). Слайд.
Воспитатель: ребята, давайте постараемся вспомнить, каким героям сказок принадлежат следующие слова.
Игра «Кому принадлежат эти слова?»
1. Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами! (раки из сказки «Тараканище»)
2. Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать! (котята из сказки «Путаница»)
3. Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят (Мойдодыр из сказки «Мойдодыр»)
4. Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час (Муха Цокотуха из одноименной сказки)
5. Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой. (Федора из сказки «Федорино горе»)
6. Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая!
Уж как туфельку мою
Я водичкою полью
И вырастет дерево,
Чудесное дерево! (Девочка Мура из сказки «Чудо – дерево»)
7. … Если только захочу,
И Луну я проглочу! (Крокодил из сказки «Краденое солнце»)
8. Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме! (Ванечка и Танечка из сказки «Бармалей»).
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Кто лишний». (Демонстрируется показ слайдов с героями сказок Чуковского. Один герой лишний.)
Игра «Кто лишний»
Воспитатель: ребята, взгляните на наш волшебный экран. Что же мы видим на нем? (Чудо – дерево с висящими на нем различными предметами из сказок).
Ответы детей.
Воспитатель: Да, верно, это Чудо – дерево из сказки К. И. Ч. «Чудо – дерево».
•телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”)
•воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде. А за ним комарики на воздушном шарике… (“Тараканище”)
•мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”)
•блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”)
•калоша – Пришли мне дюжину новых калош… (“Телефон”)
•термометр – И ставит и ставит им градусники… (“Айболит”)
•перчатки - А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» (“Айболит”)
•монета - Муха по полю пошла, муха денежку нашла («Муха-Цокотуха»)
•сито - Скачет сито по полям (“Федорино горе”)
•шоколадка - И всем по порядку даёт шоколадку (“Айболит”)
•мочалка - И мочалку словно галку, словно галку, проглотил “Мойдодыр”)
Воспитатель: ребята, я вижу, вы очень хорошо знакомы с творчеством любимого всеми детского писателя К. И. Ч. А теперь предлагаю вам сочинить собственную сказку.
Сочинение сказки с помощью метода каталога.
Вопросы:
• Жил-был... Кто?
• Какое добро умел делать?
• Встретил кого злого?
• Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
• Был у нашего героя друг.
• Как он мог помочь главному герою?
• Что стало со злым героем?
• Где наши друзья стали жить?
• Что стали делать?
По завершению сказки придумываем название. Затем воспитатель показывает заготовку книги с чистыми страничками, предлагает по возвращении в группу записать сказку и нарисовать иллюстрации к сказке. (Продуктивная деятельность).Воспитатель: Ребята, мы сегодня вспоминали много сказок, говорили о них. Помните, что сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Я надеюсь, что из каждой прочитанной сказки вы вынесете много полезного для себя, и что сказка поможет вам в жизни в решении сложных жизненных ситуаций.
Исполнение песни «Из музыки сказки рождаются сами»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-780057-1460295215.jpg)
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/01/picture-810136-1472682812.jpg)
Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему"Сказки - сказочки".
В данном конспекте достаточно широко и развернуто представлено обобщение знаний детей о русских народных сказках и их видах. Также представлен очень интересный метод каталога, с помощью которого дети ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-944660-1538917489.jpg)
Конспект занятий по рисованию в подготовительной группе на тему «Зимняя сказка»
Конспект занятий по рисованию в подготовительной группена тему «Зимняя сказка»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/22/picture-744926-1606060434.jpg)
План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме: «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Конспект НОД по теме: "Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" (подготовительная группа)....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/10/picture-524111-1581337616.jpg)
Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/02/picture-1255287-1675329417.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию подготовительной группе Тема: «Вот, как много знаем сказок»
Конспект занятия по речевому развитию подготовительной группеТема: «Вот, как много знаем сказок»...