Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Волшебный календарь для малышей» с использованием наглядного моделирования
план-конспект занятия (средняя группа)

Вискова Наталья Васильевна

Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Волшебный календарь для малышей» с использованием наглядного моделирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx664.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» пгт. Изъяю

Конспект организованной образовательной деятельности по теме

«Волшебный календарь для малышей»

с использованием наглядного моделирования

Автор ООД: Вискова Наталья Васильевна, педагог первой квалификационной категории

МДОУ «Детский сад» пгт. Изъяю

https://nra-media.ru/components/com_jshopping/files/img_products/full_0b427f9d06ebdc088680168428d2723f.png

                                                                        2021 учебный год, пгт. Изъяю                                            

Тип ООД: интегрированное

 Возраст детей: подготовительная к школе группа

 Форма деятельности: групповая, индивидуальная, подгрупповая

 Цель ООД: создание условий для успешного усвоения детьми знаний об особенностях времен года, явлений и объектов природы и связях между ними

Задачи ООД:

Образовательные:

-развивать и уточнять представления о предметах и явлениях в действительности;

- расширять кругозор и представления детей;

-закреплять умения классифицировать явления природы по временам года;

Развивающие:

-развивать воображение, память, речь, моторику; наблюдательность и познавательно-исследовательский интерес; творческие способности; конструкторские способности; музыкальные способности;

-развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы

Воспитательные:

 -воспитывать любовь и бережное отношение к природе; экологическую культуру; желание помогать и заботиться о младших

Приоритетная ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

В интеграции с ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Методы и приемы, технологии: метод наглядного моделирования, «говорящая стена»

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения во время прогулок за природными и погодными явлениями и объектами; рисование схематичных рисунков природных явлений и обозначений погоды; моделирование времен года на стене

Словарная работа: флешка, синоптики

Планируемые результаты как целевые ориентиры программы:

  • проявление интереса к речевой, познавательно-исследовательской, конструктивной (модельной) деятельности;
  • активность, творчество в выполнении различных видов деятельности; предлагает свои варианты решения задачи;
  • инициативность в общении со сверстниками и взрослыми;
  • владение способами моделирования, конструирования; создание интереса к моделирующей деятельности;
  • овладение действиями на основе умения анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в диалоге

Предпосылки УОД:

-Личностные-сформирована положительная самооценка, уверенность в себе, стремление быть полезным; уважительное отношение к окружающим, умение проявлять заботу, помогать тем, кто в этом нуждается, уважительное отношение к сверстникам;

 -Регулятивные-проявляет организованность, дисциплинированность; могут придерживаться норм культурного поведения; проявляют самостоятельность; совместно со сверстниками занимаются выбранным делом;

 -Познавательные- сформирован познавательный интерес; способен самостоятельно устанавливать простейшие связи и отношения между системами объектов и явлений; сформированы предпосылки учебной деятельности, умение применять усвоенные знания для решения 6новых задач;

-Коммуникативные-проявляют умение откликаться на эмоции близких и друзей; конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми; уважительное отношение, интерес, желание принимать участие; умение слушать, не перебивать, формировать отношения на сотрудничестве и взаимопомощи

 Оборудование для педагога: коробочка с лепестками, флешка с голосовым сообщением, календарь природы, инструменты для работы с календарем(лепестки), «говорящая стена», музыкальные инструменты (бубен, молоточек), предметы (бумага, стаканчик пластиковый); кружочки синего и красного цвета; корзинки; материал для моделирования на «говорящей стене», коробка с лепестками

Оборудование для детей: картинка для выбора ребенка (капелька, листочек, снежинка, цветочек), для каждой подгруппы набор картинок для моделирования времени года (осень-разноцветные листочки, дерево, птицы, желтая трава, тучи и капли, грибы; зима-снежинки, сугробы, тучи, птицы, кормушки, дерево, снеговик; весна- солнце, тающий снеговик, зеленая трава, почки для дерева, дерево, птицы; лето-солнце, радуга, зеленые листочки, цветы, дерево, птицы, бабочки); материал для рисования, разноцветные круги для рисования размером с лепесток, клей

Содержание ООД

Образовательная область (вид деятельности)

Форма работы

Применяемые образовательные средства

Целевые ориентиры

(образовательный результат)

Вводная часть (мотивационно-ориентировочный, подготовительный этап)

1. Дети заходят в группу вместе с педагогом. Звонок в колокольчик.

Организация утреннего круга «Доброе утро»

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Воспитатель:

— Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как

хорошо, что мы сегодня здесь вместе! Мы спокойны и добры! Приветливы и ласковы!

Что мы пожелаем сегодня Кириллу? Максиму? Варе? (имена детей) А что вы хотите пожелать всем?

 -Вздохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злость, беспокойство.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу!

«Социально-коммуникативное развитие» (игровая)

«речевое развитие» (коммуникативная деятельность)

Игра,

беседа

Слово, действие, звук

Проявлять самостоятельность, творческое воображение, выполнять игровые правила и нормы;

адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью

2. Педагог приглашает детей присесть на подушечки на ковер.

Сюрпризный момент. Постановка проблемы.

Воспитатель:

-Сегодня утром пришла в детский сад, и в нашей группе увидела вот такую коробочку (посылку). На ней написано: «Ребятам подготовительной группы. От ребят младшей группы детского сада».

Как думаете, что будем делать с ней? Может что-нибудь увидим интересное в ней?

(дети открывают коробку и рассматривают лепестки числовой «ромашки», лепестков по количеству детей)

-Может быть кто-то из вас догадывается, что это, что с ними делать? (предположения детей; навести на мысль-где они встречаются с такими лепестками каждый день в группе)

-Ребята, а в коробке есть флешка! Для чего ее положили? (ответы детей)

Послушаем голосовое сообщение.

(Ребята! Мы очень любим природу, любим гулять, наблюдать и играть. Природа любит, когда о ней говорят. Помогите нам, пожалуйста, рассказать о природе)

Итог: лепестки - «явления природы», малыши хотят изучать природу, просят помощи у старших ребят.

 Решение проблемной ситуации

-Возможно, ребята, что малыши хотят научиться рассказывать о природе также, как и вы это умеете делать. Но на лепестках ничего нет. Как рассказать? Что делать? (ответы, предположения детей-нарисовать природные явления на лепестках)

-Хорошо, а чтобы помочь малышам, нам нужно для начала вспомнить, как мы умеем играть с календарем природы.

«Речевое развитие» (коммуникативная деятельность)

«Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность)

Беседа, игра

Ситуативный разговор

Постановка проблемной ситуации

Решение проблемной ситуации

Слово,

действие,

дидактический материал,

электронный носитель,

аудиотехника-компьютер

Владеть достаточным словарным запасом; свободно общаться с педагогом;

Проявлять инициативу и творчество в познании природы, желание самостоятельно добывать знания, проявлять интерес

Основная часть (поисковый, практический этап)

1.Педагог приглашает детей к столу. На столе музыкальные инструменты (молоточек, бубен) и предметы (пластиковый стаканчик, лист бумаги).

Воспитатель:

-Давайте вспомним, что мы должны сделать? (ответы детей)

-Я предлагаю вам поиграть в игру. Играть мы будем командами: команда синих и команда красных. Для этого возьмите каждый по кружочку и подойдите к столу с таким же цветом, что и у вас в руках.

«Познавательное развитие»

Беседа

Игровое упражнение

Слово

Действие

Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющих общий признак;

делиться на команды по признакам

2. Музыкально-дидактическая игра «Послушай и скажи»

-подобрать к звуку музыкального инструмента или предмета подходящее по звуку явление природы

(на первом столе- бубен (гром), бумага (снег);

на втором столе - молоточек (дождь); пластиковый стаканчик (молния))

Воспитатель:

-Для игры нам помогут музыкальные инструменты, предметы и лепестки нашего календаря природы. Музыкальный инструмент издает звук.

Как вы думаете, предметы могут издавать звуки? Что нужно сделать, чтобы предмет издал звук? (смять его, погладить, потрогать и т.д.)

Возьмите по одному предмету, послушайте звук инструмента или предмета. Найдите похожее по звуку явление природы и найдите его среди лепестков.

3.Беседа о явлениях природы

Воспитатель:

-Какие явления природы по звуку вы узнали? (гром, молния, снег, дождь) К какому времени года относятся эти явления? (ответы детей)

-От чего зависят явления природы? (от времени года, от погоды)

-Кто нам сообщает прогноз погоды? (ведущие передач «Прогноз погоды»). Верно. А ведущим передают информацию о погоде синоптики-люди, которые с помощью приборов определяют состояние погоды.

-Предлагаю вам поиграть в эту игру. Присаживайтесь поудобнее на мягкие подушечки.

«Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность)

«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность)

«Речевое развитие»

(коммуникативная деятельность)

«Познавательное развитие»

Слушание

Экспериментирование со звуками

Беседа

Музыкальные инструменты

Предметы

Слово

Действие

Слово

Иметь представление о материалах, из которых изготавливаются предметы;

Иметь представление о музыкальном инструменте и его звучании;

Уметь устанавливать связи;

Проявлять инициативу и творчество в познании природы, желание самостоятельно добывать знания;

Иметь представление о сферах человеческой деятельности, понимать их значимость

4.Словесно-дидактическая игра «Прогноз погоды»

-развитие связной речи, совершенствование работы с календарем путем его моделирования

-Без чего мы не сможем построить календарь погоды?

(без наблюдения)

-Верно. Все наши наблюдения заносятся в виде лепестков в календарь и вставляются в кармашки.

-Что обозначает радуга над календарем? (дни недели)

-Что есть на нашем календаре? (домики-кармашки, дикие животные, дерево в зимнем убранстве, круг с месяцами года, сезонный цветок (приметы времени года-зима), градусник, маленькое бледное солнце, тучи - облака, снежинки, капли в туче, зимующие птицы, снеговик, сугробы, ледяная лужа, сосулька)

-Кто отмечает погоду на нашем календаре? (дежурный группы)

-Дежурный группы сегодня отметил календарь погоды по своим наблюдениям после утренней прогулки и сейчас он будет помогать. Остальные ребята тоже могут помогать.

(Выходит желающий ребенок)

Воспитатель:

-Алина, превратится в ведущую программы «Прогноз погоды» и познакомит нас с погодой.

(составление примерного описательного рассказа по календарю с помощью моделирования):

«Доброе утро, уважаемые зрители! Сегодня я вас познакомлю с прогнозом погоды. На дворе зима, наступил месяц декабрь. Это первый месяц зимы.

Сегодня понедельник, (отмечено красным цветом), 14 декабря, на улице холодно (отмечено синим градусником), температуры воздуха ниже нуля (отмечено на градуснике), на улице мороз (отмечено картинкой дед мороз), на окнах узоры (отмечено картинкой), ветер сильный (отмечено картинкой в образе ветра), небо покрыто снежными тучами (отмечено облаком) и пасмурно, наблюдается гололед (отмечено картинкой).

На этом прогноз погоды закончен. Всем желаю доброго дня. Будьте осторожны на дорогах. До новых встреч!»

Воспитатель:

-Спасибо, Алина! Получился прекрасный ведущий передачи. Ребята, о какой природе мы сейчас с вами говорили: о живой или неживой?

- Предлагаю немного подвигаться.

«Речевое развитие» (коммуникативная деятельность)

«Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность)

Игровое упражнение

Обсуждение

Игра со сверстниками

Рассказ

Показ

Слово

Действие

Наглядность

Слово

Действие

Наглядность

Использовать вербальные и невербальные средства

общения, владеть диалогической речью;

Владеть достаточным словарным запасом;

Составлять по плану рассказы о предмете, по набору изображений;

Употреблять в речи сложные предложения разных видов

5. Физминутка «На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.

(Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками
.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)

«Физическое развитие» (двигательная деятельность)

Игра

Слово

Действие

Правильно выполнять все виды основных движений

6. Работа подгруппами. Моделирование времени года.

Воспитатель:

-Ребята, давайте напомним друг другу, для чего мы все это делаем? Кто помнит? (ответы детей)

-Сейчас предлагаю отгадать мои загадки, а отгадки помогут нам справиться со следующим заданием.

-Послушайте внимательно.

Зеленеют луга,

В небе - радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться. (Лето)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю. (Осень)

На юг уж птицы улетели,

Пришли морозы и метели.

Стоят деревья в серебре,

Мы лепим крепость во дворе. (Зима)

Я раскрываю почки, в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна а зовут меня. (Весна)

-Молодцы. Итак, как одним словом можно назвать осень, зиму, лето и весну? (времена года)

-Предлагаю выбрать каждому из вас любую картинку на столе (капелька, цветочек, снежинка, листочек). Вы разделились на команды.

-Как вы думаете, к какому времени года относятся эти картинки? Так и будут называться ваши команды-по временам года.

-Подойдите к стене («Говорящая стена»). Каждая команда моделирует свое время года. Для этого у каждой команды на стене есть макет дерева и на столе стоят 4 корзинки с элементами для моделирования времени года. Каждой команде нужно найти свою корзинку.

(Дети выполняют задание под музыку)

7. Обобщение по моделированию. Дидактическая игра «Расскажи по картинке».

-развитие связной речи дошкольников посредством моделирования.

Дети составляют предложения в единый рассказ о времени года. Выполнение задания.

(Для тех команд, которые выполнили задание, можно предложить дополнительные элементы для моделирования)

Воспитатель:

-Молодцы. Ребята, как вы считаете, справились ли мы со всеми заданиями? А что еще нужно нам сделать? О чем просили нас малыши?

(ответы детей)

«Познавательное развитие» (познавательная деятельность)

«Речевое развитие» (восприятие фольклора, коммуникативная деятельность)

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие» (конструкторская деятельность)

«Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность)

«Речевое развитие»

(коммуникативная деятельность)

Беседа

Слушание

Отгадывание

Конструирование модели

Игра

Рассказ

Слово

Звук

Слово

Действие

Наглядность

Звук  

Слово

Действие

Уметь узнавать характерные признаки времен года и соотнести с каждым сезоном

Использовать вербальные е невербальные средства общения, владеть диалогической речью

Проявлять инициативу и творчество;  

Уметь назвать характерные признаки времен года;

Создавать композицию;

Воплотить собственный замысел;

Создавать модели и моделировать среду

Уверенно ориентироваться на плоскости

Уметь устанавливать причинно-следственные связи

Составлять по сюжетной картине рассказ

8.Рисование изображений для лепестков календаря.

(под музыку). Решение проблемной ситуации.

Воспитатель:

-Предлагаю каждой команде нарисовать элементы того времени года, который вы моделировали. А чтобы вы не повторялись, нужно договориться, что вы будете рисовать. Например, в команде «Осень» тир человека, вам нужно договориться между собой, какой осенний элемент будет рисовать каждый из вас и не повторяться.

-Присаживайтесь, где вам удобно. Для работы возьмите материал для рисования и кружок размером с лепесток. На нем выполняем схематичный рисунок. И рисунок приклеиваем на лепесток

(педагог помогает ребятам в выборе схематичного обозначения, если затрудняются)

«Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность)

Изготовление предметов для игры

Решение проблемной ситуации

Действие

Слово

Звук

Наглядность

Создавать предметные и сюжетные рисунки на темы окружающей жизни, воплощать собственный замысел;

Использовать разные материалы

9.Обобщение. Педагог и дети в кругу с лепестками для календаря в руках.

Воспитатель:

-Как вы помните, мы решили помочь малышам. Расскажите, ребята, какое схематичное обозначение погоды или явления вы нарисовали? К какому времени года оно относится? (ответы детей)

-Я предлагаю собрать лепестки в красивую коробочку и отправить ее малышам. И обязательно отправить голосовое сообщение. С помощью чего можно записать и отправить голосовое сообщение? Что бы вы хотели спросить или рассказать ребятам? (ответы, варианты, предложения детей)

-Предлагаю записать голосовое сообщение в свободное время, а в нем рассказать ребятам, что вы для них сегодня сделали и для чего эти лепестки.

-А я отправлю это сообщение воспитателю младшей группы.

«Речевое развитие» (коммуникативная деятельность)

Показ

Обсуждение

Рассматривание

Слово

Действие

Наглядность

Владеть достаточным словарным запасом;

Употреблять в речи сложные предложения разных видов;

Заключительный этап (рефлексивный этап)

Воспитатель:

-Ребята, что сегодня делали? Что больше всего понравилось? Что нового узнали для себя? Где было сложно? (ответы детей)

-Спасибо всем, мне тоже понравилось, как вы помогали. А вот еще одна корзинка с угощениями. Это вам благодарность от воспитателя младшей группы.

«Речевое развитие» (коммуникативная деятельность)

Беседа

Слово

Действие 

Владеть достаточным словарным запасом;

Употреблять в речи сложные предложения разных видов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Поможем белочке» (средняя группа) с использованием технологии экологического воспитания.

Учить детей активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе. Вызвать искреннее возмущение поступкам мальчиков.Закрепить знания детей об осени, активизироват...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Открываем календарь, начинается январь…» с использованием технологии развития художественно-творческих способностей детей (старшая группа)

Учить детей составлять цветовые композиции, передавая в них впечатления о разных временах года.Создавать выразительный образ дерева в соответствии с сезонными изменениями в природе.Упражнять в технике...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Котик простудился» с использованием здоровье сберегающей технологии (первая младшая группа)

Формировать начальное представление о здоровом образе жизни.Вовлекать детей в игровое взаимодействие, приобщать к драматизации на основе русского фольклора.Вызывать доброе отношение к персонажам....

КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

Образовательная область: художественно - эстетическое развитиеТип НОД: комбинированное.Вид НОД: художественно - эстетическое.Тема НОД: «Путешествие в страну Рисовандию».Возрастная группа д...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Петушок и его семья» (с использованием дидактических игр) с детьми группы раннего возраста.

Цель: ознакомление детей с понятием «Семья», на примере «Семьи петушка»; показать, что члены семьи любят друг друга, мама и папа заботятся о своих детях.Зад...

Конспект организованно-образовательной деятельности на тему «Лаборатория волшебства и чудес» для детей старшей группы с использованием интерактивных компьютерных технологий Интеграция образовательных областей: познавательное, социально - коммуникативное

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.Задачи:Познавательное развитие:формировать пред...

Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Дикие животные» с использованием моделирования календаря природы

Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Дикие животные» с использованием моделирования календаря природы...