Духовно–нравственное развитие старших дошкольников.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Представленный материал содержит перспекривное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie.docx | 33.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 62» Асбестовского городского округа
Перспективный план
работы по духовно–нравственному развитию старших дошкольников.
Составили:
Канищева И.А. старший воспитатель ВКК
Малигон А.В., воспитатель ВКК
Панас Л.И., воспитатель ВКК
Данный перспективный план работы по духовно–нравственному развитию рассчитан на старший дошкольный возраст, срок реализации данного плана 1 год.
План состоит он из трех блоков: «Воспитание общечеловеческих духовно - нравственных качеств и ценностей» , «Знакомство с народной культурой и традициями», «Знакомство с основами духовно-нравственных традиций, обычаями, играми». К каждому блоку определена цель и подобранны темы для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности учитывая этнокультурную ситуацию развития детей.
№ | Тема занятия | Задачи | Содержание деятельности | Примечание |
1. Блок. Воспитание общечеловеческих духовно - нравственных качеств и ценностей. Цель: Подвести детей к мысли о необходимости совершать добрые дела; учить жить и поступать по совести. Продолжать формировать представления о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи. Воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе. Развивать у детей умения выражать доброжелательное отношение к сверстнику. Воспитывать любовь, ласковые и чуткие чувства, уважение и сострадание к людям пожилого возраста. Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме; развивать желание заботиться о своих близких людях. | ||||
сентябрь | ||||
1 | «О добре и зле» | Формировать представление у детей о добре и зле. Поощрять детей за желание делать добрые дела и предотвращать злые. Воспитывать доброе отношение к близким людям, друзьям. | Беседа «Знакомство с вежливыми словами» |
|
2 | «Что такое хорошо и что такое плохо»
| Познакомить детей с понятием о том, что такое хорошо, а что плохо. Чтение стих. Маяковского «Кроха сын к отцу пришел». | Чтение и обсуждение |
|
3 | «Что такое дружба»
| Формировать у детей понятие «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства | Рассказ Л. Толстого «Два товарища». Беседа
|
|
и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. | ||||
Октябрь | ||||
4 | «Семья и родной дом»
| Продолжать формировать представления о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи. | Беседа
|
|
5 | «Наша родина Россия»
| Познакомить с понятиями «Родина», «Отечество». Воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе. | Беседа (просмотр презентации).
| Презентация |
6 | Природа родного края. | Воспитывать любовь к своей малой родине, родному краю, родной природе. | Беседа.
| Презентация
|
7 | «Русь деревянная» | Обогатить знания детей о жилище русского человека(изба, терем), дать представление об устройстве русской избы (сени, горница, красный угол), дать представление о надворных постройках.
| Слушание песни «Ах вы сени!»;коллективное конструирование «Крестьянский двор».
| Рассматривание иллюстрации с изображением горницы, терема, сравнение с современными постройками. Презентация |
ноябрь | ||||
8 | Акция «Дорогою добра»
| Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, | «Праздник Осени»
|
|
добрых дел во благо других людей.
| ||||
9- 10 | «Старикам везде у нас почет» «О бабушках и дедушках»
| Познакомить детей с праздником «День пожилого человека», воспитывать любовь, ласковые и чуткие чувства, уважение и сострадание к людям пожилого возраста. | Беседа, чтение стихов о бабушках и дедушках
| Фотографии (иллюстрации) бабушек и дедушек |
11 | «Никого роднее мамы в целом мире нет» | Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме; развивать желание заботиться о своих близких людях, создавать благоприятных условий для формирования духовных ценностей | Беседа
| Фотографии мам |
12 | «Моя мама лучше всех» | Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме. Углублять знания о роли мамы в их жизни; закреплять навыки рисования акварелью. Развивать интерес ребенка к своим близким; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, желание помогать ей, радовать еѐ хорошими делами и поступками. | Рисование «Моя мамочка» |
|
13 | «Знакомый портрет» | Воспитывать любовь и уважение к самому близкому человеку «маме». Учить создавать портрет мамы в технике пластилинаграфия. Развивать мелкую моторику рук. | Лепка «Моя мамочка» |
|
14 | «Маме буду помогать» | Воспитывать в детях желание | Аппликация «Подарок |
|
помогать маме. Совершенствовать навыки работы ножницами; учить вырезать квадраты и прямоугольники самостоятельно, наклеивать детали аппликации через одинаковые промежутки. | мамочке» | |||
15 | «Не по Сеньке шапка» | Обогатить знания детей о разнообразии головных уборов славянских женщин (кокошник, кичка, платок, колпак), материалах для их изготовления. Дать представление о национальных традициях, их использовании. Воспитывать эстетический вкус. | Рассматривание иллюстраций с изображением головных уборов.
| Презентация |
16 | «Русские матрѐшки» | Знакомить детей с историей создания русской матрешки. Формировать интерес к русскому прикладному искусству; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которая приносит людям русская матрешка. Воспитывать нравственные качества через знакомство с русской народной культурой. | Рассматривание и игры с матрешками |
|
2. Блок. Знакомство с народной культурой и традициями Цель: Воспитание у детей интереса и любви к национальной культуре (русской, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм, праздникам); создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ | ||||
декабрь | ||||
17 | Творческая мастерская «Добрая сказка» | Учить детей создавать образы из сказок по образцу, сделанному воспитателем, добиваться выразительности в образе, развивать способность видеть в реальных | Продуктивная деятельность | Выставка «Добрая сказка» |
событиях духовный смысл; упражнять в подборе синонимов, в составлении разных типов предложений; продолжать развивать образные представления, воображение; закреплять представления детей об окружающем мире; содействовать формированию и уточнению представлений детей о мире духовном,; активизировать словарь детей; развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать навык ведения диалога. | ||||
18- 19 | Проект «Зимушка - красавица» | Формирование у детей осознанного отношения к обычаям и традициям отмечать новогоднее торжество, расширить знания детей и родителей о праздновании Нового года в России, дать сведения о том, кто такой Дед Мороз, познакомить детей с произведениями художественной литературы о праздновании Нового года (сказки, рассказы, стихотворения). | Разные виды форм и деятельности. | Праздник «Новый год». |
20 | «Секреты русской кухни». | Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства. Дать представление о традиционной русской кухне, подвести к пониманию того, что еда- результат нелегкого труда многих людей. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его | Экскурсия на кухню, разучивание пословиц о хлебе, чтение рассказа «Пир горой» А. Толстой, загадывание загадок о посуде, продуктах, д/и «Узнай на вкус».
| Чаепитие |
результатам. | ||||
январь | ||||
21 | «Коляда пришла, Рождество принесла!» | Расширять представление детей о народных обрядах и обычаях празднования Рождества. Объяснить значение народных примет, воспитывать уважение к традициям народных праздников. | Разучивание колядок, чтение сказки «Морозко».
| Атрибуты ряжения для использования в сюжетных играх |
22 | «Песня русская родная» | Накапливать опыт восприятия колыбельных, хороводных, частушечных песен. Побуждать к высказыванию об эмоционально – образном содержании песен. Совершенствовать умение детей передавать характер русских песен. | Слушание рус.нар. песен, разучивание частушек.
| Внести в музыкальный уголок записи русских народных песен; рассматривание иллюстраций к песням |
23 | «В гостях у сказки» | Приобщать детей к богатству устного народного творчества, продолжать знакомство со сказками. Воспитывать умение слушать художественные произведения, запоминать его, желание самим придумывать сказки. | чтение русских народных сказок.
| предложить атрибуты к театрализованной деятельности. - рисование по сказке.
|
февраль | ||||
24 | «Твои защитники, Россия»
| Поддерживать интерес детей к истории отечества. Закрепить знания о богатырях как о защитниках Родины, уточнить представление о воинском снаряжении. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма. | Рассматривание картины «Богатыри» М. Аргунова, чтение отрывков из былин «Илья Муромец». Презентация «23 февраля»
| Рассматривание иллюстраций с изображением старинного и современного военного снаряжения, выставка военной техники (игрушки), просмотр презентации |
25 | Спортивное развлечение, | Расширять представления детей о | Спортивное развлечение |
|
посвящѐнное 23 февраля в ДОУ | празднике, посвященном Дню Защитника Отечества; воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к защитникам Родины. Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции. Помочь в создании гармоничного общения между родителями и детьми. Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, целеустремленности. Создавать праздничное настроение у детей и взрослых. | |||
3 Блок. Знакомство с основами духовно-нравственных традиций, обычаями, играми Цель: Формировать интерес к народным обычаям, праздникам; воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому; воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся в сочувствии. | ||||
Март | ||||
26 | «Государыня Масленица!» | Продолжать развивать интерес детей к обычаям и обрядам русского народа. Расширить знания о народном празднике Масленица. Воспитывать уважение к русской национальной культуре, самобытности еѐ традиций. | Развлечение «Масленица»
| Иллюстрации для рассматривания по теме «Масленица», слушание записей русских народных песен, плясовых. |
27 | Праздник «8 марта –международный женский день» | Создать положительное эмоциональное настроение детей. Совершенствовать познания о празднике 8 марта. Закреплять умение выступать перед зрителями. Совершенствовать коммуникативные навыки. | Праздник |
|
28 | «Какова пряха, такова и рубаха». | Расширять представления детей о | Беседа «Из чего изготовлены | Презентация |
русском народном костюме. Обогатить знания о роли орнамента в декоре одежды. Дать сведения о праздничной одежде русского народа, еѐ назначении и отличии от повседневной. Воспитывать интерес к труду русских мастериц. | ткани», слушание песни «Красный сарафан»
| |||
29 | «Народные промыслы» | Познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; активизировать словарь, упражнять в согласовании существительных с прилагательными; воспитывать любовь и бережное отношение к бурятской культуре и традициям русского народа. | Беседа, рассматривание иллюстраций, презентация | Иллюстрации (игрушки) изделий народных промыслов. Презентация |
Апрель | ||||
30 | «Пасха»
| Приобщать детей к обычаям и традициям своего народа. Пополнить сведения о праздновании Пасхи, народных приметах, обрядах этого праздника. Расширять кругозор. | Разучивание заклички «Синички - сестрички».
| Иллюстрации (презентация) «Как люди отмечают Пасху» |
31 | «Пасхальное чудо»
| Изучить с детьми традиции христианского праздника «Пасха»; обучать работе с шаблонами по алгоритму | Роспись пасхального яйца (пасхальная открытка), игры с яйцами
|
|
32 | «Дар Валдая». | Познакомить детей с русским колокольчиком. Сформировать представление об истории создания, материале. Дать сведения о применении русских колокольчиков. | Слушание звона колоколов, рассматривание иллюстраций с изображением колоколов, разучивание стихотворения «Колокольчик», музыкальная | Использование колокольчиков для музыкальных импровизаций |
Воспитывать интерес к жизни наших предков. | игра «Тихий и громкий» | |||
33 | «Пословицы и поговорки». | Продолжать знакомить с пословицами и поговорками. Обратить внимание на способность русского народа коротко и точно выражать мысль. Продолжать расширять словарный запас. | Игровое упражнение «Подбери пословицу к сказке», придумывание рассказа по пословицам, разучивание пословиц
|
|
май | ||||
34 | «Никто не забыт, ничто не забыто…»
| Создать условия для понимания себя как патриота своей Родины; Способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми; Стимулировать творческую активность детей; Обеспечить условия для игровой ситуации, связанной с военным временем. Воспитывать чувство сопричастности к событиям, которыми живѐт страна, чувство интернациональности; Воспитывать гордость за земляков - участников военных действий, формировать начала патриотизма. | Просмотр презентации, изготовление открыток ветеранам | Праздник «9 мая»
|
35 | «Слава и гордость русской земли». | Познакомить с великими русскими полководцами: А. С. Суворовым, М. И. Кутузовым, Г. К. Жуковым. Воспитывать уважение к защитникам русской земли; смелость и храбрость | Рассматривание портретов с изображением полководцев, рассматривание иллюстраций с изображением битв и сражений, просмотр презентации, разучивание пословицы «Тяжело в учении, легко в бою». | Рассматривание иллюстраций с изображением военного снаряжения, предложить фигурки солдатиков для обыгрывания построек, с/р игра «Воины».
|
| ||||
36 | Семейные посиделки | Обобщить и закрепить представления, полученные детьми на занятиях в течение года; познакомить со всемирным днѐм семьи и особенностями его празднования; активизировать словарь детей. |
| Чаепитие с родителями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.
Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций....
Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...
Проект Тема: «Формирование духовно-нравственных представлений о матери у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) По курсу «Технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе православных ценностей и традиций»
Цель проекта Формирование духо...
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.
Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, О.С. Ильина, В.М. Меньшиков; Курский государственный университет
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, ми...
Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...