Духовно–нравственное развитие старших дошкольников.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Панас Любовь Ивановна

Представленный материал содержит перспекривное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности  по физическому развитию детей № 62» Асбестовского городского округа

 

 

 

 

 

Перспективный план

работы по духовно–нравственному развитию старших  дошкольников.

 

 

 

 

                                                                    Составили:

                                                                                                                                 Канищева И.А. старший воспитатель ВКК

                                                                    Малигон А.В., воспитатель ВКК

                                                                    Панас Л.И., воспитатель ВКК

 

 

 

 

 

 

 

Данный перспективный  план работы по духовно–нравственному развитию рассчитан на старший дошкольный возраст,  срок реализации данного плана 1 год.  

План состоит он  из трех блоков: «Воспитание общечеловеческих духовно - нравственных качеств и ценностей» , «Знакомство с народной культурой и традициями», «Знакомство с основами духовно-нравственных традиций, обычаями, играми». К каждому блоку  определена цель и подобранны темы для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,  а также для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности учитывая этнокультурную ситуацию  развития детей.

 

 

Тема занятия

Задачи

Содержание деятельности

Примечание

1. Блок. Воспитание общечеловеческих духовно - нравственных качеств и ценностей.  

Цель: Подвести детей к мысли о необходимости совершать добрые дела; учить жить и поступать по совести. Продолжать формировать представления о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи. Воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе. Развивать у детей умения выражать доброжелательное отношение к сверстнику. Воспитывать любовь, ласковые и чуткие чувства, уважение и сострадание к людям пожилого возраста. Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме; развивать желание заботиться о своих близких людях.

сентябрь

1

«О добре и зле»

Формировать представление у детей о добре и зле. Поощрять детей за желание делать добрые дела и предотвращать злые. Воспитывать  доброе отношение к близким людям, друзьям. 

Беседа «Знакомство с вежливыми словами»

 

2

«Что такое хорошо и что такое плохо»

 

Познакомить детей с понятием о том, что такое хорошо, а что плохо. Чтение стих. Маяковского «Кроха сын к отцу пришел».

Чтение и обсуждение

 

3

«Что такое дружба»

 

Формировать у детей понятие «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства

Рассказ Л. Толстого «Два

товарища». Беседа

 

 

и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Октябрь

4

 «Семья и родной дом»

 

 

Продолжать формировать представления о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

Беседа

 

 

5

«Наша родина Россия»

 

Познакомить с понятиями «Родина», «Отечество». Воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе.

Беседа (просмотр презентации).  

 

Презентация

6

Природа родного края.

Воспитывать любовь к своей малой родине, родному краю, родной природе.

Беседа.  

 

Презентация  

 

7

«Русь деревянная»

Обогатить знания детей о жилище русского человека(изба, терем), дать представление об устройстве русской избы (сени, горница, красный угол), дать представление о надворных постройках.

 

Слушание песни «Ах вы сени!»;коллективное конструирование «Крестьянский двор».

 

Рассматривание иллюстрации с изображением горницы,

терема, сравнение с современными постройками. Презентация  

ноябрь

8

Акция  «Дорогою добра»

 

Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков,

«Праздник Осени»

  

 

добрых дел во благо других людей.

 

9-

10

«Старикам везде у нас почет»

«О бабушках и дедушках»

 

Познакомить детей с праздником «День пожилого человека», воспитывать любовь, ласковые и чуткие чувства, уважение и сострадание к людям пожилого возраста.

Беседа, чтение стихов о

бабушках и дедушках

 

Фотографии

(иллюстрации) бабушек и дедушек

11

«Никого роднее мамы в целом мире нет»

Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме; развивать желание заботиться о своих близких людях, создавать благоприятных условий для формирования духовных ценностей

Беседа

 

Фотографии мам

12

«Моя мама лучше всех»

Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме. Углублять знания о роли мамы в их жизни; закреплять навыки рисования акварелью. Развивать интерес ребенка к своим близким; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, желание помогать ей, радовать еѐ хорошими делами и поступками.

Рисование «Моя мамочка»

 

13

«Знакомый портрет»

Воспитывать любовь и уважение к самому близкому человеку «маме». Учить создавать портрет мамы в технике пластилинаграфия.

Развивать мелкую моторику рук.

Лепка «Моя мамочка»

 

14

«Маме буду помогать»

Воспитывать в детях желание

Аппликация «Подарок

 

помогать маме. Совершенствовать навыки работы ножницами; учить вырезать квадраты и

прямоугольники самостоятельно, наклеивать детали аппликации через одинаковые промежутки.

мамочке»

15

«Не по Сеньке шапка»

Обогатить знания детей о разнообразии головных уборов славянских женщин (кокошник, кичка, платок, колпак), материалах для их изготовления. Дать представление о национальных традициях, их использовании.

Воспитывать эстетический вкус.

Рассматривание иллюстраций с изображением головных уборов.

 

Презентация

16

«Русские матрѐшки»

Знакомить детей с историей создания русской матрешки. Формировать интерес к русскому прикладному искусству; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которая приносит людям русская матрешка. Воспитывать нравственные качества через знакомство с русской народной культурой.

Рассматривание и игры с матрешками

 

2. Блок. Знакомство с народной культурой и традициями

Цель: Воспитание у детей интереса и любви к национальной культуре (русской, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм, праздникам); создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ

декабрь

17

Творческая мастерская «Добрая сказка» 

Учить детей создавать образы из сказок по образцу, сделанному воспитателем, добиваться выразительности в образе, развивать способность видеть в реальных

Продуктивная деятельность

Выставка «Добрая сказка»

событиях духовный смысл; упражнять в подборе синонимов, в составлении разных типов предложений; продолжать развивать образные представления, воображение; закреплять представления детей об окружающем мире; содействовать формированию и уточнению представлений детей о мире духовном,; активизировать словарь детей; развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать навык ведения диалога.

18-

19

Проект «Зимушка - красавица»  

Формирование у детей осознанного отношения к обычаям и традициям отмечать новогоднее торжество, расширить знания детей и родителей о праздновании Нового года в России, дать сведения о том, кто такой Дед Мороз, познакомить детей с произведениями художественной литературы о праздновании Нового года (сказки, рассказы, стихотворения).

Разные виды форм и деятельности.

Праздник «Новый год».  

20

«Секреты русской кухни». 

Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства. Дать представление о традиционной русской кухне, подвести к пониманию того, что еда- результат нелегкого труда многих людей. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его

Экскурсия на кухню,  разучивание пословиц о хлебе, чтение рассказа «Пир горой» А. Толстой, загадывание загадок о посуде, продуктах, д/и «Узнай на вкус».

 

Чаепитие

результатам.

январь

21

«Коляда пришла, Рождество принесла!»

Расширять представление детей о народных обрядах и обычаях празднования Рождества. Объяснить значение народных примет, воспитывать уважение к традициям народных праздников.

Разучивание колядок, чтение сказки «Морозко».

 

Атрибуты ряжения для использования в сюжетных играх

22

«Песня русская родная»

Накапливать опыт восприятия колыбельных, хороводных, частушечных песен. Побуждать к высказыванию об эмоционально – образном содержании песен. Совершенствовать умение детей передавать характер русских песен.

Слушание рус.нар. песен, разучивание частушек.

 

Внести в музыкальный уголок записи русских народных песен; рассматривание иллюстраций к песням

23

«В гостях у сказки»

Приобщать детей к богатству устного народного творчества, продолжать знакомство со сказками. Воспитывать умение слушать художественные произведения, запоминать его, желание самим придумывать сказки.

чтение русских народных сказок.

  • театрализованные этюды.
  • коллаж сказок

 

предложить атрибуты к театрализованной деятельности.

- рисование по сказке.

 

февраль

24

«Твои защитники, Россия»

 

Поддерживать интерес детей к истории отечества. Закрепить знания о богатырях как о защитниках Родины, уточнить представление о воинском снаряжении. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма.

 Рассматривание картины «Богатыри» М. Аргунова, чтение отрывков из былин «Илья Муромец».

Презентация «23 февраля»  

 

Рассматривание иллюстраций с изображением старинного и современного военного снаряжения, выставка военной техники (игрушки), просмотр презентации

25

Спортивное  развлечение,

Расширять представления детей о

Спортивное  развлечение

 

посвящѐнное 23 февраля в ДОУ  

празднике, посвященном Дню Защитника Отечества; воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к защитникам Родины.

Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции. Помочь в создании гармоничного общения между родителями и детьми. Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, целеустремленности. Создавать праздничное настроение у детей и взрослых.

3 Блок. Знакомство с основами духовно-нравственных традиций, обычаями, играми 

Цель: Формировать интерес к народным обычаям, праздникам; воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому; воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся в сочувствии.

Март

26

«Государыня Масленица!»

Продолжать развивать интерес детей к обычаям и обрядам русского народа. Расширить знания о народном празднике Масленица. Воспитывать уважение к русской национальной культуре, самобытности еѐ традиций.

Развлечение «Масленица»

 

Иллюстрации для рассматривания по теме

«Масленица», слушание записей русских народных песен, плясовых.

27

Праздник «8 марта –международный женский день»

Создать положительное эмоциональное настроение детей. Совершенствовать познания о празднике 8 марта. Закреплять умение выступать перед зрителями. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Праздник

 

28

«Какова пряха, такова и рубаха».

Расширять представления детей о

Беседа «Из чего изготовлены

Презентация

русском народном костюме. Обогатить знания о роли орнамента в декоре одежды. Дать сведения о праздничной одежде русского народа, еѐ назначении и отличии от повседневной. Воспитывать интерес к труду русских мастериц.

ткани», слушание песни

«Красный сарафан»

 

29

«Народные промыслы»

Познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; активизировать словарь, упражнять в согласовании существительных с

прилагательными; воспитывать любовь и бережное отношение к бурятской культуре и традициям русского народа.

Беседа, рассматривание иллюстраций, презентация

Иллюстрации

(игрушки)  изделий

народных

промыслов. Презентация

Апрель

30

«Пасха»

 

Приобщать детей к обычаям и традициям своего народа.

Пополнить сведения о праздновании Пасхи, народных приметах, обрядах этого праздника. Расширять кругозор.

Разучивание заклички

«Синички - сестрички».

 

Иллюстрации (презентация) «Как люди отмечают Пасху»

31

«Пасхальное чудо»

 

Изучить с детьми традиции христианского праздника «Пасха»; обучать работе с шаблонами по алгоритму  

Роспись пасхального яйца (пасхальная открытка), игры с яйцами

 

 

32

«Дар Валдая».

Познакомить детей с русским колокольчиком. Сформировать представление об истории создания, материале. Дать сведения о применении русских колокольчиков.

Слушание звона колоколов, рассматривание иллюстраций с изображением колоколов,  разучивание стихотворения «Колокольчик», музыкальная

Использование колокольчиков для музыкальных импровизаций

Воспитывать интерес к жизни наших предков.

игра «Тихий и громкий»

33

 «Пословицы и поговорки».

Продолжать знакомить с пословицами и поговорками. Обратить внимание на способность русского народа коротко и точно выражать мысль. Продолжать расширять словарный запас.

Игровое упражнение «Подбери пословицу к сказке», придумывание рассказа по пословицам, разучивание пословиц

 

 

май

34

«Никто не забыт, ничто не забыто…»

 

Создать условия для понимания себя как патриота своей Родины; Способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми; Стимулировать творческую активность детей; Обеспечить условия для игровой ситуации, связанной с военным временем. Воспитывать чувство сопричастности к событиям, которыми живѐт страна, чувство интернациональности;

Воспитывать гордость за земляков - участников военных действий, формировать начала патриотизма.

Просмотр презентации, изготовление открыток ветеранам

Праздник «9 мая»

 

35

«Слава и гордость русской земли».

Познакомить с великими русскими полководцами: А. С. Суворовым, М. И. Кутузовым, Г. К. Жуковым. Воспитывать уважение к защитникам русской земли; смелость и храбрость

Рассматривание портретов с изображением полководцев, рассматривание иллюстраций с изображением битв и сражений,

просмотр презентации, разучивание пословицы «Тяжело в учении, легко в бою».

Рассматривание иллюстраций с изображением военного снаряжения, предложить фигурки солдатиков для обыгрывания построек, с/р игра «Воины».

 

 

36

Семейные посиделки

Обобщить и закрепить

представления, полученные детьми на занятиях в течение года; познакомить со всемирным днѐм семьи и особенностями его празднования; активизировать словарь детей.

 

Чаепитие с родителями

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций....

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко»  Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.

Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...