Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС »
методическая разработка
Доклад
Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников
средствами физической культуры в соответствии с ФГОС »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_duhovno-patrioticheskoe_vospitanie.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30 комбинированного вида»
Доклад
Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников
средствами физической культуры в соответствии с ФГОС »
Подготовила:
инструктор по физической культуре – Мельникова Н.Р.
г.Троицк 2022г.
« Здоровьем слаб, так и духом не герой »
Русская народная пословица.
Главная цель профессиональной деятельности инструктора по физической
культуре в детском саду - охрана и укрепление физического здоровья дошкольников,
развитие их двигательного опыта, физических качеств и способности организма адекватно
реагировать на изменения окружающей среды. Однако инструктор в детском саду – это
прежде всего педагог, влияющий на формирующуюся личность детсадовца, его
внутренний мир.
Педагог детского сада призван показать ребёнку, что наряду с внешним
окружающим его миром есть и другой, внутренний мир человека - мир желаний,
переживаний и чувств. Все педагоги - дошкольники формируют у маленьких подопечных
полезную привычку поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами
(желание жить по совести).
Чтобы достичь положительных результатов в формировании нравственной личности
ребенка посредством двигательной сферы, педагоги каждый в своей области ДОУ решают
следующие задачи:
∙
способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих
силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
∙
создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на
преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и
выносливость;
∙
создавать условия для проявления положительных эмоций.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического
воспитания подрастающего поколения, являются занятия физкультурой и спортом.
Физическая культура вносит свой вклад в решение этой задачи, в части формирования
физических качеств, двигательных навыков и умений, что тесно связано с воспитанием
нравственно - волевых черт личности. Общество уверенно, что физически развитый
человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь
прийти на помощь слабым , направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Не зря народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух!».
Образовательной программой ДОУ предусмотрена организация
спортивных досугов , где совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества
личности ребёнка, формируются дружеские взаимоотношения со сверстниками,
командный дух, чувство коллективизма.
В нашем ДОУ педагогическая работа построена так, что духовно-нравственное
воспитание — это естественный процесс и результат всего воспитательно-
образовательного процесса.
Основа физического воспитания в детском саду - двигательно-игровая деятельность, именно в ней ребенок познает окружающий мир, его законы и особенности. С этой целью инструкторы по физической культуре специально моделируют условия, в которых дети вольно или невольно проявляют свое отношение к деятельности, к товарищам, к воспитателю. Например, в русской подвижной
игре «Ловишки с мячом» необходимо соблюдать правила безопасной игры, так как дети,
увлекаясь игрой могут нанести довольно сильный удар мячом. Рассчитывая силу удара,
ребенок тем самым учится бережно относиться к сверстникам, сострадать и переживать
если нечаянно причинил боль.
В систему духовно-нравственного воспитания включено формирование
патриотических чувств детей. Оно осуществляется в процессе образовательной
деятельности в т. ч. на музыкальных занятиях (пение песен, танцы), занятиях по
познавательному развитию (беседы, рассказ воспитателя) с использованием различных
форм и методов работы. А на занятиях по физической культуре для этой цели наиболее
подходят народные подвижные игры. Например русские народные игры «Гуси-лебеди»,
«У медведя во бору», «Удочка», «Горелки»
Я ценю применение народных игр на занятиях физической культурой за лаконичность, выразительность и доступность пониманию ребенка. Данная группа игр вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, обогащению словарного запаса дошкольника.
В конце игры я всегда положительно оцениваю поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования духовно-нравственного мира ребёнка: толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов населяющих РФ.
Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего
поколения в нашем ДОУ является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному
направлению можно представить, как интеграцию различных видов детской деятельности.
Центральным, стержневым моментом патриотического воспитания в ДОУ является
празднование ежегодных дней воинской славы: 23 февраля - День Защитника Отечества,
9 мая – День Победы. Эти праздники, с точки зрения педагогического коллектива, оказывают наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей ДОУ. В процессе подготовки к ним на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под звучание военных
маршей.
Дети всегда с радостью ждут эти соревнования, изготавливают атрибуты,
эмблемы, разучивают речёвки. И если они после праздника торопятся поделиться своими
впечатлениями и еще много дней живут этими эмоциями – значит, мы достигли цели:
праздник состоялся, и мир вокруг нас стал чуточку ярче, светлее и добрее!
Ни для кого не секрет, что любовь к Родине у дошкольника начинается с любви к своей семье, к своему окружению, к своему детскому саду. Для того, чтобы развить в детях эти чувства, в детском саду проходят мероприятия с участием родителей воспитанников: «Папа, мама, я – вместе дружная семья!», «Праздник для мамы», «День защиты детей» и т.д. В ходе таких мероприятий у семей дошкольников развивается командный дух, чувство коллективизма, сплоченность, желание придти на выручку.
Важным нравственно-волевым качеством является смелость, которая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Ее формированию способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность в подвижной игре, в сложных физических упражнениях.
Для воспитания смелости очень важны занятия физкультурой. Воспитывается бесстрашие не только в преодолении физических преград, хороший спортсмен умеет не только выигрывать, но он умеет сохранять мужество при поражении. Это очень важно в жизни: не падать духом при неудачах, а бороться с ними и побеждать.
Благодаря такому подходу к организации образовательной деятельности выпускники детского сада обладают социально-ценностными нравственными качествами, имеют развитый творческий потенциал и способность к саморазвитию, а так же потребность в здоровом образе жизни
Таким образом, в нашем ДОУ благодаря совместной работе инструктора по
физической культуре с другими педагогами, родителями достигается цель духовно-нравственного, воспитания дошкольников, которые не только физически развиты, что немаловажно накануне школьного обучения, но имеют активную гражданскую позицию ,обладают социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. И внося свою лепту в душевное развитие ребёнка я каждый раз надеюсь ,что он найдёт своё собственное место в мире и признает право на такое же место для другого человека!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры.
Данная публикация вкратце раскрывает основные направления работы педколлектива по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры - через организацию тематических до...
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры"
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры. Физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные праздники....
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
В статье говорится о том, что формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно – волевых черт личности. Так же предложены направления и сред...
Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДОУ»
Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответстви...
Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»
Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольниковсредствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание дошкольника средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"
Презентация "Духовно-нравственное воспитание дошкольника средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"...
Доклад на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры»
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания приобрела особую значимость для нашего общества. Одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания...