Из опыта работы "Формирование математических представлений дошкольников средствами музыки"
методическая разработка (старшая группа)
Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyt_raboty.docx | 32.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 города Данкова Липецкой области
Из опыта работы
«Формирование математических представлений дошкольников средствами музыки».
Подготовила: Ширнина С.А.
музыкальный руководитель
высшая квалификационная категория
«Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса»
Альберт Эйнштейн
Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Но связь между музыкой и математикой существует.
Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения.
Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматический век оспаривать невозможно.
Музыка облагораживает эмоционально, обогащает умственно; музыка способствует росту основных человеческих способностей — способности к логическому мышлению и способности к овладению языком и речью. Музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте дети проявляют непосредственный интерес к математическим понятиям: количество и счёт, величина, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию представлений.
В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
Математические знания для детей дошкольного возраста представляют собой элементарные основы знаний, доступные для понимания детей соответствующего возраста. А художественное воспитание, лежащее в основе процесса развития мышления детей этого возраста, позволяет не только получить знания, овладеть умениями и навыками, но и познать красоту математической науки.
Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.
Во-первых, она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка.
Во-вторых, музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов.
В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.
В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе музыкального и художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему "интеллектуальному багажу”.
В-пятых, проведения музыкально-математических занятий дает возможность проведения музыкальных "физкультминуток”, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.
Таким образом, успешное протекание общего развития дошкольников в условиях использования в образовательном процессе музыкально-математических средств обеспечивается реализацией следующих задач:
1. Формировать умение считать до 10 на основе наглядности, слухового восприятия, умения отсчитывать и сравнивать две группы предметов в пределах 10.
2. Совершенствовать умение вести счет в прямом и обратном порядке (в пределах 10) на основе музыкального звукоряда.
3. Развивать умение считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
4. Познакомить с цифрами от 0-9 путем включения в образовательный процесс ИКТ (музыкальные клипы, песенки).
5. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте, толщине) в пределах 10 путем использования в работе музыкальнодидактических игр и музыкально-ритмических движений.
6. Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами (овал, четырехугольник, ромб и др.) с помощью включения в образовательный процесс ИКТ (музыкальные клипы, песенки).
7. Совершенствовать умение определять пространственные направления от себя, по отношению к себе при помощи музыки и музыкальных инструментов.
8. Продолжать расширять представления детей о частях суток, дней недели, времен года и их последовательности с помощью включения в образовательный процесс ИКТ (музыкальные клипы, песенки).
9. Продолжать учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро; различать звуки по высоте (высокий-низкий) путем выполнения математических упражнений и заданий.
10. Продолжать развивать интерес к музыке, желание слушать ее.
11. Продолжать формировать умение самостоятельно сочинять мелодию из определенного количества звуков и исполнять на простейших музыкальных инструментах.
12. Продолжать развивать слуховое внимание, умение ритмично передавать простейшие мелодии путем игры на музыкальных инструментах (ложки, барабан, погремушки, металлофон и др.), считать звуки на слух.
ООД по ФЭМП с использованием музыкальных инструментов дает большое количество возможностей для организации и разнообразных игровых ситуаций.
Образовательная деятельность по музыкальной математике проводится в игровой форме, т.к. игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Музыкальная форма совместно с математическим содержанием способствует появлению интереса детей к образовательной деятельности. Разнообразие видов деятельности и их частая смена позволяют поддерживать активность ребенка в течение всего образовательного процесса, не перегружая его.
Для развития математических способностей я использую с дошкольниками малые формы фольклора. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.
Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу.
Принципы отбора произведений устного народного творчества для дошкольников.
- Фольклорная форма должна иметь математическое содержание;
- Фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны;
- Словарный материал фольклора должен быть понятен современным детям.
Использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки, сказки и др.
Раннее усвоение детьми считалок указывает на возникновение у ребенка потребности в формировании элементарных математических представлений как вида интеллектуальных впечатлений, не просто доступных ребенку, но уже необходимых ему.
Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.
Часто использую на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма ("Птички и птенчики”, "Три медведя” и т.п.) способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими.
Подвижная музыкальная игра "Найди свой листик” способствует закреплению знания цвета и формы предмета.
Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра "Веселый круг”).
Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества ("Веселый счет”, «Путаница»).
Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.
В своей практике широко использую такие формы организации музыкально – образовательной работы, как развлечения и досуги с использованием математического материала, что содействует развитию познавательной деятельности детей: аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения.
В процессе развлечений и досуговой деятельности, которые существенно отличаются от обычных занятий, дошкольники закрепляют уже приобретённые знания, умения и навыки. Использование красочные пособия и атрибуты, песни, стихи, танцы, загадки, пословицы, задачи-шутки с математическим содержанием доставляют детям радость, развивают эстетические чувства.
Музыка поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить.
Наша главная задача – сделать детей счастливыми, создать условия для развития детского интеллекта, бережно развивать его, учитывая эмоциональное состояние ребенка. Результатом нашей педагогической деятельности являются: постоянный и устойчивый интерес детей с общим недоразвитием речи к различным видам музыкальной и математической деятельности.
А отсюда можно сделать вывод, что музыкальная математика помогает ребенку раскрыть потенциал и индивидуальность, чтобы он получил удовольствие от самого процесса приобретения новых знаний.
Приложение.
«Игра с матрешками»
- Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Кукла Матрешка)
- Давайте их сосчитаем. Сколько всего матрешек? (4) Развивать навыки счета предметов от 1 до 5.
- Все матрешки одинаковые? Навык определения размера (больше, меньше)
- Матрешки решили танцевать.
Большая матрешка приглашает детей потанцевать и раздает платочки разного цвета. После танца дети должны собраться в кружок по цвету платочка – определение цвета.
«Угадай инструмент»
Педагог открывает коробку, сообщает про инструменты и просит отгадать их по звучанию.
- На какую фигуру похож барабан? (круг) - Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, а также музыкальные инструменты данной формы.
- Как можно играть на барабане? (Громко и тихо)
Просим, чтобы кто-то из детей сыграл громко и тихо.
- А сейчас на чем играю? (На бубне)
- Бубен какой формы (Круглой)
- Что можно делать под звучание бубна? (Маршировать, делать гимнастику) Сколько бубнов вы видите? (Один, порядковый счет)
- Назовите еще предметы круглой формы (ответы детей)
Воспитатель достает треугольник.
- А этот инструмент на какую фигуру похож? Он так и называется – треугольник. Послушайте, как он звучит. На что похоже звучание? (На капель, на дождик).
Предложить детям поиграть на треугольнике.
«Считалка»
Обучающие задачи
В счёте в пределах 7 в прямом и обратном порядке.
Закрепить знания о последовательности дней недели.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность.
Воспитывать интерес к занятиям.
Гном ПОНЕДЕЛЬНИК, просто бездельник,
Жил беззаботно- пел да играл.
Он иногда уходил в старый ельник
И бестолковых ворон разгонял.
ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Семь , шесть, пять, четыре, три, два, один.
Брат его Вторник, маленький дворник
Листья в лесу метлой подметал.
Но ветер поднялся и гном испугался,
Бросил метёлку и в дом убежал.
ПРИПЕВ: тот же
Гномик среда- уходит всегда
В лес за грибами с корзиной, и вот!
Увидел малину- бросает корзину
И набивает малиной живот.
ПРИПЕВ: тот же
Гномик четверг воскликнул: «Ура!!!
Ведь жить, хорошо и жизнь хороша,
Хоть белки и мишки поели все шишки
А всё, что осталось – поделим друзья.
ПРИПЕВ: тот же
Кубарем катится по полю Пятница
И издаёт очень радостный смех.
Гномик из гномиков, маленький Пятница
Самый смешной и забавный из всех.
ПРИПЕВ: тот же
У гнома Субботы сплошные заботы:
Случилось несчастье 125,
Пропали чудесные зимние боты,
И не в чем Субботе теперь погулять.
ПРИПЕВ: тот же
Мёд и варенье любил Воскресенье.
Пел беспрерывно трам-тара-рам,
Ящик печенья и банку варенья
Запросто он съедал по утрам.
ПРИПЕВ: тот же
Музыкальная разминка «Счет», музыка Л. Палий
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – В ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять – руками помахать,
Ну и дальше продолжать!
Шесть – пониже нам присесть,
Семь – плечами потрясти,
Ну а 8 потянись,
Скажем 9 - покружись.
Скажем 9 - покружись,
Ну а 10 поклонись!
«Раз-два»
Для развития устойчивости внимания при воспроизведении ритмических рисунков.
Эта игра проводится под музыку танцевального характера, например – «Летки-енки» Р. Лихтенене.
На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты – действия по тексту.
1т. – Раз, два! 5т. – Раз, два!
2т. – Хлоп-хлоп-хлоп. 6т. – Шлеп-шлеп-шлеп.
3т. – Раз, два! 7т. – Раз, два!
4т. – Топ-топ-топ. 8т. – По-во-рот!
Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются спиной в круг.
«Игра с хлопками»
- Упражнять в счёте. Развивать внимание, чувство ритма
Детей разделить на 2 команды. Выиграют самые внимательные.
Под музыку разного характера « Микс» дети отхлопывают ритм столько раз, сколько показывает педагог на пальцах.
Игра-танец "Направление"
Формировать у детей представления о векторных понятиях: "направление движения"
Дети свободно располагаются в зале и двигаются в соответствии с проговариваемым текстом:
Мы пойдем сначала вправо - раз, два, три.
А потом пойдем налево - раз, два, три,
А потом пойдем назад - раз, два, три.
А потом пойдем вперед - раз, два, три.
А сейчас пойдем по кругу - раз, два, три.
Мы шагаем друг за другом - раз, два, три.
Повернемся мы друг к другу - раз, два, три.
Зашагаем к центру круга - раз, два, три.
А теперь мы все обратно потихонечку пойдем.
Мы движению любое направление найдем.
«Варежки»
- Закрепление понятий о геометрических фигурах.
Детям выдаются варежки по 1 шт. (На варежках пришиты разного цвета геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.)
Необходимо найти пару и сформировать команду под названием «Круг», «Квадрат» и т. д.
Команды образуют фигуры. В центре круга стоит ребёнок – водящий и держит схему построения.
На 1 часть музыки дети просто ходят по кругу, квадрату, прямоугольнику, треугольнику.
На 2 часть музыки дети бегают. Ведущие меняют место положения.
В 3 части музыки дети бегут к своему водящему. Выиграет тот, кто сделал свою фигуру первый.
Задание можно усложнить и у ведущих поменять фигуры на другие.
«Движение мелодии».
Формировать у детей представления о векторных понятиях: "направление движения", "траектория".
Движение есть всегда и везде, даже в музыке. А как вы думаете, имеет ли движение в музыке свое направление, или звуки движутся, как хотят и куда хотят? (ответы детей) Давайте послушаем мелодию хорошо знакомой вам песни (проигрывание мелодии): « Жили у бабуси»
Музыкальный анализ с графическим построением траектории
- Все узнали эту мелодию, т.е. движение музыкальных звуков. А сейчас мы вместе определим ее направление, и построим траекторию ее движения. (Педагог проигрывает детям по два такта мелодии, а дети определяют ее направление и выстраивают траекторию на листах бумаги с помощью маркера. Педагог делает то же на мольберте)
- Теперь мы видим, что движение музыкальных звуков, которые мы обозначили кружочками, имеет определенное направление, без которого не существовало бы мелодии. Давайте споем эту песенку, следуя точно по выстроенной нами траектории.
Конкурс «Весёлые кочки»
На полу раскладываются пронумерованные карточки. Под музыку надо пройти по карточкам согласно цифрам (прямой и обратный счёт). Кто вперёд, тот и победитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников
Статья описывает использование в сказках математических персонажей....
Формирование элементарных математических представлений дошкольников средствами дидактических и развивающих игр на тему: "Использование дидактического материала на ОД по ФЭМП"
Использование дидактических игр в ОД....
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки.
Помогают детям лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом....
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сказка – это широкоуниверсальный инструмент обучения. Каждый слушающий её ребенок переживает описанные в ней сюжеты. В сказке объектом описания являются необычные, удивительные, а порой и таинст...
Обобщение опыта по теме: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников через игровую деятельность"
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей....
«Мир математики и музыки» Консультация: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки»
«Мир математики и музыки» Консультация: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки»...
Доклад из опыта работы «Формирование математических представлений по средствам дидактических игр».
Через занимательную математику идёт развитие личностных качеств ребёнка....