Программа саморазвития на 2024-2025 учебный год «Развитие элементарных математических представлений дошкольников средствами дидактической игры»
материал (младшая группа)

Абдульманова Жулдыз Сагитовна

Цель: Повышение теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности в изучении вопроса развития элементарных математических представлений дошкольников средствами дидактических игр.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Программа саморазвития на 2024-2025 учебный год

«Развитие элементарных математических представлений дошкольников средствами дидактической игры»

Подготовила: воспитатель

Абдульманова Ж.С.

г. Покачи, 2024 г.

Структура программы саморазвития:

  1. Пояснительная записка
  2. Цель
  3. Задачи
  4. Предполагаемые результаты
  5. Этапы реализации программы
  6. Перспективный план мероприятий по реализации программы
  7. Учебно-методическое обеспечение программы
  8. Список литературы и интернет-ресурсов

Программа саморазвития

Тема: «Развитие элементарных математических представлений дошкольников средствами дидактической игры».

Пояснительная записка

Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В соответствии с ФГОС дошкольные образовательные учреждения являются первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И оттого насколько своевременно и качественно будет проводиться подготовка детей к школе, во многом зависит его успешность в будущем.

В дошкольных учреждениях проводится работа по формированию элементарных математических представлений. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные  педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение дидактических игр – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Использование  дидактических игр помогает  лучшему восприятию материала и поэтому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

 Дидактическая игра требует внимательности, усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко,  раскрывает свои творческие способности, осваивает новые знания и навыки, развивает наблюдательность,  ловкость,  фантазию, память, учится анализировать и размышлять, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

 В результате использования дидактических игр на занятиях математики дети становятся активными, любознательными,  стараются ответить полным ответом, их высказывания основываются на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении разных проблемных ситуаций. У них улучшилось внимание, память, мышление, умение думать, рассуждать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются нравственные и эстетические отношения к окружающему.

Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя в своей работе дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.

 Последовательная, планомерная работа с детьми повышает общие умственные способности: логики мысли, действий и рассуждений,  сообразительности и смекалки, пространственных представлений.

Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными.

Цель: Повышение теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности в изучении вопроса развития элементарных математических представлений дошкольников средствами дидактических игр.

Задачи:

  1. Создать оптимальные условия для развития элементарных математических представлений дошкольников средствами дидактической игры.
  2. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
  3. Изучение актуальности использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
  4. Исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
  5. Объединить усилия педагогов и родителей для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
  6. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме.
  7. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и воспитателями.
  8. Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.
  9. Создать математический уголок для развития элементарных математических представлений дошкольников.
  10. Поддерживать условия для математического развития во всех видах деятельности.
  11. Обобщить опыт по теме самообразования.

Развитие проектных умений:

  1. Умение анализировать данные, конкретизировать образовательные цели.
  2. Умение отбирать учебный материал в соответствии с поставленными целями и задачами.
  3. Умение распределять время каждого этапа в образовательном процессе.

Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей (непосредственно наблюдаемого, опубликованного в журнале, книге) с целью заимствования методов, приемов образовательной работы с учётом собственного опыта.

Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение уровня компетентности и профессионализма в изучении вопроса развития элементарных математических представлений дошкольников средствами дидактических игр; внедрение и применение знаний по развитию математических способностей в работе с детьми, педагогами и родителями.
  2. Совершенствование собственных теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества, повышение творческой самооценки.
  3. Развитие элементарных математических представлений дошкольников с применением различных дидактических игр.
  4. Поддержание условий для развития математических способностей дошкольников во всех видах деятельности.
  5. Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей развитию математических способностей.
  6. Повышение компетентности родителей в изучении вопроса развития элементарных математических представлений дошкольников средствами дидактических игр.

Этапы реализации программы

Этапы реализации

Задачи

Сроки

Подготовительный

Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме самообразования

2024/25 уч. г.

Диагностический

Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса

 2024/25 уч. г.

Практический

Внедрение опыта работы (работа с детьми, педагогами,  работа с родителями)

 2024/25 уч. г.

Обобщающий

Распространение опыта своей работы

 2024/25 уч. г.

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития

 2024/25 уч. г.

Сроки (начало - окончание)

Содержание деятельности

Форма предоставления результатов

1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования

2024-2025 учебный год

Сентябрь –Октябрь

1. Анализ затруднений. Постановка проблемы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.  

2. Составление перспективного плана работы.

 Формулировка темы, выделение стержневой  проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей 5-6 лет.

Октябрь –Ноябрь

1. Изучение литературы по теме и имеющегося опыта:

-Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Издательство: Сфера. М., 2016 г.

-Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. Издательство: У-Фактория. М., 2005 г.

-Аникин В.П. Хрестоматия. Русское устное народное творчество. Издательский центр «Академия». М., 2006 г.

2. Изучение статей в журналах:

-«Дошкольное воспитание»;

-«Планета детства».

Подготовка материалов на темы: «Математическое развитие детей 5-6 лет», «Развитие математических знаний с помощью дидактических игр», «Математические игры и упражнения для детей 5-6 лет», «Особенности использования дидактических игр в процессе формирования

элементарных математических представлений у дошкольников».

Ноябрь –Декабрь

 1. Изучение опытов педагогов ДОУ.

 2.Изучение методики педагогов в сети Интернет.

Подбор методического оснащения. Консультация для педагогов ДОУ «Развитие элементарных математических представлений посредством дидактических игр», «Математические игры и упражнения в старшей группе».

2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

2024-2025 учебный год

Январь -

Май

1.Разработка перспективных планов работы по математическому развитию детей.  

 2.Составление конспектов занятий по математическому развитию детей.

  Календарно-тематическое планирование с родителями и детьми по теме самообразования.

 

 

Январь -

Май

  1. Организация работы по математике посредством дидактических игр.
  2. Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для родителей и детей.

  Картотеки игр, конспекты НОД, мероприятий, детских праздников,  консультаций и рекомендаций для педагогов и родителей.

Февраль -  Март

Систематизация практического материала по данной проблеме.

Наглядный материал, оборудование для дидактических игр, для занятий НОД, обобщённый опыт по теме саморазвития.

Март -

Апрель

Создание совместно с родителями дидактических игр и материалов по математике.

Обновлённый математический уголок «Математический сундучок» с новыми дидактическими играми и материалами.

Апрель -

Май

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме саморазвития.

Демонстрация материала по теме саморазвития на информационных стендах, съёмных носителях.

3. Внедрение опыта работы (работа с детьми, работа с родителями)

2024 - 2025 учебный год

Сентябрь -Май

  1. Внедрение опыта работы.
    Формирование методического комплекса. Корректировка работы.
  2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности  в социальных сетях работников образования.

Публикации опыта по теме саморазвития  в социальных сетях работников образования.

Сентябрь -Май

Работа с детьми

  1. Мониторинг уровня знаний и умений детей по математике.
  2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
  3. Отбор и выделение наиболее эффективных методов помогающих детям в развитии элементарных математических представлений.
  4. Применение дидактических игр и пособий при математическом развитии детей.
  5. Чтение математических сказок, анализ и обсуждение сказок с детьми.
  6. Обучение детей математическим играм: «Квадрат Воскобовича», «Игры с правилами», «Логические игры» и другие дидактические игры.
  7. Изучение с детьми дидактических игр по разделам: «Знакомство с цифрами», «Количество и счет», «Геометрические фигуры», «Закрепление чисел».

Игровые модели, дидактические игры и упражнения   (создание развивающей среды в ДОУ, Математического уголка), проведение мероприятий и занятий с детьми по математическому развитию, создание стенгазеты совместно с детьми «Как мы изучаем математику», сбор папки-копилки с играми на логику, внимание, мышление, ребусами и головоломками.

Октябрь -Ноябрь

Работа  с родителями:

1.Выступление на родительском собрании с темой: «Путешествие в Страну Математику».

2.Консультации и памятки на темы:

«Как подготовить ребёнка к школе»; «Как привить интерес к математике у ребёнка?»; 

«Развивающие дидактические игрушки»; «Дидактическая игра в жизни ребёнка»; «Яркие и интересные игры»; «Математика и логика для детей»; «Учим математику дома»; «Математика в повседневной жизни ребёнка»; «Почему ребёнку нужна игра».

3. Анкетирование родителей «Как мы занимаемся математикой дома?».

4. Проект с участием родителей «Занимательная математика в детском саду».

5. Создание с родителями дидактических игр.

6. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе в течение года и результатах мониторинга.

Создание вместе с родителями дидактических игр для детей.

Участие родителей в проектной деятельности по математике.

Выступление на родительском собрании по теме саморазвития.

Подготовка анкет для родителей. Подведение итогов анкетирования.

Готовый проект с родителями.

Демонстрация методического материала для родителей (ежемесячно).

Подготовка презентации и отчёта итогов работы.

Ноябрь - Декабрь

Работа с педагогами:

Подготовка материала по теме:

«Дидактические игры в обучении детей математике».

«Развивающие дидактические игрушки».

«Развитие элементарных математических способностей детей посредством дидактических игр».

Показ открытого занятия с детьми.

Демонстрация методического материала для педагогов.

Проведение открытого занятия по теме саморазвития.

4.  Распространение опыта своей работы

2024 - 2025 учебный год

Февраль – Апрель

  1. Подведение итогов.
  2. Проведение мониторинга уровня знаний и умений детей.
  3. Оформление результатов работы.

  Демонстрация результатов:

 - открытые мероприятия;

 - презентация педагогической деятельности;

 -оформление выставки методического материала.

  Презентация совместных с детьми занятий и мероприятий.

  Транслирование опыта на заседаниях МО.

5. Анализ созданных педагогических условий для развития

2024 – 2025 учебный год

Апрель –

Май

Обобщение собственного опыта и педагогической деятельности по теме саморазвития.

Выводы, проектирование дальнейшей педагогической деятельности.

Отчёт по проделанной  работе по плану саморазвития.

Повышение  образовательного уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах развития математических представлений у детей.

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Планы взаимодействия с родителями, педагогами и детьми.
  2. Конспекты НОД, родительских собраний.
  3. Сценарии мероприятий, праздников.
  4. Доклады к выступлениям.
  5. Обучающие презентации, клипы, видеоролики.
  6. Дидактические игры и упражнения.
  7. Консультации для педагогов и родителей.
  8. Тематические плакаты, пособия, фотоматериалы.

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) ДО.
  3. http://www.maam.ru/
  4. http://nsportal.ru/detskiy-sad
  5. http://www.prodlenka.org/
  6. http://planetadetstva.net/
  7. Волина В. «Весёлая математика» / В. Волина. – М., 1999 г.
  8. Михайлова З.А. «Игровые и занимательные задания по математике» / З.А. Михайлова. – М., 1990 г.
  9. Колесникова Е.В. «Математика для детей 5-6 лет». – Учебно-методическое пособие к тетради  «Я считаю до 10» / Е.В. Колесникова. – изд. 2-е доп. и перераб.– М.: Творческий центр, 2009 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и их роль в развитии элементарных математических представлений дошкольников

Виды дидактических игр, которые можно использовать на занятиях по математике...

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника.

Публикация в сборнике "Стандарты нового поколения: методика и практика оьучения" часть II....

Самообразование по теме: «Развитие элементарных математических способностей дошкольников через дидактические игры»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Березка» структурное подразделение «Звездочка»        Самообраз...

План по самообразованию на тему:" Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по теме " Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"...

Самообразование и саморазвитие по теме "Развитие логико- математических представлений дошкольников через развивающие игры"

Актуальность выбранной темы.                          Математику уж затем учить следует,           ...

Программа саморазвития на 2017-2019 учебный год «Развитие элементарных математических представлений дошкольников средствами дидактической игры»

Цель: Повышение теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности в изучении вопроса развития элементарных математических представлений дошкольников средствами дидакт...