Программа детско-родительского клуба "Мы вместе!"
материал

Cаморокова Инна Владимировна

Привлечение творческого потенциала родителей с целью создания детско-взрослого сообщества, которое является главным компонентом детско-родительского клуба "Мы вместе!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_detsko-roditelskiy_klub.docx41.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46

ПРОГРАММА

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

«МЫ ВМЕСТЕ!»

Мы Вместе - Детско-родительский клуб | Moscow

Автор-составитель:

Саморокова Инна Владимировна,

старший воспитатель детского сада № 46

г. Рыбинск

Содержание.

1. Пояснительная записка.

1.1. Новизна и оригинальность программы.

1.2. Актуальность.

1.3. Цель программы.

1.4. Задачи программы.

1.5. Принципы детско-родительского клуба «Мы вместе!»

1.6. Формы работы детско-родительского клуба «Мы вместе!»

1.7. Ожидаемые результаты.

1.8. Этапы работы детско- родительского клуба «Мы вместе!»

2. Календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями).

3. Заключение.

4. Литература.

1.Пояснительная записка.

Отношение государства к семье и к семейному воспитанию на разных временных периодах общественного развития менялось. Закончились времена, когда семейное воспитание считалось отсталым, отмечалась ограниченность кругозора родителей, не было установлено системы их воздействия на детей, приоритеты отдавались воспитанию общественному.

В тоже время передовые педагоги К.Д. Ушинский, Н.К. Макаренко, В.С. Сухомлинский считали, что в отрыве от семьи невозможно воспитать подрастающее поколение, необходимо постоянно устанавливать контакт с родителями.

Тема взаимодействия общественного и семейного воспитания всегда были актуальны для отечественной педагогической науки и практики. Сегодня изменилось отношение государства к семье.

 Указом Президента России наступивший 2024 год объявлен Годом семьи.

Стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании» сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ активно помогает семье, сменились акценты воспитания.

Семья стала главной в образовании и воспитании ребенка. Одной из задач федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Федеральная образовательная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

Воспитание ребенка в большой мере зависит именно от семьи.

Очень часто родители уделяют все свое внимание материальной стороне, считая, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка, создать ему условия жизнедеятельности, а воспитание и развитие – дело детского сада и школы. С чем мы собственно и не согласны.

Кандидат педагогических наук Денякина Л. М. в своей работе отмечает: «Модель детско - родительского клуба обладает воспроизводимостью мер социальной поддержки, много вариантностью, перспективностью социального благополучия, призванной ликвидировать имеющий место отрыв семьи, социокультурной среды от образовательного процесса.

Работа клуба направлена на формирование позитивного влияния на личность ребенка через семью посредством положительного примера родителей, оздоровления внутрисемейных отношений; на развитие социальных инициатив родителей. Клуб позволяет выступить педагогам и родителям союзниками, помогает лучше узнать ребенка, увидеть друг друга в разных ситуациях (в выгодном свете), понять индивидуальные особенности детей».

1.1. Новизна и оригинальность программы заключается в привлечении творческого потенциала родителей с целью создания детско-взрослого сообщества, которое является главным компонентом детско-родительского клуба «Мы вместе!». Основным фактом, обеспечивающим включенность детей и родителей в событийную жизнь. Эту включенность можно обеспечить посредством учета интересов детей и родителей. Детско-родительский клуб позволяет детям и родителям заниматься любимым делом, получать знания и развивать творческий потенциал, чтобы в дальнейшем обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома. Так же, новизна представленного опыта заключается в том, что в работе клуба участвуют не только родители, дети и педагог группы, но и специалисты детского сада. Совместная работа со специалистами дает возможность корректировать и составлять работу по всем образовательным областям развития. Дети очень привязаны к родителям, поэтому поддержка, содействие, совместное творческое самовыражение создают благоприятную эмоциональную атмосферу.

       Важно отметить, что идеи по работе в клубе, должны идти от родителей. Педагоги являются вектором, а инициатива должна идти именно от родителей.

1.2. Актуальность данной работы в том, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения, и она определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, выбор наилучшего варианта для его развития.

В детском саду применяется практика «открытости внутрь», когда воспитатели всячески вовлекают мам и пап деток в образовательный процесс. Родители и другие члены семьи могут принять участие или организовать эпизодическое мероприятие для детей, например, сходить в поход или отправиться на экскурсию, подготовить занятие, организовать импровизированный концерт, провести экскурс по профессиям, ознакомить со своим ремеслом, придумать обучающую игру. Способов разнообразить пребывание ребенка в саду, а главное, помочь ему по-новому взглянуть на своих маму, папу, дедушек и бабушек, которые так много знают и умеют, огромное количество. У воспитателей же появляется дополнительная возможность лучше узнать своих подопечных и их семьи, понять, необходима ли помощь, и научиться чему-то интересному.

1.3. Цель: Создание системы личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых через организацию единого образовательного пространства ДОУ и семьи. 

1.4. Задачи:

-социализировать ребёнка через поиск и внедрение новых эффективных форм работы с родителями;

-раскрывать роль семьи, как социального института становления личности; развивать творческий потенциал каждого родителя, который в дальнейшем поможет ребёнку раскрыть себя;

-разработать систему массовых мероприятий с родителями, осуществлять совместную общественно- значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников;

-устанавливать сотрудничество детского сада и семьи; вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность.

Основными направлениями деятельности родительского клуба являются:

-Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о дошкольном учреждении и документацией, регламентирующей деятельность детского сада; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);

-Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета детского сада, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);

-Организационно-педагогическое (осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи детскому саду).

1.5. Принципы детско-родительского клуба «Мы вместе!»

Работа родительского клуба строится на принципах:

-Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду.

-Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.

-Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенствания).

-Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.

-Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

1.6. Формы работы детско-родительского клуба «Мы вместе!»:

-игры и упражнения;

-мини-беседы, лекции;

-релаксационные и динамические паузы;

-музыкально-танцевальные этюды;

-моделирование проблемных ситуаций;

-презентация информационных буклетов;

-подвижные игры, дидактические игры;

-художественно-творческая деятельность;

-круглые столы;

-дискуссии;

-мастер-классы;

-тренинги;

-интегрированные занятия;

-детско-родительские досуги.

1.7. Ожидаемый результат:

1.     Сформированность активной  позиции  родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей школьника;

2.     Улучшение взаимодействия родителей с ребенком;

3.     Установление партнерских отношений между родителями и ОУ.

      1.8. Этапы работы детско-родительского клуба «Мы вместе!»

Первый этап: подготовительный

       На данном этапе выявляем запросы и интересы родителей и детей, на основании этого определяем цели, задачи и тематику образовательных событий, планирование этапов подготовки;

Второй этап: основной

       На данном этапе осуществляется работа клуба (подготовка и проведение образовательного события);

Третий этап: аналитический

        На данном этапе осуществляется подведение итогов работы клуба за учебный год (рефлексия): проводится обмен мнениями об участии в событиях, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу пережитого. На итоговом родительском собрании идет планирование детско-родительского клуба на следующий год.

2. Календарно-тематическое планирование работы с родителями  (законными представителями)

1. Блок «Мама, папа, я –спортивная семья!»

1. Анкетирование родителей (выявление запросов, интересов, пожеланий)

2. Круглый стол «Детско-родительский клуб. Педагогика сотрудничества»

3. Спартакиада «Мама, папа, я-спортивная семья!»

4. Спортивные соревнования (спортивная площадка на территории учреждения) «А ну-ка  папы!»

5.Конкурс стенгазет «В здоровом теле, здоровый дух!»

сентябрь

сентябрь

сентябрь

ноябрь

ноябрь

2. Блок «В мире профессий»

1. Встречи с интересными людьми. Событие по профориентации «Кожевенное дело»

2. Квест-игра «Все профессии важны, все профессии нужны!» (мастер-классы от родителей)

3. Онлайн-проект «Космос, такой большой и неизвестный»

4. Виртуальная экскурсия

В. Терешковой «Космос»

декабрь

декабрь

декабрь

декабрь

3. Блок «Наследие традиций»

1. Челлендж к 23 февраля «Вместе с папой»

2. Событие «Караоке», в преддверии 8 марта музыкальный батл родители-дети

3. Обзорная экскурсия по городу Рыбинску группа старшего дошкольного возраста с родителями .

4. Акция «Сделаем мир чище!» «РазДельный сбор макулатуры»

5. «День добрых дел» Совместная уборка помещений детского сада и территории»

6. «День Победы со слезами на глазах» «Бессмертный полк»

7. Опрос родителей «Эффективность взаимодействия с родителями в рамках программы детско-родительского клуба «Мы вместе!»

8. Родительское собрание «Результаты работы детско-родительского клуба «Мы вместе!»

февраль

март

март

апрель

май

май

май

май

3. Заключение.

          Для родителей важно получить ответы профессионалов на вопросы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, что читать, как справиться с его капризами и непослушанием?  А самое главное, как интересно провести время вместе с ребенком. Учитывая актуальность проблемы, мы считаем, что работа клуба направлена на оказание поддержки родителей в осознании своей воспитательной роли, в создании полноценных условий для всестороннего развития ребенка.  Занятия с детьми и родителями, вполне способствуют социально- психологической адаптации ребенка к дальнейшей жизни в обществе., успешному взаимодействию с окружающим миром, укреплению семьи через совместную семейную деятельность. В процессе вовлечения родителей в детско-взрослое сообщество родители не только помогают своим детям выполнять творческие задания, но и сами учатся новому как у своих детей, так и у других взрослых участников сообщества, что сближает их с детьми. Совместная творческая и развивающая деятельность помогает родителям понять внутренний мир ребенка, увидеть скрытые потенциальные возможности и творческие способности своего ребенка, стать ему ближе и роднее, а каждому воспитаннику-приобретать необходимые знания, умения и навыки для личностного и творческого развития в обстановке психологического комфорта.

         4. Литература.

1. Бирюкова Т.М., Кириллова Ю.В., Психолого-педагогический семинар практикум «Школа молодых родителей» // Справочник педагога-психолога: детский сад, 2013, № 7.5.

2. Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004.

3.Кукушкина М.В., Вжесинская Т.Н., Родительский клуб «Учимся общаться с ребенком»// Справочник педагога-психолога: детский сад, 2013, № 7

4. Котова И.Б., Евдокимова Е.В. Психология родительства: ценностный модус: монография.-Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ РО РИПК и ППРО, 2013.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детско-родительского клуба "Вместе мы сила""

Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой  формы р...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»...

Программа детско-родительского клуба "Растем вместе"

Программа детско-родительского клуба "Растем вместе"...

Программа детско-родительского клуба «Мы вместе»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положи...

Программа детско – родительского клуба «Мы вместе»

Программа детско – родительского  клуба«Мы вместе»...

Программа детско-родительского клуба "Растём вместе"

Программа составлена для реализации инновационных форм сотрудничества с семьей, как новая система взаимодействия ДОУ с родителями, которая поможет осуществить воспитание и развитие дошкольников совмес...