Программа детско-родительского клуба "Растем вместе"
методическая разработка

Данилко Ирина Сергеевна

Программа детско-родительского клуба "Растем вместе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальнок казенное дошкольное образовательное учреждение

Лянинский детский сад «Зоренька»

ПРОГРАММА

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

«Растем вместе»

Разработала И.С. Данилко,

воспиатель группы

Новосибирск 2018-2019г.

Паспорт Программы

Наименование учреждения

Муниципальнок казенное дошкольное образовательное учреждение  Лянинский детский сад «Зоренька»

Наименование

Программы

Программа детско-родительского клуба «Растем вместе» по формированию партнёрских отношений с родителями (законными представителями), вовлечение их в образовательный процесс посредством эффективных форм сотрудничества

Разработчики Программы

Воспитатели МКДОУ Лянинский д/с «Зоренька»

Нормативно - правовые

основы разработки

Программы

1.Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989)

2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

3.Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.

4.Письмо Минобразования РФ от 22 июля 2002 г. № 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях»

5.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

дошкольных образовательных учреждений» (Постанов-

ление от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СаНпиН

2.4.1.3049-13»).

6.Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 N1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

8.Устав МКДОУ Лянинский детский сад «Зоренька»

Цель программы

Создание условий для формирования партнёрских отношений с родителями (законными представителями), вовлечение их в образовательный процесс посредством эффективных форм сотрудничества.

Задачи программы

- привлечь внимание родительского сообщества к решению проблем образовательного и воспитательного процесса в ДОУ посредством клубной деятельности;

- установить партнерские отношения с семьями воспитанников через организацию мастер-классов, совместных мероприятий и успешной адаптации детей к условиям ДОУ;

-  содействие общению родителей с ребенком;

- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, способствовать укреплению детско-родительских отношений;

- создать атмосферу взаимопонимания, доверия, общности интересов посредством совместной взросло-детской деятельности (воспитатели-дети-родители). 

  • - способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
  • - выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания.

Ожидаемый результат

  • -Сотрудничество людей разных поколений с целью укрепления семьи, коллектива, воспитания уважительного отношения друг к другу, передачи наиболее значимого социального опыта;
  • -возросла активность детей при совместной работе с родителями;
  • -формирование психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического развития ребенка;
  • -улучшилась динамика творческого развития детей;
  • -дети учатся рисовать нетрадиционными способами;
  • -родители смогут создать дома условия для художественно-эстетического развития ребёнка и творить с ним;
  • -родители заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей;
  • -возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения;
  • -развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и педагогом;

- оптимизация детско-родительских отношений;

-возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;

Методы и приемы

  • -организационные;
  • -наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
  • -словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);
  • -практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение);
  • -логические;

-мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).

Срок реализации программы

1 год (2018 – 2019 учебный год)

Научно-методические

основы разработки

Программы.

1.Социальное партнерство детского сада с родителями:

Сборник материалов/Сост.Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ

Сфера, 2013. – 128 с.

2.Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников/Под ред. Л.В. Коломийченко.

– М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

Контроль за реализацией

Программы

Критерии оценки реализации Программы: показатель удовлетворенности родителей совместной работой (анкетирование, книга отзывов и предложений).

Критерии оценки достижения целей программы

Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, сформирован совершенно новый тип отношений между родителями и детьми.   Адаптация и развитие ребенка происходит в комфортных условиях: доверительная обстановка, присутствие близких людей. Он начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий родитель старается все время понять ребенка, его чувства, поступки, точку зрения. Такое поведение облегчает и принятие ребенком своего собственного «Я», усиливает его веру в формирующиеся отношения. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки. Родители в свою очередь начинают серьезно интересоваться процессами, происходящими с их детьми, задают вопросы, которые свидетельствуют о мотивации на сотрудничество. Учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям.

Критериями эффективности на сегодняшний день являются:

  • интерес к заявленным темам и формам работы в клубе, проявляющийся в высоких показателях посещаемости и активности во время мероприятий, выполнение домашних заданий;
  • стремление к самообразованию, творчеству (по уровню изготавливаемых работ, участию в конкурсах, выставках), здоровому образу жизни;
  • применение полученных знаний и навыков в жизни, осмысление проблем существования, что послужит толчком к большой внутренней работе и может быть оценено условно;
  • удовлетворенность родителей образовательным процессом и воспитателем, что выявляется посредством анкетирования (приложение 1)

1.Актуальность

Актуальность использования родительских клубов заключается в том, что родительский клуб является наиболее эффективным способ вовлечения семьи в жизнь детского сада. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Родительские клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, – все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. «Филиалы» клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Такая форма работы с родителями, как организация семейного клуба необходима. Она приносит взаимную помощь и сотрудникам, и родителям. Участие в заседаниях клуба помогает родителям ощутить личную причастность к воспитанию ребенка, проникнуться его интересами, окунуться в профессиональную среду, побуждающую к получению дополнительных знаний. Благодаря участию в совместной деятельности родители получают представление о работе воспитателей, испытывают уважение к их труду, устанавливают дружеские отношения с другими родителями. Организуя работу Клуба «В кругу семьи» педагоги помогают родителям наполнить жизнь ребенка добрыми и яркими событиями.

2.Принципы и подходы взаимодействия с родителями

1.Целенаправленность - привлечение всех родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;

2.плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным материалом;

3.дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

4.индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;

5.сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым заданиям, получаемой информации;

6.стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;

7.доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб МКДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.

Формирование программы  детско-родительского клуба основано на следующих подходах:

Личностно-ориентированные подходы:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка и родителей  полноценными участниками (субъектами) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала;

- целостное развитие дошкольников;

- поддержка инициативы детей и их родителей  в различных видах деятельности;

-психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;

- развитие ребёнка и его семьи в соответствии с их интересами и возможностями (дифференциация и индивидуализация).

Системно-деятельные подходы:

- построение работы клуба на основе индивидуальных особенностей каждой семьи, где они  становятся активными в выборе содержания своего образования;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка и психолого-педагогического сопровождения родителей  по подготовке детей к школе,  организация деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач.

3. Материально-техническое оснащение

1.Комплекс технических средств, включающих – проектор, персональный компьютер и оборудование - печатающее и множительное (принтер, сканер, копировальный аппарат);

2.электронное обеспечение: устройство USB, CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронной поддержкой и мультипликационные пособия, созданные с помощью программы – презентации MicrosoftPowerPoint;

3.информационно-методическое обеспечение: литература, программы, методики;

4.наглядный и раздаточный материал.

4.План мероприятий детско-родительского клуба

«Растем вместе» на учебный год.

Месяц

Название мероприятия

Ответственный

1

Сентябрь 

Анкетирование родителей.

 

Воспитатели:

Данилко И.С

Литвинова Н.В.

1

Октябрь

«Ходит осень по дорожкам» Конкурс чтецов

Воспитатели:

Данилко И.С

Литвинова Н.В.

Муз.рук.: Шевелев В.Л

2

Ноябрь

«При солнышке-тепло, при матушке- добро!»

Воспитатели:

Михайлова М.Б.,   Данилко И.С.

3

Декабрь

«Чародейка зима»

(Вечер поэзии)

Воспитатели:

Данилко И.С.

Литвинова Н.В.

4

Январь

«Посидим рядком, Поговорим ладком!»

Воспитатели:

Данилко И.С.

Литвинова Н.В.

5

Февраль

 «Мой папа самый, самый»

Воспитатели:

Данилко И.С.

Литвинова Н.В.

6

Март

« «Праздник бантиков»

(чаепитие)

Воспитатели:

Михайлова М.Б.,   Данилко И.С.

Муз.рук.: Шевелев В.Л

7

Апрель

«Мои первые старты (соревнование и чаепитие)

Воспитатели:

Михайлова М.Б.,   Данилко И.С.

8

Май

«Весенний ручеёк»

Воспитатели:

Михайлова М.Б.,   Данилко И.С.

Муз.рук.: Шевелев В.Л

9

Май

Анкетирование родителей.

Воспитатели:

Данилко И.С.

Литвинова Н.В.


Заключение

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности и то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Эффективность проведения родительских клубов заключается в том, что освоение педагогами и родителями новых моделей и форм взаимодействия способствует улучшению для ДОУ ситуации, когда отсутствует полноценное системное взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка, и открывает возможности развития взаимоотношений " ребенок - родители - педагог".

Организация взаимодействия специалистов, воспитателя и семьи в форме детско -родительского клуба представляет собой интересную эффективную модель работы. Данная форма сотрудничества учитывает потребности семьи, повышает активность и компетентность родителей. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми членами клуба создается благоприятный психоэмоциональный климат. Сформировалось осознание родителями и детьми необходимости целенаправленной работы по данной теме.

Таким образом, действенность системы работы детского сада с родителями заключается во взаимосвязи разных форм между собой.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду, а затем и в школе поможет им:

  • преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
  • относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту, развитию;
  • знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдет драматической смены самооценки (в детском саду был умным, а в школе – неумеха);
  • проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
  • понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребенка. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо, чтобы он сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого должны быть хорошие, доверительные отношения с ребенком и искреннее желание участвовать в его делах, разделять радости и горести.

Все это становится возможным лишь в условиях полного взаимного доверия вначале с родителями и воспитателями детского сада, затем с родителями и учителями начальной школы.

Чем лучше налажено общение между семьей и педагогами, тем большую поддержку получит ребенок. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели.

Данная методическая разработка может использоваться педагогами дошкольного образования.


Программно - методическое обеспечение:

  1. Баринова Н. М. Детско-родительский клуб как форма психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи //Школьный психолог. 2010. №2
  2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
  3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
  4. Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. М. Творческий Центр. 2005. – 142 с
  5. Журнал Дошкольное воспитание № 10, 2005 г.
  6. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М. 2009. – 80 с.
  7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007.
  8. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Методические рекомендации, М, 2009 г. ;
  9. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М: ООО "Скрипторий 2003” 2006.
  10. Попова Л. Н., Гонтаревская М. Н., Киселева М. О. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы, М. ТЦ Сфера, 2012г.
  11. Программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы
  12. Программа «Цветные ладошки» И.А.Лыкова

Приложение 1

АНКЕТА

«Удовлетворенность качеством образовательного процесса в вашей группе»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, с целью выявления Вашего мнения о работе нашей группы. Данная анкета является анонимной и её результаты будут использоваться только в обобщённом виде. Для нас очень важно Ваше мнение. Спасибо.

Вопросы

«Да»

«Нет»

Затрудняюсь ответить»

1.

С удовольствием ли Ваш ребёнок посещает детский сад?

2.

Удовлетворены ли Вы качеством организации воспитательно- образовательного процесса в вашей группе?

  • Организацией питания

  • Непосредственно образовательной деятельностью с детьми (занятия)

  • Проведением прогулок

3.

Регулярно ли вас информируют о том, как ваш ребёнок живёт в детском саду?

4.

Своевременна и достаточна ли для вас наглядная информация о жизни детей в группе?

5.

Имеете ли вы возможность получить конкретный совет или рекомендации по вопросам развития и воспитания вашего ребёнка?

6.

Имеете ли вы возможность влиять на то, что происходит в детском саду с вашим ребёнком?

7.

Можно ли сказать, что сотрудники детского сада внимательно относятся к Вашему ребёнку?

8.

Удовлетворяет ли вас уровень и содержание образовательной работы с детьми в ДОУ?

9.

Часто ли Вы и Ваш ребёнок посещаете родительский клуб «Растем вместе»?

10.

Считаете ли Вы полезными мероприятия, проходящие в рамках родительского клуба?

Приложение 2

Регистрационный лист

Дата проведения:________________

Тема детско - родительского клуба________________________________________

ФИО педагога____________________________________________

 

ФИО родителя

Роспись

Приложение 3

Список детей и родителей, посещающих детско – родительский клуб «Растем вместе»

№ п/п

ФИО ребенка и родителя

Дата рождения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детско-родительского клуба "Вместе мы сила""

Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой  формы р...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»...

Программа детско-родительского клуба «Мы вместе»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положи...

Программа детско – родительского клуба «Мы вместе»

Программа детско – родительского  клуба«Мы вместе»...

Программа детско-родительского клуба "Мы вместе!"

Привлечение творческого потенциала родителей с целью создания детско-взрослого сообщества, которое является главным компонентом детско-родительского клуба "Мы вместе!"...

программа детско-родительского клуба "Растём вместе"

Программа составлена для реализации инновационных форм сотрудничества с семьей, как новая система взаимодействия ДОУ с родителями, которая поможет осуществить воспитание и развитие дошкольников совмес...