Краткосрочный проект для детей с задержкой психического развития «Зимнее волшебство в нетрадиционной технике художественного рисования" (2024-2025гг.)
проект по коррекционной педагогике

Краткосрочный проект для детей с задержкой психического развития «Зимнее волшебство в нетрадиционной технике художественного рисования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt1_guziekova.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Нэбзый»

Краткосрочный проект

для детей с задержкой психического развития

«Зимнее волшебство в нетрадиционной технике художественного рисования»

Тьютор:

Гузиекова М.Д.

пгт Яблоновский


АКТУАЛЬНОСТЬ:

Творческие способности дошкольников с задержкой психического развития – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей с ЗПР к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс эстетического развития ребенка. Художественная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательными играми, фломастерами, карандашами. Только некоторые родители создают дома все условия для развития художественно – творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится. Чтобы помочь детям сформировать основы эстетического отношения к окружающему миру, развить элементарные виды творческой деятельности нужно  проводить работу по данной теме.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

  • Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
  • Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
  • Познавательно-коммуникативных навыков.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Использование нетрадиционных техник:

•        Способствует снятию детских страхов.

•        Развивает уверенность в своих силах.

•        Развивает пространственное мышление.

•        Учит детей свободно выражать свой замысел.

•        Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

•        Учит детей работать с разнообразным материалом.

•        Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и        объёмности.

•        Развивает мелкую моторику рук.

•        Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Паспорт проекта

Наименование проекта: «Зимние краски»

 Вид проекта: информационный, познавательный, творческий.

Длительность проекта: краткосрочный

Сроки и этапы реализации проекта: Декабрь 2024 - Февраль 2025гг

Участники проекта: дети, тьютор, родители.

Цель:

  • Поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа.
  • Знакомство детей с техникой рисования пальчиками, повышение социальной адаптации детей с ЗПР, укрепление их психологического здоровья.
  • Формировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
  • Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т. д.)
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Развивающие:

  • Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  • Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти,

внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.

  • Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно моторную координацию.
  • Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

 Воспитательные: 

  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

 Развивающая среда:

  • Обогатить развивающую среду, способствующую поддержанию (формированию)интереса к художественному творчеству. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
  • Формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Этапы проекта

Содержание

Срок реализации

1.

Организационный

Разработка проекта, ознакомление родителей с проектом, подбор материала для художественной деятельности, изготовление дидактических игр, разработка тематического плана мероприятий, подбор иллюстраций, фотографий, подбор материала для родителей.

Декабрь

2.

Внедренческий

  • Работа с детьми.
  • Знакомство с нетрадиционными техниками рисования (совместная деятельность с детьми).
  • Рассматривание образцов, иллюстраций, фотографий, игры.
  • Наблюдение за природой.
  • Оформление выставки.
  • Работа с родителями.
  • Проведение анкетирования для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования»

Декабрь-февраль

3.

Аналитический

Ознакомление родителей с результатами реализации проекта.

Февраль

ПЛАН РАБОТЫ:

Декабрь

1.

«Беседа о

нетрадиционной технике рисования»

Цель: познакомить детей с видами

нетрадиционных техник рисования. Показать готовые работы, необходимое оборудование.

2.

«Зима пришла»

Цель: закрепить знания о зиме, умения рисования отпечатками деталей; развивать у детей

воображение и фантазию.

3.

«Снег для снеговика»

Цель: познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования - "рисование ватной палочкой", с краской «гуашь», обогатить словарь.

Задачи:

1. Развивать художественное восприятие. 2.Познакомить детей с краской белого цвета. 3.Обогатить детей новыми сенсорными впечатлениями.

4. Развивать речевое общение детей с взрослыми. 5.Учить детей правильно сидеть при рисовании, воспитывать усидчивость.

  1. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и окружающим предметам.
  2. Развивать моторику рук, посредством рисования ватными палочками.

8.Развивать память и внимание детей. 9.Создавать положительный эмоциональный настрой.

10.Прививать любовь к классической музыке.

4.

«Новогодняя ёлка»

Цель: Создать условия для знакомства детей с

нетрадиционным методом рисования – рисование ватными палочками.

Задачи: формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования; учить рисовать ель, украшая её новогодними игрушками; развивать способность самостоятельно рисовать елку, используя

нетрадиционные формы; развивать творческое воображение, мышление, наблюдательность, речь, визуальную память; воспитывать бережное отношение к деревьям, самостоятельность в

выборе решения учебных задач, умение доводить дело до конца.

Январь

1.

«Морозные узоры» с помощью нити

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования (ниткопись) и оформления работ,

Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Программные задачи:

  • Вспомнить с детьми основные признаки зимы.

- Закрепить прием рисования морозного узора с помощью нитей (нетрадиционная техника рисования).

  • Развивать наблюдательность, интерес к художественным произведениям.
  • Воспитывать бережное отношение, интерес

к природе.

2.

«Деревья зимой»

Цель -расширять знания детей о сезонных явлениях в природе: стало холодно, идет снег, снег покрывает землю, люди надевают теплую одежду и обувь.

Задачи - Формировать умение ритмично наносить мазки, изображать предметы округлой формы.

Совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью.

- Воспитывать чувство сопереживания, умение работать в коллективе.

Материал и оборудование: мольберт, картины с изображением деревьев, искусственные деревья, розетки с гуашью, поролоновые салфетки, снежинки на каждого ребенка картины с

изображением природы - поздней осени и зимы.

3.

Тихо падает снежок

Цель: Продолжать учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционной техники рисования методом тычка (ватными палочками).

Задачи: Образовательные: Учить детей рисовать в нетрадиционной технике методом тычка, ватными палочками, падающий снег; совершенствовать умение правильно держать ватную палочку при рисовании. Расширять знания о зимнем явлении снегопад (падает тихо спокойно, при сильном ветре летит быстро кружась в небе). Закрепить часть суток (день - ночь, утро-вечер). Закреплять знание цветов (белый, чёрный). Обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, умение радоваться полученному результату;

Воспитательные: Воспитывать аккуратность во время работы с красками.

Февраль

1.

«Снегирь на ветке рябины»

Цель: научить рисовать снегиря нетрадиционной техникой рисования – отпечатком ладошки.

Образовательные: познакомить с особенностями зимующей птицы – снегиря; закрепить приемы рисования ладошкой, пальчиком, кисточкой;

совершенствовать приемы рисования акварелью.  Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, наблюдательность.

2.

«Сказочный

Зимний лес» (комбинация       техник : дерево – кляксография,

снежинки-ватными палочками)

Цель: совершенствовать навыки рисования в технике кляксография с трубочкой и

способом «тычка»; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

3.

«Зайчик на снегу» способом «пуантилизм»

Цель: Познакомить детей с новым способом рисования.

Задачи: Продолжать формировать умения и

навыки рисования нетрадиционными методами. Развивать творчество. Воспитывать любовь к изобразительному искусству.

4.

«Зимний лес»

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой - рисование ватными палочками. Образовательная задача: Учить использовать в работе нетрадиционную технику-рисование ватными палочками; развивать видение

художественного образа; формировать чувство композиции; закреплять знание цветов; учить детей рассуждать.

Развивающая задача: Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге; развивать мелкую моторику рук посредством печатания палочкой; развивать внимание и память.

Воспитательная задача: воспитывать чувство удовлетворенности результатами труда; воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

Итоговое проектное мероприятие: выставка детских работ.

Заключение

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования с детьми с ЗПР «Зимнее волшебство» направлен на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое      впечатление  об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится   стимулом к творчеству.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования для детей с задержкой психического развития

В статье излагается необходимость использования нетрадиционных методов рисования для детей с задержкой психического развития...

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей с задержкой психического развитя"

Консультация о значении нетрадиционных техник рисования на психоэмоциональную сферу ребенка....

«Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, через нетрадиционные техники в продуктивных видах деятельности».

   Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сферы психики. У детей уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательно...

Тематический план работы по эмоционально – волевому развитию детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности

Использование нетрадиционных техник рисования на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы» способствует познанию окружающего мира, развитию эстетического восприятия...

Конспект НОД по художественно – эстетическому рисованию (нетрадиционная техника рисования) для детей с задержкой психического развития подготовительного дошкольного возраста «Новогодняя елочка».

Конспект НОД по художественно – эстетическому рисованию (нетрадиционная техника рисования) для детей с задержкой психического развития подготовительного дошкольного возраста «Новогодняя ел...

"Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития". Из опыта работы.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития....