Краткосрочный проект для детей с задержкой психического развития «Зимнее волшебство в нетрадиционной технике художественного рисования" (2024-2025гг.)
проект по коррекционной педагогике
Краткосрочный проект для детей с задержкой психического развития «Зимнее волшебство в нетрадиционной технике художественного рисования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_proekt1_guziekova.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Нэбзый»
Краткосрочный проект
для детей с задержкой психического развития
«Зимнее волшебство в нетрадиционной технике художественного рисования»
Тьютор:
Гузиекова М.Д.
пгт Яблоновский
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Творческие способности дошкольников с задержкой психического развития – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей с ЗПР к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс эстетического развития ребенка. Художественная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательными играми, фломастерами, карандашами. Только некоторые родители создают дома все условия для развития художественно – творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится. Чтобы помочь детям сформировать основы эстетического отношения к окружающему миру, развить элементарные виды творческой деятельности нужно проводить работу по данной теме.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
- Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
- Познавательно-коммуникативных навыков.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Использование нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов.
• Развивает уверенность в своих силах.
• Развивает пространственное мышление.
• Учит детей свободно выражать свой замысел.
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
• Учит детей работать с разнообразным материалом.
• Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.
• Развивает мелкую моторику рук.
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Паспорт проекта
Наименование проекта: «Зимние краски»
Вид проекта: информационный, познавательный, творческий.
Длительность проекта: краткосрочный
Сроки и этапы реализации проекта: Декабрь 2024 - Февраль 2025гг
Участники проекта: дети, тьютор, родители.
Цель:
- Поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа.
- Знакомство детей с техникой рисования пальчиками, повышение социальной адаптации детей с ЗПР, укрепление их психологического здоровья.
- Формировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т. д.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти,
внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
- Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно моторную координацию.
- Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Развивающая среда:
- Обогатить развивающую среду, способствующую поддержанию (формированию)интереса к художественному творчеству. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
- Формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
№ | Этапы проекта | Содержание | Срок реализации |
1. | Организационный | Разработка проекта, ознакомление родителей с проектом, подбор материала для художественной деятельности, изготовление дидактических игр, разработка тематического плана мероприятий, подбор иллюстраций, фотографий, подбор материала для родителей. | Декабрь |
2. | Внедренческий |
| Декабрь-февраль |
3. | Аналитический | Ознакомление родителей с результатами реализации проекта. | Февраль |
ПЛАН РАБОТЫ:
Декабрь | ||
1. | «Беседа о нетрадиционной технике рисования» | Цель: познакомить детей с видами нетрадиционных техник рисования. Показать готовые работы, необходимое оборудование. |
2. | «Зима пришла» | Цель: закрепить знания о зиме, умения рисования отпечатками деталей; развивать у детей воображение и фантазию. |
3. | «Снег для снеговика» | Цель: познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования - "рисование ватной палочкой", с краской «гуашь», обогатить словарь. Задачи: 1. Развивать художественное восприятие. 2.Познакомить детей с краской белого цвета. 3.Обогатить детей новыми сенсорными впечатлениями. 4. Развивать речевое общение детей с взрослыми. 5.Учить детей правильно сидеть при рисовании, воспитывать усидчивость.
8.Развивать память и внимание детей. 9.Создавать положительный эмоциональный настрой. 10.Прививать любовь к классической музыке. |
4. | «Новогодняя ёлка» | Цель: Создать условия для знакомства детей с нетрадиционным методом рисования – рисование ватными палочками. Задачи: формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования; учить рисовать ель, украшая её новогодними игрушками; развивать способность самостоятельно рисовать елку, используя нетрадиционные формы; развивать творческое воображение, мышление, наблюдательность, речь, визуальную память; воспитывать бережное отношение к деревьям, самостоятельность в выборе решения учебных задач, умение доводить дело до конца. |
Январь | ||
1. | «Морозные узоры» с помощью нити | Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования (ниткопись) и оформления работ, Развивать интерес к изобразительной деятельности. Программные задачи:
- Закрепить прием рисования морозного узора с помощью нитей (нетрадиционная техника рисования).
к природе. |
2. | «Деревья зимой» | Цель -расширять знания детей о сезонных явлениях в природе: стало холодно, идет снег, снег покрывает землю, люди надевают теплую одежду и обувь. Задачи - Формировать умение ритмично наносить мазки, изображать предметы округлой формы. Совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью. - Воспитывать чувство сопереживания, умение работать в коллективе. Материал и оборудование: мольберт, картины с изображением деревьев, искусственные деревья, розетки с гуашью, поролоновые салфетки, снежинки на каждого ребенка картины с изображением природы - поздней осени и зимы. |
3. | Тихо падает снежок | Цель: Продолжать учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционной техники рисования методом тычка (ватными палочками). Задачи: Образовательные: Учить детей рисовать в нетрадиционной технике методом тычка, ватными палочками, падающий снег; совершенствовать умение правильно держать ватную палочку при рисовании. Расширять знания о зимнем явлении снегопад (падает тихо спокойно, при сильном ветре летит быстро кружась в небе). Закрепить часть суток (день - ночь, утро-вечер). Закреплять знание цветов (белый, чёрный). Обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц. Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, умение радоваться полученному результату; Воспитательные: Воспитывать аккуратность во время работы с красками. |
Февраль | ||
1. | «Снегирь на ветке рябины» | Цель: научить рисовать снегиря нетрадиционной техникой рисования – отпечатком ладошки. Образовательные: познакомить с особенностями зимующей птицы – снегиря; закрепить приемы рисования ладошкой, пальчиком, кисточкой; совершенствовать приемы рисования акварелью. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, наблюдательность. |
2. | «Сказочный Зимний лес» (комбинация техник : дерево – кляксография, снежинки-ватными палочками) | Цель: совершенствовать навыки рисования в технике кляксография с трубочкой и способом «тычка»; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. |
3. | «Зайчик на снегу» способом «пуантилизм» | Цель: Познакомить детей с новым способом рисования. Задачи: Продолжать формировать умения и навыки рисования нетрадиционными методами. Развивать творчество. Воспитывать любовь к изобразительному искусству. |
4. | «Зимний лес» | Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой - рисование ватными палочками. Образовательная задача: Учить использовать в работе нетрадиционную технику-рисование ватными палочками; развивать видение художественного образа; формировать чувство композиции; закреплять знание цветов; учить детей рассуждать. Развивающая задача: Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге; развивать мелкую моторику рук посредством печатания палочкой; развивать внимание и память. Воспитательная задача: воспитывать чувство удовлетворенности результатами труда; воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. |
Итоговое проектное мероприятие: выставка детских работ.
Заключение
Проект по освоению нетрадиционных техник рисования с детьми с ЗПР «Зимнее волшебство» направлен на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники рисования для детей с задержкой психического развития
В статье излагается необходимость использования нетрадиционных методов рисования для детей с задержкой психического развития...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (по ознакомление с художественной литературой)
Тема: Рассказывание сказки «Репка»(для детей среднего возраста -4-5 лет)...
Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей с задержкой психического развитя"
Консультация о значении нетрадиционных техник рисования на психоэмоциональную сферу ребенка....
«Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, через нетрадиционные техники в продуктивных видах деятельности».
Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сферы психики. У детей уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательно...
Тематический план работы по эмоционально – волевому развитию детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Использование нетрадиционных техник рисования на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы» способствует познанию окружающего мира, развитию эстетического восприятия...
Конспект НОД по художественно – эстетическому рисованию (нетрадиционная техника рисования) для детей с задержкой психического развития подготовительного дошкольного возраста «Новогодняя елочка».
Конспект НОД по художественно – эстетическому рисованию (нетрадиционная техника рисования) для детей с задержкой психического развития подготовительного дошкольного возраста «Новогодняя ел...
"Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития". Из опыта работы.
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития....