«Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, через нетрадиционные техники в продуктивных видах деятельности».
консультация по коррекционной педагогике
Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сферы психики. У детей уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, через нетрадиционные техники в продуктивных видах деятельности».
Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сферы психики. У детей уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательной деятельности. Решение проблемы наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей. Важность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей с ЗПР, позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность. Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
На продуктивных занятиях я использую нетрадиционные техники, которые учитывают характерные особенности детей с ЗПР. С детьми младшего возраста рисование пальчиками, ладошками. Средний возраст тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, печать поролоном, отпечаток листьев, свеча и акварель. В старшем дошкольном возрасте использование более сложных техник как, пластилинография, кляксография с трубочкой, рисование мыльными пузырями, рисование песком, печать по трафарету, аппликация бумажными шариками, обрывная аппликация, аппликация крупой.
Использование такой техники, как аппликация обрывной бумаги способствует развитию мелкой моторики рук, что очень важно для детей с ЗПР. Дети учатся регулировать силу движения пальцев в соответствии с плотностью бумаги.
Пластилинография - развивает умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Рисование ватными палочками - развивает точность движений, координированные действия глаз и рук, формируется навык ритмичного повторения однородных движений. Доставляет ребенку много положительных эмоций.
Крупы, песок - это очень полезные и приятные материалы для занятий с ребенком, они способствуют развитию мелкой моторики. Самая распространённая игра – это рисование на песке, манке.
Особое впечатление у детей остается при применении техники рисования смятой бумагой. Рисование смятой бумагой простой прием, упражняющий в захвате щепотью, что тоже является для детей с ЗПР трудностью. При рисовании бумажным комочком также формируется стабильность запястья, умение производить ритмичные движения кистью.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.
Список используемой литературы.
1. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения [Текст] / С. Е. Большакова– М. : ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
2.Власова, Т. А. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления [Текст] / Т. А. Власова– М. : Просвещение, 1990 – 15 с.
3. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г. Н. Давыдова– М.: 2007, часть 2. – 69 с.
4. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст] / Т. С. Комарова– М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 168 с.
5. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова– М. : Просвещение, 1991. – 176 с.
6. Лебедева, Е. Л. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е. Л. Лебедева– М. : Классик Стиль, 2004. – 71 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи через использование техники"оригами".
Целью данного материала является изучение и использование в практике новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий, овладение новыми ме...
Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития
quot;Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное".Жорж Дюамель, французский драматургРуки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представл...
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ через нетрадиционную технику рисования»...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
Игры для развития мелкой моторики рук с детьми с задержкой психического развития.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и но...