Рабочая программа «Одаренные дети»
рабочая программа

Николаева Юлия Юрьевна

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Одаренные дети»

Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Паспорт программы

Наименование программы

Одаренные дети

Разработчики программы

 Воспитатель дошкольной группы МБОУ «Темкинская СШ»

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации

Исполнители основных мероприятий программы

Воспитатель средней  группы

Соисполнители

Воспитанники ДОУ и их родители

Ожидаемые конечные результаты программы

- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;

 - создание индивидуальных образовательных маршрутов;

Система контроля исполнения программы

Контроль в рамках программы осуществляет администрация детского сада.

1.ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление  одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах  вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ 

- приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155

- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;

- Конвенция о правах ребенка 1989 г.

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года № Пр-271

- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - СанПиН 2.4.1.3049-13  от 15.05.2013

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

- Семейный кодекс РФ

- Конституция РФ

- Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;

Концепция программы

ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.

При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи программы

  1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
  2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
  3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
  4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
  5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Принципы педагогической деятельности

в работе с одаренными детьми

  1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
  2. Принцип возрастания роли дополнительного образования.
  3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения
  4. Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
  5. Принцип гуманизма и демократизма.

Планируемые результаты

  1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
  3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

Основные направления реализации программы

  1. Выявление одаренных детей.
  2. Создание банка данных «Одаренные дети».
  3. Разработка индивидуальных форм работы.
  4. Использование в учебном процессе современных интерактивных технологий.
  5. Использование активных форм и методов организации образовательного процесса.
  6. Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.

Отличительные особенности одаренных детей.

  1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
  2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
  3. Испытывают радость от умственного труда.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  1. С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной)?
  2. В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной?

Категории одаренных детей

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Одаренность, также как и способность, может быть общей и специальной. Существует одаренность, которая влияет на успешность во многих видах деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренностью. Общую одаренность принято подразделять на умственную и художественную. Умственно одаренные дети способны правильно решать очень разнообразные познавательные задачи. Дети четко видят условие, выделяют в задаче существенные отношения, находят новые решения условий. Задача часто решается в уме, легко и быстро. Ребенок может придумать совершенно неожиданный, оригинальный ход решения задачи. Умственно одаренные дети обладают также не насыщаемой познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи. Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития ребенка.

Общая художественная одаренность обнаруживается, если ребенок проявляет себя успешно в нескольких видах художественной деятельности, например, изобразительной, музыкальной, литературной. Можно выделить особенности, дающие возможность предположить высокий уровень развития способностей, одаренность. Они проявляются в повседневной жизни, в самостоятельных занятиях детей, при выполнении различных заданий дома, в детском саду, в кружке. Эти особенности можно обнаружить, непосредственно наблюдая за ребенком и в беседах с взрослыми, окружающими ребенка. Первая из них — любознательность, познавательная активность, направленная на знакомство с окружающим миром, на понимание этого мира. Познавательные интересы могут проявляться в разных сферах и разных формах. Это и экспериментирование с различными механизмами, стремление разбить и собирать сложные устройства. Или задавание детьми взрослым вопросов, в которых дети пытаются выявить закономерности, лежащие в основе каких-либо наблюдаемых явлений. Однако постоянные «Почему?» могут иметь разный смысл. Дети иногда задают вопросы, чтобы привлечь внимание взрослого, наладить с ним общение. Одаренный ребенок задает вопрос с познавательной целью, заинтересован в получении обоснованных, неформальных ответов. О наличии познавательных интересов свидетельствует также поведение ребенка на занятиях, направленное на получение новой информации, решение познавательных задач. Однако может оказаться, что содержание занятий неинтересно одаренному ребенку, так как он проявляет интерес к другой сфере окружающего мира или просто знаком с предлагаемым материалом. Особенностью мышления одаренного ребенка с высоким уровнем развития умственных способностей является логичность и последовательность рассуждений, которая не свойственна большинству людей этого возраста. Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте — богатство фантазии. Одаренные дети, как правило, чаще других что-нибудь придумывают, сочиняют. Процесс фантазирования идет легко, взрослому не надо создавать ситуацию, которая провоцировала бы ребенка — он сам охотно сочиняет. Персонажи, о которых идет речь в придуманной истории, чаще всего необычны, нестандартны, фантастичны. Так, если ребенок со средним уровнем развития фантазии, придумывая сказку про зверей, чаще всего говорит о лисе, медведе, волке, зайце, то в сказках одаренного ребенка появляются такие персонажи как Жар-птица, бобер, черепаха, бабочка и т. п. Действия, которые совершают эти герои, тоже необычны, редко встречаются в рассказах и сказках других детей. И, наконец, центральным проявлением одаренности, в котором фокусируются все особенности одаренных детей, можно считать характер детских замыслов, относящихся к разным видам деятельности дошкольников. То, как ребенок задумывает игру, как он сочиняет рассказ, как планирует будущую постройку, рисунок или аппликацию помогает определить уровень развития его способностей. Для одаренных детей характерно богатство первоначального замысла, продуманность последовательности выполняемых действий, создание предварительного образа того, как будет разворачиваться сюжет игры или рассказа, как будет выглядеть задуманная конструкция или рисунок. Помимо развернутости и продуманности замысла детей может отличать высокая степень оригинальности — несоответствия общепринятому, что, как правило, передается детям от взрослых путем направленного или стихийного обучения при придумывании кем-то из детей детского коллектива и передается от ребенка к ребенку. Во всем, что придумывает одаренный ребенок, отражается его индивидуальность, его внутренний мир и своеобразие восприятия окружающего мира. Иногда дети дошкольного возраста создают такие замыслы, которые остаются нереализованными, да и не могут быть реализованы из-за их нереалистичности, несоответствия возможностям детей (если речь идет о детской деятельности типа рисования и конструирования). Создавая такие замыслы, дети не исходят из реальной ситуации, не включают планирования предстоящей деятельности, продумывания последовательности ее выполнения и представления конечного результата, а ограничиваются «пустым», как правило, чисто словесным фантазированием. Наличие таких замыслов нельзя считать проявлением детской одаренности.

Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
  • Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, мини-олимпиадам;
  • Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах;
  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
  • Создание детских портфолио.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

  1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях  разного уровня и творческих конкурсах.
  2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам  деятельности.
  3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.
  4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.
  5. Уровень социальной успешности воспитанников.

Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми:

Форма

Задачи

Наглядное моделирование

Развитие умственных способностей ребенка:

1.       Ознакомление с пространственными отношениями.

2.       Развитие элементов логического мышления.

3.       Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

4.       Развитие элементарных математических представлений.

5.       Подготовка к обучению грамоте.

6.       Конструирование.

7.       Подготовка к сюжетно-ролевой игре.

8.       Ознакомление с природой.

9.       Ознакомление с элементарными физическими явлениями.

10.   Изобразительное искусство.

Спортивные мероприятия

Развитие физических способностей.

Экспериментальная мастерская

Выявление новых способностей у детей путем внедрения новых педагогических технологий.

Работа по индивидуальным образовательным маршрутам

Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка

 

 

Круглый стол

Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

Кружки, секции,

тематические недели (декады), праздники, конкурсы

Создание условий для самореализации одаренных детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей

Условия для развития одаренности

  1. Наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка.
  2. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности.
  3. Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка.
  4. Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития.
  5. Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий.
  6. Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми.
  7. Работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка.
  8. Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества.
  9. Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей. Можно также рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада.

Примерный план работы с одарённым ребёнком

  • Индивидуальная работа.
  • Занятия в кружке.
  • Участие в конкурсе.
  • Проектная деятельность.
  • Вовлечение в коллективную деятельность.
  • Работа с родителями.

 Методическое обеспечение

 Диагностический инструментарий

Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. Но нецелесообразно диагностировать каждого ребенка по всем методикам. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, специалистом и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога. Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы.

В нижеприведенной таблице показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада для дальнейшего развития какого-либо вида одаренности ребенка.

Средняя группа (4-5 лет)

Виды одаренности

Составляющие

Методики диагностики

Воспитатель

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение
  • Педагогическая диагностика
  • Ведение индивидуальных карт развития
  • Анализ индивидуальных карт развития
  • Беседы с родителями
  • Изучение продуктов детского творчества

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Вокальная одаренность

Литературная одаренность

Артистическая одаренность

Конструкторская одаренность

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Хореографическая одаренность

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Лидерская одаренность

 

По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка используются для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его одаренности, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Список литературы для воспитателя

  1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004
  2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
  3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
  4. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
  5. Вода и жизнь: экологические проекты/ Шабалина З.С., Воскобойник И.Н., Петриченко Т.И., Михайлова О.А., Князева Л.А. – Ярославль: 2005. – 70с.

Список использованной литературы

  1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.
  4. Методические рекомендации Н.Е. Вераксы, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников 4 - 7 лет
  5. Евтушенко И. Н. Гендерные особенности и развитие одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.
  6. Евтушенко И. Детская одарённость и родители // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.46-51.
  7. Лейтес, Н. С. О признаках детской одаренности // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.45-52.
  8. Пасечник, Л. Дети с особыми познавательными потребностями // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.4-10.
  9. Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста. Часть 2 Книга1 – М.: Московский центр качества образования, 2015 – 319 с.
  10. Шебеко, В. Дошкольный возраст: выявление психомоторной одарённости // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С.23-27

Приложение 1.  Виды одаренности

Виды одаренности и их проявление

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

Приложение 2. Набор методик для выявления одаренности ребенка

Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.

Изучаемый

показатель

Методики

Интеллектуальная одаренность

Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.

Тест Д. Векслера.

Тест Р. Амтхауэра

Когнитивные психические процессы

Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).

Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти.

Оценка устойчивости внимания.

Оценка переключения внимания.

Оценка вербально – логического мышления.

Оценка образного мышления.

Тест «Куб Линка».

Механической понятливости тест (Беннета).

Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).

Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»;

Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи; «Восприятие времени»; Тест «Компас»;

Тест «Ведущая репрезентативная система»

Математическая одаренность:

Тест на математические способности Г. Айзенк.

Лингвистическая одаренность:

Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя).
Тест на вербальные способности. Г. Айзенк. 
Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).

Творческий потенциал

Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).

Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).

Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)

Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).

Методика «Предложения».

Методика «Классификация».

Методика «Две линии».

Методика Вартега «Круги».

Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)

Мотивация

Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)

Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)

Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова )

Личность

Тест 16-PF (Р.Кеттела).

Тест «Шкала социально-психологической адаптированности» (Т.В.Снегиревой).

Характерологический тест Айзенка.

Опросник САН 

Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).

Методика «Несуществующее животное».

Социальная одаренность

Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).

Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.

Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК).

Методика «Q-сортировка».

Тест интерперсональной диагностики Т. Лири.

Методика «Незаконченные предложения».

Комплексные методики для педагогов и родителей

Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой);

Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);

Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

Приложение 3. Анкета для родителей

Анкета для родителей

Уважаемые родители! С помощью данного анкетирования Вы поможете дать нам важную информацию о способностях Вашего ребенка, что позволит более качественно осуществлять индивидуальный подход к Вашему ребенку.

Считаете ли Вы своего ребенка одаренным? ______________________________________

Если да, то в чем Вы видите проявления этой одаренности? _________________________

_____________________________________________________________________________

Задает ли Ваш ребенок вопросы? Много ли их? К каким явлениям, областям жизни они относятся (природа, техника, искусство, взаимоотношения людей)? _____________________________________________________________________________

Рассказывает ли ребенок дома о том, что происходит в детском саду? О чем рассказывает чаще всего (игры, отдельные виды занятий, взаимоотношения с другими детьми, похвалы, замечания воспитателей и др.)? __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Охотно ли ребенок участвует в домашних занятиях? В каких? ________________________

_____________________________________________________________________________

Любит ли Ваш ребенок фантазировать, на какие темы его фантазии? __________________

_____________________________________________________________________________

Отличает ли ребенок вымысел от действительности? В чем это проявляется? ___________

_____________________________________________________________________________

Состав семьи с указанием образования и профессии каждого из взрослых, возраста каждого ребенка.

Состав семьи, возраст

Образование

Профессия

Если в семье есть школьники, укажите их успеваемость по разным учебным предметам, сферу их особых интересов. _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку; кто, чем и как занимается с ним. ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Каким Вы хотели бы видеть будущее Вашего ребенка? _____________________________

_____________________________________________________________________________

Есть ли у Вас пожелания и предположения относительно его будущей профессиональной

направленности? ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Спасибо за участие!



Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Одаренные дети»

Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Паспорт программы

Наименование программы

Одаренные дети

Разработчики программы

 Воспитатель дошкольной группы МБОУ «Темкинская СШ»

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации

Исполнители основных мероприятий программы

Воспитатель средней  группы

Соисполнители

Воспитанники ДОУ и их родители

Ожидаемые конечные результаты программы

- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;

 - создание индивидуальных образовательных маршрутов;

Система контроля исполнения программы

Контроль в рамках программы осуществляет администрация детского сада.

1.ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление  одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах  вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ 

- приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155

- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;

- Конвенция о правах ребенка 1989 г.

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года № Пр-271

- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - СанПиН 2.4.1.3049-13  от 15.05.2013

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

- Семейный кодекс РФ

- Конституция РФ

- Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;

Концепция программы

ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.

При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи программы

  1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
  2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
  3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
  4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
  5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Принципы педагогической деятельности

в работе с одаренными детьми

  1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
  2. Принцип возрастания роли дополнительного образования.
  3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения
  4. Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
  5. Принцип гуманизма и демократизма.

Планируемые результаты

  1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
  3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

Основные направления реализации программы

  1. Выявление одаренных детей.
  2. Создание банка данных «Одаренные дети».
  3. Разработка индивидуальных форм работы.
  4. Использование в учебном процессе современных интерактивных технологий.
  5. Использование активных форм и методов организации образовательного процесса.
  6. Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.

Отличительные особенности одаренных детей.

  1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
  2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
  3. Испытывают радость от умственного труда.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  1. С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной)?
  2. В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной?

Категории одаренных детей

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Одаренность, также как и способность, может быть общей и специальной. Существует одаренность, которая влияет на успешность во многих видах деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренностью. Общую одаренность принято подразделять на умственную и художественную. Умственно одаренные дети способны правильно решать очень разнообразные познавательные задачи. Дети четко видят условие, выделяют в задаче существенные отношения, находят новые решения условий. Задача часто решается в уме, легко и быстро. Ребенок может придумать совершенно неожиданный, оригинальный ход решения задачи. Умственно одаренные дети обладают также не насыщаемой познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи. Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития ребенка.

Общая художественная одаренность обнаруживается, если ребенок проявляет себя успешно в нескольких видах художественной деятельности, например, изобразительной, музыкальной, литературной. Можно выделить особенности, дающие возможность предположить высокий уровень развития способностей, одаренность. Они проявляются в повседневной жизни, в самостоятельных занятиях детей, при выполнении различных заданий дома, в детском саду, в кружке. Эти особенности можно обнаружить, непосредственно наблюдая за ребенком и в беседах с взрослыми, окружающими ребенка. Первая из них — любознательность, познавательная активность, направленная на знакомство с окружающим миром, на понимание этого мира. Познавательные интересы могут проявляться в разных сферах и разных формах. Это и экспериментирование с различными механизмами, стремление разбить и собирать сложные устройства. Или задавание детьми взрослым вопросов, в которых дети пытаются выявить закономерности, лежащие в основе каких-либо наблюдаемых явлений. Однако постоянные «Почему?» могут иметь разный смысл. Дети иногда задают вопросы, чтобы привлечь внимание взрослого, наладить с ним общение. Одаренный ребенок задает вопрос с познавательной целью, заинтересован в получении обоснованных, неформальных ответов. О наличии познавательных интересов свидетельствует также поведение ребенка на занятиях, направленное на получение новой информации, решение познавательных задач. Однако может оказаться, что содержание занятий неинтересно одаренному ребенку, так как он проявляет интерес к другой сфере окружающего мира или просто знаком с предлагаемым материалом. Особенностью мышления одаренного ребенка с высоким уровнем развития умственных способностей является логичность и последовательность рассуждений, которая не свойственна большинству людей этого возраста. Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте — богатство фантазии. Одаренные дети, как правило, чаще других что-нибудь придумывают, сочиняют. Процесс фантазирования идет легко, взрослому не надо создавать ситуацию, которая провоцировала бы ребенка — он сам охотно сочиняет. Персонажи, о которых идет речь в придуманной истории, чаще всего необычны, нестандартны, фантастичны. Так, если ребенок со средним уровнем развития фантазии, придумывая сказку про зверей, чаще всего говорит о лисе, медведе, волке, зайце, то в сказках одаренного ребенка появляются такие персонажи как Жар-птица, бобер, черепаха, бабочка и т. п. Действия, которые совершают эти герои, тоже необычны, редко встречаются в рассказах и сказках других детей. И, наконец, центральным проявлением одаренности, в котором фокусируются все особенности одаренных детей, можно считать характер детских замыслов, относящихся к разным видам деятельности дошкольников. То, как ребенок задумывает игру, как он сочиняет рассказ, как планирует будущую постройку, рисунок или аппликацию помогает определить уровень развития его способностей. Для одаренных детей характерно богатство первоначального замысла, продуманность последовательности выполняемых действий, создание предварительного образа того, как будет разворачиваться сюжет игры или рассказа, как будет выглядеть задуманная конструкция или рисунок. Помимо развернутости и продуманности замысла детей может отличать высокая степень оригинальности — несоответствия общепринятому, что, как правило, передается детям от взрослых путем направленного или стихийного обучения при придумывании кем-то из детей детского коллектива и передается от ребенка к ребенку. Во всем, что придумывает одаренный ребенок, отражается его индивидуальность, его внутренний мир и своеобразие восприятия окружающего мира. Иногда дети дошкольного возраста создают такие замыслы, которые остаются нереализованными, да и не могут быть реализованы из-за их нереалистичности, несоответствия возможностям детей (если речь идет о детской деятельности типа рисования и конструирования). Создавая такие замыслы, дети не исходят из реальной ситуации, не включают планирования предстоящей деятельности, продумывания последовательности ее выполнения и представления конечного результата, а ограничиваются «пустым», как правило, чисто словесным фантазированием. Наличие таких замыслов нельзя считать проявлением детской одаренности.

Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
  • Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, мини-олимпиадам;
  • Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах;
  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
  • Создание детских портфолио.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

  1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях  разного уровня и творческих конкурсах.
  2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам  деятельности.
  3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.
  4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.
  5. Уровень социальной успешности воспитанников.

Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми:

Форма

Задачи

Наглядное моделирование

Развитие умственных способностей ребенка:

1.       Ознакомление с пространственными отношениями.

2.       Развитие элементов логического мышления.

3.       Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

4.       Развитие элементарных математических представлений.

5.       Подготовка к обучению грамоте.

6.       Конструирование.

7.       Подготовка к сюжетно-ролевой игре.

8.       Ознакомление с природой.

9.       Ознакомление с элементарными физическими явлениями.

10.   Изобразительное искусство.

Спортивные мероприятия

Развитие физических способностей.

Экспериментальная мастерская

Выявление новых способностей у детей путем внедрения новых педагогических технологий.

Работа по индивидуальным образовательным маршрутам

Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка

 

 

Круглый стол

Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

Кружки, секции,

тематические недели (декады), праздники, конкурсы

Создание условий для самореализации одаренных детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей

Условия для развития одаренности

  1. Наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка.
  2. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности.
  3. Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка.
  4. Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития.
  5. Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий.
  6. Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми.
  7. Работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка.
  8. Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества.
  9. Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей. Можно также рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада.

Примерный план работы с одарённым ребёнком

  • Индивидуальная работа.
  • Занятия в кружке.
  • Участие в конкурсе.
  • Проектная деятельность.
  • Вовлечение в коллективную деятельность.
  • Работа с родителями.

 Методическое обеспечение

 Диагностический инструментарий

Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. Но нецелесообразно диагностировать каждого ребенка по всем методикам. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, специалистом и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога. Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы.

В нижеприведенной таблице показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада для дальнейшего развития какого-либо вида одаренности ребенка.

Средняя группа (4-5 лет)

Виды одаренности

Составляющие

Методики диагностики

Воспитатель

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение
  • Педагогическая диагностика
  • Ведение индивидуальных карт развития
  • Анализ индивидуальных карт развития
  • Беседы с родителями
  • Изучение продуктов детского творчества

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Вокальная одаренность

Литературная одаренность

Артистическая одаренность

Конструкторская одаренность

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Хореографическая одаренность

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Лидерская одаренность

 

По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка используются для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его одаренности, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Список литературы для воспитателя

  1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004
  2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
  3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
  4. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
  5. Вода и жизнь: экологические проекты/ Шабалина З.С., Воскобойник И.Н., Петриченко Т.И., Михайлова О.А., Князева Л.А. – Ярославль: 2005. – 70с.

Список использованной литературы

  1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.
  4. Методические рекомендации Н.Е. Вераксы, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников 4 - 7 лет
  5. Евтушенко И. Н. Гендерные особенности и развитие одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.
  6. Евтушенко И. Детская одарённость и родители // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.46-51.
  7. Лейтес, Н. С. О признаках детской одаренности // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.45-52.
  8. Пасечник, Л. Дети с особыми познавательными потребностями // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.4-10.
  9. Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста. Часть 2 Книга1 – М.: Московский центр качества образования, 2015 – 319 с.
  10. Шебеко, В. Дошкольный возраст: выявление психомоторной одарённости // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С.23-27

Приложение 1.  Виды одаренности

Виды одаренности и их проявление

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

Приложение 2. Набор методик для выявления одаренности ребенка

Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.

Изучаемый

показатель

Методики

Интеллектуальная одаренность

Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.

Тест Д. Векслера.

Тест Р. Амтхауэра

Когнитивные психические процессы

Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).

Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти.

Оценка устойчивости внимания.

Оценка переключения внимания.

Оценка вербально – логического мышления.

Оценка образного мышления.

Тест «Куб Линка».

Механической понятливости тест (Беннета).

Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).

Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»;

Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи; «Восприятие времени»; Тест «Компас»;

Тест «Ведущая репрезентативная система»

Математическая одаренность:

Тест на математические способности Г. Айзенк.

Лингвистическая одаренность:

Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя).
Тест на вербальные способности. Г. Айзенк. 
Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).

Творческий потенциал

Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).

Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).

Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)

Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).

Методика «Предложения».

Методика «Классификация».

Методика «Две линии».

Методика Вартега «Круги».

Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)

Мотивация

Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)

Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)

Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова )

Личность

Тест 16-PF (Р.Кеттела).

Тест «Шкала социально-психологической адаптированности» (Т.В.Снегиревой).

Характерологический тест Айзенка.

Опросник САН 

Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).

Методика «Несуществующее животное».

Социальная одаренность

Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).

Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.

Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК).

Методика «Q-сортировка».

Тест интерперсональной диагностики Т. Лири.

Методика «Незаконченные предложения».

Комплексные методики для педагогов и родителей

Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой);

Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);

Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

Приложение 3. Анкета для родителей

Анкета для родителей

Уважаемые родители! С помощью данного анкетирования Вы поможете дать нам важную информацию о способностях Вашего ребенка, что позволит более качественно осуществлять индивидуальный подход к Вашему ребенку.

Считаете ли Вы своего ребенка одаренным? ______________________________________

Если да, то в чем Вы видите проявления этой одаренности? _________________________

_____________________________________________________________________________

Задает ли Ваш ребенок вопросы? Много ли их? К каким явлениям, областям жизни они относятся (природа, техника, искусство, взаимоотношения людей)? _____________________________________________________________________________

Рассказывает ли ребенок дома о том, что происходит в детском саду? О чем рассказывает чаще всего (игры, отдельные виды занятий, взаимоотношения с другими детьми, похвалы, замечания воспитателей и др.)? __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Охотно ли ребенок участвует в домашних занятиях? В каких? ________________________

_____________________________________________________________________________

Любит ли Ваш ребенок фантазировать, на какие темы его фантазии? __________________

_____________________________________________________________________________

Отличает ли ребенок вымысел от действительности? В чем это проявляется? ___________

_____________________________________________________________________________

Состав семьи с указанием образования и профессии каждого из взрослых, возраста каждого ребенка.

Состав семьи, возраст

Образование

Профессия

Если в семье есть школьники, укажите их успеваемость по разным учебным предметам, сферу их особых интересов. _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку; кто, чем и как занимается с ним. ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Каким Вы хотели бы видеть будущее Вашего ребенка? _____________________________

_____________________________________________________________________________

Есть ли у Вас пожелания и предположения относительно его будущей профессиональной

направленности? ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "ОДАРЕННЫЙ РЕБЁНОК"

программа педагога - психолога одаренный ребенок...

Мастер-класс для детей "Кукольный театр из дисков" в рамках реализации программы "Одаренные дети"

Превращается рука и в котенка, и в щенка.Чтоб рука артисткой стала, нужно очень-очень мало.Специальные перчатки, ум, талант - и все в порядке!...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа «Одаренный ребенок. Познавательно - исследовательская деятельность»

Поддержка и развитие талантливых детей для реализации их потенциальных возможностей....

Рабочая программа «Одаренный ребенок. Художественно - эстетическое развитие"

Рабочая программа "Одаренный ребенок" Художественно - эстетическое развитие"...

рабочая программа "Одаренный ребенок"

Современное общество остро нуждается в неординарной творческой личности, способной проявлять не только высокую активность, но и способности нестандартного поведения. Благодаря одаренным людям происход...

Рабочая программа «Одаренный ребенок» Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимос...