Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе
опыты и эксперименты (младшая группа)

Виктория Викторовна Котова

Экспериментальная деятельность позволяет ребенку включится в процесс целенаправленного познания мира и научиться ставить цели, планировать свою работу, контролировать свои действия, прогнозировать возможные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno_-_eksperimentalnaya_deyatelnost_2_mld.gr_.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» Артемовского городского округа

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе

                       Подготовила воспитатель 1 категории: Котова В.В.

                                                 Артем 2023 г.

Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому необходимо ребенку постоянно получать новые впечатления о живой и неживой природе. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом. Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — это естественное состояние ребёнка. Интерес и внимание привлекает детей, когда педагог показывает опыты и проводит экспериментирования.

Эксперимент обогащает память, мышление детей, так как совершаются операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. В детском саду экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно анализируют полученные результаты.

Теоретические основы проведения опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе ДОУ

В возрасте трёх лет ребёнок испытывает один из кризисов личностного становления. Ребёнок жаждет проявлять самостоятельность, а сталкивается с гиперопекой взрослых или испытывает недостаток накопленных умений и навыков, чтобы быть независимым во всех видах деятельности. На занятиях в детском саду педагог помогает в создании новых отношений между ребёнком и взрослыми, в основе которых лежит элемент сотрудничества. Детям не передаётся опыт в готовой форме, а показывается возможность его получения.

Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, усвоение знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться через формирование опытно-экспериментальных навыков.

Возрастные особенности детей 3–4 лет

В младших дошкольниках кипит любознательность, в совместной с педагогом исследовательской деятельности у воспитанников формируются умения и навыки опытной деятельности, на самостоятельных занятиях ребята будут их совершенствовать. Открытие информации постигается методом проб и ошибок, важно не оставлять без похвалы успехи маленьких экспериментаторов и научить не останавливаться, если что-то не получилось с первой попытки.

Для организации экспериментирования педагог учитывает возрастные особенности воспитанников второй младшей группы (3–4 года):

  • Любознательность. Дети активно изучают новые предметы и с интересом расширяют представления о знакомых явлениях и объектах.
  • Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление детей к приобретению новых знаний.
  • Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес и положительные эмоции. Однако долго удерживать внимание пока сложно, поэтому педагог учитывает потребность дошкольников в частой смене исследуемых предметов или видов изучения.
  • Формирование образного мышления. Способность воспроизведения образов вне прямого контакта с объектами исследования даёт возможность привлекать новые для детей виды обучения во время занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок, отгадывание загадок, проведение бесед.
  • Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха при подготовке будущего занятия.
  • Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования предметов и наблюдений проводится работа по развитию речи и пополнению словарного запаса.

Цель и задачи опытно-экспериментальной деятельности

Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир.

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе направлена на решение ряда задач:

  • Образовательные:

- расширение представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;

- формирование способности самостоятельного исследования предметов;

- обучение умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, весы, магниты).

  • Развивающие:

- совершенствование мелкой моторики и координации движений;

- развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;

- развитие внимания и памяти;

- развитие речевых способностей.

  • Воспитательные:

- создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;

- создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;

- развитие самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;

- развитие умения следовать поручениям взрослого.

Виды опытно-экспериментальной деятельности

- Иллюстративное экспериментирование: детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что снег тает на улице весной, когда воздух начинает прогреваться. Опыт «Что такое снег?» иллюстрирует переход воды из твёрдого состояния в жидкое при плюсовой температуре.

- Поисковое экспериментирование: результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети могут не знать, из каких материалов предметы точно утонут, а какие останутся на поверхности воды. Опыт «Поплывёт или утонет» покажет, что металлические и каменные изделия пойдут ко дну, а деревянные и пластиковые способны плавать.

- Решение познавательных задач: на занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. В начале занятия в группу приходит Ёжик и жалуется ребятам, что в сказочном лесу поселилась фея дождя. Ливни по прогнозу будут идти до конца месяца. Ёжик хочет смастерить новый большой зонт, чтобы гулять под ним с ежатами, но он не знает, какой материал можно использовать для зонта. Перед ребятами — образцы бумаги, тканей, полиэтилена, клеёнки, они должны придумать способ проверки водонепроницаемости материалов.

Таблица: подборка практических занятий по видам экспериментирования

Иллюстративное экспериментирование

  • «Попробуй собери»: собрать разлитую воду при помощи салфетки, тряпочки, губки.
  • «Попробуй вылови»: выловить плавающие в миске с водой игрушки при помощи ложки, половника, сачка.
  • «Как получается лёд?»: разлить воду по формам, заморозить на улице.
  • «Строим горку из песка»: наносить кучку влажного песка в песочнице, слепить горку.
  • «Лепим снеговика»: скатать из мокрого снега шарики, сделать снеговиков.

Поисковое экспериментирование

  • «Тонет или нет»: опускать в воду предметы и наблюдать, какие из них останутся на поверхности, а какие пойдут ко дну.
  • «Как надуть пузырь»: экспериментирование с мылом, водой и воздухом.
  • «Почему плывёт кораблик»: игра-экспериментирование с игрушечными парусниками (передвигать их, дуя в сторону паруса).
  • «Как достать фигурки из воды»: процеживание воды решетом, сачком.
  • «Зачем растениям свет?»: поставить веточки (с почками или бутонами) в стаканы с водой, расположить на солнечной стороне группы и в тени, оценить результат через несколько дней.

Решение познавательных задач

  • «Как достать фигурки из кубиков льда»:
  •  растапливание льда различными способами.
  • «Как получить нужный цвет»: смешивание красок или разноцветной воды в стаканчиках.
  • «Раскопки»: в песочнице спрятаны фигурки, нужно раскопать их при помощи игрушечного экскаватора, грабелек, совка.
  • «Чем украсить рисунок?»: разорвать лист бумаги на маленькие кусочки, приклеить их к картинке («Падает снег», «Листопад», «Дождик кап-кап»).

Виды занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности

В рамках опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками второй младшей группы можно проводить:

- Игры-эксперименты. Для возрастной группы 3–4 лет игра является основным видом деятельности. Изменяется психологический характер игры: она становится базой для поиска ответов об объектах окружающей действительности и благоприятным условием для общения и совместных действий. Первые занятия по экспериментированию проводятся в игровой форме. В группе присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в фантастических условиях («Путешествие на Дно морское», «В гости к Фее воздуха», «Поможем Капельке вернуться на небо»).

- Моделирование. Дети воспроизводят модели реально существующих в природе явлений: айсберг, вулкан, северное сияние, вихрь. Воспитатель учитывает возрастные особенности младших дошкольников, модель должна быть понятной и доступной. Дети 3–4 лет способны смоделировать вихрь из кусочков бумаги и создания воздушного потока (дуют), буруны в стакане при помощи пластиковой трубочки. Во время зимней прогулки дети моделируют явления природы: снегопад — набрать в миску сухой снег и медленно его высыпать, буран — набрать в варежку пушистый снег, сдувать его сильным выдохом.

- Опыты и эксперименты. Собственно экспериментирование позволяет в наглядной форме объяснить физические и природные явления на занятиях по окружающему миру. Самостоятельное проведение опыта вызывает восторг у детей (эксперименты чем-то напоминают ребятам фокусы) и откладывается в памяти. Младшие дошкольники экспериментируют с водой (в твёрдой и жидкой формах), воздухом, различными видами почвы, магнитами, тканью, бумагой.

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-ветер.

3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь

1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь

1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Декабрь

1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Январь

1. «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль

1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март

1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.

Апрель

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

Май

1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе

Тема:  Волшебница-водаЦель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качества и свойства воды.Задачи:-Формирование знаний детей о целостной картине мира;-развити...

"Свойства воды" - опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе

Конспект по экспериментированию во второй младшей группе на тему "Свойства воды"Цели:Формировать у детей представления о физических свойствах воды.         ...

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе «Пропавшая льдинка»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности  по экспериментированию во второй младшей группе детского сада«Пропавшая льдинка»...

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе.

"Дом для Смурфика"Цель: Познакомить с новыми материалами: камень и вата, их свойствами и качеством.Задачи:·         учить детей различать и называть качест...

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе. Опыты с песком, водой, воздухом, снегом.

Опытно-экспериментальная деятельность во второй  младшей группе. Опыты с песком, водой, воздухом, снегом....