Образовательный проект «Секреты вежливости» Приобщение детей младшего и среднего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
проект (старшая группа)

Пономарева Анжелика Витальевна

В настоящее время одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества с дошкольного возраста, человека с развитым мышлением, разносторонними потребностями, яркими творческими проявлениями, знакомого с основами общечеловеческой культуры, обладающего широкими и разнообразными представлениями об окружающем мире. Поэтому родители и воспитатели должны постоянно поддерживать и развивать в ребенке его собственное «Я» и стремление к познанию окружающего.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponomareva_proekt.docx65.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

            города Нижневартовска детский сад № 68 «Ромашка»

Образовательный проект

«Секреты вежливости»

Приобщение детей младшего и среднего  дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Подготовила

воспитатель 1 кв. категории

МАДОУ № 68 «Ромашка»

Пономарева А.В.

                                                               г.Нижневартовск

2022г.

Оглавление

Пояснительная записка

3

Цель и задачи, предполагаемые результаты проекта.

5

Содержание проекта

7

Механизм реализации

10

       5

Список литературы

12

                                          1.Пояснительная записка

                                              Актуальность:

В настоящее время одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества с дошкольного возраста, человека с развитым мышлением, разносторонними потребностями, яркими творческими проявлениями, знакомого с основами общечеловеческой культуры, обладающего широкими и разнообразными представлениями об окружающем мире. Поэтому родители и воспитатели должны постоянно поддерживать и развивать в ребенке его собственное «Я» и стремление к познанию окружающего.

        В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое значение уделяется процессу становления данного направления. Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стало обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослых сообществ. И это естественно, т.к. именно на занятиях этого образовательного курса, переживая множество ситуаций, отношений и поступков, ребенок укрепляет свою духовную жизнь, делает ее подвижной, отзывчивой, доброй, более способной к сопереживанию и пониманию своих сверстников.

        Проектная деятельность детей в рамках тематики  «Секреты вежливости» позволяет ребенку  в будущем стать хорошо воспитанным, культурным человеком, владеющим своими эмоциями и соблюдающим правила вежливости.  От умения правильно оценить и повести себя в той или иной ситуации зависит успешность в карьере, отношения с друзьями и родственниками, благополучие в семейной жизни. Поэтому каждый человек с раннего возраста должен знать и соблюдать правила вежливости.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение, именно в коллективе сверстников ребенок учится слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении. Поэтому основной задачей воспитателя, начиная с младшего дошкольного возраста, является формирование «групповых нравов», т.е. формирование взаимоотношений в группе, определении ее норм и традиций.

Нормы и традиции включают как систему запретов, так и непременно добрые обычаи. Запреты, вводимы в группе, должны касаться самых основных принципов совместной жизни – личной неприкосновенности, уважения к деятельности, и ее результатам. Так, ни при каких условиях нельзя бить других детей, нельзя портить их игру, нельзя причинять боль другим живым существам. Требования соблюдения этих правил в группе не требует длинных объяснений, а вводится по формуле «Нельзя – значит нельзя!». Наилучшим способом добиться соблюдения этих запретов является собственная убежденность педагогов в правомерности данных запретов и нетерпимость к их нарушению (ни в коем случае не оставлять без внимания). Дети прекрасно понимают, что им действительно не разрешено делать. Множество других правил и ограничений, которые направлены на то, чтобы упорядочить жизнь детей в группе, вводится по другой формуле – «Нельзя, потому что…». Здесь детям разъясняется, почему следует соблюдать то или иное правило (нельзя разбрасывать вещи, потому что…, не надо ломать игрушки, потому что….  и т.д.)

 

                      2.Цель и задачи, предполагаемые результаты проекта.

Проблема: дети слабо владеют навыками вежливого, культурного общения.  

Цель: формирование у детей  положительных качеств характера, мотивация детей на совершение добрых дел.  

Задачи:  

- Формировать навыки вежливого, культурного поведения ;                                                                   - создавать условия для сознательного выбора поступков в соответствии с нравственными принципами, воспитывать желание и потребность нести людям добро;                                                                                                                              -  закреплять представления детей о том, что«волшебные слова» помогают человеку и вызывают у него добрые чувства к тем, кто их говорит ;                                          

-  дать детям почувствовать, что делать добро – приносит радость;                        -  заинтересовать родителей участвовать в проекте.  

Предполагаемый результат: - Сформированность у детей знаний и навыков вежливого поведения в разных видах деятельности; - обогащение и активизация словаря «вежливых слов»; - укрепление дружеских отношений детей в коллективе; - повышение уровня культуры вежливости детей  Подготовительный этап: - Изучение методической литературы;      - создание атмосферы общей культуры в группе; - оборудование центра этикета и уголка вежливости в группе, - взаимосвязь с семьей: консультации, подготовка пособий и совместная        работа;  - создание картотеки дидактических игр по теме «вежливость.

            Подготовительный этап: - Изучение методической литературы;      - создание атмосферы общей культуры в группе; - оборудование центра этикета и уголка вежливости в группе, - взаимосвязь с семьей: консультации, подготовка пособий и совместная        работа;  - создание картотеки дидактических игр по теме «вежливость

        Продукт проектной деятельности:  

Изготовление буклетов для родителей. Фотовыставка « Наши добрые дела». Совместное изготовление детьми и родителями книжек – малышек о добрых делах. Создание панно «Наши достижения и уголка «Примирения».Изготовление с детьми плаката «Королевство вежливых слов » и персонажа «Хорплоша».

      Основные этапы реализации проекта: Практическая деятельность по реализации проекта.  

План работы по проекту «Путешествие в страну вежливости»

Тема: «Этикет общения и культуры речи»

Сроки

Содержание работы

Средства

Ноябрь

Беседа «В мире вежливых слов»

Беседа «Путешествие в страну

нравственности» и город «Добрых поступков».

Работа с родителями:

  • консультация «Воспитание этикета общения и культуры речи детей дошкольного возраста»
  • совместная деятельность родителей и детей
  • сочинение сказки «Доброе дело»
  • фотовыставка «Наши добрые дела»

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», С. Мирошниченко «Злая волшебница», «Неизвиняйка».

Дидактические игры:

«Умеешь ли ты знакомиться»,                «Волшебный клубочек».

Загадки о вежливости.

Разбор ситуаций по картинкам.

Сюжетно - ролевые игры «Семья», « Магазин», « Салон красоты»

Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

Сроки

Содержание работы

Средства

Декабрь

Знакомство с феей Вежливости и куклой Незнайкой, приглашение его в страну «Культурляндию» с целью исправления Незнайки.

Беседа «Чистое тело - здоровый дух», путешествие в страну «Чистюлия» - остановки в городах «Зубочистки», «Носовые платки», «Опрятная одежда».

Беседа «Культура поведения за столом».

Работа с родителями:

  • рекомендации родителям «Как вырастить культурного ребёнка»
  • совместная деятельность родителей и детей - выставка «Оригинальные салфетки»
  • фотовыставка «Праздничный стол»

Чтение художественной литературы:

С. Мирошниченко «Случай в городе едоков», «Женина беда».

Дидактические игры:

«Что ждёт неряху», «Что правильно, а что нет».

Разбор проблемных ситуаций.

Сервировка стола по схеме.

Изготовление разных видов салфеток.

Конкурс между дежурными «Накрой стол к празднику».

Сюжетно - ролевые игры: «Гости», «Семья», «День рождения».

Тема: «Культура поведения в общественном месте»

Сроки

Содержание работы

Средства

Январь

Беседа «Как вести себя в общественных местах»

Беседа «Правила поведения в транспорте».

Работа с родителями:

  • консультация «Правила безопасности в период проведения новогодних праздников дома» - правила для родителей.
  • фото стенд «Культурный поход в цирк»

-конкурс рисунков «Как нельзя себя вести» - совместная работа родителей и детей.

Чтение художественной литературы: Богданович «Вежливый трамвайчик», «Стасик идёт в кино», «Кавардак на улице», С. Маршак « Светофор».

Дидактические игры:

«Азбука пешехода»

«Отгадай загадку - нарисуй отгадку», « Как избежать неприятностей».

Разбор ситуаций, изображённых на карточках.

Экскурсии по улицам города, к светофору, перекрёстку.

Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Кино», «Библиотека»

Тема: «Учимся играть и работать дружно»

Сроки

Содержание работы

Средства

Февраль

Беседа «Умеешь ли ты дружить?»

Викторина «Если с другом вышел в путь»

Знакомство с правилами дружбы

Развлечение «Давайте жить дружно»

Работа с родителями:

- совместная работа - детей с родителями - составление рассказов «Мой лучший друг»

- выставка рисунков «мой друг»

- консультация для родителей «Научите детей дружить»

- изготовление альбома с         

с пословицами и поговорками о дружбе и друзьях.

Развлечение (итоговое)

«В мире вежливых слов».

Чтение художественной литературы: Кузнецов «Мы поссорились с подружкой», Г. Цыферов «Когда не хватает игрушек».

Разучивание и пение песен о дружбе «Если с другом вышел путь», «Улыбка», «Настоящий друг».

Разбор проблемных ситуаций.

Дидактические игры:

«Хорошие и плохие поступки», «Как поступают друзья», «Гости»

  • «Правильно или нет» - ситуации на карточках

«Чтобы гости не скучали»

Заучивание пословиц, поговорок о друзьях и дружбе

Итоги проекта:

  • У детей сформировались чувства сплоченности, сопереживания друг за друга, доброжелательности;
  • Укрепились дружеские взаимоотношения в коллективе сверстников;
  • Появились способности разрешать конфликтные ситуации;
  • Улучшились отношения между родителями и детьми в семье, ДОУ;
  • Дети научились использовать правила поведения в повседневной жизни, взаимодействовать друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь;
  • Повысился уровень педагогической культуры родителей;
  • Появились совместные беседы родители-дети на этические темы.

   Образовательная область.Формы работы с детьми

          Познавательное развитие

            Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о доброте и вежливости.                                                            Беседа « Что такое вежливость и доброта?», « Добро и зло».                                                                  Разучивание «мирилок» и считалок. Просмотр мультфильма  «Уроки тетушки совы»

         Социально- – коммуникативное развитие  

             Настольные игры: «Вежливые слова и поступки», «Уроки этикета» Дидактические  игры: «Доскажи словечко», «Игра в поисках добрых слов»,  «Передай свое тепло другу стоящему рядом»,  «Кувшин доброты». Ситуация «Помирились», «Оцени свой поступок» (правила добрых и вежливых поступков).  

         Художественное – эстетическое развитие  

       Чтение стихотворения «Давайте будем вежливыми», рассказ  В.Осеевой      «Волшебное слово»,  нанайская сказка «Айога».  

        Рисование «Открытка для друга»,   «Нарисуй своего друга»  Речевое развитие Составление рассказов на тему: «У меня есть друг», Беседы «Умеешь ли ты дружить?», «Что я сделал  хорошо, а что плохо?»,     «Хорошо ли быть добрым?» Игра «Кто больше знает вежливых слов»   Физическое развитие. Пальчиковая гимнастика «Большие и маленькие», «Дружба». Подвижная игра «Дружба»

         Работа с родителями 

        Совместное изготовление детьми и родителями книжки – малышки о добрых делах. Создание панно     «Наши достижения»  и уголка «Примирение»

     Заключительный этап  

  Итоги проекта:

  • У детей сформировались чувства сплоченности, сопереживания друг за друга, доброжелательности;
  • Укрепились дружеские взаимоотношения в коллективе сверстников;
  • Появились способности разрешать конфликтные ситуации;
  • Улучшились отношения между родителями и детьми в семье, ДОУ;
  • Дети научились использовать правила поведения в повседневной жизни, взаимодействовать друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь;
  • Повысился уровень педагогической культуры родителей;

Появились совместные беседы родители-дети на этические темы

       Игра «Передай свое тепло другу стоящему рядом» Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.) Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим: Утро настает, Солнышко встает. Мы собираемся, В добрый путь отправляемся. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.  

        Игра «Кувшин доброты». Воспитатель. У меня есть кувшин  волшебной  доброты. Он поможет нам ещё лучше относиться друг к другу и делать добрые дела.  Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать               Волшебные слова и отправить их в кувшин и в любое время вы можете их        достать и подарить друг другу.                            

      Пальчиковые гимнастика «Дружба» Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок) Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. (ритмичное касание пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять. (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца) Начинай считать опять: Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями)      

   «Большие и маленькие»                                 Дети, напрягите пальцы на обеих руках. Вот какие они!                          Растопырьте пальцы. А теперь они стали маленькие-маленькие.                            Согните их и коснитесь подушечками (кончиками пальцев)                               верхней стороны ладоней, т.е. у основания пальчиков.   Были маленькие мы (пальцы согнуты, прижаты к ладони) Стали вдруг большие (расправить пальцы, растопырить) Шалунишки, шалуны (движение «фонарики») А дружные какие! (сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты)  

          Подвижная игра «Дружба» Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом: Мы идем по кругу.Найдем себе мы друга.Найдем себе мы друга,Найдем себе дружка. По окончании текста дети останавливаются. Педагог говорит: «Раз, два, три — друга себе найди!» После этих слов дети должны встать по парам (найти себе друга). Игрок, которому пары не хватило, встает в центр круга. Включается музыка (например, русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» или др.), под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные игроки хлопают в ладоши. Примечание Педагог может подать и другие команды, например: «Раз, два, три, двух друзей себе найди!» — дети должны разбиться на тройки; «Раз, два, три, троих друзей себе найди!» — дети встают в кружки по 4 человека (оставшиеся «без друзей» игроки также выполняют любые танцевальные движения); При последнем повторении игры педагог может произнести: «Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать!» В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.

 

                                                Загадки о вежливости 

Говорить друзьям не лень,

 Улыбаясь: «добрый …. день»! Друг другу на прощание

Мы скажем … «до свидания».

Друга не стоит в обиде винить, Лучше скорее его ….извинить.

 До чего ж оно красиво, Слово доброе …«спасибо»

. Как похоже слово «царствуй» На приветливое … «здравствуй».

 Когда виноваты, сказать спешите: «Прошу Вас, пожалуйста, ….извините»

В чужой разговор никогда не встревай, И взрослых ты лучше не … перебивай!  

.

              Беседа: «Что такое вежливость и доброта»

 Воспитатель: Добрый день ребята! Дети: Здравствуйте! Добрый день!

Воспитатель: Прежде чем начать нашу беседу, мы сейчас посмотрим друг на друга, улыбнёмся друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение окружает нас! Мальчики и девочки! Сегодня у нас будет необычная беседа, вот чему она будет посвящена, вы догадаетесь сами. Я прочитаю пять четверостишия и вы угадаете, как называется беседа. Добрый день. - Добрый день! - тебе сказали, - Добрый день! - ответил ты. Как две ниточки связали - Теплоты и доброты. Пожалуйста. Отменить, что ли, слово "пожалуйста", Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без "пожалуйста" Нам становится неуютно. Здравствуйте. - Здравствуйте, - ты скажешь человеку. - Здравствуй, - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет. Спасибо. За что мы говорим "Спасибо". За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы Кому сказали сколько раз. Будьте добры. Будьте добры, - это я говорю по секрету

Будьте добры - и не ждите за это конфету. Будьте добры - без игры и во время игры Если сумеете, будьте скорее добры.. Воспитатель: Ребята какие слова здесь повторяются Дети: Добрый день, пожалуйста, здравствуйте, спасибо, будьте добры. Воспитатель: Правильно! А что это за слова? И какие они? Дети: Добрые слова, волшебные слова, вежливые слова. Воспитатель: Ребята вы теперь догадались как называется беседа. Дети: Да! Вежливость и доброта.  

Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми. А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? Дети: Быть внимательным к людям; Говорить вежливые слова; Заботиться о близких тебе людях; Уступать дорогу, когда идешь на встречу; Уступать место девочкам и взрослым людям; Благодарить за помощь; Не грубить; Стараться сделать приятное. Воспитатель: Правильно, ребята. Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Такие человеческие качества, как доброта и вежливость – неразделимы. Вот послушайте какое определение я прочитала в толковом словаре. Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Воспитатель: Ребята а вы со своим собеседником или другом всегда употребляете добрые и вежливые слова?

                                           Игра «Вежливые ребята».                

     Игра “Вежливые ребята” 1. Однажды Алеша Крючков ехал в автобусе. Он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в автобус вошла женщина с ребенком на руках. Алеша встал и сказал ей “Садитесь пожалуйста”. 2. Женщина тоже была вежливая и сказала Алеше: “спасибо” 3. Вдруг автобус неожиданно остановился. Алеша не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Алеша, что надо держаться, но Алеша быстро сказал ему: “извините пожалуйста” 4. И мужчина улыбнулся и ответил: “Ничего, бывает. Ты сам-то не ушибся?” Воспитатель:  Ребята, я уверена, что в подобных ситуациях вы поступите также, как Алеша. Говорите добрые слова чаще, и утром, и днем, и вечером, и даже когда ложитесь спать, обязательно пожелайте своим родным: “Доброй, спокойной ночи!!!” Игра в поисках добрых слов. 1) Оля делала подарок маме. Братик побежал и часть листочков упали на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Дети: (Извини пожалуйста!) Оля улыбнулась и сказала братику… Дети: (Я прощаю, давай вместе сделаем маме подарок.) 2) Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось малым. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу и сшила другое платье. Внучка была рада. Она … Дети: (Сказала большое спасибо бабушка!) 3) Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить». Как бы вы попросили об этом друга? Дети: (Возьми меня с собой пожалуйста) Строить Миша не умел, и стройка его развалилась. Он сказал: «Я не специально сломал гараж…» И они дружно начали играть вместе. Какое слово должен был сказать Миша? Дети: (Прости или извини меня.)

                                                      Пословицы и поговорки.

Учись доброму - дурное на ум не пойдет.  

  Про доброе дело - говори смело.  

  Жизнь дана на добрые дела.  

  Как проживешь, так и прослывешь.  

 Худо жить без ласкового слова.  

  Не мудрен привет, а сердце покоряет.    

Ласковое слово лучше мягкого пирога.  

 "Спасибо" - великое дело.    

   На всякие приветы надобно иметь ответы.  

  Поклоном поясницы не переломишь.    

Стол спасибом красится.  

  Добро творить - себя веселить.  

  Доброго человека в красный угол сажают.  

  Добро делаем - добро и снится.

   За доброго человека - сто рук.  

  На добрый привет - добрый ответ.  

  Доброе слово дороже богатства.  

  Доброе слово - что дождь в засуху.        

                                              Список использованной литературы

  1. Беседы на этические темы - « Дошкольное воспитание»
  2. Буре Р. С., Островская Л. Ф. « Воспитатель и дети» М. Просвещение
  3. Петерина С. В. « Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», М. Просвещение
  4. Юдина « Уроки вежливости» - « Дошкольное воспитание» №4
  5. «Ваш ребёнок воспитан?» - « Дошкольное воспитание» №10
  6. «Речевой этикет и вежливость» - « Дошкольное воспитание» № 4
  7. Методическое пособие программа «Детство» - «Уроки доброты» и «Уроки этикета

Приложение

Приложение 1

Перспективный план работы с детьми

Тема

Программные задачи:

Материалы:

1 неделя:              

Что такое астрономия?

 Познакомить детей с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планеты, Солнце, звёзды, звёздные скопления, галактики, скопления галактик; основными понятиями: «космос», «астрономия», «планета» и др.

1. Экскурсия в купольный проекционный планетарий

2.Интерактивная игра «Найди свою планету»

3. Просмотр познавательного видео «Астрономия для малышей»

2 неделя: Наблюдение за космосом (телескоп)    

Познакомиться с инструментами оптической (наблюдательной) астрономии.

 Расширить словарь детей на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом понятий.

1.Планетарий.  Просмотр фильма-3D. «Два стеклышка - удивительный телескоп»

2.Словесная игра «Я начну, а ты продолжи»

3.Развивающая-познавательная игра «Что такое телескоп?»

3 неделя:

Солнечная система. Как устроена Солнечная система.

Расширить представление о строение Солнечной

Системы: развить представления о планетах земной группы и планетах гигантах и планетах карликах; астероидах, кометах, метеорах и метеоритах. Способствовав развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

1.Обучающее видео «Солнечная система»

2. Интерактивная игра-путешествие «Загадки космоса»

3.Проведение лабораторного эксперимента «Наураша»-«Солнечные зайчики»

4 неделя: Звезда по имени Солнце          

 Формировать представления о Солнце, как об огромному светиле и его основных характеристиках. Уточнить представления о проявлениях солнечной активности и связанными с ней процессов на Земле.

1.Д/и «День, ночь – сутки прочь»

2.Фильм "В лучах звезды по имени Солнце" С. Язев

3.Теллурий.

5 неделя: Планета Земля.

Дать первичные представления отличительных особенностей нашей планеты. Познакомить детей с понятиями магнитное поле Земли. Формировать элементарные представления о соотношении Земли к Солнцу.

1. Обучающая информация «Наураша»-«Земля-это  магнит»

2. Опыт «Солнце и Земля»

3. «Космические Юра и Нюра». Роскосмос ТВ – обучающее видео.

6 неделя:     Почему существуют четыре времени года?

Сформировать представление о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; расширить знания о сменяемости сезонов года, о сменяемости дня и ночи. Закрепить временные понятия «Части суток», «Времена года».

1. Работа с теллурием.

2. Д/и «Утро, день, вечер, ночь»

3. Проведение лабораторного эксперимента «Наураша»- «Смена дня и ночи»

7 неделя:     Практическая работа «Путешествуем по Земле»

Научить детей создавать рельеф земной поверхности с помощью пластилинового барельефа. Закрепить   представления о Луне - спутнике Земли; уточнить представления о том, что Луна вращается вокруг Земли.

1.Практическая работа – создание выбранного рельефа местности.

2.Интерактивная игра-путешествие «Вокруг Земного шар»

3.Познавательные мультфильмы из серии «Чудеса планеты»- «Земной шар на ниточке»

8 неделя: Луна – наш космический спутник.

Формировать представление о Луне как спутнике Земли; Закрепить представления: об основных характеристиках Луны, её влиянии на процессы, происходящие на Земле. Уточнить понимание того как образовались кратеры на Луне.

1. Работа с теллурием.

2. Опыт «Почему Луна на Землю не падает?»

3. «Удивительная Луна» – обучающее видео.

9 неделя:     Практическое занятие «Строим модель Луны»

Уточнить и закрепить знания о лунной поверхности, луноходах; продолжать учить  детей создавать рельеф лунной поверхности с помощью пластилинового барельефа.

1. Просмотр презентации по теме: «Лунная поверхность, луноходы»

2. Практическое занятие – пластилиновый барельеф «Поверхность Луны»

10 неделя: 

Самая быстрая планета – Меркурий.

Дать представления о планете Меркурий, как о самой быстрой планете в солнечной системе. Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении.

1. Просмотр видео ролика по теме.

2. Интерактивные пазлы «Собери планету»

3. Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: модуль «Звук» - «Со  скоростью звука»

11 неделя:

Что собой представляет планета Венера.

Дать сравнительную характеристику Земли и Венеры. Изучить особенности строения и атмосферы планеты Венера.

1.Просмотр презентации «Сестра Земли - Венера» 

2. Настольная игра «Приключение Венериков»

12 неделя:

Красная планета - Марс.

Формировать знания о Красной планете-Марс, об ее особенностях и характеристиках. Обогатить словарный запас. Развивать навыки и умения в конструировании.

1.Интерактивная игра «Миссия на Марс»

2. Лего-Lend «Марсанавты»

3.Экскурсия в планетарий.

13 неделя:

Гигантский Юпитер.

Дать представление о гигантской  планете-Юпитер. Обогатить словарный запас новыми терминами по данной теме. Закрепить знания о особенностях планеты.

1.Познавательное видео «Интересные факты - Юпитер»

2.Интерактивная - игра «Прыжок на Юпитер».

3.Цифровая раскраска «Гигантский Юпитер»

14 неделя:

Кольца Сатурна.

Познакомить с планетой Солнечной Системы-Сатур. Расширить знания об особенностях строения-кольца Сатурна. Расширить кругозор.

1. Нейро-игра «Роботы и программист» (пространственная ориентировка)

2. Игра-путешествие «Пройди между астероидами»

3. «Маленькие Эйнштейны - Межпланетная колыбельная»- обучающее видео.

15 неделя:

Лежащая на боку планета - Уран.

Изучить особенности строения планеты, ее особые характеристики. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

1.Просмотр презентации «Ледяной гигант»

2.Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: модуль «Вес» - «Тяжелый спутник»

16 неделя: Загадка на окраине Солнечной системы - Нептун.

Дать представления о планете Нептун, как о самой удаленной планете от Солнца. Развивать познавательно-исследовательский интерес. Закреплять название планет Солнечной Системы.

1. Планетарий.  Просмотр фильма-3D. «Планеты солнечной системы»

2. Игра - пазлы «Собери планету».

3. Игровое упражнение «Найди планету»

17 неделя:

Почему Плутон не планета?

Закрепить знания о характеристиках планет в солнечной системе, сформировать знания о том, почему Плутон не является планетой. Способствовав развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

1. И/у «Космические лабиринты».

2. Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: модуль «Вес» - «Измерение веса тела»

18 неделя:

Создание модели Солнечной системы.

Формировать целостность картины солнечной системы; углубить знания о расположении планет в солнечной системе, закрепить знания о планетах.

1. Лабиринт «Проложи путь ракете»

2. Игра «Запомни, где ракета»

3.Теллурий.

19 неделя:

Что ещё есть во Вселенной?

Продолжить знакомство детей с особенностями Солнечной системы. Расширить представления о кометах, астероидах и звёздах. Стимулировать познавательную деятельность.

1. Д/и «Найди что назову»

2. Лабиринт «Астероиды»

3. Интерактивный комплекс «Страна чудес» с использованием ПАК «Кубик»-блок «Театр» «Созвездие»

20 неделя:

Звёздный зоопарк

Обобщить и систематизировать знания детей о Космосе, Солнце, Земле и других планетах. Познакомить с новым понятие «Полярная звезда». Развивать умение работать в команде.

1. Игровое упражнение «Найди созвездие»

2. Подвижная игра «Построй созвездие».

3. Обучающее видео –

 «Астрономия для малышей. Как найти Полярную звезду?»

21 неделя:

Большая медведица, Малая медведица.

Формировать знания о том, что определенные скопления звезд называют созвездиями. Закрепить знания детей о разнообразие небесных тел, их расположением в космосе и взаимодействием. Учить детей с помощью схематического рисунка называть планеты.

1. Игра-путешествие «Найдём ориентир».

2. Д/и «Назови созвездие»

3.Планетарий.  Просмотр фильма-3D. «Созвездие на Северном небе»

22 неделя:

От кареты до ракеты.

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. Совершенствовать уровень накопительных практических навыков. Дать детям знания о том, как происходило развитие транспорта в космической сфере. Дать детям общее представление об электричестве, как источнике движения ракеты.

1. Наглядно-дидактическая игра «От кареты до ракеты»

2.Лего-LEND «Конструируем ракету»

3. Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: модуль «Электричество» - «Как работает ракета?»

23 неделя:

Кто первый в космосе побывал?

Уточнять и углублять знания детей о покорении космоса. Закрепить представления детей о животных-космонавтах, их вкладе в развитие космонавтики.

1. Просмотр познавательного видео «Первые космонавты»

2.Лабиринт «Доведи Белку и Стрелку до ракеты»

24 неделя:

Где строят космодром?

Формировать у детей о космодроме как о территории, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос. Расширить знания детей о современных космических кораблях.

1.Лего-LEND «Строим космодром»

2.Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: модуль «Магнит» - «Магнитные чудеса на космодроме!»

25 неделя:

Первый космонавт нашей страны.

Расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии. Развить знания о работе конструктора С.П. Королева. Закрепить знания о первом космонавте страны. Стимулировать познавательную активность.

1.Обучающее видео «Первый полёт»

2.Интерактивный комплекс «Страна чудес» с использованием ПАК «Кубик»-блок «Приключение»- задание «Космонавт»

26 неделя:

Человек выходит в Космос

Систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос, профессия космонавт. Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей. Научить детей измерять пульс.

1. Игра лабиринт «Проведи ракету в открытый космос»

2. Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: модуль «Пульс» - «Медкомиссия космонавта»

27 неделя:

Орбитальная станция – дом в Космосе.

Обогатить и систематизировать знания о работе космонавта, о полете в космос.

Активизировать словарь.

Дать представление детям об орбитальной станции.

1.Игра-путешествие «Гонки на луноходах»

2. Космические Юра и Нюра. Роскосмос ТВ – обучающее видео.

3.Лего-LEND «Дом в космосе»

28 неделя: Итоговая викторина вместе с родителями «Знатоки Космоса».

Закрепить и уточнить раннее полученные знания о Космосе, планетах Солнечной Системы и Космонавтах, развивать познавательно-поисковую деятельность.

1. Викторина вместе с родителями «Знатоки Космоса».

Приложение 3

Мастер-класс

совместно с родителями «Космос глазами детей»

(старшая группа)

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи: 1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. 2. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к друг. 3. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Средства и способы: принадлежности для творчества, интерактивная доска, проектор.

Время: 1 час.

Этапы работы:

1 этап 1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе. 2. Информация родителей о предстоящей деятельности

2 этап 1. Проведение недели космоса в группе. 2. Работа с родителями по заданной теме.

3 этап 1. Организация выставки работ о космосе (совместная работа детей и родителей) 2. Коллективное панно «Космическое путешествие» 3. Конкурс чтецов «Стихи о космосе».

Предварительная работа: 1.Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах. 2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос». 3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку. 4. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.

Ход семинара:

1). Беседа с использованием презентаций «Что такое космос».

2). Предлагается родителям воспитанников разделится на 3 группы. Под руководством педагога выполнить коллажи в различных техниках.

1 группа: Рисование на тему: Космическая фантазия. Техника цветной граттаж.

2 группа: Аппликация на теме: «Полет на Луну».

3 группа: Лепка на тему: «Космонавт в скафандре».

3). Предлагается создать коллективное панно «Космическое путешествие».

Итог: 1. Оформление коллективного панно «Космическое путешествие» 2. Выставка работ о космосе (совместная работа детей с родителями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Дошкольный возраст - это период впитывания и накопления знаний, и здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приёмы, вводит ребёнка в социальный мир....

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые технологии

По словам М.Л.Лисиной под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Взаимоотношение – это субьективные связи, во...

Презентация "Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.Старший школьный возраст"

Основные задачи нравственного воспитаниястаршего школьного возраста.1.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старш...

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослымиЗадачи:Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьмиФормировать умение договариватьс...

Приобщение детей младшего и среднего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время социализация личности является важной составляющей системы образования. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к норма...

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Задачи:Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьмиФормировать умение договариваться, помогать друг другуПродолжать воспитывать уважительное отношение к окружающимФормировать такие ка...