Семинар практикум для воспитателей. Тема: «Креативное мышление»
учебно-методический материал

Сучилина Екатерина Николаевна

Цель: Расширить границы знаний о креативном мышлении.

Задачи:

Познакомить с разными технологиями развития креативного мышления;

Развить творческий потенциал;

Стремиться к интеллектуальной новизне;

Совершенствовать креативные возможности у педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Креативное мышление»471.58 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар практикум для воспитателей.

Тема: «Креативное мышление»

Цель: Расширить границы знаний о креативном мышлении.

Задачи:

Познакомить с разными технологиями развития креативного мышления;

Развить творческий потенциал;

Стремиться к интеллектуальной новизне;

Совершенствовать креативные возможности у педагогов.

Образовательные технологии, как и критерии к образованию, не стоят на месте. Необходимы новые образовательные методики и технологии для воспитания достойного гражданина мира, приспособленного к современным реалиям. Одним из основных требований ФГОС и образовательных систем по всему миру является развитие критического мышления у учащихся. Для начала необходимо немного обратиться к теории – что же такое «критическое мышление», для чего оно нам необходимо?

В узком смысле критическое мышление означает «корректную оценку утверждений». Также характеризуется как «мышление о мышлении». Одно из распространённых определений — «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать». Более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия».

Большой процент детей нынешнего поколения является визуалами, то есть воспринимает информацию на зрительном уровне.

Как раз для них и разработана модель Фрейер-обучающая структура, помогающая глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции.

Например: Тема: «Птицы»

Обязательные характеристики будет то, что есть у каждой птицы (клюв, крылья и т.д.)

Необязательные, то, что есть не у каждой птицы (умение летать, петь и т.д.)

Примеры это название птиц (аист, страус и т.д.)

Антипримеры это рыба, собака и т.д.

Модель «УГЛЫ»

Обучающая структура, в которой обучающиеся распределяются по разным углам для обмена мнениями/идеями в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

Тема "Посуда"

Дети распределяются по разным углам в зависимости от выбранной карточки (посуда столовая, кухонная, чайная).

За каждым видом закреплён отдельный угол (обозначив его цветом, фигурой...)

Дети собираются, формулируют аргументы в защиту своего выбора.

Учимся слушать, слышать и поддерживать своего партнёра.

Развиваем коммуникацию, сотрудничество, критическое мышление, креативность.

Модель ДО и ПОСЛЕ

Обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения обучающихся по теме ДО и ПОСЛЕ выполнения «упражнения-раздражителя» для активации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.)

Он может быть использован как прием, актуализирующий знания детей. А также на этапе рефлексии.

Формирует:

умение прогнозировать события, умение соотносить известные и неизвестные факты, умение выражать свои мысли, умение сравнивать и делать вывод.

Воспитатель в таблице из двух столбцов заполняет часть "До", где свои предположения о теме высказывают дети.

Часть "После" заполняется в конце занятия, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст, просмотрено видео и т.д.

Далее дети сравнивают содержание "До" и "После" и делают вывод.

Пример: Вопрос: "Арбуз - это фрукт?"

"До" – ответы детей: «Да, фрукт!»

Дети просмотрели видеоролик отвечают на тот же вопрос: "Арбуз - это фрукт?"

"После"- Нет, ягода.

Вывод: Вы правы (не правы), так как ...

При применении приемов развития критического мышления дети учатся не просто отвечать на поставленные вопросы, а осмысливать их, аргументировано доказывать свою точку зрения. Они умеют не только отвечать на вопросы, но и задавать их. У детей хорошо развиваются познавательные психологические процессы: воображение, память, мышление, внимание. Дети умеют работать с текстом, умея выделять в нем главное, умеют сопереживать и готовы всегда прийти на помощь не только героям, приходящим к нам на занятия, но и друг другу, окружающим взрослым, растительному и животному миру. Благодаря, применяемой технологии, дети легко и быстро усваивают материал, необходимый для подготовки к школьному обучению, а также адаптируются в школе и с ходу берут «высокий старт» в обучении. У детей повышается учебная мотивация, понижается уровень тревожности, повышается самооценка, растет уровень высокой готовности к школьному обучению. Все это доказывает эффективность, внедряемых в образовательный процесс технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей. Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ».

Цели использования экспериментирования в работе с детьми:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенкадошкольного возраста средствами физического эксперимента.Развитие наб...

Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры -средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

Цель: Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка  к  традициям русского народа».Задачи:1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими ...

Семинар-практикум для воспитателей тема: НАКАЗАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний...

Семинар - практикум для воспитателей. Тема «Игры и упражнения на развитие познавательной активности и наглядно-образного мышления детей через конструктивно-модельную деятельность».

Стремительно происходящие изменения в жизни нашего общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого ...