СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ».
консультация (старшая группа) по теме
Цели использования экспериментирования в работе с детьми:
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенкадошкольного возраста средствами физического эксперимента.
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_dlya_kolleg_eksperimentirovanie_v_detskom_sadu.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №1182 «Журавушка» г. Москвы
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ТЕМА «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
В ДЕТСКОМ САДУ».
Воспитатель
Кутейникова Ольга Витальевна
2012 год
У детей дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Познание осуществляется детьми в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок решает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Экспериментальная работавызываету ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Цели использования экспериментирования в работе с детьми:
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенкадошкольного возраста средствами физического эксперимента.
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Используя экспериментирования в работе с детьми Можно решить следующие задачи:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
- Знакомить с основными видами и характеристиками движения (Скорость, направление).
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Для решения этих задач мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.
Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда мы делаем ряд опытов.
- Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки).
- Свойства воздуха.
- Сколько весит воздух?
- Можно ли поймать воздух?
- Вдунь шарик в бутылку.
- Может ли воздух быть сильным?
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный.
Воздух нужен для дыхания всем живым существам:растениям, животным, человеку.
Дети знакомятся с песком и глиной, их свойствами.
Дети экспериментируют с песком:
- Песчаный конус (течения песка)
- Свойство мокрого песка.
- Песочные часы.
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам.
Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.
Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду,как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:
- “Тонет, не тонет.” В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
- “Свойства соленой воды” В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
- “Цветы лотоса” Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).
- “Чудесные спички” Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться).
- “Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. (Вода обладает склеивающем действием).
- “Чем пахнет вода” Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены).
- “Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено).
- “Испаряется ли вода?” Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превратится в газ).
- “Куда делись чернила? Превращение” В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. (Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя).
Вывод:
В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования.Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов.
- Не толкай соседа во время работы.
- Сначала посмотри потом повтори.
- Убирай все на место.
- Работа проводиться под наблюдением взрослых.
- Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
- Не трогать грязными руками глаза.
- Не брать руки в рот.
Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы,составлять развернутый рассказ об увиденном.
В подготовительной группе проведение экспериментов надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания,развивают наблюдательность и пытливость ума,развивают стремление у познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать,использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей: "Кукольный театр в детском саду"
Семинар-практикум для воспитателей: "Кукольный театр в детском саду"...
Семинар-практикум для воспитателей "Экологическая тропинка в детском саду"
Семинар-практикум для воспитателей "Экологическая тропинка в детском саду"...
Семинар-практикум для воспитателей тема: НАКАЗАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний...
Семинар - практикум для воспитателей " Артикуляционная гимнастика для детского сада"
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений э...
Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»
Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...
Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»
Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...
Семинар-практикум для воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду»
ЦельРасширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению....