СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ».
консультация (старшая группа) по теме

Кутейникова Ольга Витальевна

Цели использования экспериментирования в работе с детьми:

  • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенкадошкольного возраста средствами физического эксперимента.
  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  • Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №1182  «Журавушка» г. Москвы

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

В ДЕТСКОМ САДУ».

Воспитатель

Кутейникова Ольга Витальевна

2012 год

У детей дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Познание осуществляется детьми в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок решает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Экспериментальная работавызываету ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Цели использования экспериментирования в работе с детьми:

  • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенкадошкольного возраста средствами физического эксперимента.
  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  • Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Используя экспериментирования в работе с детьми Можно решить следующие задачи:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
  3. Знакомить с основными видами и характеристиками движения (Скорость, направление).
  4. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).
  5. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.
  6. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  7. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  9. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Для решения этих задач мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда мы делаем ряд опытов.

  1. Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки).
  2. Свойства воздуха.
  3. Сколько весит воздух?
  4. Можно ли поймать воздух?
  5. Вдунь шарик в бутылку.
  6. Может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный.

Воздух нужен для дыхания всем живым существам:растениям, животным, человеку.

Дети знакомятся с песком и глиной, их свойствами.

Дети экспериментируют с песком:

  1. Песчаный конус (течения песка)
  2. Свойство мокрого песка.
  3. Песочные часы.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам.

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду,как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:

  1. “Тонет, не тонет.” В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
  2. “Свойства соленой воды” В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
  3. “Цветы лотоса” Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).
  4.  “Чудесные спички” Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться).
  5. “Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. (Вода обладает склеивающем действием).
  6. “Чем пахнет вода” Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены).
  7. “Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено).
  8. “Испаряется ли вода?” Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превратится в газ).
  9. “Куда делись чернила? Превращение” В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. (Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя).

Вывод:

В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования.Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов.

  1. Не толкай соседа во время работы.
  2. Сначала посмотри потом повтори.
  3. Убирай все на место.
  4. Работа проводиться под наблюдением взрослых.
  5. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
  6. Не трогать грязными руками глаза.
  7. Не брать руки в рот.

Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы,составлять развернутый рассказ об увиденном.

В подготовительной группе проведение экспериментов надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания,развивают наблюдательность и пытливость ума,развивают стремление у познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать,использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей: "Кукольный театр в детском саду"

Семинар-практикум для воспитателей: "Кукольный театр в детском саду"...

Семинар-практикум для воспитателей "Экологическая тропинка в детском саду"

Семинар-практикум для воспитателей "Экологическая тропинка в детском саду"...

Семинар-практикум для воспитателей тема: НАКАЗАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний...

Семинар - практикум для воспитателей " Артикуляционная гимнастика для детского сада"

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений э...

Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...

Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...

Семинар-практикум для воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду»

ЦельРасширение знаний педагогов о театрализованной деятельности  дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению....