Долгосрочный проект «Играем в сказку» для детей среднего возраста
проект (средняя группа)

Гофман Наталья Васильевна

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени почитать ребенку книгу или поиграть. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению и рассказыванию сказок детям уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени сказкам в развитии и воспитании наших детей. А так как основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то мы объединили сказу и игру, что по нашему мнению позволит эффективно решать определенные образовательные задачи на данном возрастном этапе.  Важными задачами в данный возрастной период являются развитие социально-коммуникативных навыков,  развитие речи, и, конечно, всегда необходимо способствовать сохранения и укреплению здоровья детей. На основе сюжетов сказок мы можем разыгрывать подвижные игры, физминутки, эстафеты, включать их в различные формы работы с детьми.  В процессе использования разнообразных дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных, пальчиковых игр по мотивам сказок происходит формирование связной последовательной речи детей среднего дошкольного возраста, воспитание культуры общения и нравственного поведения. С целью социально-коммуникативного развития и приобщения детей к литературе и  фольклору был создан данный проект.

Цель проекта: создание условий для развития игровой деятельности и ознакомления детей с художественной литературой и русским народным творчеством (сказки) посредством организации разных видов игр на основе знакомых сказок.

Задачи:

Способствовать социально-коммуникативному развитию детей.

Развивать связную и  диалогическую речь детей, творческое воображение, память, обогащать словарь.

Совершенствовать двигательные навыки, умение согласовывать слова с игровыми действиями.

Воспитывать у детей интерес и любовь к художественной литературе и сказкам, как к произведению искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gofman_proekt.docx74.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка» с. Екатериновка

Долгосрочный проект

«Играем в сказку»

Средняя группа (4 – 5 лет) «Затейники» 

Воспитатель: Гофман Наталья Васильевна

Инструктор по физической культуре

Мухина Наталья Алексеевна

2023-2024 уч. год

Проект «Играем в сказку»

Авторы проекта: воспитатель Гофман Н.В.

Инструктор по физическому развитию Мухина Н.А.

МБДОУ д/с «Дюймовочка»

Введение.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени почитать ребенку книгу или поиграть. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению и рассказыванию сказок детям уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени сказкам в развитии и воспитании наших детей. А так как основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то мы объединили сказу и игру, что по нашему мнению позволит эффективно решать определенные образовательные задачи на данном возрастном этапе.  Важными задачами в данный возрастной период являются развитие социально-коммуникативных навыков,  развитие речи, и, конечно, всегда необходимо способствовать сохранения и укреплению здоровья детей. На основе сюжетов сказок мы можем разыгрывать подвижные игры, физминутки, эстафеты, включать их в различные формы работы с детьми.  В процессе использования разнообразных дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных, пальчиковых игр по мотивам сказок происходит формирование связной последовательной речи детей среднего дошкольного возраста, воспитание культуры общения и нравственного поведения. С целью социально-коммуникативного развития и приобщения детей к литературе и  фольклору был создан данный проект.

Цель проекта: создание условий для развития игровой деятельности и ознакомления детей с художественной литературой и русским народным творчеством (сказки) посредством организации разных видов игр на основе знакомых сказок.

Задачи:

Способствовать социально-коммуникативному развитию детей.

Развивать связную и  диалогическую речь детей, творческое воображение, память, обогащать словарь.

Совершенствовать двигательные навыки, умение согласовывать слова с игровыми действиями.

Воспитывать у детей интерес и любовь к художественной литературе и сказкам, как к произведению искусства.

Срок реализации проекта: Сентябрь2023 – май 2024 года

Вид проекта: игровой, практико-ориентированный

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, инструктор по физкультуре, родители воспитанников.

Образовательные области: 

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Предполагаемые результаты и продукты проекта: в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщатся к художественной литературе и фольклору, двигательной,  театрализованной деятельности, расширят кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформируют запас литературных впечатлений, навыки коммуникации, умение слушать и согласовывать свои действия с другими детьми. Проект так же способствует развитию и раскрытию творческих способностей детей.  

Родители воспитанников проявят интерес к чтению художественной литературы, осознают роль сказки и игры в воспитании и развитии ребенка, а также постараются ежедневно читать детям по вечерам, играть с детьми.

Создание картотеки игр по сюжетам сказок.

Представление проекта на педагогическом совете ДОУ.

Материально-техническое обеспечение проекта:

Узнать у детей и родителей, какие книги читают дома, есть ли в домашней библиотеке сказки.

Подобрать сказки и иллюстрации к ним

Подобрать подвижные, настольные, речевые, театрализованные игры по сказкам.

Попросить родителей вместе с детьми принять участие в изготовлении поделок и рисунков для оформления выставки декоративно-прикладного искусства «Создание обложки к любой сказке».

ПЛАН ПРОЕКТА

Этап

Сроки

Содержание деятельности

Ответственные

Организационный:

Сентябрь

Изучение методической и психолого – педагогической литературы, ознакомление с опытом коллег по теме проекта.

Разработка плана работы с воспитанниками и их родителями.

Подбор иллюстраций по сказкам, подбор книг по теме, организация выставки «Любимые сказки».

Беседа «Что такое сказка?»

Рассказывание РНС: «Лиса и козел», «Жихарка», «Три медведя»

Дидактические игры: «Назови сказку по главному герою», «Расскажи сказку по иллюстрациям».

Кружок «лего-мастера» «Конструирование «Теремок»

Двигательная деятельность: «Репка», «Колобок»;  подвижная игра: «Колобок», «Гуси-лебеди».

Воспитатель,

инструктор

Основной

Октябрь

ООД «В гостях у сказки»

Чтение РНС: «Гуси – лебеди», «Вершки и корешки», «Доктор Айболит».

Дидактические игры: «Сложи картинку», «Отгадай-ка!»; «Я назову, а вы продолжите».

Лепка: «Три медведя».

Кружок «лего-мастера» - конструирование «Дерево - яблонька».

Двигательная деятельность: 

Утренняя гимнастика «Колобок»

Физминутки: «В темном лесу есть избушка..»,

пальчиковые игры «Сказки», подвижные игры: «Бармалей», «Веселые колобки», «Три медведя».

Воспитатель

Инструктор

Ноябрь

ООД «Сундучок сказок»

Чтение РНС: «Журавль и цапля», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Бычок – смоляной бочок».

Дидактические игры: «Назови героев сказки», «Узнай сказку по нарисованному предмету».

Рисование: «Храбрый петушок».

Кружок «лего-мастера» - конструирование «Домик петушка»

Двигательная деятельность: Физминутка «Журавль длинноногий». Подвижные игры: «Соломенный бычок», «Колосок».

Физкультурное развлечение: «В гости к сказкам».

Воспитатель

Инструктор

Декабрь

Чтение РНС: «Волк и семеро козлят», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Заюшкина избушка», «Мойдодыр».

Аппликация: «Избушка ледяная и лубяная»

Дидактические игры: «Кто где живёт», «Шляпа фокусника».

Литературная викторина по русским народным сказкам.

Кружок «лего-мастера» «Конструирование русской печки»

Двигательная деятельность: 

Утренняя гимнастика «Репка».

Физминутки «Теремок», «Рукавичка».

Подвижные игры: «Волк и козлята», «Зайцы и лиса».

Воспитатель

Инструктор

Январь

ООД «Письмо от бабушки Федоры»

Чтение сказок: «Федорино горе», «Красная Шапочка»,

Театрализованная деятельность: разыгрывание сказки «Теремок»

Дидактические игры: «Собери сказку», «Назови сказку».

Лепка: «Вылепим посуду»

Загадки про сказки.

Конструирование из бумаги «Заяц - хваста».

Двигательная деятельность: Физминутка «Дорога в лес» (муз-я); подвижные игры: «Красная шапочка», «Муха-цокотуха», «Теремок».

Физкультурное развлечение по сказкам К.Чуковского

Воспитатель

Инструктор

Февраль

Чтение сказки «Зимовье зверей», «Два жадных медвежонка».

Пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью иллюстрации

Н/печатная игра «Собери фигурку».

Вспомним сказку по коллажу.

Показ пальчикового театра «Заюшкина избушка».

Продуктивная деятельность: Рисование «Лисья избушка».

Лепка: «Два жадных медвежонка»

Д.игра: «Злой добрый герой», «Назови по описанию сказку».

Двигательная деятельность: физминутки: «Медвежата в чаще жили». Подвижные игры «Лиса и петухи», «Лиса и зайцы»; «эстафета зверей».

Воспитатель

Инструктор

Март

ООД «Письмо из Простоквашино»

Чтение сказок: «Три поросенка», «Царевна Лягушка».

Театрализованная деятельность: разыгрывание сказки «Колобок»

Дидактические игры: «Я назову, а вы продолжите» «Кто лишний?»

Рисование: «Украсим платье для Царевны Лягушки»

Лепка: «Филимоновские игрушки – свистульки»

Конструирование: «Как варежки стали театральными куклами »

Двигательная деятельность: 

Утренняя гимнастика «Маша и медведь»

физминутка «Сказка даст нам отдохнуть».

Подвижные игры: «Поросята и волк», «Лягушки», эстафета «Перейди болото».

Воспитатель

Инструктор

Апрель

Чтение сказок: «Дюймовочка», «Муха-цокотуха».

Показ сценки про здоровье с героями сказки Маша и Медведь

Дидактические игры: «Назови сказку», «Кто лишний» «Волшебный кубик»

Рисование: «Укрась скатерть для Мухи-цокотухи»

Аппликация: «Цветы для Дюймовочки».

Двигательная деятельность: физминутка «Чудо-дерево»; «Маша и медведь»;  подвижные игры «Лиса и петухи», «Муха-цокотуха».

Воспитатель

Инструктор

Заключительный

Май

Выставка рисунков и викторина «Что за прелесть эти сказки».

Физкультурное развлечение по сказкам «Сказочные веселые старты».

Воспитатель

Инструктор

Работа с родителями

Сентябрь

Анкетирование «Мой ребенок и сказки».

Консультация «Скрытые возможности русский народных сказок»

Воспитатель

Январь

Консультация «Подвижные игры в жизни детей среднего возраста»

Подборка игр и физминуток для игр с детьми дома.

Инструктор

Май

Помощь в организации выставки «Русские народные сказки».

Заключительный

Май

Подведение итогов. Оформление картотеки игр.

Анализ результатов проекта.

Воспитатель

Инструктор

Заключение

Реализованный проект «Играем в сказку» позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу социально-коммуникативного развития средних дошкольников посредством игры и сказки.

Игры на основе сказок помогают ребенку:

  • повысить речевую активность и словарный запас; двигательную активность;
  • активизировать различные стороны мыслительных процессов;
  • творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости;
  • развивать коммуникативные способности и совершенствовать двигательные навыки.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок и игр, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. Чтение сказок и совместные игры могут стать доброй семейной традицией, создать теплую, задушевную атмосферу в доме.

Список литературы:

ФОП ДО  (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»).

- В.А. Деркунская., А.А. Ошкина. Игровая образовательная деятельность дошкольников.  Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования,2014. – 368с.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001

- Н.С. Голицина. Конспекты  комплексно – тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 224с.

- Л.В. Куцакова . Занятие по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2019. – 64с.

- Занятие  по развитию речи для детей 3 – 5 лет/ под ред. О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192с.

- О.С. Ушакова. Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи. 2 – е изд., допол. Методическое пособие. – М.:  ТЦ Сфера, 2018. – 288с.

- И.А. Лыкова  Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА », 2017. – 144с., 24л.

Приложение 1

Педагогическая диагностика

Фамилия, имя ребёнка

Умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними

Пересказ сказки с опорой на картинки

Выполнение роли водяшего

Понимание и соблюдение правил игры

Всего баллов

Уровень

(сформировано, частично, не сформировано)

09.

2023

05.

2024

09.

2023

05.

2024

09.

2023

05.

2024

09.

2023

05.

2024

09.

2023

05.

2024

09.

2023

05.

2024

1

Алфёрова Дарья

2

2

1

2

1

2

1

2

5

8

Не сфор

Сфор част

2

Ващенюк Руслан

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

Не сфор        

Сфор част

3

Вороничев Илья

2

3

1

3

2

3

2

2

8

11

Сфор час

сформ

4

Данилов Илья

2

2

1

2

1

2

1

2

5

8

Не сфор

Сфор част

5

Егоров Владимир

2

2

1

2

1

2

1

2

5

8

Не сфор

Сфор част

6

Иванова Ева

2

3

1

3

1

3

2

3

8

12

Сфор час

сформ

7

Коваленко Ульяна

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

Не сфор

Сфор част

8

Масюк Евгений

2

2

1

2

1

2

1

2

5

8

Не сфор

Сформ час

9

Моргунов Иван

2

2

1

2

1

2

1

2

5

8

Не сфор

Сфор част

11

Осадчий Богдан

2

2

1

2

1

2

1

2

5

8

Не сформ

Сформ част

12

Потехин Игорь

2

2

1

2

1

2

1

2

5

8

Не сфор

Сформ част

13

Размариновский Кирилл

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

Не сформ

Сфор част

14

Русаков Артём

2

2

1

2

1

2

1

2

5

8

Не сфор

Сфор част

15

Строев Алексей

2

3

2

3

2

3

2

3

5

11

Сфор час

сформ

16

Тарасов Максим

2

3

1

2

1

2

1

2

5

8

Не сфор

Сфор част

17

Тирон Аделина

2

3

1

3

2

3

2

3

8

11

Сфор час

сформ

Условные обозначения: - Сформировано (9-12 балла) ___________________________

– Частично (6-8 балла) ___________________________

– Не сформировано (2-5 балла)  ________________________

Вывод: Начало уч. года:

Вывод: Конец уч. года:  

Приложение 2

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

  1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

  1. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

  1. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

  1. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

  1. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

  1. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

  1. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

  1. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

  1. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

  1. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный, пальчиковый, кукольный и пр.?
  2. Придумываете        ли        Вы        когда-нибудь        сказки        для        Вашего        

ребенка

Приложение 3

Дидактические игры по сказкам

«Я назову, а вы продолжите».

Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.

Описание игры: Воспитатель называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Мышка - … (норушка)

Лягушка - … (квакушка)

Зайчик - … (побегайчик)

Лисичка - … (сестричка)

Волчок - (Серый бочок)

Медведь - … (косолапый)

Петушок - (Золотой гребешок)

Гуси - (Лебеди)

Сестрица - (Алёнушка)

Братец - (Иванушка)

Серый … (волк)

Баба - … (Яга, костяная нога)

Коза - … (дереза)

Красная (шапочка)

Курочка - … (Ряба)

Муха - … (Цокотуха)

«Кто лишний?»

Цель игры: Закрепление знания сказок и сказочных персонажей, развитие речи, внимания, памяти, мышления.

Материал: используются фигурки героев сказок из театра

Ход игры: на столе выставляются герои одной из сказок и один лишний герой. Дети называют кто лишний, кто заблудился, как называются сказки.

Добрый и злой герой

Цель игры:

Закрепить умение находить положительных героев из сказки, объяснить свой выбор, развитие речи, внимания, памяти, мышления.

Задачи:
• Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать.
• Развивать зрительное восприятие.
• Развивать монологическую и диалогическую речь.
• Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции.
Ход игры:
Ребенок выбирает фишку с героем, затем дает определение герою «положительный или отрицательный» из какой сказки герой, объяснить почему он так считает, и ставит на определенное поле.

«Волшебный кубик».

Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти.

Материал: разноцветный кубик, на каждую грань которого, с помощью липучки, прикрепляются герои или сюжеты сказок.

Описание игры:

I вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети называют героя и сказки с его участием.

II вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети изображают этого героя.

III вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные). Дети называют сказку и её героев.

IV вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки, и называет героя и сказки с его участием.

V вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные, и называет сказку и её героев.

Приложение 4

Картотека пальчиковых игр

Сказки.

Будем пальчики считать

Будем сказки называть: (хлопок, кулачок)

Эта сказка – «Теремок»,

Эта сказка – «Колобок»,

Эта сказка – «Репка»

Про внучку и про дедку.

«Волк и семеро козлят» – (поочерёдно загибать пальчики на каждое название сказки)

Этим сказкам каждый рад! (сжать, разжать кулачок)

«Любимые сказки»

Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку – Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар – птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой, (Дети вытягивают большие пальцы)

Из земли большую репку. (Указательные.)

К ним пришла тут внучка, (Средние.)

Подбежала Жучка, (Безымянные.)

Кошка тоже потянула. (Мизинцы.)

Хоть держалась крепко, (Берут репку.)

Вытянута репка! (Поднимают руки вместе с репкой.)

«Репка»

Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),

Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),

Вырастала репка (показываете ,как растет, выпрямляете постепенно пальчики)

Хороша и крепка! (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)

Тянем – потянем (руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),

Вытянуть не может (потрясли кистями рук),

Кто же нам поможет? (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)

Тянем – потянем, тянем – потянем! Ух! (расцепили руки, потрясли кистями)

Вытянули репку!

«Теремок»

Стоит в поле теремок, теремок.(Дети соединяют кончики пальцев рук над головой.)

Он не низок не высок, невысок.(Приседают, опуская рук вниз, встают, поднимая руки вверх)

На двери висит замок, да замок(Руки сомкнуты ладонями и пальцами.)

Кто его открыть бы смог? (Поднимают плеч и вверх, опускают.)

Слева зайка, справа мышка, (Повороты влево, вправо.)

Отодвиньте-ка задвижку.(Тянут руки в разные стороны, но пальцы в«замке»).

А лягушка, и медведь (Повороты влево, вправо.)

Тоже терем хотят отпереть. (Сильно сжимают пальцы.)

А лисичка и волчок открывают теремок!(Открывают «замок»—рассоединяют пальцы по одному и разводят руки в стороны).

«Рукавичка»

Из – за леса, из – за гор (Дети шлепают ладошками по коленям.)

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил, (Показывают обратную сторону ладони.)

Рукавичку обронил. (Вытянуты большим пальцем веер – показать жест«Рукавичка»)

Мышка по полю бежала. (Бегают пальчиками одной руки по другой.)

Рукавичку увидала (Жест «Рукавичка».)

Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке.)

Мышку здесь никто не ждет? (Грозят пальцем.)

Стала жить – поживать,

Звонки песни распевать. (Хлопки.)

Зайка по полю бежал, (жест «Зайка»)

Рукавичку увидал. (Жест «Рукавичка»)

Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке)

Звонко песенку поет? (Хлопки.)

Мышка зайку пригласила, (Зовут, жестикулируя правой рукой.)

Сладким чаем напоила. (Вытягивают вперед руки, ладошки складывают в виде чашечки.)

Зайка прыг, зайка скок,

Зайка пирогов напек. («Пекут» пирожки.)

Как по лесу шла лисичка, (Мягкие движения кистями рук.)

Увидала рукавичку. (Жест «Рукавичка».)

-Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке.)

Звонко песенку поет? (Хлопки)

И лисичку пригласили. (Мягкие движения кистями рук.)

Пирожками угостили. («Пекут» пирожки.)

Стала жить там, поживать,

Пол метелкой подметать. (Движение руками вправо – влево.)

Мишка по полю гулял. (Стучать по коленкам кулачками.)

Рукавичку увидал. (Жест «Рукавичка».)

-Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке.)

Звонко песенку поет? (Хлопки)

Звери испугались. (Сжать пальцы в «замок».)

В страхе разбежались. (Развести руки в сторону.)

«Колобок»

За горами, за лесами, (Поднимите руки вверх, соедините над головой, а потом, опуская их в стороны.)

За широкими морями (Выпрямите руки перед собой, соедините кисти, затем плавно разведите в стороны)

Жили дед и баба, («Дед» – покажите воображаемую бороду, «баба»– «наденьте» воображаемый платочек на голову и «завяжите» его под подбородком.)

Тимофей да Капа.

«Как же, как же,

Как нам быть? (Положите ладони на щеки и покачайте головой из стороны в сторону.)

Где муки на хлеб добыть?

Надо нам совсем чуток – (Покажите пальцами «чуть – чуть».)

Испекли бы колобок! (Пальчиковое упражнение «Шарик».)

По амбарам пометем, (Покажите, как метут пол веником.)

По сусекам поскребем, (Руки выставьте перед собой,«поскребите» ноготками.)

Небольшой у нас роток – (Возьмитесь пальцами за губы.)

Соберем на колобок (Поднимите руку вверх и махните ею вниз «Эх!»)

Наскребли и замесили, (Поднимите одну ладонь над другой и резко соедините ладони, затем поменяйте положение рук.)

Сахар в тесто положили, (Покажите, как сыплют сахар щепоткой.)

И слезинкой посолили

Потом в печку посадили.

Славный вышел колобок, (Пальчиковое упражнение «Шарик»)

Остывать на полку лег. (Руки сложите ладонями, положите их под щечку – «колобок» спит.)

А потом проснулся,

Сладко потянулся, (Потянитесь.)

Выпрыгнул в окошко

Прямо на дорожку. (Сделайте небольшой прыжок вперед.)

Перед колобком– лесочек,

На поляночке – пенечек,

Почему – то он дрожит… (Обхватите себя руками и покажите, как «дрожит» зайка.)

За ним заинька сидит!

«Ой, приветик, колобок,

Дай – укушу за бок!»

«Ты не съешь, косой, меня-

Укачусь я от тебя!»

Колобочек покатился,

И в лесу он очутился.

Видит, что стоит за елкой (Пальчиковое упражнение «Елка»)

Зверь с глазами злого волка. (Пальчиковое упражнение «Бинокль».)

«Здравствуй, здравствуй, колобок,

Дай – ка укушу за бок!

„Ты не съешь, волчок, меня-

Укачусь я от тебя!“

Колобочек покатился,

На полянке очутился.

Но споткнулся он и с ходу – (Покачайтесь туловищем из стороны в сторону.)

Бух в медвежью берлогу!

„Эй, ты кто, иди сюда!

Буду есть сейчас тебя!“

„Ты не съешь, медведь, меня

Укачусь я от тебя!“

Колобок дальше спешит,

А кругом трава шуршит.

Вдруг встречает он в лесу

Очень хитрую лису. (Пальчиковое упражнение „Лиса“.)

„Здравствуй, здравствуй, колобочек,

Откусить позволь кусочек!

Я голодная, устала,

Красоту всю растеряла“.

„Ты съешь, лиса, меня-

Укачусь я от тебя!“

Что я плохо слышу,

Подойди ко мне поближе.

Сядь ко мне на носок,

Повтори еще разок».

Нет, меня ты не обманешь!

Сесть на носик не заставишь!«

Побежал он прочь быстрее,

Своих ножек не жалея.

Через лес скорей к родному,

Дому, дому дорогому (Пальчиковое упражнение «Дом».)

Видит – милое крылечко,

Из трубы – дымок от печки.

Баба с дедушкой сидят,

Ждут его и в лес глядят.

Колобок сказал: «Простите,

И меня домой пустите.

Буду теперь с вами жить,

В лес не буду я ходить,

Буду вам внучонком сладким,

Будет все у нас в порядке!»

«Курочка Ряба»

Дед и баба жили – были, («Дед» – покажите воображаемую бороду, «баба» – «наденьте»

воображаемый платочек на голову и «завяжите» его под подбородком.)

Поначалу не тужили,

Но состарились однажды,

Что же было с ними дальше?

«Ох – ох – ох, дожили, дед,

Ничего нет на обед, (Разведите руками в стороны.)

В подвале нашем пусто,

Закончилась капуста,

Пусто и в кладовке,

Ни свеклы, ни морковки. (Загните указательным пальцем одной руки указательный и

средний пальцы другой руки.)

Опустел давно сундук,

Там живет большой паук. (Пальчиковое упражнение „Паучок“.)

Что же делать?

Как же быть?

Из чего обед варить?»

Дед ответил ей устало:

«Что с тобою, бабка, стало?

Видно, памяти не стало –

Я вчера на рынке был,

И курочку там купил, (Пальчиковое упражнение „Курочка“.)

За нее пятак отдал, (Соедините большой и указательный пальцы одной руки и

округлите их, изображая „пятак“.)

Что на черный день лежал.

Цып-цып-цып, сюда иди,

Ты яичко нам снеси!» (Положите большой палец одной руки на большой палец другой руки, остальные пальцы округлите и приставьте соединенные кончики пальцев

одной руки под кончики пальцев другой руки, чтобы у вас получилось «яичко».)

«Хорошо! Давай-ка, дед,

Приготовлю я омлет!» ( «Омлет»: сложите ладони, немного округлив их.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму! (Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по другому.)

Дед, яичко-то не бьется,

Даже в руки не дается!

«Дай-ка, бабка, посмотрю,

Его враз я разобью! (Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по другому.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!»

«Говорю тебе: не бьется,

Даже в руки не дается! (Разведите руки в стороны.)

Да, пропал опять обед,

Не поели мы омлет. (Покачайте головой из стороны в сторону.)

Дед, за курицей сходи,

В дом ее ты приведи.

Цыпленочка из яйца (Выполните пальчиковое упражнение „Цыпленок“.)

Выведет нам курица»

Мимо пробегала мышь. (Покажите пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Прочь пошла, воровка! Кыш!

Ой-ой-ой, яйцо разбилось! (Положите ладони на щеки ипокачайте головой из стороны в сторону.)

Дед! Сюда!

Беда случилась!

Мышь по печке пробегала.

Я ее уже прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…»

В это время курочка (Пальчиковое упражнение «Курочка».)

Вышла из-за уголочка:

«Почему ты плачешь, дед?

Вкусный вышел ли омлет?»

«Ой, беда у нас случилась,

Горе, горе, приключилось.

Мышь по печке пробегала,

Бабушка ее прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…»

Отвечала курочка:

«хватит плакать, дедушка!

Хватит слезы вытирать,

Охать и вздыхать.

Я снесла для вас яйцо,

Новое, хорошее! (Покажите «яичко», как описывалось выше.)

Не обычное оно-

Вот какое — золотое!

Вы с ним на базар идите,

Все, что надо, там купите: (Загибайте пальцы в такт стихотворению.)

Лука, перца и капусты,

На столе не будет пусто!

Мяса, хлеба, молока,

Чтоб бабка блинов спекла,

Да еще яиц мешок,

И все будет хорошо!

«Три поросёнка»

Жили – были поросятки (сжимаем и разжимаем кулачки)

На полянке у реки. (показать ладошки)

Рано утром просыпались (круговые движения кулачками)

Умывали пятачки (указательными пальчиками трём нос)

Мыли ушки и копытца. (ладошками проводим по ушам, затем трём ладошки друг об друга)

Ох, и тёплая водица! (выставляем ладошки перед собой)

«Бабушка Яга»

В темном лесе есть избушка (руки над головой в виде крыши)

Стоит задом наперед (повороты головы в одну, в другую сторону)

В той избушке есть старушка (грозят пальцами обеих рук)

Бабушка Яга живет (руками обхватывают голову и качают ей из стороны в сторону)

Нос крючком, (имитируют нос)

Глаза большие (кулачки в виде бинокля)

Словно угольки горят (покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (покачивают головой из стороны в сторону)

Дыбом волосы стоят. (руки тянут вверх)

«Про курочку Рябу»

Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. 
(«Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. 
(«Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала 
(«Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. 
(«Лучики»)
Плакали горько баба и дед 
(«Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед 
(«Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду 
(«Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду. 
(«Кулачки»)

«Зимовье зверей»

Звери однажды избу срубили («Молоточки»)
Печь в ней сложили и счастливо были
 («Здравствуй»)
Узнали про это волк и медведь
 («Колечки»)
Им захотелось хозяев всех съесть 
(«Кулачки»)
Тихонько к зимовью они подошли
Дверь приоткрыли и в сени вошли. 
(«Колечки»)
Голосом страшным заблеял баран 
(«Лучики»)
Петух кукарекал 
(«Клювики»), бык в бок забодал («Коза»)
Кот с печки зафыркал 
(«Волны»), ну а свинья
Хрюкала с визгом: – Здесь хата моя. 
(«Лучики»)
Волк с перепугу выскочил прочь.
Медведь за ним следом бежали всю ночь. 
(«Волны»)
С тех пор уж к зимовью они не ходили 
(«Маятник»)
А звери в избушке счастливо жили. 
(«Здравствуй»)

«Кот, петух и лиса»
Жили котик с петушком у лесной опушки.
НО однажды лисонька подкралась к избушке. 
(«Колечки»)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. 
(«Кулачки», «Лучики»)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. 
(«Колечки», «Здравствуй»)
Умный котик спас дружка Петю – Петю – Петушка. 
(«Гребешок»)
Живут котик с Петушком у лесной опушки 
(«Колечки»)
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)

Приложение 4

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПО СКАЗКАМ

«Колобок»


Дети образуют круг. Считалочкой выбирают ведущего – «Колобка». «Колобок» бежит по кругу и поет:

Я Колобок, Колобок,
По коробу метений,
На яйцах испеченный –
Я от бабы и от деда убежал,
Я от зайца и от волка убежал,
От медведя и от лисы убежал!
И от тебя убегу!

При этом он дотрагивается рукой ребенка, у которого закончил произносить слова, и убегает от нее. Ребенок ловит, а «Колобок» бежит по кругу и пытается занять место ребенка. 
Усложнения: обоим нужно преодолеть полосу препятствий: прыгать из круга в круг, пройти по скамье, пролезть под дугой.


«Колосок»


Считалочкой выбирают «петушка». Он держит колосок. Остальные дети – «мышата». «Мышата» «спят», а «петушок» говорит:

Эй , ленивые мышата!
Хватит уже отдыхать.
Только и знаете, что играть,

Вы работать начинайте
Колосочек отыщите.
Кто найдет-обмолотите
И пирожков напеките!


Сам «петушок» в это время прячет колосок.
 После последних слов «мышата» «просыпаются», идут искать колосок. Кто первый его найдет, тот и становится «петушком».


«Соломенный бычок»


Среди детей выбирают 2-3 «соломенных бычков». Остальные дети – «звери», которые живут в лесу в своих «домиках» (обручах) . По сигналу «соломенные бычки» в течение 30 секунд должны «прицепить» к своему «хвосту» (веревки) больше «зверей» и привести их к своему «домику». Побеждает тот, кто поймает больше всего «лесных жителей».

«Заяц – хвастун»


Считалочкой выбирают «зайца». Дети образуют круг. «Заяц» становится посреди круга и произносят:

Я - Заяц-попрыгун!
У меня не усы - вусища,
 
Не зубы, а зубища,
Не лапы, а лапища.
Я никого не боюсь!
А дети говорят:
Слушай, Заяц, не хвались,
Ты беги, беги, беги!!!


«Заяц» убегает, а дети догоняют его. Кто первым поймает «зайца»,тот становится ведущим. Игра повторяется снова.
Усложнение: дети передвигаются на одной ноге.


«Котигорошко»


Дети объединяются в две команды: Змея» и «Котигорошко». Выходят двое детей - по одному с каждой команды. Дети садятся друг напротив друга, опираясь ступнями ног о ступни соперника, держась за одну палку перед собой. По сигналу они пытаются поднять соперника на ноги. Кому это удается – тот победитель.
После этого выходит новая пара.


«Коза-Дереза»


Дети образуют круг, чертят вокруг себя «избушки». Одного ребенка выбирают «Козой – Дерезой». Она подходит к любой «избушки», прыгает туда и говорит:
Я – Коза –Дереза,
 
Черные глаза, кривая нога, острые рога!!
 
Тупу-тупу ногами,
Заколю тебя рогами.
Ножками затопчу,
 
Хвостиком замету,
Беги из хаты!


Дети отвечают: «Ты, Коза, не дразни, а попробуй нас обгони!»


После этих слов оба на одной ноге стараются как можно быстрее попрыгать вокруг «хатки».
 Один скачет – справа, второй – слева. Кто вернется первым, тот и остается там за хозяина, а кто опоздает, тот становится «Козой – Дерезой».

Игра – соревнование «Репка»


Воспитатель объединяет детей в две команды . Дети берут в руки канат. На сигнал воспитателя начинают тянуть его в разные стороны. Кто вытянет «репку», тот и победитель.
Игру можно проводить с постепенным дополнением игроков.
Можно играть до последнего победителя (команду, которая выиграла, объединяют в две команды, продолжают состязание, пока не победит один игрок).


Игра-эстафета «Рукавичка»


Дети объединяются в две команды: «синяя» и «зеленая» перчатки.
Они выстраиваются в колонну по одному на одной стороне площадки, а на противоположной ставят корзины с флажками по количеству детей в одной команде. Первые дети в обеих командах – «мышата», далее – «лягушата», «зайчики», «лисички», «волки», «мишки». На сигнал воспитателя дети, стоящие первыми, бегут на противоположную сторону, берут флажок и возвращаются к своей команде, передавая эстафету. Побеждает команда, которая быстрее принесет флажок к своей «перчатке».
Усложнение: бег с препятствиями.

«Золотая рыбка»


Воспитатель считалочкой выбирает «Деда – рыбака», остальные дети – «рыбки».
Воспитатель произносит: « И закинул дед невод...» После этих слов «рыбки» «плавают». Только «дед» начинает «ловить рыбку», то дети разбегаются. Какую «рыбку» «дед» поймает та и выполняет три его желания (танцует, поет, выполняет определенные движения).
Усложнения: «ловят рыбку» большим обручем; «рыбак» выбивает «рыбку» мячом; «рыбак» может «ловить рыбку» с завязанными глазами; «рыбы» убегают парами.

Красная Шапочка»

Дети стоят в кругу со сцепленными руками. В центре ребенок, у которого на голове  красная шапочка, слегка прикрывающая глаза. Дети идут вокруг Красной Шапочки  и говорят:  

 «Маленькая  девочка                                                

Красненькая  Шапочка  

 К  бабушке с корзинкой шла

И ребяток здесь нашла.

Шапочку ты не снимай,  

Кто позвал  тебя, узнай?»

 Ребенок, на которого указывает воспитатель, зовет :

 -«Красная Шапочка»!  Она должна угадать, кто её позвал, назвать имя.

Угаданный ребенок становится Красной Шапочкой.                                                                

«Бармалей»

Выбирается ребенок – Бармалей,  ему одевается маска героя.

Он подходит к детям со словами:                                        

«Я добрейший Бармалей                                          

 Очень я люблю детей.                                          

Кто пойдет со мной гулять:                                          

Бегать, прыгать и скакать?»

Дети отходят от Бармалея, приговаривая:                                                                  

«Не хотим с тобой идти,                                                                    

Лучше нас ты догони!»

Дети убегают от Бармалея. Пойманных детей он уводит в свой «домик» Затем игра продолжается с вновь выбранным ребенком.  

«Муха - Цокотуха»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре - ребенок в шапочке Мухи- Цокотухи. Дети идут по кругу, проговаривая слова:  

«Муха, Муха - Цокотуха                                            

Позолоченное  брюхо                                            

В гости мы к тебе идем                                            

Кого  хочешь, приведем?                                                                    

Может  пчелок  полосатых?                                                                    

Или гусениц  мохнатых?                                                                    

Кровопийцев - комаров?                                                                    

Или толстых червяков?»

Ребенок  в центре  (Муха - Цокотуха)  выбирает.

 Если ребенок назвал пчелок, то дети летят по кругу и жужжат;

если гусениц - идут мелкими шагами;

 если  комариков - летят, произнося «з-з-з»;

если червяков - идут по кругу, попеременно наклоняя и поднимая туловище.                         После каждого показа ведущий выбирает ребенка, который, по его мнению, выполняет движения лучше всех и он становится ведущим.  

«Зайцы  и  лиса»  

Дети в масках зайчиков стоят в кругу. Ребенок в маске лисы ходит за кругом и говорит:                                  

«Ох, растаял домик мой                                          

Как же мне идти домой.                                          

Надо к зайчику бежать                                          

Его  домик  отобрать»

Подходит к домику одного из «зайчиков», стучится:                                                           «Тук- тук- тук….                                                            

Серый  зайка, выбегай                                                            

И  со  мною  поиграй»

 «Зайка» и «Лиса»  бегут наперегонки  за  кругом: кто первый займет домик. Кто проиграл - тот  становится   «лисой».    

Игра «Веселые колобки»

(По мотивам сказки «Колобок»)

Для средней группы

Цель: совершенствовать навыки бега, ходьбы, развивать скорость, ловкость;   воспитывать внимание, желание играть со сверстниками.  

Ход игры

Воспитатель вместе с детьми вспоминает сказку «Колобок» и предлагает поиграть в игру, воспроизводящую события сказки. Считалкой определяют, кто будет Зайчиком, Волком, Лисичкой и Мишкой. Остальные дети - веселые колобки.

На одной стороне площадки воспитатель чертит круг - это домик колобков, на другом размещает обручи (домики для зверей). Зверьки становятся в свои домики. А колобки ходят по площадке. Воспитатель говорит:

В лесу колобки гуляют,

Ходят, бегают, прыгают,

Комариков отгоняют.

Колобки выполняют различные движения соответственно тексту.  

Затем воспитатель продолжает:

Колобки, бегите,

Зайчик за деревом - спешите!

Колобки убегают, а Зайчик ловит их. Такие же слова воспитатель говорит о волке, лисичке и медвежонке. Малыши бегут, а зверек догоняет их. Потом дети меняются ролями.

Указания к игре. Дети должны ходить и бегать в разных направлениях, не толкая друг друга. Воспитатель побуждает их подходить ближе к  домикам зверей.

Усложнения. Увеличить или уменьшить расстояние между домиками зверей и колобков; колобки могут бегать только в парах; пойманный ребенок может помогать зверям ловить товарищей; колобки могут обегать только определенные предметы.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями"

В данной статье говориться как развить мелкую моторику у детей с тяжелыми речевыми нарушениями...

Мастер-класс «Развитие речевого дыхания с использованием трубочки для коктейля» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней группы

В мастер-классе показан и описан опыт по развитию речевого дыхания,  в котором участвуют дети с ОВЗ и дошкольники общеразвивающих групп, воспитатели, логопед ДОУ. Описана практическая работа, кот...

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...

Долгосрочный проект "Формирование дружеских навыков у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)"

Долгосрочный проект по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста...

Долгосрочный проект по речевому развитию для детей средней группы «Дети и сказки» с использованием мнемотаблиц.

Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражае...

Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...

Долгосрочный проект по социально-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Раскрась свой день»

Долгосрочный проект по социально-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Раскрась свой день»Желтый день https://vk.com/club188981425?w=wall-188981425_554Зеленый день ht...