Долгосрочный проект "Формирование дружеских навыков у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)"
проект (средняя группа)
Долгосрочный проект по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование дружеских навыков у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Автор проекта: Андрощук Г.А., воспитатель ДОУ №23 «Кораблик» г. Волжск.
Исполнители: 1) педагог
2) дети
Заказчик проекта: администрация ДОУ №23 «Кораблик» г. Волжск.
База экспериментальной работы: ДОУ №23 «Кораблик».
Сроки работы по проекту: февраль - апрель 2020 г.
Актуальность
Детство – самый важный период человеческой жизни. И от того, как пройдет детство, кто вел ребенка за руку в ранние годы, что вошло в его память и сердце из окружающего мира зависит, каким человеком станет в будущем. Сегодня у людей есть все материальные условия для правильного воспитания и развития ребенка, чтобы образовать и научить его ум, чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце яркий огонь доброты.
Социально-коммуникативное воспитание детей младшего возраста это не просто ценная составляющая воспитания, но и обязательный элемент без которого исключено формирование настоящей личности ребенка в будущем.
Один из приоритетных курсов развития детей в рамках ФГОС дошкольного образования является образование условия, открывающего потенциал для позитивной социализации ребёнка, его многогранного личностного развития на фундаменте сотрудничества со взрослыми и ровесниками в соответствующих раннему возрасту видах деятельности.
Цель проекта: создание условий для формирования дружеских навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- разучить с детьми новые коммуникативные игры;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
-формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание
Проблема исследования: выявить особенности формирования дружеских навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование дружеских навыков у детей как направление коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика проведения коммуникативных игр и бесед с детьми среднего дошкольного возраста
Предполагаемый результат: образование условия, открывающего потенциал для позитивной социализации ребёнка, его многогранного личностного и коммуникативного развития на фундаменте сотрудничества ровесниками в соответствующих среднему дошкольному возрасту видах игровой деятельности.
Рекомендации воспитателю
При проведении игр и упражнений нужно учитывать, что необходимо:
- продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;
- воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;
- прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;
- помнить, что каждый ребенок имеет свои права:
на личное достоинство и уважение этого достоинства,
на систему ценностей,
на ответственность,
на индивидуальность и своеобразие,
на собственные мысли
Организационно-педагогические условия
- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- Обучение умению слушать и слышать другого;
- Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивированно;
- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
- Формирование чувства симпатии между участниками общения;
- Обучение умению детей владеть собой;
Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков
Взаимодействие детей с ровесниками как направление коммуникативного развития ребенка
Общение с взрослыми и сверстниками кардинальным образом отличается друг от друга. В разговоре с ровесниками дети всегда более раскованы, им не нужно придерживаться правил вежливости и норм поведения, можно говорить свободно, раскованно. При этом в разговорах преобладает эмоциональная составляющая. Общение часто сопровождается кривлянием, смехом, криками и высокими интонациями голоса.
Взрослый для ребёнка выступает авторитетом, эталоном для подражания. Малыш дошкольного возраста задаёт ему вопросы, учится у него чему-то, выполняет его требования и ждёт оценку своих действий. Взрослый часто выступает судьёй в детских спорах. Общение с другими детьми происходит на равных, оно богаче и насыщеннее, ребёнок стремится показать и рассказать, что он умеет. Зачастую детям главное рассказать, а не выслушать, поэтому общение может не клеиться, когда два ребёнка перебивают друг друга, не слушают и каждый рассказывает о чём-то своём.
В период от 4 до 6 лет общение со сверстниками выходит на первое место. Они собираются в коллективы и активно играют в сюжетно-ролевые игры, пытаются сотрудничать друг с другом для достижения одной цели. В этом возрасте ребёнок стремится к признанию и уважению среди других детей.
Конкуренция берёт своё начало в среднем дошкольном возрасте, но и после 6 лет она у многих детей не угасает. Для малышей крайне важны не только собственные успехи и неудачи, но и их ровесников. Отсюда возникает зависть, обида, ревность.
В 4-5 лет дети в первую очередь стремятся к получению высокой оценки своих действий от взрослого, однако постепенно сверстник становится для малыша личностью, успехам и неудачам которой можно сопереживать, интересами которой можно интересоваться.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап.
- Изучение методической литературы
- Пополнение картотеки коммуникативных игр
- Составление картотеки сказок и стихов про дружбу
-Подготовка атрибутов к играм
- Консультации для родителей: «Взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками», «За что нельзя хвалить ребенка, а за что необходимо»
2. Основной этап.
- Организация и проведение коммуникативных игр
- Проведение этических бесед с детьми: «Чего не знал воробышек», «К чему ведут ссоры в игре», «Как жить дружно, без ссор», «Не будь жадным», «Почему нужно уметь уступать», «Правила дружной игры»
- Чтение сказок и стихов про дружбу с обсуждением прочитанного
- Заучивание стохов-мирилок
- Консультации для родителей: «Конфликт в дошкольном возрасте», «Моральные ценности ребенка», «Неконтролируемые эмоции», «Подвижные игры как вид коммуникативного развития ребенка», «Развитие коммуникативных навыков», «Социально-эмоциональные навыки ребенка», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
3. Заключительный этап.
- Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями
- Оформление итогов проекта
Итоги проекта
В ходе реализации проекта дети активнее общались друг с другом, проявляли больший интерес к различного вида игровой деятельности, повысилась организованность детей, расширились сведения об окружающем, обогатился и активизируется словарь. Заметно возросла социально-коммуникативная активность детей, они начинают проявлять живой интерес к совместным, групповым играм. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также их совместной деятельности в предварительном обсуждении правил и обустройства совместной игры.
- Пополнена картотека игр на развитие коммуникативных способностей.
- Создана информационная копилка (буклеты, консультации) для родителей с целью обогащения педагогических знаний по развитию игровых и социально-коммуникативных умений дошкольников.
Под влиянием общения со сверстниками, различных игр и упражнений дети активно проявляют инициативу к общению и организации совместного времяпровождения. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть группами. Объединяться в играх вокруг инициатора и выслушивать предложения сверстников по развитию несложных игровых сюжетов из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов. Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социально-коммуникативного развития, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире. В перспективе планируется интегрирование социально-коммуникативного развития в другие виды деятельности для среднего дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск: Сфера, 2014.
2. Васильева О. К. Образная игрушка в играх дошкольников. М.: Издательство: Детство-пресс, 2015.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 2015. - №6.
4. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2014.
6. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Академия, 2016.
7. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. / Под ред. Дороновой Т. Н., Карабановой О. А., Соловьевой Е. В. М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2016.
8. Карабанова О. С. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Педагогика, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Цель: Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей сензитивности в общении с другими людьми и социальной активности дошкольников....
Статья "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста"
«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» является приоритетным направлением в развитии образовательной системы. Представляю вашему вниманию свои материа...
Педагогическое обследование уровня сформированности речевых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста
В документе описана методика М. П. Злобенко...
Досуг по формированию навыков здоровьесбережения детей среднего дошкольного возраста «В гости к Петрушке».
Досуг по формированию навыков здоровьесбережения детей среднего дошкольного возраста«В гости к Петрушке»....
Консультация Воспитание культурно гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста
Консультация Воспитание культурно гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста...
Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»
Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...
Развитие певческих навыков у детей среднего дошкольного возраста на занятиях музыки в детском саду
Ведущим направлением музыкального воспитания считается пение, как наиболее доступная для детей форма музыкальной деятельности.В процессе пения развивается детский организм, а также решаются воспитател...