Консультация "Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе"
консультация
Консультация "Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpps.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе
Для успешной педагогической деятельности преобразовала развивающую предметно-пространственную среду с учетом современных требований ФГОС ДО. Организуя среду, я учитывала «зону ближайшего развития», возрастные и индивидуальные особенности детей, их потребности, стремления и способности.
Безопасность и психологическая комфортность определяются удобством развивающего пространства, наличием положительного эмоционального фона, соответствием возрасту, актуальным, индивидуальным особенностям и особенностям детского восприятия.
Центр “Здоровейка” оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия (валики, коврики, массажные дорожки и мячики), оборудование для катания бросания, ловли (различные мячи, шарики, обручи, «Кольцеброс»), атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны), разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность (флажки, платочки, султанчики, кубики, шишки, шары, палки, ленты, шарики на резинке, скакалки, кегли). Дидактические игры и упражнения: «Я - спортсмен»
В компоненты эстетической развивающей среды группы входят мольберт, принадлежности для рисования, лепки, аппликации – Центр изобразительной деятельности (бумага, картон, цветная бумага, самоклеящаяся пленка, простые и цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, акварельные краски, фломастеры, пластилин, глина, ножницы, клей, трафареты, палитры. Также сюда входят демонстрационный материал: книги из серии «Секреты пластилина», «Лепим из пластилина», «Учимся рисовать».
Центр «Наше творчество», где размещаются индивидуальные и коллективные работы детей.
Также в группе присутствует центр математического развития, организация предметно-пространственной среды в котором связана с развитием математических способностей и наполнена многообразными материалами. Создала демонстрационный и раздаточный счетным материалом по лексическим темам, комплекты цифр, геометрических фигур. Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры «Сложи квадрат» логическое домино «Форма и цвет», развивающая игра «Волшебный круг».
«Центр театра» и музыки: Разные виды театра (настольный, на ширме, на фланелеграфе, магнитный, бибабо, пальчиковый), Плоскостной театр, маски, шапочки, декорации, театральные атрибуты, ширма, фланелеграф. Настольные игры «В стране сказок», связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи: зеркало; мебель для пособий. Также следует отметить материалы и пособия в музыкальном центре “До-ре-ми”, в группе они подобраны согласно программе, в наличии имеются: детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, погремушки, бубен, маракасы, ложки, палочки и др.).
В «Центр сюжетно-ролевых игр»: сделала для обыгрывания, разные виды игрушек, реалистичные предметы (например, игрушечные продукты питания, для игры в «Магазин», «Кафе»). Предметы-заместители, практически не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении. Основное пространство игровой среды группы занимает мягкое покрытие, на котором размещаются модули, предметы детской мебели. Содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-ролевых игр. («Транспорт», «Магазин», «Аптека», «Больница», «Театр», «Строительство», «Зоопарк», «ПДД», «Повар», «Салон красоты» и др.), куклы разных размеров; предметы – заместители для сюжетно-ролевых игр. Все игры хранятся в контейнерах с символичным изображением в доступном для детей месте
Предметная игровая среда для центра конструирования в группе оснащена методически верно, в наличии имеются разные виды конструктора: с деталями разного размера и схемы выполнения построек; строительный материал (деревянные плашки и чурочки разных цветов и размеров и схемы построек и «алгоритм» их выполнения); небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки, светофор и т.д.); макет железной дороги; транспорт (мелкий и средний). Также присутствуют различные дидактические игры экологической направленности.
Центр ОБЖ. Лото «Основы безопасности» (в доме), лото «Основы безопасности» (во дворе и на улице), демонстрационный материал «Дорога и дети», развивающая игра «Мой дом», демонстрационный материал «Один дома».
В “Центре детской книги” правильно подобраны детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, обрядовые песни и прибаутки, небылицы (народные и авторские), народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки, иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей.
Также следует отметить дидактические материалы и пособия в Центре речевого развития “Речевичок”, связанные с развитием лексической стороны речи, ЗКР, формированием словаря и слоговой структуры речи: зеркало; мебель для пособий; пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «мыльные пузыри», надувные игрушки). Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в предложениях и рассказах; для заучивания стихов. Дидактические игры по развитию речи; серии картин и иллюстраций для речевого развития. Наборы парных картинок на соотнесение; разрезные картинки.
В центре Экологии, науки и природы создала серию демонстрационных картин «Круглый год» демонстрационный материал «Комнатные растения». Различные виды комнатных растений с паспортами, условными обозначениями; инструменты по уходу за этими растениями: фартуки, детские грабли лейки и др.; д/и; серии картин типа «Времена года», календарь погоды и природы, дневники наблюдений, различные иллюстрации, кормушки и корм для птиц, дидактические игры на природоведческую тематику: «Про животных», «Парочки», «Времена года», «Фрукты, овощи», домино «Фрукты, овощи» и «Животные», «Детское лото», «Земля и Солнечная система», глобус и материалы по другим лексическим темам.
Центр познавательно-исследовательской деятельности, в «лаборатории» собрала материал для осуществления экспериментов: песочные часы, бинокль, мерные стаканчики, свечи, магниты разной величины, зеркало, прозрачные предметы, надувные шары, фольга, металлические предметы, марля, вата, песок, глина, и т.д.
Центр нравственно- патриотического воспитания, где помещена государственная символика (флаг, герб), карты России, национальные домики, альбомы “Семейные истории”, сувениры с разных городов, лэпбуки, народы севера, профессии родителей, образцы народного декоративно-прикладного искусства, мнемотаблицы по разучиванию стихотворений о любимом городе. Развивающие игры: «Россия», игра-лото «Россия», игра «История в картинках», настольная игра «Наш город».
В группе имеется центр патриотического воспитания, который включают в себя уголок «Живые письма» с картой России, где дети отмечают, откуда письмо пришло к нам в детский сад, ширма, открытки, письма, почта, лэпбуки.
С введением ФГОС в ДОУ основной задачей является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия.Чтобы ребёнок понял, показал или выразил свою радость, обиду, удивление или плохое настроение, что называется эмоциональным состоянием ребёнка, нужна помощь взрослого. Научить ребёнка понимать своё настроение, свои эмоции и чувства должен взрослый. Для этого в группе организован центр уединения.
Для того чтобы воспитать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться, формировать ответственное отношение к порученному заданию, развивать умение правильно сервировать стол, создали центр дежурства. В центре у нас есть : доска дежурства с тарелочками на липучках, блюда, меню.
Живые стены в приемной для родителей содержат тематические изображения, которые разместив на стене, будут привлекать внимание родителей - это различные задания и игры.
Все пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Мебель соответствует рост и возраст детей, каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей.
Развивающая предметно-пространственная среда доступна, содержит достаточное количество элементов, с которыми каждый ребенок может самостоятельно взаимодействовать при минимальной помощи взрослых. На открытых полках в непосредственной доступности находятся сюжетно-образные игрушки (куклы, посуда, машинки, животные и другие), строительные наборы, книги, пазлы, музыкальные инструменты, материалы для художественного творчества.
Развивающая предметно-пространственная среда группы cодержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы.
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных центров развития. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Среда в моей группе является трансформируемой, что позволяет решать не только разнообразные педагогические задачи, но и самостоятельно организовывать свою игровую зону детям, в соответствии с предпочтениями, задумкой детей, их индивидуальными потребностями.
Наличие полифункциональной развивающей среды в моей группе позволяет развивать фантазию и воображение детей. А именно, придумывая новые качества материалам и предметам, дети используют их в игре как предметы-заместители в зависимости от ситуации. Особая роль отводится атрибутам, сделанным руками ребенка или ребенка с помощью взрослого, природным материалам, собранным вместе с родителями. Это позволяет подчеркивать не только значимость ребенка в обществе, но и формировать комфортность пребывания в детском саду.
Среда в моей группе является вариативной, так как для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей, игровой материал динамично сменяется (личным участием) от недели к неделе в соответствии с комплексно-тематическим планированием на учебный год и возрастными особенностями детей. Как следствие, среда не только развивающая, но и развивающаяся. В соответствии со временем года оформляется помещение группы. В зависимости от реализуемой темы вносится дидактический и игровой материал в разные центры.
Вывод: Развивающая предметно–пространственная среда в группе создана с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметно-пространственная среда содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»
Актуальность Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государстве...
Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...
Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе
В презентации показаны различные игровые зоны средней группы....
"Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе "Пчёлки" в условиях реализации ФГОС ДО"
Вашему вниманию представлен хороший пример организации предметно-пространственной среды в группе детского сада...
Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе.
Изменения предметно-пространствееной среды в группе....
Предметно - пространственная развивающая среда в средней группе детского сада по ФГОС.
Организация предметно-пространственной развивающей средыв средней группе «Капризка» и деятельности по ее освоению...
«Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе в соответствии с ФГОС»
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и ин...