Программа кружковой организации по формированию начал экологической культуры для детей дошкольного возраста «КАПЕЛЬКА»
рабочая программа

Программа кружковой  организации по формированию начал экологической культуры для детей дошкольного возраста «КАПЕЛЬКА» 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapelka.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 49 «Родничок»  

Программа кружковой

организации по формированию начал экологической культуры для детей дошкольного возраста

«КАПЕЛЬКА»

                                                                                                                                             Подготовила:

                                                                                                                      воспитатель

                                                                                                                       Осипенко Ю.А

Программа кружковой

организации по формированию начал экологической культуры для детей дошкольного возраста

«КАПЕЛЬКА»

Пояснительная записка

Реальность современности подтверждает, что природа остается важнейшим условием и источником жизнедеятельности. Однако уровень отношений общества с природой приближает человечество к необратимым последствиям, которые несут угрозу человеку и нашему общему дому — Земле.

Чтобы сохранить нашу планету, взрослые должны с раннего возраста воспитать у детей чувство восхищения красотой природы, сострадание и желание ее сберечь. Именно поэтому стало актуальным создание в ДОУ программы экологического воспитания, в основе которой лежит оказание помощи ребенку в осознании себя как части природы, пробуждении у него стремления к пониманию, преобразованию, сохранению окружающей природы.

Программа экологического образования (обучения и воспитания) «Капелька» направлена не только на накопление знаний, но и на сам процесс общения с природой в непринужденной атмосфере творчества, игры, радостных открытий, способствующий ознакомлению детей с животным и растительным миром, со взаимосвязями в природе, формированию представлений об экологически сообразном поведении в природе.

 В основу программы заложены следующие принципы:

Принцип научности. Усвоение знаний детьми правильно отражает действительность с помощью экспериментирования. Принцип наглядности предусматривает непосредственное наблюдение окружающей действительности.

Принцип доступности. Содержание, характер и объем учебного материала соотносятся с уровнем развития и подготовленности детей.

Принцип развивающего обучения. В основе лежит закономерность, согласно которой обучение — движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.

Принцип индивидуализации дифференцированного подхода. Знания даются детям с учетом индивидуального подхода.

Принцип последовательности. Новые знания опираются на ранее полученные, с последующим усложнением.

 В условиях ДОУ педагог создает, пополняет, совершенствует предметно-развивающую среду в соответствии с четырьмя направлениями развития ребенка (социально-личностным, познавательно-речевым, физическим и оздоровительным, художественно-эстетическим), тесно сотрудничает с воспитателями и специалистами ДОУ. Виды контроля

1. Тестирование в начале и конце года.

 2. Проведение открытой ООД.

 3. Выполнение заданий совместно с родителями.

4. Праздники, развлечения в ДОУ.

 5. Совместные мероприятия со школьниками.

6. Муниципальные конкурсы, соревнования.

Для реализации программы составлено тематическое и перспективнокалендарное планирование. Образовательная деятельность ведется на основе педагогической диагностики, которая проводится дважды в год — в начале и конце учебного года (на основе рекомендаций Н. Н. Кондратьевой, JI. М. Маневцевой, О. А. Воронкевич). Педагог использует разнообразные методы: беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперименты и др.

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

      Расписание кружка: 1 раз в неделю,  во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности в понедельник -16.00, общее количество занятий -36, продолжительность  10 -15 мин.

      Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

      Работа кружка призвана решать следующие задачи:

  •  Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
  • Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
  • Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
  • Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
  • Воспитание правильного поведения в природе.

      Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми

Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр;

Словесные методы:

чтение литературных произведений;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

загадывание загадок;

Практические методы

организация продуктивной деятельности детей;

оформление гербария растений, плодов;

постановка сказок, отрывков литературных произведений;

изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружк обращается особое внимание на следующие основные направления.:

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

КРУЖКА «КАПЕЛЬКА»

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Месяц

Тема ООД

Кол-во

Сентябрь

 «Этот удивительный мир»

1

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

1

«Унылая пора, очей очарованье»

1

«У кого какие детки и где они прячутся»

1

Октябрь

«Почему птицы могут летать?»

1

Экскурсия в дендрологический отдел

1

«Золотая рыбка»

1

«Каждому камешку — свой домик»

1

Ноябрь

«Зачем зайчику другая шубка и как он ее меняет»

1

«Можно ли менять форму камня и глины?»

1

Праздник «Синичкин день»

1

Фотовыставка «Мои домашние друзья»

1

Декабрь

«Что растворяется в воде?»

1

«Цветные льдинки»

1

Праздник «Вокруг живой елочки»

1

«Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна.. »

1

Январь

«Нужен ли растениям снег?»  

1

«Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

1

«Почему песок так хорошо сыплется»

1

Февраль

«Где вода?»

1

«Свет повсюду»

1

«Почему все звучит и откуда возникает голос?»

1

«Мы посадим семечко»

1

Март

«Фокусы с магнитами»

1

«Первые проталины»

1

«Вода принимает форму»

1

«Какие предметы могут плавать»

1

Апрель

«Что отражается в зеркале»

1

Экскурсия в дендрологический отдел «Апрель!

1

Праздник «Земля, с днем рождения!»

1

«Угадайка»

1

Май

«Разноцветные шарики»

1

«Чудо из семечка»

1

«Красота родного края»

1

Итоговая игра «В гости к дедушке Знаю»

1

Итого

35

 

Список литературы:

Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999

«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.

«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.

«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.

Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

1.Вводное слово по теме педсовета «Формирование начал экологической культуры у дошкольников».2.Анализ результатов тематической проверки по экологическому воспитанию....

Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Определяя  тему по самообразованию, я  остановилась на проблеме экологического воспитания....

Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...

формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

Основным  содержанием  экологического  воспитания  ребёнка  является  формирование  у  него  осознанно - правильного  отношения  к  окружающ...

Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете останемся мы одни.Д. РодовичЖизненный путь человека с самого первого шага немыслим  без участия вз...

Консультация по экологическому воспитанию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Представленная консультация, поможет родителям показать своим детям- ничем незаменимую ценность и красоту природы. И понять, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле....