Программа кружковой организации по формированию начал экологической культуры для детей дошкольного возраста «КАПЕЛЬКА»
рабочая программа
Программа кружковой организации по формированию начал экологической культуры для детей дошкольного возраста «КАПЕЛЬКА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapelka.docx | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 49 «Родничок»
Программа кружковой
организации по формированию начал экологической культуры для детей дошкольного возраста
«КАПЕЛЬКА»
Подготовила:
воспитатель
Осипенко Ю.А
Программа кружковой
организации по формированию начал экологической культуры для детей дошкольного возраста
«КАПЕЛЬКА»
Пояснительная записка
Реальность современности подтверждает, что природа остается важнейшим условием и источником жизнедеятельности. Однако уровень отношений общества с природой приближает человечество к необратимым последствиям, которые несут угрозу человеку и нашему общему дому — Земле.
Чтобы сохранить нашу планету, взрослые должны с раннего возраста воспитать у детей чувство восхищения красотой природы, сострадание и желание ее сберечь. Именно поэтому стало актуальным создание в ДОУ программы экологического воспитания, в основе которой лежит оказание помощи ребенку в осознании себя как части природы, пробуждении у него стремления к пониманию, преобразованию, сохранению окружающей природы.
Программа экологического образования (обучения и воспитания) «Капелька» направлена не только на накопление знаний, но и на сам процесс общения с природой в непринужденной атмосфере творчества, игры, радостных открытий, способствующий ознакомлению детей с животным и растительным миром, со взаимосвязями в природе, формированию представлений об экологически сообразном поведении в природе.
В основу программы заложены следующие принципы:
Принцип научности. Усвоение знаний детьми правильно отражает действительность с помощью экспериментирования. Принцип наглядности предусматривает непосредственное наблюдение окружающей действительности.
Принцип доступности. Содержание, характер и объем учебного материала соотносятся с уровнем развития и подготовленности детей.
Принцип развивающего обучения. В основе лежит закономерность, согласно которой обучение — движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.
Принцип индивидуализации дифференцированного подхода. Знания даются детям с учетом индивидуального подхода.
Принцип последовательности. Новые знания опираются на ранее полученные, с последующим усложнением.
В условиях ДОУ педагог создает, пополняет, совершенствует предметно-развивающую среду в соответствии с четырьмя направлениями развития ребенка (социально-личностным, познавательно-речевым, физическим и оздоровительным, художественно-эстетическим), тесно сотрудничает с воспитателями и специалистами ДОУ. Виды контроля
1. Тестирование в начале и конце года.
2. Проведение открытой ООД.
3. Выполнение заданий совместно с родителями.
4. Праздники, развлечения в ДОУ.
5. Совместные мероприятия со школьниками.
6. Муниципальные конкурсы, соревнования.
Для реализации программы составлено тематическое и перспективнокалендарное планирование. Образовательная деятельность ведется на основе педагогической диагностики, которая проводится дважды в год — в начале и конце учебного года (на основе рекомендаций Н. Н. Кондратьевой, JI. М. Маневцевой, О. А. Воронкевич). Педагог использует разнообразные методы: беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперименты и др.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности в понедельник -16.00, общее количество занятий -36, продолжительность 10 -15 мин.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
- Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
- Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
- Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
- Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
- Воспитание правильного поведения в природе.
Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми
Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр;
Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
загадывание загадок;
Практические методы
организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов;
постановка сказок, отрывков литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы нашего кружк обращается особое внимание на следующие основные направления.:
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
КРУЖКА «КАПЕЛЬКА»
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Месяц | Тема ООД | Кол-во |
Сентябрь | «Этот удивительный мир» | 1 |
«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» | 1 | |
«Унылая пора, очей очарованье» | 1 | |
«У кого какие детки и где они прячутся» | 1 | |
Октябрь | «Почему птицы могут летать?» | 1 |
Экскурсия в дендрологический отдел | 1 | |
«Золотая рыбка» | 1 | |
«Каждому камешку — свой домик» | 1 | |
Ноябрь | «Зачем зайчику другая шубка и как он ее меняет» | 1 |
«Можно ли менять форму камня и глины?» | 1 | |
Праздник «Синичкин день» | 1 | |
Фотовыставка «Мои домашние друзья» | 1 | |
Декабрь | «Что растворяется в воде?» | 1 |
«Цветные льдинки» | 1 | |
Праздник «Вокруг живой елочки» | 1 | |
«Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна.. » | 1 | |
Январь | «Нужен ли растениям снег?» | 1 |
«Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» | 1 | |
«Почему песок так хорошо сыплется» | 1 | |
Февраль | «Где вода?» | 1 |
«Свет повсюду» | 1 | |
«Почему все звучит и откуда возникает голос?» | 1 | |
«Мы посадим семечко» | 1 | |
Март | «Фокусы с магнитами» | 1 |
«Первые проталины» | 1 | |
«Вода принимает форму» | 1 | |
«Какие предметы могут плавать» | 1 | |
Апрель | «Что отражается в зеркале» | 1 |
Экскурсия в дендрологический отдел «Апрель! | 1 | |
Праздник «Земля, с днем рождения!» | 1 | |
«Угадайка» | 1 | |
Май | «Разноцветные шарики» | 1 |
«Чудо из семечка» | 1 | |
«Красота родного края» | 1 | |
Итоговая игра «В гости к дедушке Знаю» | 1 | |
Итого | 35 |
Список литературы:
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
1.Вводное слово по теме педсовета «Формирование начал экологической культуры у дошкольников».2.Анализ результатов тематической проверки по экологическому воспитанию....
Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Определяя тему по самообразованию, я остановилась на проблеме экологического воспитания....
Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...
формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста
Основным содержанием экологического воспитания ребёнка является формирование у него осознанно - правильного отношения к окружающ...
Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете останемся мы одни.Д. РодовичЖизненный путь человека с самого первого шага немыслим без участия вз...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Место игры в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе» Форма проведения: КВН «Знатоки природы»
конспект по похзнавательному развитию в форме проведения КВН...
Консультация по экологическому воспитанию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Представленная консультация, поможет родителям показать своим детям- ничем незаменимую ценность и красоту природы. И понять, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле....