Отчет по теме самообразования «Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности» за 2023 -2024 учебный год
статья (средняя группа)
Отчет о проделанной работе по самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_23-24.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 3 «Звездочка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Отчет
по теме самообразования:
«Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности» за 2023 -2024 учебный год
Подготовил:
воспитатель
Власова И. В.
2024 г.
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, его движения становятся увереннее и точнее, он лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, тренирует память, внимание. Труд способствует развитию мышления - ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. В процессе трудовой деятельности взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Опыт показывает, что трудовая деятельность формирует такие качества как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, а это эффективное средство подготовки ребёнка к обучению в школе.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
В 2023 году я приступила к работе над темой «Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности».
Она рассчитана на 1 год. Целью моей работы по самообразованию было: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
На первом этапе работы (информационно-аналитическом) решалась задача: сбор и анализ информации по данной проблеме, работа с методической и периодической литературой.
На втором этапе (проектировочном) мною был составлен план работы по самообразованию.
На третьем этапе (практическом) велась работа по выполнению плана со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда:
1. Навыки культуры быта (самообслуживание) – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т. д.). Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
В работе использовала разные методы и приёмы: игровые ситуации; чтение художественной литературы; показ; напоминание, объяснение; дидактические игры, личный пример, рассматривание иллюстраций просмотр мультфильмов.
2. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Дети дежурят по столовой, накрывают на столы. Перед занятиями помогают готовить рабочее место: раздают необходимые материалы и оборудование, после занятий – помогают убирать.
Ребята учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В течение года с дошколятами организуется сбор веток и камней на участке, зимой – расчистка детских построек и дорожек от снега. Весной оформление огорода на подоконнике.
Ежедневно наводим порядок в группе после игр, перед прогулкой и уходом домой.
3. Труд в природе – уход за растениями в уголке природы, цветнике. Дети принимают участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирают по мере необходимости листочки.
Ежедневно с наступления холодов мы подкармливаем птиц на участке.
Весной организуем огород на подоконнике: высаживаем лук, ухаживаем и наблюдаем за его ростом.
4. Ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Развивает конструктивные и творческие способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. Готовим подарки мамам и папам, приняли участие в конкурсах: на уровне доу - конкурсе поделок из природного материала «Осенняя сказка листопада»; Всероссийский конкурс
«Моя мама – лучшая в мире»; Международный творческий конкурс «Семья года – 2023»
5. Ознакомление с трудом взрослых
Знакомлю детей с трудом взрослых, включая в воспитательный процесс наблюдения, беседы, просмотр фотографий и иллюстраций с изображением людей разных профессий, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, чтение художественных произведений. В группе имеются настольные игры и картотека дидактических игр по трудовому воспитанию. Трудовое воспитание детей осуществляется успешно при условии совместной работы детского сада и семьи.
Формы работы с родителями:
Анкетирование «Воспитание трудолюбия в семье».
Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание в семье».
Памятка для родителей «Трудовое участие дошкольников в жизни семьи».
Участие в районном конкурсе «Зимние фантазии».
Родители принимали участие в украшении окон и группы к новогодним праздникам.
Я считаю, что в процессе моей работы у детей происходит:
- накопление практического опыта;
- формирование навыков и умений;
- формирование представлений о трудовой деятельности;
- формирование различных знаний;
Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, ощущать радость от результата труда, проявлять внимание к партнерам.
По результатам диагностики следует отметить, что уровень трудовой деятельности повысился:
Трудовая деятельность | Уровень выполнения % | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Начало года | 65% | 13% | 22% |
Конец года | 80% | 14% | 6% |
Заключение: Результатом работы по теме самообразования «Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности» является повышение моего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности в области трудового воспитания дошкольников.
Вся работа по самообразованию, запланированная на учебный год, была выполнена в полном объеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование « Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности»
Самообразование " Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности"...
План самообразования на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность в соответствии с ФГОС» в средней группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20234272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"444","width":"314"}}]]...
Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности
ull;Цель: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.•Задачи:...
План работы по самообразованию в средней группе по теме «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам......
«Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности»
ldquo; Важность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач "К. Д. УшинскийЦель работы по теме самообразования: объединение усилий...
План по самообразованию на 2022 — 2023 г Тема: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Цель самообразования: Приобщение детей к нравственным качествам посредством театрализованной деятельности....