Консультация для педагогов.
консультация
Влияние народного декоративно – прикладного искусства на воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlianie_narodnogo_dekorativno_prikladnogo_iskusstva_na_vospitanie_detey.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с национальной культурой имеет существенное значение для развития личности ребёнка, приобщения его к истокам народного творчества, формирования нравственного мироощущения, художественной культуры, эмоционально-нравственных ориентаций и изобразительного творчества.
Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ним богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.
Декоративно – прикладное искусство – один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.
Декоративно-прикладное искусство, опираясь на традиции народа, имеет неповторимо яркое, многообразное содержание. Это важный раздел региональной культуры, который является связующим звеном между человеком и природой, историей родного края и его традициями, это часть географии, истории и культуры региона, содержащая в себе истоки его духовной жизни, эстетические и этические идеалы. Произведения декоративно-прикладного искусства представляют собой естественную, художественно-организованную форму, понимание сущности которой влияет на эмоциональное развитие ребенка и имеет широкие возможности для приобщения к региональным, отечественным и общечеловеческим ценностям.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и эстетическое отношение к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
О роли и значении народного декоративно – прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Н.П.Сакулина, Р.Н.Смирнова, Е.Б. Горунович и др.) они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно – прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.
Предметы декоративно – прикладного искусства созданы талантом и душой наших предков, любивших красоту и умевших ее творить. Самые простые изделия под рукой мастера становились драгоценностью. Кроме того, народное искусство по своей природе близко детскому творчеству: его отличает та же простота, завершенность форм, обобщенность образов, передача окружающего мира условными символами, отказ от излишней детализации. Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно и доступно ему.
Познавая красоту народного творчества, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга.
Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров и побуждает желание в создании композиции, развить творческие способности.
Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому они так легко воспринимаются детьми.
Особая ценность художественно-прикладной деятельности в том, что она даёт возможность применять самые разнообразные материалы. Процесс подготовки и выбора материала развивает инициативу детей, побуждает к самостоятельным действиям поискового характера.
Образы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, исходить из целого, добиваясь лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащают выразительность детских работ.
Предметы декоративно-прикладного искусства в доступной форме могут рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических приёмах декорирования этих изделий. Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.
Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых и лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.
Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи, включают в себя цветы, ягоды, листья, птиц, зверей, которых ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, например, мастера гжельской росписи умело составляют орнаменты из травки. Злаков, птиц, полевых и садовых цветов.
Маленькому ребёнку невозможно дать глубокие представления о народном искусстве. Однако, некоторые образцы народных промыслов детям показывать необходимо.
При рассматривании подлинных предметов декоративно – прикладного искусства формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
В процессе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласовано, помогать другим.
2.
Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.
Почему народное творчество доступно детям?
Дело в том, что ребёнок нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество. Лепка, резьба, роспись, плетение и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которым владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов. Воспитательные начала заключены в содержании народного творчества. Через близкое, родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, а в целом – научаются чувствовать общее, человеческое.
По мнению Н. А. Горяевой декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире [4, с. 5].
Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду.
Декоративно-прикладное искусство занимает важное место в организации досуга детей младшего школьного возраста. Оно обогащает творческие стремления ребёнка преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, раскрепощение, умение наблюдать.
Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать не только в образовательный, но и досуговый процесс.
Творческие способности младших школьников при применении декоративно-прикладного искусства развиваются посредствам следующих действий:
- в предварительном создании эскизов на бумаге;
- в продумывании элементов узора;
- в расположении их на объемах;
- в создании предметов декоративного характера;
- умения найти способ изображения и оформления предмета;
- в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Таким образом, мы наблюдаем спектр различных направлений развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам декоративно-прикладного искусства.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития математических представлений.
В процессе занятий декоративно-прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Таким образом, мы выделяем следующие основные сферы влияния декоративно-прикладного искусства на развитие ребенка:
1.формирование мыслительных операций;
2.развитие математических представлений;
3.формирование речи и словеснообразного мышления;
4.нравственное и патриотическое воспитание;
5.воспитание нравственно-волевых качеств;
6.формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, закрепление знания;
7.приобщение к активной творческой деятельности;
8.понимание общественной значимости своей деятельности.
Рассмотрев сферы влияния декоративно-прикладного искусства на развитие младшего школьника, мы видим, насколько разносторонне помогает развиваться ребенку именно эта деятельность. Она содержит в себе воспитательный, образовательный, развлекательный характер.
Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают положительное влияние на формирующийся организм и личность ребёнка. Совмещая такие занятия с досугом, мы даем возможность ребёнку раскрыть свой творческий потенциал, развивать волевые качества, получать массу интересной информации из области истории, литературы, музыки и так далее.
Дошкольный возраст – это период активного развития ребёнка как личности. Именно в этом возрасте необходимо направлять и корректировать деятельность ребёнка в разных направлениях его активности, так как именно сейчас он формирует свою точку зрения, свое миропонимание, свой характер. Воздействие на ребёнка через досуг позволяет лучше узнать его интересы и в тоже время скорректировать его поведение и мнение. Если же досуг проводить посредствам занятий декоративно-прикладным искусством то это позволит осуществить не только воспитательную и рекреативную функции, но и обучающую, развивающую функции. Собственно, именно то, что требуется данной возрастной категории.
Заключение.
Там, где есть традиции, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для расцвета профессионального декоративно-прикладного искусства. Веками народ в своем искусстве - в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта - стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры.
Таким образом, можно констатировать, что декоративно – прикладное искусство помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение, речь.
Эффективность содержания обучения декоративно-прикладному искусству определяется степенью проникновения художественных ценностей в поведение и деятельность детей, в индивидуальный опыт, мировоззрение, поведение. Исследования по проблеме детского художественного творчества доказывают, что освоение детьми различных видов искусства стимулирует формирование их художественно-творческой деятельности. Занятия декоративно-прикладным искусством развивают зрение, осязание, художественно-образное и пространственное мышление, интеллектуальную и эмоциональную среду, раскрывают творческий потенциал личности.
Список использованных источников.
1.Защита прав ребенка в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. СПб.: Виктория плюс, 2000.
2.Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя детского сада / З.А. Богатеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207с.
3.Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие / О.Л.Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. – 304с.
4.Народное искусство в воспитании дошкольников: учеб пособие по программе эстетического воспитания дошкольников / под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Пед. о-во России, 2005. – 248с.
5. Соломенникова, О.А. Ознакомление детей с народным декоративно – прикладным искусством / О.А.Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9. – 42с.
6 .Сухомлинский, В. Н. Сердце отдаю детям / В.Н. Сухомлинский.: Киев — 1994. — 121с.
7.Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца Х1Х – начала ХХ века./ М .Г. Неклюдова – М.: «Искусство», 1991.
8. Яковлева, Н.А. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учеб. пособие / Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец и др.; Под ред. Н.А. Яковлевой. – М.: Высшая школа, 2005.-68с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...