Проект: "Экологическая тропа"
проект (подготовительная группа)

Кальченко Светлана Николаевна

Проект по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekol.tropa_.docx447.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

« Детский сад № 21» 

Артемовского городского округа

 

 

 Познавательный проект

 «Экологическая тропа»

подготовительная к школе группа

 

Подготовила: Кальченко С.Н.

                                                                            Воспитатель высшей категории

                                                               

Направленностьпрактико-ориентированный с использованием здоровьесберегающих технологий.

 Вид проекта: долгосрочный 1 месяц

Участники проекта: воспитатель, воспитанники, родители.

Цель:  создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно - правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи:

  • разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;
  • обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
  • познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
  • формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;
  • воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;
  • способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого-развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
  • повысить экологическое просвещение родителей.

Актуальность проекта:

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность?

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную «просветительную» и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы.

Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.

Используя эколого-просветительский потенциал учебной экотропы, можно сделать традиционными природоохранные акции: «Подари цветок детскому саду», «Я расту вместе с моим деревом» и др.

Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:

  • Познавательные беседы

  • Дидактические игры

  • Проведение наблюдений за объектами природы

  • Подвижные игры

  • Проведение праздников

  • Организация экскурсий по экологической тропе

  • Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг

  • Чтение произведений о животных и растениях

  • Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
  • Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
  • Повышение уровня знаний у детей сстаршего дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.
  • Оформление материалов проекта.

Этапы осуществления проекта.

I этап - подготовительный( 1неделя)

II этап -основной( 2 недели)

III этап -заключительный( 1 неделя)

План реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • анализ условий создания экологической тропы в условиях ДОУ.
  • оформление зон экологической тропы педагогами. Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки: цветник, кустарники, деревья, птицы, луг.
  • подбор консультаций для родителей по теме проекта.

II этап - основной

  • выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III  этап. Заключительный.

  • анализ  полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
  • систематизация и анализ полученных результатов деятельности с детьми и родителями в ходе реализации проекта.
  • презентация на педсовете ДОУ.

Перспективный план деятельности педагога с детьми по маршруту экологической тропы ДОУ

Название цикла

Цель

Объекты наблюдения

«Цветник»

- уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Многолетние и однолетние цветущие растения: ирисы, календула.

«Кустарники»

«Деревья»

-закрепить название кустарника.

деревьев и кустарников,

их строение, внешние

признаки;

-учить детей различать

деревья и кустарники

по внешним признакам;

-систематизировать

представления о

хвойных и лиственных

деревьях;

-воспитывать бережное

отношение к деревьям и

кустарникам.

Сирень

шиповник;

берёза;

ель;

клён;

рябина.

«Птицы»

-углубить знания детей

о птицах, их

образе жизни;

-сформировать

представления о роли птиц в жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к птицам.

Птицы:

голуби,

воробьи,

вороны,

сороки.

«Луг»

-побуждать детей

радоваться первым

 летним цветам,

закрепить их название,

учить находить

различия у растений в

особенностях стебля,

цветков, листьев;

-дать представления о

насекомых, их образе

жизни, сходстве и

отличительных

особенностях;

- воспитывать чувство

бережного отношения к

природному

сообществу луга.

Цветы: пион, бархатцы, многолетние цветы на клумбах.

Травы,

насекомые.

1 этап. Подготовительный

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Изучение уровня знаний по теме

«Экологическая тропа»

Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире.

За неделю до начала проекта

Подбор методической литературы

Методическое обеспечение проекта.

В течение недели до начала проекта

Подбор художественной литературы

Информационное обеспечение проекта.

В течение недели до начала проекта

Изготовление дидактических пособий по теме проекта.

Обеспечение проекта наглядными материалами

В течение недели до начала проекта

2 этап. Содержательный

Проектная деятельность

Задачи

Цветник

Познавательная беседа

« Лето!», « Здравствуй, осень!»

Уточнение и расширение знаний детей о признаках лета, осени.

Наблюдение за  цветущими растениями в цветнике.

Дать представления о первоцветах, учить определять их по описанию

Д/и «Угадай по описанию», «Чей цветок?» «Парочки»

Закрепление знаний о цветущих растениях , обогащение словаря.

Грамзапись П.И.Чайковского

«Вальс цветов»

Учить восприятию красоты природы с помощью музыкальных произведений

Художественно-эстетическое развитие (рисование)                                                        «На летней лужайке».

Обучение детей передавать характерные особенности цветов,

Развитие воображения, воспитывать интерес к природе.

Деревья и кустарники

Наблюдение за деревьями и кустарниками, беседа о том, что происходит с растениями летом. Правила поведения на природе(обж).

Развитие познавательной активности        детей        в процессе формирования представлений        о деревьях икустарниках

Д/и «К названному дереву беги», «Угадай по описанию», «С какого дерева листок»

Развитие познавательной активности детей        в процессе формирования представлений        о деревьях и кустарниках

Речевое развитие (развитие речи) Составление сказки «О дереве»

Развитие связной речи, активизация словаря и словаря признаков.

Рисование «Моё любимое дерево в разные времена года»

Обучение детей передавать образ дерева в разные времена года. Развитие образных представлений.

Проведение выставки с привлечением родителей «Осеннии фантазии»

Ознакомление родителей с работой проводимой в рамках проекта«Экологическая тропа».

2 неделя мая

«Праздник русской берёзки»

Расширение знаний детей о своей родине, её символах, красоте родного края.

Художественно-эстетическое развитие (аппликация)  «Кленовый лист»

Обучение детей создавать изображения кленового листа с помощью аппликации, передавая особенности их внешнего вида, используя элементы оригами.

Птицы

Наблюдение за птицами на территории д/c.

Беседа «Какую пользу приносят птицы»

Расширение представлений детей о птицах, их образе жизни, отличительных особенностях внешнего вида, о пользе, которую они приносят

Д/и «Кто как кричит»,

«Кто, чем питается?»,

«Угадай по оперению»

Закрепление и систематизация знаний детей о птицах.

Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков«Наши пернатые друзья»

Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного поцесса.

Обучение применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

Выставка книг по теме

«Птицы» с иллюстрациями М. Пришвин, Н.Сладков

Формирование интереса к книге. Объяснение, как важны в книге рисунки; показ, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

Чтение рассказа

В. Бианки «Лесные домишки»

Ознакомление детей с особенностями родной природы, её обитателями, формирование целостной картины мира, в том числе умения ценить и беречь красоту родной земли

П/и «Перелёт птиц»,

«Кот и воробышки»

Развитие способности к имитации движений, координации движений

Луг

Наблюдение за растениями на лугу.

Беседа о том, чем отличаются садовые и луговые растения.

Закрепление названий луговых и садовых растений.

Развитие словарного запаса детей, связной речи. Обучение детей умению различать растения по характерным признакам внешнего вида.

Обучение видеть красоту и разнообразие окружающей природы

Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Одуванчики в траве», «Клевер»

Продолжение обучению в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида луговых цветов

Наблюдение за насекомыми.

Беседа о пользе и вреде, которые они приносят.

Обучение называть насекомых, распознавать их по отличительным особенностям, выделять характерные признаки.

Чтение В. Бианки «Как

муравьишка домой

спешил»

Ознакомление со

средой обитания и

пользе муравьёв.

Воспитание

доброжелательного

отношения к живым

существам.

Разъяснение, почему

нельзя разорять

муравейники.

Создание альбома для

рассматривания

«Растения и насекомые

луга

Обобщение

представлений детей об

особенностях луга, как

экосистемы.

Д/и «Кто где живёт»,

«Угадай по описанию»,

«Летает, не летает»

Закрепление знаний о насекомых, среде их обитания, характерных особенностях

Художественно-эстетическое развитие (лепка) : "Овощи"

Закрепление умения

лепить овощи,

передавать особенности их внешнего вида.

Обучение объединять работы в композицию.

III   этап. Заключительный.

Проектная деятельность

Задачи

Путешествие по экологической тропе (итоговое)

Обобщение знаний по проекту

«Экологическая тропа. Формирование устойчивого интереса к живой природе.

Выставка детских рисунков

Представление результатов совместного творчества детей и родителей.

Оформление фотогазеты

Способствование желанию рассказывать об объектах наблюдения живой и неживой природы, выражать свои эмоции.

Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками.

Анализ результативности поставленных задач

Список литературы

  1. Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010.№5
  2. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольногообразования.

//Дошкольное воспитание. 2010. №7

  1. Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание.2010.

№8

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304с.
  2. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез,2007.
  3. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез,2010.
  4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2007.
  6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 6-7 лет. - М.: Просвещение,2009.

НОД    ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

                                           ( РИСОВАНИЕ)

                                ТЕМА: " На летней лужайке"

Цель: Учить детей отражать в рисунке впечатления о лете.

Задачи: 1) Продолжить учить составлять небольшие рассказы из личного опыта.

2) Закрепить умение держать кисть в правой руке 3-мя пальцами.

3) Развивать монологическую речь. Развивать у детей воображение, умение придумывать содержание своей работы, умение по-разному держать карандаш и кисть при различных приёмах рисования. Развивать творческую активность.

4) Воспитывать интерес к рисованию. Воспитывать эстетическое восприятие.

Материалы и оборудование: иллюстрации. образец, краски, альбом.

Методы и приемы: Словесный( беседа). наглядный( показ), игровой( физминутка), практический( творческая деятельность).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и скажите, о чем мы сегодня будем вести беседу.
Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке. 
Дети: Лето.
Воспитатель: Верно. Сегодня мы поговорим о лете, а всё, потому что веселое, теплое лето, к сожалению, закончилось. На смену ему спешит красавица осень. И мы с вами непременно должны вспомнить все интересные истории, которые произошли с вами этим веселым жарким летом. 
II. Основная часть.
Выслушать рассказы детей о лете.
Воспитатель:
Какие интересные истории происходили с вами летом.
Давайте вспомним и споем любимую всеми песенку о лете.
Песенка:
Вот оно какое, наше лето,
Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето,
Дышит лето ветерком.
Ля-ля-ля ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля
На зелёной солнечной опушке
Прыгают зелёные лягушки,
И танцуют бабочки-подружки,
Расцветает всё кругом.
Мы в дороге с песенкой о лете,
Самой лучшей песенкой на свете,
Мы в лесу ежа, быть может, встретим,
Хорошо, что дождь прошёл.
Ля-ля-ля ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Мы покрыты бронзовым загаром,
Ягоды в лесу горят пожаром,
Лето, лето жаркое недаром,
Лето это хорошо.
Ля-ля-ля ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля


Воспитатель: Молодцы, какие! Ребята о чем поется в этой песенке.
Дети: О жарком солнечном лете; о том, как прыгают лягушки и летают бабочки; о том, что расцветает все кругом;

Правильно, ребята, многие художники очень любили лето и изображали его на своих полотнах.

Посмотрите (показ картин)

Левитан Исаак Ильич (1860-1900). Июньский день (Лето). 1890-е
Левитан Исаак Ильич (1860-1900). Летний вечер. Река. 1890-1896
Рылов Аркадий Александрович (1870-1939). Цветистый луг. 1916
Мещёрский Арсений Иванович (1834-1902). Мостик через речку. Летние травы. 1890-е
Куинджи Архип Иванович (1842-1910). Радуга. 1900-1905
Волков Ефим Ефимович (1844-1920).Поле ромашек
Физминутка:

Бабочка. 
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) 
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) 
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) 
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) 
Солнце утром лишь проснется, 
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Воспитатель:
А вот теперь, 
И мы давайте нарисуем лето!
А какого цвета?
Красной краской –
Солнце,
На газонах розы,
А зеленой – поле,
На лугах покосы.
Синей краской – небо и ручей певучий.
А какую краску
мы оставим туче?
Нарисуем лето –
Очень просто это…

Я вам сегодня предлагаю нарисовать свою картину, свою " Летнюю лужайку", а потом мы сделаем выставку из ваших работ.
Самостоятельная работа детей под музыку.
Педагог оказывает индивидуальную помощь.
Вот теперь у нас получилась целая галерея ваших картин. Как красиво! Ребята, а вам нравится летняя природа? А как нужно относиться к природе?
Дети: Относиться к природе нужно бережно: не ломать веточки у деревьев, не рвать цветы. Не разбрасывать мусор, не загрязнять водоемы.
Воспитатель: Художники, как правило, называют свои картины. Вы сейчас тоже были художниками. Давайте как-нибудь назовем свои картины.
(Дети дают названия картинам: «Жаркое лето», «Летом», «Разноцветное лето»; рассматривают их, обмениваются впечатлениями).
Воспитатель: А сейчас скажите, что вам больше всего понравилось сегодня на занятии? А что для вас было трудным?
Ответы детей:
Воспитатель: Мне понравилось, какие вы рассказали истории о лете, как отвечали на вопросы, рисовали. Молодцы! Спасибо!
Ребята! А какое время года наступило?
Дети: осень.
Воспитатель: А вам нравится осень? На следующем занятии мы поговорим с вами об осени.
В конце занятия педагог оформляет выставку «Весёлое лето». 

НОД   ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

                                           (АППЛИКАЦИЯ)

                        Тема:    " Кленовый лист"

Цель:  Расширять знания детей о разновидностях деревьев; познакомить с отличительными признаками окраски клёна.

Задачи:  Развивать творческие способности детей, используя нетрадиционный способ аппликации - обрывание бумаги. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе родного края. Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте.

Материалы и оборудование:  иллюстрации, образец, цветная бумага, картон, клей – карандаш, шаблоны с кленовыми листьями, салфетки.

Методы и приемы: Словесный, наглядный, игровой, практический.

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь и входит прекрасная Осень, у которой на голове венок из различных листьев. Дети приветствуют Осень.

- Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я долго до вас добиралась, сильный ветер не пускал меня к вам, срывал с меня разноцветные листочки!

- Как меня зовут? (ответы детей)

- Воспитатель:

- Осень, а мы знаем про тебя стихотворение, послушай, пожалуйста!

Стихотворение “Листопад” Н. Егоров

Листопад! Листопад! Лес осенний конопат.

Налетели конопушки, стали рыжими опушки.

Ветер мимо пролетал, ветер лесу прошептал:

- Ты не жалуйся врачу, конопатых я лечу.

Все рыжинки оборву, побросаю их в траву!

- Осень:

- Спасибо, ребята, за красивое стихотворение!.

- Воспитатель:

- Дети, вы догадались, о каком времени года говорится в этом стихотворении?

Воспитатель устанавливает на часах «Времена года» стрелку на жёлтую часть.

- Воспитатель:

- Ребята, время года я установила на ваших часах? (осень)

- Как вы догадались? (стрелка установлена на жёлтой части часов. Жёлтый цвет – это цвет осенних листьев).

- Воспитатель:

- Какого цвета ещё бывают листья?

-Верно, красные, оранжевые и бордовые.

Физминутка:

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука.

Будем листья собирать. (Вращение руками.)

То налево посмотрели,

То направо поглядели.

Лист дубовый, клена лист

Ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо.)

Низко – низко приседаем,

И листочки собираем.

Соберем большой букет

Славной осени привет. (Приседание.)

Мы последний раз присели,

Отдохнули, посвежели.

А теперь домой идем,

Листья желтые несем. (Ходьба на месте.)

- Воспитатель:

- Дети, что –то Осень у нас в гостях загрустила, давайте её порадуем, и сделаем ей из бумаги на память разноцветные кленовые листочки!

- Ребята, у вас на столах, есть шаблоны с кленовыми листочками.

- Вам необходимо рвать цветную бумагу на мелкие кусочки и приклеивать.

- Следите, чтобы ваши работы были аккуратными.

- После занятия мы сделаем выставку, и Осень выберет самые лучшие работы.

- Воспитатель:

- Осень, красивые работы получились у ребят?

-Воспитатель:

- Молодцы, красивые работы вы сделали!

Итог:

- Что такое листопад?

- Какого цвета листья бывают поздней осенью?

- Каким способом вы делали аппликацию?

- Кто был у нас в гостях?

- Молодцы, спасибо!

НОД   ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

                                                 (ЛЕПКА)

                               Тема:     " Овощи"

Цель: Закреплять умение передавать в лепке форму разных овощей (моркови,  огурца, картофеля,  помидора и т. д.).

Задачи: 1.Познакомить детей с понятием «ярмарка»

2. Продолжать учить детей  передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

3. Развивать активность и самостоятельность детей;  развивать умения лепить с натуры и по представлению овощи, предавать их характерные особенности.

4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца; воспитывать у детей уважение к труду взрослых, стремление принимать участие в коллективной работе.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации, образец, овощи(макеты). пластилин, доска для лепки.

Методы и приемы: Наглядный, словесный, игровой, практический.

Ход занятия:

Воспитатель: - Дети сегодня к нам пришли гости. Давайте все вместе дружно поздороваемся с гостями.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю.

Всех я вас приветствую!

Доброе утро!

Воспитатель: -  Дети, наступило время, когда овощеводы собрали свой богатый урожай овощей. А вы знаете, что такое "ярмарка"? Это специально отведенное место, куда съезжаются овощеводы со своим урожаем. Ярмарка обычно проводится осенью, чтобы люди заготовили овощи на долгую зиму. Мы тоже с вами должны заготовить овощи в детский сад на зиму, чтобы наш повар готовил нам вкусную еду, поэтому мы тоже отправимся на ярмарку. Мы представим себе, как будто мы приехали на ярмарку. Но так как мы с вами еще не работаем, и у нас нет денег, то я думаю, что мы сможем приобрести овощи за интересные загадки, которые мы будем отгадывать продавцам.

Загадки про овощи:

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

 И Полину, и Антошку

Позовем копать… — картошку —

Листья собраны в кочан

 В огороде у сельчан.

 Без нее во щах не густо.

Как зовут ее? — Капуста —

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. — морковь —

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

 И попала в борщ к нам… — свекла —

Воспитатель: -  А теперь, дети внимательно рассмотрим овощи, которые мы купили. Посмотрите, какой формы наши овощи?

Дети: -  Помидор, лук, чеснок - круглые. Морковь - удлиненная. Огурец, картофель - овальные. Свекла - конусообразная.

Воспитатель: -  Напомните, пожалуйста какого цвета ваши овощи?

Дети: - Помидор- красный;

Свекла- темно- вишневая;

Картофель- розовый, желтый;

Морковь- оранжевая;

Перец- желтый, красный;

Лук- коричневый.

Воспитатель: - Правильно вы все сказали, дети, молодцы. Только этих овощей недостаточно для всего детского сада, зима, ведь длинная. Как быть?

Дети: - Слепить.

Физминутка "Овощи"

Мы капусту рубим, рубим. (движения ребром ладони вверх- вниз)

Мы морковку трем, трем. (движения ладонями вперед- назад)

Мы капусту солим, солим. (круговые движения пальцами)

Мы морковку жмем, жмем. (сжимание ладоней в кулачок)

А теперь попробуем, ах как вкусно!

Воспитатель: - Приготовьте себе корзину и наполните ее овощами. (самостоятельная работа детей)

Воспитатель: - Теперь, я предлагаю выставить ваши вылепленные овощи на стол и полюбоваться их разнообразием и изобилием. Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи овощи вам понравились больше всех и почему? Особое внимание при высказывании обратите на то, аккуратными ли получились овощи у ваших друзей, ведь нужно было приглаживать пальчиками поделку, чтобы она была гладкой. А похожи ли они на настоящие овощи?

Воспитатель: -  Дети, я думаю, что наши повара скажут вам большое спасибо за овощи. Теперь мы обеспечены витаминами на всю зиму. Спасибо вам за работу.

НОД  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ( ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

Тема: " Путешествие по экологической тропе".

Цель:  Формирование представлений об объектах природы родного края.

  • Задачи: Расширить представления детей старшего дошкольного возраста об объектах живой природы нашей экологической тропы.
  • Развивать умения и навыки пользоваться приемами обследования, вызвать интерес к наблюдениям за сезонными изменениями в живой природе.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к объектам природы.
  • Формировать навыки поведения в природе.
  • Развивать умения поддерживать диалог, передавать сведения полным предложением.
  • Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы.

Материалы и оборудование:

Лупы.

Знаки «Правила поведения в природе».

Белая и цветная бумага.

Методы и приемы: Словесный( беседа, рассказ), наглядный( показ, обьяснение), игровой(физминутка),

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по экологической тропе, посмотреть, что там изменилось с приходом весны.

1. Остановка «Береза»

1.1.Загадка: «В белом сарафане, встала на поляне,

Летели синицы, сели на косицы».

1.2.Исследовательская деятельность:

  • Рассматривание веток – сравнение с девичьими косами.
  • Сосредоточение внимания на кончиках березовых ветвей с длинными сережками.
  • Обследование молодых листочков на ощупь (они клейкие).
  • Рассматривание через лупу коры дерева.Какие мелкие животные живут в коре дерева?

1.3.Экспериментирование: «Почему многие насекомые стараются быть незаметными?» (насекомое положить на ствол, а потом на цветную, затем белую бумагу).

Воспитатель читает стихи В.Орловой:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок терпению.

1.4.Рассматривание знаков: «Этого не следует делать».

2. Остановка «Сирень»

автор: Антон Рысаков

Облако душистое 

Прячется в саду – 

Встану я пораньше 

И к нему приду;

 

Глубоко вдохну я 

Дивные духи,

И родятся сами 

Новые стихи…

 

Хорошо с тобой мне, 

Милая сирень – 

Так бы и остался 

Здесь на целый день…

2.1. Фронтальное наблюдение:

  • любование цветущей сиренью (запах меда, окраска, звук - от пчел…);
  • индивидуальные образные сравнения;
  • с какой стороны чувствуется запах, при закрытых глазах, на каком расстоянии?

2.2. Рассматривание цветков сирени через лупу - секреты цветка.

2.3. Игра – фантазия: «О чем жужжат пчелы»?

Физминутка «Цветы»

Дети сидят на корточках, соединив руки перед грудью.

Наши чудные цветки

Распускают лепестки.

Начинают медленно вставать, раскрывают руки над головой,

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышит.

раскачиваются

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки.

медленно принимают исходное положение.

Головой качают,

Тихо засыпают.

3. Остановка «Одуванчик»

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет. 
О.Высотская

Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт — нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое,
Воздушное,
Ветерку послушное. 
Е.Серова

3.1.Вводная беседа у цветущей поляны:«Здравствуйте цветы! Здравствуйте, милые!»

3.2.Фронтальное наблюдение за цветами: «О чем рассказал запах одуванчиков?»

3.3.Игра-эксперимент: Рассматривание семян одуванчика - «парашютиков» через лупу.

Из шариков пушистых
Над пестрым летним лугом
Летят парашютисты
Вдогонку друг за другом.
Едва земли коснутся —
Уснут, как на диванчике.
А по весне проснутся…
и будут — одуванчики! 
И.Токмакова 3.4. Беседа: «Зря цветы не рвать»

4. Рефлексия.

- На каких остановках экологической тропы мы останавливались?

- Что мы наблюдали?

Вывод: На нашей экологической тропе – с приходом весны пробудились объекты живой природы. Растения – источники чистого воздуха.

Предлагается еще раз подышать воздухом рядом с деревьями.

НОД  ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ( РАЗВИТИЕ РЕЧИ)

                          Тема:  "Сказка о дереве".

Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.

Задачи: Закрепить употребление в речи относительных прилагательных, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них.  Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование: предметные картинки: ель, береза, дуб, осина, клен, липа, схема описания дерева, музыка (птичьи голоса и шум леса, сюжетная картина – лес, конверты с заданиями.

Методы и приемы: Словесный, наглядный. игровой, практический.

Ход занятия: 1. Организационный момент

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда вы отгадайте.

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

- Это лес!

- Верно, ребята, отправляемся в путь! (звучит музыка.) Вот мы и пришли. Нас окружают лесные жители, угадайте кто.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ель)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, ее клюют. (рябина)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит –

Никому не говорит. (ива)

2. Основная часть

- Молодцы, ребята, вы узнали всех лесных жителей. А знаете ли вы как называется лес в котором растут только сосны и ели? (хвойный). А в котором нет ни сосен, ни елей, а только березы, осины, дубы? (лиственный).

- Ребята, посмотрите возле каждого из деревьев лежат конверты. Это наверное лесные жители приготовили для нас с вами интересные задания. (Воспитатель берет первый конверт. Вместе с детьми открывает и достает задание.)

Игра «Собери дерево»

Из конверта достают части дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды (желуди, елочные шишки, березовые сережки, ягоды рябины). Дети на доске собирают дерево из картинок.

Воспитатель с детьми открывает следующий конверт. В конверте лежат листья с разных деревьев, разного цвета и размера. Педагог, проводит игру «С какого дерева листок».

Каждый ребенок берет по листочку и кладет его рядом с деревом, с которого он упал.

- Это лист с березы, березовый лист.

- Это лист с осины, осиновый лист.

И т. д.

Физкультминутка

«Листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

(загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья березы, (Сжимают и разжимают кулачки)

Листья рябины, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья клена, листья липы,

Листики дуба мы соберем,

Букет маме отнесем. («шагают» по столу средним и указательным пальцами)

В третьем конверте задание составить рассказ- описание об одном из деревьев леса.

Воспитатель предлагает детям выбрать дерево, о котором они хотели бы составить небольшой рассказ.

- Рассмотрите картину.

- Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растет? Из каких частей состоит? Какую пользу приносит людям? Как меняется во время смены времен года? Почему люди сажают деревья на улицах города?

(воспитатель выставляет схему описания дерева)

- Сейчас по схеме и вопросам я составлю небольшой рассказ. А вы затем попробуете составить свои рассказы о деревьях.

Примерный рассказ

Это липа. У нее черный, толстый ствол. На ветках листья округлой формы. Питается липа с помощью корней. Липа – это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. Из липы умельцы делают различные поделки. Липа полезна и для медиков, цветы лечебные, их заваривают при простуде. Весной на липе появляются зеленые, нежные листочки. Так липа стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

По аналогии дети составляют свои рассказы о других деревьях.

3. Итог

Ну вот, ребята, мы с вами погуляли в лесу, выполнили все приготовленные для нас задания. И теперь нам пора возвращаться обратно.

(дети закрывают глаза, воспитатель включает музыку)

Игра заря заряница

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые, 
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

     НОД  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ( ОБЖ)

               Тема: " Правила поведения  на  природе".

Цель: познакомить детей с правилами поведения, направленными на сохранение природных объектов.

Задачи: Обогащать представления детей о многообразии природного мира родного края; формировать знания о нормах и правилах поведения в природе;

 развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас;

 воспитывать уважительное, осознанно-правильное отношение к природе, интерес к познанию; закладывать основы экологической культуры личности.

Материалы и оборудование:  ноутбук, мультимедийный проектор, презентация «Природа Павловского района, Воронежской области», мяч, невод, костюм Старика из сказки А. С. Пушкина, королевы Природы, бутафорский мусор, корзинки для мусора, баночки для опыта, фонарик картинки «Правила поведения в природе», книга Природы, аудиозапись песни «Это называется природа».

Методы и приемы: Словесный, наглядный, игровой, практический.

Ход занятия: -Звучит аудиозапись «Звуки природы». На экране меняются слайды природных объектов нашего края.

Воспитатель: Ребята, что вы сейчас видели на экране? (лес, луга, поля,  озеро Ханка, берег моря и т. д., а как всё это можно назвать одним словом?

Дети: Природа.

Воспитатель: Что же означает слово природа?

Дети: Природа это - растения, птицы, разные животные, рыбы, насекомые.

Воспитатель: Я хочу проверить, знаете ли вы природу своего края.

Физминутка:

Игра с мячом «Рыбы, птицы, звери». (Дети по очереди называют птиц, животных, которые обитают в наших краях, рыб, которые водятся в море).

Воспитатель: Природу своего края вы знаете хорошо. Сейчас я предлагаю вам побывать в королевстве Природы.

Для этого вы должны закрыть глаза и три раза произнести волшебные слова «Крибле. крабле,бумс». (За это время воспитатель переодевается в костюм королевы Природы)

Королева Природы: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в моём королевстве. В нашем королевстве, как и в любом другом, есть свои правила, которые никто не должен нарушать.

У меня в руках свод золотых правил Королевства Природы (показывает детям папку с надписью). Открывает папку: «А где же мои золотые правила? Они пропали. Ребята, вы поможете их отыскать»?

Давайте отправимся с вами на берег моря.

Королева Природы: Вот и море. Кто-то у воды  стоит?

Дети: Это старик – герой из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Королева Природы: Правильно. У самой синего моря жил старик со своею старухой. Отправила старуха выловить рыбку золотую. Забросил старик невод – вытянул невод с пластиковыми бутылками и мусором прибрежным.

Старик: Посмотрите-ка, беда! Всюду грязная вода. Ни попить, ни искупаться, на песке не полежать. Вижу только вместо рыбы мусор, банки, всюду грязь!

Королева Природы: Расстроился старик, да так и ни с чем остался. Надо нам ему помочь. Только как, ребята?

Дети: Надо мусор весь прибрежный нам собрать.

(Игровое упражнение «Собери мусор».)

Королева Природы: А какой вред может нанести мусор водоёмам и его обитателям? (высказывания детей)

Старик всё –таки поймал рыбку в море, а когда к ней принюхался, то заметил, что от неё исходит неприятный запах. Как вы думаете, что это за запах?

(Запах бензина – в море  мыли машину) (Слайд)

Исследовательская деятельность:

Королева показывает детям две банки: в одну налита чистая вода, а в другой - в воде находится разный мусор. Она спрашивает их : «Что происходит с мусором в воде?» Какая стала вода? Могут ли в такой воде жить рыбы и другие животные водоема? А как вы думаете, ребята, смогут ли в такой воде жить водоросли?»

Королева берет фонарик и показывает, как пропускает свет грязная вода с мусором, и как проходит свет через чистую воду.

Королева Природы: Чего же не хватает в такой грязной воде растениям?

Дети: Света.

Королева Природы: Вы хотели бы искупаться в такой воде? А что же нужно сделать, если мы заметим в воде мусор?

Дети: Нужно вытащить его из воды

Королева Природы: Первое правило мы с вами отыскали. (Дети находят в группе листочек и возвращают его в книгу Природы)

- А теперь отправляемся в лес. (Слайд)

Знаете ребята, что не всегда так люди относились к окружающей природе. Раньше берегли лес, реки, озера – ведь они получали пропитание: охотились, ловили рыбу, но все это делалось без ущерба для природы. Время шло, люди изобрели машины, построили заводы, корабли, которые стали перевозить различные грузы, необходимые людям для жизни. И стали люди относиться к окружающей природе не так заботливо: дым от заводов засоряет воздух, отходы заводов, фабрик, грязная территория в лесу после отдыха, разлитая нефть в море не очень беспокоят их, а между тем, все это вместе взятое грозит природе катастрофой. И вот я услышала сигнал бедствия: «Природа просит о помощи. От кого же она просит ее защитить? «

Дети: От людей. От заводов. От машин. Он туристов и отдыхающих.

Королева Природы: Да ребята, верно. Но сами по себе заводы и машины не очень страшны для природы, так же, как и туристы. Просто нужно всем соблюдать определенные правила поведения в природе. Ведь все мы соблюдаем правила поведения в обществе. А почему? Да потому, что нужно всех уважать, любить. Вот и природу нужно уважать и любить.

Остальные правила вы сможете вернуть в книгу, если выполните задания.

Игра «Что хорошо, а что плохо?»

У меня кружки красные и зеленые. Рассмотрим изображения и поместим под ними кружки. Зеленый кружок - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.

• Костер в лесу (Красный кружок)

• Мусор в лесу (Красный кружок)

• Сломанные ветки (Красный кружок)

• Срубленные деревья (Красный кружок)

• Браконьерство (Красный кружок)

• Посадка деревьев (Зеленый кружок)

• Развешивание кормушек (Зеленый кружок)

• Не рвать цветы (Зеленый кружок)

• Создание красной книги (Зеленый кружок)

• Создание заповедников (Зеленый кружок)

Дети отгадывают и помещают кружок соответствующего цвета возле изображения.

Королева Природы:: А теперь, дети, мы с вами придумаем и запишем правила охраны природы.

Дети называют правила, отыскивают в группе соответствующие картинки, вставляют в книгу.

• - Ходить только по тропинкам.

• - Не ломать ветки кустарников и деревьев.

• - Не топтать и не рвать цветы, травы.

• - Не кричать, не включать громко музыку, не нарушать тишину леса.

• - Не разорять птичьих гнезд и муравейники.

• - Не ловить насекомых, лягушек, маленьких рыб.

• - Не разжигать костров, не оставлять мусор.

• - Сажать новые деревья и кустарники.

• - Развешивать скворечники и кормушки для птиц.

• - Подкармливать птиц.

Королева Природы: Молодцы, ребята! Теперь все правила поведения в природе вернулись в нашу книгу Золотых правил Природы. Вы придумали замечательные правила, которые мы будем соблюдать и учить других людей их не нарушать. Нам пора с вами прощаться, поможет вам вернуться в группу волшебная песня.

(Звучит песня «Это называется природа». Дети водят хоровод.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы прекрасно справились со всеми заданиями. Давайте устроим салют, чтобы ещё раз порадовать нашу королеву Природы. У меня есть красные и синие звездочки. Кто в путешествии справился со всеми заданиями и может рассказать правила поведения в природе родителям или друзьям, тот зажжёт на небе красную звезду. А кто считает, что не всё ему сегодня удалось, тот зажжёт на небе синюю звезду.

                                        ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Угадай по описанию».

Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.

ОПИСАНИЕ: У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель, поочерёдно обращаясь к каждому ребёнку, даёт словесное описание растения, а ребёнок находит его среди остальных. (Например, это растение цветёт, у него большие листья, а у этого растения толстый стебель).

 

Игра «Опиши, мы отгадаем».

Цель: учить описывать предмет и находить его по описанию.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель или какой-нибудь сказочный персонаж  показывает овощи «Что это такое?». Предлагает рассмотреть и поиграть  в игру «Опиши, мы отгадаем». Воспитатель предлагает одному ребёнку загадать загадку – описать какой-либо овощ, например, свеклу так, чтобы дети узнали, о чём он говорит.

Следует напомнить последовательность описания, сначала нужно рассказать о форме, её деталях, затем о плотности, окраске, вкусе (можно предложить опорную схему-модель).

Игра  «Какая это птица».

Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить чётко произносить звук «Р».

Материал: Красочные изображения птиц.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает, кто как кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют её на панно. Например:

- Кто кричит «Кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.

- Все покричим, как ворона.

- Кто кричит «Чирик-чирик»?

- Покричим, как воробей.

Игра «Воробышки и кот».

Цель: Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увёртываться от  ловящего, быстро убегать, находить своё место. Приучать детей быть осторожными, занимая место не толкаться.

ОПИСАНИЕ: дети становятся на высокие скамеечки или кубики (высотой 10-12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты, - это воробышки на крыше. В другой стороне площадки, подальше от детей, сидит хитрый кот – он спит.  «Воробышки вылетают на дорогу!» - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеечек, разлетаются в разные стороны.

Просыпается кот – он потягивается, - произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков,  которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к  себе в дом.

Указания к проведению: Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывают,  как это надо делать.

Игра «Птички в гнёздышках».

Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их действовать быстро, по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

ОПИСАНИЕ: Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты, - это гнёздышки. По сигналу воспитателя  все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками – крыльями. По сигналу воспитателя «Птички в гнёздышки!» дети возвращаются на свои места.

Указания к проведению: Воспитатель следит за тем, чтобы дети – птички действовали по сигналу, улетали от гнёздышка как можно дальше и возвращались бы только в своё гнёздышко.

Для гнёздышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на улице это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки. Воспитатель учит детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущему навстречу, чтобы  не столкнуться.

 

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Цель: Уточнить представления детей об экологически правильном поведении.

Материал: Сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки). Карточки тёмного и яркого цвета – на каждого ребёнка.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей – поднимают карточку светлого (если оценка положительная) или тёмного цвета.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»


Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных  и два игровых поля с изображением леса и деревни.

Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес

                                                   СТИХИ

Радуга

Автор: Ираида Мордовина

 

Ленты разноцветные

Над землёй парят,

Люди изумленные

В небеса глядят.

Радуга раскинула

Ровный полукруг,

Ореолом праздничным

Распахнулась вдруг.

Чудо разноцветное,

Таинство Земли,

Диво безответное

В солнечной пыли.

Всплеск искринок сказочных,

Вымытых дождём.

Радуга над облаком

Взмыла цветником.

Радуга умытая

Видится вдали.

Коромысло дивное

На плечах Земли.

Автор: Т. Скворцов

Что ты ежик делаешь

прямо на виду?

Собираю яблоки

у тебя в саду

А зачем ты съежился?

Я ведь уколюсь

А зачем ты трогаешь?

Я тебя боюсь

Облака

 Автор: В.М.Пузырёв

Белоснежными холмами

Облака плывут над нами

Пропадая за чертой

Между небом и землёй.

Изменяются, клубятся,

Могут мне они казаться:

Белым мишкой и конём,

Злым драконом и орлом.

Или парусников стаю

Среди них вдруг замечаю,

Что плывут на всём просторе,

В голубом воздушном море...

Где-то в тучи соберутся,

Тёплым дождиком прольются

С высоты своих небес:

На поля, луга и лес.

Паучок

Автор: Соснина З.

Паутину сплёл паук.

Ловит ею мошек, мух.

Притаился под листком.

Паутинка — стол, и дом.

Паутинка – телефон!

Задрожит, – услышит он:

Кто попался в сети?

А подул вдруг ветер,

Он отправился в полёт.

Паутинка – самолёт!

Чудеса на свете.

Полевые цветы

Автор: Лаврова Татьяна

Полевые цветы… Полевые…

Васильки и ромашки в лугах…

Ярко-синие и голубые –

На бескрайних российских полях.

Сколько нежности, яркости, света

Вы храните в себе летним днем…

Теплым солнцем весной вы согреты,

И умыты осенним дождем…

Разукрашены радуги краской,

Снежной шубой, укрыты зимой.

Мать–Земля напоила вас лаской,

Наградила небесной красой.

Вот оно какое море!

Автор: Л. Зубаненко

Вот оно какое море!

Разноцветно-голубое

Волнами шумящее,

чайками кричащее,

чистое, солёное,

тёплое, рифлёное

С небом обнимается,

Солнцу улыбается!..

Автор: Е. Долгих

Нет у домика улитки

ни забора, ни калитки,

ни ступенек, ни крылечка,

ни фонарика, ни печки.

Но зато весь дом вполне

уместился на спине!

Загадки о птицах

 

Спереди — шильце,

Сзади — вильце,

Сверху — чёрное суконце,

Снизу — белое полотенце.

Ответ (Ласточка)

 

Всю ночь летает

- мышей добывает.

А станет светло

- спать летит в дупло.

 Ответ (Сова)

 

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи подбирает,

По ночам кочует — коноплю ворует.

Ответ (Воробей)

 

Птица говорливая,

самая болтливая.

Верещунья белобока,

а зовут её …

Ответ (Сорока)

 Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку?

Ответ (Кукушка)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

Ответ (Гусь)

 Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка, важная походка.

Раньше всех встаёт, голосисто поёт.

Ответ (Петух)

 Явился в жёлтой шубке:

- Прощайте, две скорлупки!

Ответ (Цыплёнок)

Загадки о деревьях

 

 Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Ответ (Дерево)

 

 

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это –

Мы от этого чихаем.

Ответ (Тополь)

 

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

Ответ (Дуб)

 

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Ответ (Березки)

 

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём грустит, никому не говорит.

Ответ (Ива)

 

 

Что же это за девица

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Ответ (Ель)

 

Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками …

Ответ (Сосна)

Консультация для родителей

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников»

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.

В настоящее  время у большинства дошкольников  сформировано чёткое деление животных на  «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых», «вредных» и «полезных».  Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить одни в лесу, без злых хищников. Многие дети убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен природе, и что прекрасный лес – это лес без волков (без хищников).

С точки зрения экологии в природе нет «плохих» и  «хороших»,  «вредных» и «полезных». Каждое животное, растение выполняют свою «работу», играет определённую роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные

частицы почвы, загрязняются вода и воздух.

Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, что нельзя не признать: это мы не так воспитали.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных.

Запомните правила!


- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные  человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. 
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.
- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
-НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.


В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ. 
ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!

C:\Users\mts\Desktop\WhatsApp Image 2019-11-20 at 6.42.29 PM (1).jpeg

C:\Users\mts\Desktop\WhatsApp Image 2019-11-20 at 6.42.29 PM.jpeg

C:\Users\mts\Desktop\WhatsApp Image 2019-11-20 at 6.42.28 PM.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологическое воспитание детей в ДОУ через реализацию проекта «Экологическая тропа»

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано  с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности до...

Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...

Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).

Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....

Проект: "Экологическая тропа как средство устойчивого развития экологического образования"

Основные характеристики экологической тропы Главной целью экологической тропы является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной э...