Экологическое воспитание детей в ДОУ через реализацию проекта «Экологическая тропа»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано  с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия  для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.
 
Цель создания тропы заключается в обучении и воспитании дошкольников, расширении сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления антропогенного факта, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.
 
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах  природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
 
Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.
Организация тропы силами дошкольников дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей в ДОУ

через реализацию проекта «Экологическая тропа»

Актуальность проекта

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.

Цель создания тропы заключается в обучении и воспитании дошкольников, расширении сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления антропогенного факта, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

Организация тропы силами дошкольников дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.

Участники проекта. Реализация проекта проводится с детьми старшей группы № 31 «Улыбка», родителями, педагогами.

Цель проекта. Создание условий для экологического воспитания детей.

Задачи проекта.

Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.

Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды

Воспитывать  детей в духе бережного отношения к природе.

Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе

Ожидаемые результаты.

Дети:

Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

Содействовать развитию представлений о растительном мире.

Родители.

Активное включение в совместные с детьми  мероприятия экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Педагоги:

Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.

Презентация проекта на методическом объединении

Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей

Этапы реализации проекта

Этапы

Цель

Содержание

1

Вводный

  1. Изучить особенности окружающего природного окружения

2. Сформировать цели и задачи проекта

3. Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников

4. Разработка перспективного плана мероприятий экологического содержания.

Обследование объектов природного окружения ДОУ

Обработка консультативно-методической литературы по проблеме экологического воспитания детей.

2

Основной

1. Описание экскурсионных объектов на маршрутах экологических троп

2. Организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме «Экологическая тропа»

Экскурсия от здания детского сада к прогулочной площадке

Целевая прогулка «Соберем природный материал»

«Покормим птиц» «Муравейник и его обитатели»

«Что можно собрать в ягоднике?»

Путешествие «Цветочный ковер» Трудовой десант «Огород» Акция «Украсим мини – газон цветами» Поисковая деятельность «Аптека под ногами»

3

Итоговый

Презентация проекта

1. Конференция для детей и родителей «Маршруты экологической тропы»

2. Создание альбома «Природа вокруг нас»

3. Праздник «Мы природу сбережём!»

4. Презентация проекта «Экологическая тропа».

Реализация проекта

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

Цветник

Деревья

Кустарники

Птицы

Муравейник

Луг

Огород

Название цикла

Цель

Объекты наблюдения

«Цветник»

- уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

-  понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Многолетние и однолетние

цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, календула.

«Деревья»

«Кустарники»

- закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;

- формировать умение детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;

- систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

- воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.

Ель;

сосна;

береза;

клён;

рябина.

сирень

шиповник

«Птицы»

- углублять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни;

- сформировать представления о роли птиц в жизни леса;

- воспитывать бережное отношение к птицам.

Птицы:

голуби,

воробьи,

вороны,

сороки.

Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях.

«Луг»

«Муравейник»

«Ягодник»

-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, развивать умение находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

-дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях;

- воспитывать чувство бережного отношения к  природному сообществу луга.

Цветы:

мать-и-мачеха, одуванчик,

ромашка,

клевер.

Травы.

Насекомые.

Ягоды:

малина,

брусника.

Экологическая тропинка в здании детского сада

В нашем северном регионе дошкольники проводят много времени в помещении детского сада. Именно поэтому мы создали экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на своё ближайшее окружение и взрослым, и детям.

В состав таких тропинок в нашем детском саду пока (детский сад вновь открытый) включаются объекты живой и неживой природы:

уголок природы, центры воды и песка, камни и минералы, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, мини-огороды на окнах, в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, выставки из бросового материала.

Основными требованиями, предъявляемыми к созданию экологической развивающей среды в группе ДОУ являются:

  • Безопасность жизни и здоровья детей.
  • Развивающий характер среды обеспечение зоны ближайшего развития ребенка и возникновения познавательных интересов, волевых качеств, чувств и эмоций детей.
  • Информативность(разнообразие, богатство живой природы, дидактического и наглядного материала, использование информационных средств (аудио, видео, компьютерной техники и многое другое), что способствует удовлетворению познавательных способностей детей.
  • Новизна(включение новых элементов среды повышает познавательный интерес).
  • Эстетика организации среды.
  • Животные и растительные объекты должны быть неприхотливы с точки зрения их содержания и ухода.

Экологические игры

  • Игры с правилами: «Кто потерялся?», «Какой по вкусу?», «Чудесный мешочек», «Две корзины», «Что будет если…», «Птицы, рыбы, звери», «Цепочка», «Воздух, вода, земля», «Летает, плавает, бегает» и др.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Больница для животных», Магазин -«Овощи, фрукты», «Лесная аптека» и др.
  • Игровые обучающие ситуации «путешествия»: «Поездка в зоопарк», «Прогулка в лес», «Посещение выставки картин о природе», «Поездка в деревню» и др.
  • Игровые обучающие ситуации с игрушками – аналогами: «Рыбки живые и игрушечные», «Живая кошка и игрушечный котенок», «Игрушечный зайчик хочет узнать как живут зайцы в лесу», «Грибы – красавцы лесные и др.
  • Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами: «Карлсон выращивает лук» «Айболит осматривает растения», «Колобок отправляется в лес», «Чиполлино учит детей выращивать картофель»и др.

Литература

  • Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А..  «От рождения до школы» под редакцией– М.: Мозаика - Синтез, 2015г. – 304с.
  • Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.
  • Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2007. - 336 с.
  • Рыжова Н.А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30.
  • Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.
  • Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 52 с.

Работу выполнила:

Трубникова Антонина Павловна

воспитатель МДОУ «ЦРР – д./с № 4»

г. Всеволожска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...

Педагогический проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Согласно указу президента РФ от 1-ого августа 2015г. Под №392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий&r...

План самообразования по теме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через метод проектов".

laquo;Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всемсердцемУдивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб д...

Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».

В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...

Проект: Экологическое воспитание детей младшего возраста через ознакомление с художественной литературой

Аналитическое обоснованиеВеками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от ее неоправдан...