Экологическое воспитание детей в ДОУ через реализацию проекта «Экологическая тропа»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей в ДОУ
через реализацию проекта «Экологическая тропа»
Актуальность проекта
Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.
Цель создания тропы заключается в обучении и воспитании дошкольников, расширении сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления антропогенного факта, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.
Организация тропы силами дошкольников дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.
Участники проекта. Реализация проекта проводится с детьми старшей группы № 31 «Улыбка», родителями, педагогами.
Цель проекта. Создание условий для экологического воспитания детей.
Задачи проекта.
Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды
Воспитывать детей в духе бережного отношения к природе.
Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка
Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе
Ожидаемые результаты.
Дети:
Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
Содействовать развитию представлений о растительном мире.
Родители.
Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Педагоги:
Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
Презентация проекта на методическом объединении
Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей
Этапы реализации проекта
№ | Этапы | Цель | Содержание |
1 | Вводный |
2. Сформировать цели и задачи проекта 3. Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников 4. Разработка перспективного плана мероприятий экологического содержания. | Обследование объектов природного окружения ДОУ Обработка консультативно-методической литературы по проблеме экологического воспитания детей. |
2 | Основной | 1. Описание экскурсионных объектов на маршрутах экологических троп 2. Организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме «Экологическая тропа» | Экскурсия от здания детского сада к прогулочной площадке Целевая прогулка «Соберем природный материал» «Покормим птиц» «Муравейник и его обитатели» «Что можно собрать в ягоднике?» Путешествие «Цветочный ковер» Трудовой десант «Огород» Акция «Украсим мини – газон цветами» Поисковая деятельность «Аптека под ногами» |
3 | Итоговый | Презентация проекта | 1. Конференция для детей и родителей «Маршруты экологической тропы» 2. Создание альбома «Природа вокруг нас» 3. Праздник «Мы природу сбережём!» 4. Презентация проекта «Экологическая тропа». |
Реализация проекта
Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:
Цветник
Деревья
Кустарники
Птицы
Муравейник
Луг
Огород
Название цикла | Цель | Объекты наблюдения |
«Цветник» | - уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста; - понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. | Многолетние и однолетние цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, календула. |
«Деревья» «Кустарники» | - закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки; - формировать умение детей различать деревья и кустарники по внешним признакам; - систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; - воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. | Ель; сосна; береза; клён; рябина. сирень шиповник |
«Птицы» | - углублять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни; - сформировать представления о роли птиц в жизни леса; - воспитывать бережное отношение к птицам. | Птицы: голуби, воробьи, вороны, сороки. Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях. |
«Луг» «Муравейник» «Ягодник» | -побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, развивать умение находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев; -дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях; - воспитывать чувство бережного отношения к природному сообществу луга. | Цветы: мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, клевер. Травы. Насекомые. Ягоды: малина, брусника. |
Экологическая тропинка в здании детского сада
В нашем северном регионе дошкольники проводят много времени в помещении детского сада. Именно поэтому мы создали экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на своё ближайшее окружение и взрослым, и детям.
В состав таких тропинок в нашем детском саду пока (детский сад вновь открытый) включаются объекты живой и неживой природы:
уголок природы, центры воды и песка, камни и минералы, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, мини-огороды на окнах, в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, выставки из бросового материала.
Основными требованиями, предъявляемыми к созданию экологической развивающей среды в группе ДОУ являются:
- Безопасность жизни и здоровья детей.
- Развивающий характер среды обеспечение зоны ближайшего развития ребенка и возникновения познавательных интересов, волевых качеств, чувств и эмоций детей.
- Информативность(разнообразие, богатство живой природы, дидактического и наглядного материала, использование информационных средств (аудио, видео, компьютерной техники и многое другое), что способствует удовлетворению познавательных способностей детей.
- Новизна(включение новых элементов среды повышает познавательный интерес).
- Эстетика организации среды.
- Животные и растительные объекты должны быть неприхотливы с точки зрения их содержания и ухода.
Экологические игры
- Игры с правилами: «Кто потерялся?», «Какой по вкусу?», «Чудесный мешочек», «Две корзины», «Что будет если…», «Птицы, рыбы, звери», «Цепочка», «Воздух, вода, земля», «Летает, плавает, бегает» и др.
- Сюжетно-ролевые игры: «Больница для животных», Магазин -«Овощи, фрукты», «Лесная аптека» и др.
- Игровые обучающие ситуации «путешествия»: «Поездка в зоопарк», «Прогулка в лес», «Посещение выставки картин о природе», «Поездка в деревню» и др.
- Игровые обучающие ситуации с игрушками – аналогами: «Рыбки живые и игрушечные», «Живая кошка и игрушечный котенок», «Игрушечный зайчик хочет узнать как живут зайцы в лесу», «Грибы – красавцы лесные и др.
- Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами: «Карлсон выращивает лук» «Айболит осматривает растения», «Колобок отправляется в лес», «Чиполлино учит детей выращивать картофель»и др.
Литература
- Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.. «От рождения до школы» под редакцией– М.: Мозаика - Синтез, 2015г. – 304с.
- Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2007. - 336 с.
- Рыжова Н.А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30.
- Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 52 с.
Работу выполнила:
Трубникова Антонина Павловна
воспитатель МДОУ «ЦРР – д./с № 4»
г. Всеволожска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...
Педагогический проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Согласно указу президента РФ от 1-ого августа 2015г. Под №392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий&r...
План самообразования по теме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через метод проектов".
laquo;Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всемсердцемУдивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб д...
Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».
В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...
Проект: Экологическое воспитание детей младшего возраста через ознакомление с художественной литературой
Аналитическое обоснованиеВеками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от ее неоправдан...