Формирование представлений о дружбе, дружеских отношениях у до-школьников с помощью дидактического пособия «Мирилка».
консультация (старшая группа)
Обучение ребёнка умению уважительно разрешать конфликты не является чем-то запредельно сложным, но требует неуклонности и терпения. Приведём основные секреты успеха на этом пути.
Умение мириться - очень важный навык. Взрослые должны научить ребёнка прощать, это поможет в жизни.
Нам, взрослым, знакомы с детства небольшие рифмованные стишки, так называемые мирилки. Мирилки и были придуманы на этот случай. Своё название они получили от слова "мир". Мирилки — это волшебные добрые стишки на случай ссоры, помогающие мириться и прощать все обиды, ведь так сложно порой произнести первые слова примирения. Произнёс весёлый стишок, улыбнулся другу — вот и ссоре конец, а кто помирился – молодец. В своей работе мы часто используем мирилки. Оказывается, мирилок не так и мало! Их нужно заучивать наизусть и произносить, держась за руки или за мизинчики с тем, с кем хочешь помириться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predstavleniy_o_druzhbe_1.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о дружбе, дружеских отношениях у дошкольников с помощью дидактического пособия «Мирилка».
«Не бывает бесконфликтных личных отношений. Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми.» Букай Х.
Актуальность проблемы взаимоотношений детей в дружеском аспекте объясняется тем, что не все дети осознают, насколько важна и ценна дружба, и какое значимое влияние она оказывает на их личностное развитие. Взрослым имеет смысл разработать концепцию и установить определенные представления у детей о понятиях «друг» и «дружба». Задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей видеть, понимать и оценивать чувства и поступки других, а также мотивировать и объяснять, как формировать свои суждения.
Дружеские отношения являются особенными для каждого ребенка, так как они отличаются от всех остальных форм взаимодействия. Как только эти отношения возникают, дети расширяют свои возможности и обогащают свои чувства и переживания. Без действий и поступков, связанных с самоограничением, взаимопомощью, заботой и внимательностью, дружба становится невозможной. Следовательно, в ходе дружбы происходит постоянное моральное совершенствование. Дружеские отношения развиваются в процессе общения, и именно общение является главным фактором развития ребенка. Но все мы знаем, что в процессе взаимоотношений все без исключения дети ссорятся. Дома, в детском саду и в школе дети порой бывают участниками конфликтов с криками и даже драками со сверстниками или взрослыми. Эти ситуации неизбежны.
Более того, конфликтные ситуации вполне можно считать желательным событием в жизни ребёнка. Потому что определённый опыт жёстких ссор позволяет ребёнку освоить умение разрешать конфликты уважительно. И это умение многократно пригодится любому взрослому человеку – и в семье, и в дружбе, и на работе.
Если ребёнок не освоил навыки уважительного разрешения конфликтных ситуаций в дошкольном детстве, ему намного сложнее научиться этому в школе или в старшем возрасте.На каждой стадии развития, ребёнок постепенно расширяет своё понимание, как балансировать между собственными нуждами, желаниями и правами, и взаимодействовать с окружающими по тем же принципам. По мере этого дети развивают и свою способность к конструктивному общению, которая становится частью личности.
Первый залог успеха в процессе обучения навыкам уважительного разрешения конфликтов – это научить ребёнка осознавать свои эмоции. То есть те ощущения и чувства, которые он испытывает «здесь и сейчас».
Второй ключевой фактор успеха – научить ребёнка контролировать то, как он выражает свои эмоции. И это поистине самая трудная часть!
Чтобы дети росли социально ответственными, они должны уметь делать выбор из набора эмоций и принимать его последствия – какими бы они ни были.
Обучение ребёнка умению уважительно разрешать конфликты не является чем-то запредельно сложным, но требует неуклонности и терпения. Приведём основные секреты успеха на этом пути.
Умение мириться - очень важный навык. Взрослые должны научить ребёнка прощать, это поможет в жизни.
Иногда ссора может протекать довольно мирно, длиться совсем недолго, а иногда — с дракой и последующим объявлением длительных боевых действий. Громкая фраза «разрешение конфликтов» для детей звучит совершенно иначе: «давай помиримся» — говорит малыш. Но не все дети умеют мириться. Давайте научим их этому. Взрослые, как могут и как умеют, стараются примирить поссорившихся малышей, однако не всегда это удаётся. Но не стоит думать, что конфликт — это плохо. Именно ссора помогает ребёнку научиться правильно строить взаимоотношения во взрослой жизни, находить компромисс, а иногда и отстаивать свои убеждения. Дети, которые предпочитают вообще не ссориться, как правило, ведут себя так, потому что родители слишком жёстко регламентируют их поведение. Это может быть также вызвано заниженной самооценкой, что в будущем будет серьёзно мешать ребёнку адаптироваться в детском коллективе, уметь урегулировать неизбежные конфликты, дружить и занимать лидерские позиции. Нам, взрослым, знакомы с детства небольшие рифмованные стишки, так называемые мирилки. Мирилки и были придуманы на этот случай. Своё название они получили от слова "мир". Мирилки — это волшебные добрые стишки на случай ссоры, помогающие мириться и прощать все обиды, ведь так сложно порой произнести первые слова примирения. Произнёс весёлый стишок, улыбнулся другу — вот и ссоре конец, а кто помирился – молодец. В своей работе мы часто используем мирилки. Оказывается, мирилок не так и мало! Их нужно заучивать наизусть и произносить, держась за руки или за мизинчики с тем, с кем хочешь помириться.
Примеры мирилок.
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!
***
Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем,
И дружить, как прежде будем!
***
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!
***
Это - ты, а это - я.
Ты - хороший у меня.
Мой подарок дорогой,
И не нужен мне другой.
***
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
***
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем,
Раньше дрались,
теперь ни по чем.
Мирилки не только могут помирить детей, словесные тексты дают детям:
- образцы поведения в жизни и реакции на жизненные ситуации;
- имеют необычную форму некой клятвы, где мальчики и девочки обещают друг другу найти взаимопонимание и навеки остаться друзьями;
- в строках заключен важный смысл верности и добра. Они воспитывают никогда не предавать своих товарищей;
- показывают равенство – это цель мирилок. Все равны: если один за всех, то все за одного. Не бывает тех, кто хуже, и тех, кто лучше. В споре вовсе не выделяют проигравшего и победившего.
В процессе работы мы создали коллекцию мирилок, с помощью которых решались многие задачи:
Формировать у детей умения устанавливать и поддерживать контакт со сверстниками и взрослыми на основе уважения и сотрудничества.
Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого обращения со сверстниками и взрослыми.
Учить детей справедливо оценивать поступки сверстников и свои собственные. Закреплять правила поведения в группе.
Подбирая детские мирилки, учитывали определенные требования к ним:
1. Мирилки выбирали вместе с детьми, те, которые больше всего нравились детям, короткие по содержанию, для лучшего их запоминали.
2. Нежелательно использовать мирилки, в которых детям надо мириться под угрозой наказания взрослого. Например, такие: «Мирись, мирись, больше не дерись. А то бабушка придет, тебе уши надерет (вариант «нам по попе надает»).
3. Которые содержат негативную информацию, например, «если ты не будешь…, то мы (не будем играть, водиться и т.д.). Суть мирилки для детей — не посеять страх и научить избегать наказания любой ценой. Ее основная задача — установление мира.
Разучив мирилки, в дальнейшем дети могли использовать их самостоятельно. Некоторым детям был сложно сделать первый шаг, они не знали, что и как сказать, какие подобрать слова. А тут, им в помощь готовый текст. Все что требуется — желание восстановить мир.
Обязательно необходимо, что бы дети высказались о своих обидах, а затем мирились. Во время установления мира, мы соблюдали определенные ритуалы примирения, которые дети выбирали сами: сцепиться мизинчиками, похлопать в ладоши, послать воздушный поцелуй, помириться носиками, признаться в любви другу сказав мирилку «Не сердись, улыбнись. Я тебя люблю!», «нарисовать» обиду и спрятать в карман мирилки, и особенно детям полюбились игрушки – мирилки, которые мы изготовили совместно с родителями.
- Коврик мира.
- Варежка согласия.
- Коробка рукопожатий.
- Стаканчики злости.
- Футболка примирения.
Мирилки мы разместили в уголке дружбы.
Поссорившиеся дети в любой момент могли посетить уголок для выяснения своих отношений: выбрать мирилку и рассказать как, из - за чего у них произошла ссора.
У некоторых детей появились любимые мирилки – стихи, игрушки – мирилки. Научив малышей находить выход из конфликтных ситуаций, используя мирилки, дети учились договариваться, прощать и легко мириться. Играя, дети получали первые уроки мира, а мирилки стали отличными помощниками!
Давайте жить дружно и всегда мириться - это так важно в нашем мире!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о дружбе, через чтение художественной литературы.
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Но во всем этом нет ничего о дружбе...
Дидактическое пособие "Мирилка"
данное пособие позволяет формировать у детей умения, устанавливать и поддерживать контакт с ровесниками и взрослыми на основе уважения и сотрудничества; социальной и нравственной компетентности ...
Статья " Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия " Модель времени"
В стаье описывается система рабрты с данным пособием...
Статья «Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия «Модель времени»
В статье описывается система работы с данным пособием....
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ФРЗ, в том числе амблиопией и косоглазием с помощью дидактического пособия «Цветовой код»
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия "Цветовой код" при ФЭМП у дошкольников с ФРЗ, в том числе амблиопией и косоглазием...
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактического пособия «Коврограф Ларчик»
В данном практикуме приведены различные формы использования дидактического пособия "Каврограф Ларчик" на занятиях по ФЭМП с детьми дошкольного возраста....
Методическое пособие: «Сборник по формированию представлений о дружбе, дружеских отношений у дошкольников с помощью «Мирилок»
Данный сборник «миролок» адресован педагогом ДОУ, родителям и предназначен для проведения в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментов. Может б...