ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактического пособия «Коврограф Ларчик»
методическая разработка по математике
В данном практикуме приведены различные формы использования дидактического пособия "Каврограф Ларчик" на занятиях по ФЭМП с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_kavrograf.docx | 36.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактического пособия
«Коврограф Ларчик»
Разработала и провела воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «ДС №28»
Аванесян Р. В.
г. Благодарный 2023 г.
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактического пособия «Коврограф Ларчик»
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.
Задачи:
- познакомить воспитателей с игровым пособием В. В. Воскобовича «Коврограф Ларчик», их особенностями, формами и методами работы.
- развивать творческий познавательный интерес к играм В. В. Воскобовича.
- воспитывать уважение к авторским играм; желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.
Ход
2 слайд
Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги. Я сегодня постараюсь рассказать вам об уникальном игровом пособии Воскобовича «Коврограф Ларчик», а также о его применении на ООД по ФЭМП.
Немного истории: Вячеслав Вадимович Воскобович – живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 50 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер-физик. Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. В.В. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушкам, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Змейка». Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик развивающих и коррекционных игр.
3 слайд
«Коврограф Ларчик» является частью авторской игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры». Это игровое поле из ковролина, которое жестко крепится на стене.
4 слайд
Это, по сути, альтернатива фланелеграфа. В комплекте наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры», образные элементы и круговерт.
5 слайд
Обращение к залу.
Перед вами два пособия «Ларчик» и «Мини Ларчик». Скажите, чем они отличаются? Как вы думаете, зачем нужен маленький Ларчик?
Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей. Пособие «Коврограф Ларчик» соответствует требованиям ФГОС и является универсальным так, как способствует всестороннему развитию детей в возрасте от 3 до 10 лет. Сегодня я расскажу об использовании данного пособия для формирования элементарных математических представлений у детей, в то время как его можно использовать во всех образовательных областях.
Как вы думаете, почему поле коврографа разделено полосами на части?
Но как, же рассказать об этом детям, какой прием использовать? Что дети любят слушать больше всего?
Применение данных пособий предполагает использование в работе с детьми «длительных» и «быстрых сказок».
Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем сказочные препятствия. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.
6 слайд
В процессе игры коврограф «Ларчик» превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса.
7 слайд
А населяют ее волшебные персонажи: пчелка Жужа, гусеница Фифа, медвежонок Мишик, Долька, паучок Юк, галчонок Каррчик, Незримка Всюсь и многие другие.
(ПОКАЗ) Поле коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями, тем самым облегчая построение геометрических контуров, а в дальнейшем и ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет детям увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости.
Пространственные карточки: ЛЕВ , ПАВЛИН ,ПОНИ , ЛАНЬ.
А вот какую историю можно придумать, чтобы объяснить, зачем Ларчик разделили на части.
Жили были Лев, Павлин, Пони и Лань. Они дружили, шло время и однажды друзья поссорились и разошлись в разные стороны.
Как вы думаете, где стал жить Лев? Почему вы так решили? Где стали жить Павлин, Пони, Лань?
8 слайд
Так у каждого зверя своя территория.
С помощью этих героев, дети в непринужденной форме знакомятся и запоминают пространственные образы и со временем начинают оперировать этими образами без наглядной основы.
9 слайд
Разноцветные веревочки.
Ими можно обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры измерять величину предметов и сравнивать.
- слайд
1. Дорожку от домика Дольки к домику Незримки Всюсь соединить и пройти по ней пальчиком.
11 слайд
2. Поставить на поле точки попросить ребенка поставить симметрично такие же точки, их соединить веревочкой и получить образ.
3. Длинные и короткие - разложи карандаши по коробочкам.
12 слайд
4. Выкладывание и ознакомление с прямой, ломанной и кривой линиями.
13 слайд
5. Соотношение длины (выкладываем разной длины и просим сделать одинаковыми, для образца берется одна из веревочек).
6. Отношения по величине. (На полянке, у Лопушка, выросли грибы: первый в одну ячейку, второй - в две, третий - в три, продолжи ряд. Какой гриб самый высокий? Низкий? Сколько клеток вмещает пятый гриб?)
14 слайд
7. Развитие фантазии и творческих способностей (трансформируй прямоугольник или круг во что-нибудь)
15 слайд (Образцы)
8. Математические диктанты, развивающие пространственные ориентиры (Найди клад, он спрятан от точки 2 клетки вправо, 3 вверх…)
16 слайд Разноцветные круги-липучки.
«Бусы». У модницы Фифы были красивые разноцветные бусы на двух ниточках. Однажды одна ниточка разорвалась, и бусы рассыпались. Фифа принялась их собирать.
17 слайд
На коврографе располагаются в ряд кружочки группами на некотором расстоянии друг от друга. В каждой группе количество шариков увеличивается на один (1,2,3,4 шарика из «Разноцветных липучек»). Это одна нитка с бусами. Дети под этими шариками прикрепляют точно такое же количество шариков (собирают «рассыпанные» бусы). Можно предложить продолжить ряд, соблюдая последовательность.
18 слайд (Готовый образец).
19 слайд Разноцветные квадраты. Карточки семи цветов радуги.
20 слайд
«Поймай бабочку». Медвежонок Мишик со своими друзьями разложил на Полянке цветные квадраты, и на полянке появилась бабочка. Она порхала, перелетая с одного квадрата на другой
Карточки раскладываются в 2 - 3ряда по три в каждом ряду. Цель: поиск карточки, например, желтого. Поиск происходит путём подачи команд: «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево». Исходное положение указывается в начале игры (например, белая карточка). За командами дети следят только зрительно, без помощи пальца и указки, передвигаясь на соседнюю карточку. Как только дети находят нужную карточку, хлопают в ладоши.
(Кр.,ор.,желт.,зел.,черн.
Бел.,гол, син.,фиол.,сер.)
21 слайд
Радужные гномы.
7 гномов, которые активизируют познавательный интерес детей. Они имеют свои имена, которые дети быстро запоминают (Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе – желтый, Зеле – зеленый, Геле – голубой, Селе – синий, Фи – фиолетовый.) Здесь и приобретение навыков порядкового счета, развитие наблюдательности, памяти.
«Кто спрятался»
На поляне появились гномы Кохле , Охле , Желе ,Зеле, Геле , Селе , Фи в разноцветных шапочках они стали играть в прядки с Лопушком.
На коврографе располагаются карточки, по считалке, дети закрывают глаза, взрослый убирает одну из карточек. Кто из гномов спрятался?
Карточки могут меняться местами.
22 слайд «Какой по порядку?»
На Полянку вышли гномы. Давайте вспомним их имена. Гном Кохле стоит первым, Охле – вторым и т. д. Кто стоит между Желе и Геле? Сколько гномов помещается между Охле и Фи? Какой гном стоит шестым (вторым, третьим, четвёртым)?
23 слайд «Дом для гномов»
Задачи: тренировка умения двигаться в заданном направлении, использовать в речи предлоги над, под; тренировка внимания и памяти.
Описание игры: Гномы просят построить многоэтажный дом, не могут отыскать свои комнаты. Дети строят дом по инструкции, помогают гномам найти свои комнаты.
Инструкция: постройте дом из 6 клеток- комнат с помощью липкой ленты .В нижнем левом углу поселите гномика Геле
Справа от него – Селе,
Над Селе поселите гномика Зеле.
Слева от Зеле – гномик Желе,
Над Желе – Кохле,
Справа от Кохле – Охле.
24 слайд (ГОТОВЫЙ ОБРАЗЕЦ)
25 слайд
Образные элементы.
Занимательные игры с «забавными цифрами» из Цифроцирка. Математика сложная наука, но если на помощь малышу придут забавные зверята-циферята, и математика превратится в увлекательную игру под названием «цифроцирк»
«Цифроцирк». Цель: знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда; развитие произвольной памяти.
Дорогие дети! Перед вами зверята – цифрята. Они выступают на арене сказочного Цифроцирка. Жители волшебного Фиолетового Леса очень любят смотреть их представления. Сейчас и вы с ними познакомитесь.
Ёжик Единичка – наездник
Зайка – Двойка – укротитель диких зверей
Мышка – Тройка – воздушная гимнастка
Крыска – Четвёрка – силачка
Пёс Пятёрка – жонглёр Кот Шестёрка – акробат
А самый главный в Цифроцирке – маг по имени Магнолик Нолик. Он же директор Цифроцирка. Для начала запомните имена всех артистов … и добро пожаловать в Цифроцирк.
Игры с забавными цифрами позволяют знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счета и отсчета в пределах десяти. Развивают психические процессы: внимание, произвольную память; операции логического мышления (умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, объединять); воображение, речь.
«На что похож каждый герой?» . Скажите, на какую цифру похож Магнолик? (на ноль), ёжик (на единицу) и т. д. до шести. Как вы думаете, какая любимая цифра у каждого героя?
26 слайд
«Репетиция». Однажды Магнолик пригласил всех артистов на репетицию. Великий Маг и Повелитель Нуля попросил их встать в ряд, каждого на свое место.
Взрослый выкладывает в ряд карточки с изображением артистов не по порядку. Например, Ежик-наездник, Зайка-укротитель, Мышка-гимнастка, Пес-жонглер и Крыска-силачка.
Тут Маг заметил, что кто-то из артистов стоит не на своем месте.
Дети исправляют ошибку.
27 слайд
«Все ягоды пополам». Угости Пёсика Пятёрку и Мышку Тройку ягодами. Сколько ягод дашь Мышке, а сколько Пёсику? У кого ягод меньше, а у кого больше? Как сделать так, чтобы у друзей ягод стало поровну?
28 слайд (ПОКАЗ ОБРАЗЦА)
Игра «В гости зверятам - цифрятам»
Цель: развитие навыков количественного счёта, состав числа 5; развитие связной речи; развитие мелкой моторики, навыков манипулирования различными предметами.
Ход игры: Слоник Ляп-Ляп пошёл погулять в Фиолетовый лес и решил зайти в гости к своим друзьям зверятам – цифрятам. Зверята жили вдвоём в одном домике, сумма их чисел была равна 5 . А стояли дома в разных частях Ковровой Полянки.
- Первый домик стоял на 3 ряду на 1-2 клеточке, и в нем жил Зайка Двойка с другом. (С каким другом жил зайка двойка если сумма их чисел равна 5?)
- Второй домик находится на 4 ряду на 6-7 клеточке, в нем жил Четвёрка Кошечка с другом. ( С каким другом жил четверка кошечка если сумма их чисел равна 5?)
29 - 30 слайд (ПОКАЗ ОБРАЗЦА)
Игра «Гномики идут в гости к цифрятам»
КОХЛЕ – 2 ряд 3 клетка
Охле – 4 ряд 1 клетка
1-Ёжик- 7 ряд 8 клетка
2-Зайка -9 ряд 6 клетка
Гномик Кохле, пойди, погуляй
К Ёжику – наезднику по одной клетке шагай.
А ты, Охле – не ленись,
К Зайке в домик проберись.
Зайка- это цифра 2, ты всегда шагай на 2 шага.
31 слайд (ПОКАЗ ОБРАЗЦА)
32 - 33 слайд Круговерт и стрелочка. Используется для начертания кругов.
34 слайд «Как не поссориться». Как-то раз Галчонок Каррчик и Медвежонок Мишик решили поиграть с фигурами. Галчонок Каррчик взял себе красные фигуры.
Взрослый на игровом поле коврографа заранее делает аппликацию двух кругов с пересечением в центре (круги Эйлера) с помощью пособий «Разноцветные веревочки» и «Круговерт и стрелочка». Прикрепляет над левым кругом изображение Галчонка Каррчика, а над правым Медвежонка Мишика. Пока дети действуют, располагает в круге Галчонка Каррчика фигуры красного цвета.
А Медвежонок Мишик – все круглые.
Взрослый прикрепляет эти фигуры в круге Медвежонка Мишика.
В з р о с л ы й: Вдруг Медвежонок Мишик увидел у Галчонка Каррчика красный круг и сказал, что эта фигура его. Галчонок Каррчик ответил, что его. Друзья поссорились.
Взрослый перекладывает красный круг из одного круга во второй.
В з р о с л ы й: Чья это фигура – Медвежонка Мишика или Галчонка Каррчика? Что делать с красным кругом?
Дети высказывают предположения. Дети объясняют, что оба правы, потому что фигура и красная, и круглая. Взрослый располагает красный круг в пересечении двух кругов.
35 слайд (ПОКАЗ ОБРАЗЦА)
36 слайд В своей работе я использую не только готовые материалы, но и те которые сделаны своими руками и естественно к ним придумываются новые игры.
Уважаемые коллеги моё выступление подошло к концу. Думаю, вы все убедились, пособие «Каврограф «Ларчик»» - доступно, универсально и очень эффективно. В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка.
Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения.
Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей.
Пособие соответствует требованиям ФГОС. Его можно использовать в разных образовательных областях. Является трансформируемым , содержательным , доступным .
Мне хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр.
Наиболее эффективным инструментом развития у ребёнка элементарных математических представлений является использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребёнка понимать некоторые ...
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей 4-5 лет»
В данной консультации представленны рекомендации родителям по данной тематике...
Консультация для воспитателей ««Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста»
Рекомендации по формированию элементарных математических представлений с помощью игр....
Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр в старшей группе
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в учебном и воспитательном процессе дошкольников с нарушением зрения. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоя...
Выступление на МО «Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр и упражнений»
методическая разработка...
мастер-класс для педагогов "Формирование элементарных математических представлений с помощью блоков Дьенеша"
блоки Дьенеша...
Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр
Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных математических представлений я выстраиваю с учётом следующих принципов:1 Доступность- соотнесение содержания, характера и объёма учеб...