ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста через дидактическое пособие ».
методическая разработка
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста через дидактическое пособие ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 113.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль» г.Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей среднего возраста через дидактическое пособие ».
Подготовила: Галимова А.М.
Мельникова В.А.
Куцык Н.А
г.Белебей 2014г.
Описание проекта
Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЛИЯЕТ
Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.
Формирование сенсорных эталонов: цвет, форма ,величина, развитие познавательных процессов:
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
Образовательные:
- развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.
- Развивать умение использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
Воспитательные:
- воспитывать;
- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
- воспитывать бережное отношение к книгам и играм.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы;
- развивать мелкую моторику.
- Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы.
- Продолжать формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.
Актуальность проекта
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Цель проекта
– систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Задачи проекта:
· Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
· Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей
· Разработать программу сенсорного развития детей .
· Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием .
Ожидаемый результат:
– повышение уровня сенсорного развития детей
Сроки проекта: сентябрь – апрель 2014 г. (долгосрочный)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме, тактильные книги, развивающие коврики.
Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:
1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей:
1. Развивающие коврики.
2. Игровые образовательные ситуации с тактильными книгами
3. Работа с предметными и сюжетными картинками.
4. Дидактические игры.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный )включает:
повышение уровня профессиональной компетентности;
определение объема материала, который будет адресован детям.
планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
реализация:
Изучение специализированной литературы;
Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету» ;
Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
Подбор заданий и проведение диагностики;
По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
II этап: творческий (основной)включает:
Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
Консультации для родителей.
реализация:
Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие.
Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
Проведение дидактических игр и игр-занятий;
Исследовательская деятельность детей;
III этап: заключительный включает:
Подведение итогов
реализация:
Диагностика детей;
Проведение заключительного занятия;
Самооценка, выводы.
Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах в начало проекта
В исследовании приняли участие 14 детей в возрасте
4-5-х лет. Выявлено 2 уровня развития детей:
низкий -5 детей (35 %)
средний – 9 детей (65 %)
конец проекта
В исследовании приняли участие 14 детей. Выявлено 3 уровня развития детей:
низкий -1 ребенок (7 %)
средний – 9 детей (64 %)
высокий -4 ребенка (29 %)
Результаты проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
-Мозаика-вкладыши крупная;
-Мозаика мелкая;
-Мозаика –пазлы мелкая;
-Лотто «Фигуры по местам»;
-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);
-Конструктор
В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
-« »;
-« »;
-« »;
-«Подбери по цвету»
-Оборудован дидактический стол.
Практическая значимость проекта
Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;
Разработка дидактического материала и дидактических игр;
Разработка методических рекомендаций для родителей.
Перспективы развития проекта
Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Информационные ресурсы
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста [ТЕКСТ]:/ Н.В. Дубровская// Журнал Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21 – 26.
Глушкова, Г. Игра или упражнение [ТЕКСТ]:/ Г. Глушкова// Журнал Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С.29 – 34.
Дерягина, Л.Б. Сказка о том, как на свете появились краски [ТЕКСТ]: /Л.Б. Дерягина// Журнал Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 43 – 45.
Пищикова, Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства [ТЕКСТ]: / Н. Пищикова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2 – С. 67 – 69.
44. Смирнова, Н. Приглашаем в «Крышкоград» [ТЕКСТ]: / Н. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №4 – С. 47 – 49.
Горбунова, И. Сенсорная комната в «Ладушках» [ТЕКСТ]:/ И. Горбунова, А. Лапаева // Журнал Дошкольное воспитание. – 2006. – №12 – С. 30 – 32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру»
Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприяти...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/19/picture-689149-1445274390.jpg)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/18/picture-769832-1458305630.jpg)
педагогический проект "Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад №3 «Радуга» с.Комсомольское ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей р...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-258750-1369320577.jpg)
Педагогическая поддержка формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.В дошкольной педаг...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/23/picture-1407282-1653280285.jpg)
«Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру»
Актуальность проекта•Цветовосприятие - это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и явлениям. Именно с их восприятия начинает...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-841139-1478006169.jpg)
Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста через дидактический набор «Дары Фрёбеля».
Аннотация Данная статья содержит исследование, посвященных формированию некоторых сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактического набора «Дары...
ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру»
Цель проекта: систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста....