Статья "Дидактические игры как эффективное средство развития дошкольников"
статья (старшая группа)

Кошелева  Наталья Юрьевна

В статье рассматриваются возможности дидактической игры, как средства разностороннего воспитания и развития познавательных способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как эффективное средство развития дошкольников

В процессе происходящих изменений в педагогике дошкольного обучения, поиска направления гуманизации воспитательно-образовательной деятельности с детьми и создания новых образцов взаимодействия взрослых и детей, внимание исследователей вновь обращается к игровой деятельности.

Многие исследователи отечественной науки (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) считают, что развитие личности проходит в процессе различных видов деятельности, а именно в игре. Каждый этап жизни и развития дошкольников характеризуется конкретным видом деятельности, который является в это время ведущей.

         Ведущая деятельность – это та, в ходе которой происходят качественные изменения в психическом развитии детей, создаются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, которые характерны для конкретного возраста: в дошкольном периоде (от 3-7 лет) – это игровая деятельность.

Педагогами-практиками были разработаны принципы, содержание и методы развития познавательных способностей детей-дошкольников, с помощью которых становится возможным повышение обучающей эффективности обучения, что является дидактической игрой.

Использование дидактических игр в процессе воспитания и обучения дошкольников, которое сложилось в народной педагогике, получило свое развитие в исследованиях таких педагогов прошлого, как М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.И. Сорокина, Ф. Фребель и др.

Дидактическая игра – многоплановое, сложное педагогическое явление. Это игровой метод, форма обучения, самостоятельная игровая деятельность детей, а также средство разностороннего их воспитания и развития познавательных способностей.

Дидактические игры – это ситуации, специально созданные педагогом или воспитателем, которые моделируют реальность, выделяют проблему и предлагают дошкольникам найти из нее выход. Под технологией дидактической игры следует понимать конкретную технологию проблемного обучения.

Стоит отметить, что игровая деятельность дошкольников имеет очень важное свойство: познавательная деятельность в ней становится самодвижением, т.к. информация не поступает извне, а считается внутренним продуктом, результатом этой деятельности. После этой информации рождается новая, которая тоже за собой влечет другую информацию, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Дидактическая игра в качестве средства формирования познавательных способностей дошкольников содержит следующие возможности:

- активизируются познавательные процессы; воспитывается интерес и внимательность дошкольников;

- развиваются способности;

- дети вводятся в жизненные ситуации;

- дошкольники обучаются действовать по конкретным правилам, развивается любознательность;

- закрепляются знания, умения.

В структуре дидактической игры содержатся следующие компоненты:

1)        мотивационный: потребности, мотивы, интересы, которые определяют стремления дошкольников принимать участие в игре;

2)        ориентировочный: происходит выбор средств для осуществления игровой деятельности;

3)        исполнительный: действия, операции, которые позволяют реализовать поставленную игровую цель;

4)        контрольно-оценочный: корректирование и стимулирование активности игровой деятельности.

Структурным элементом игры выступает игровая задача, решение которой осуществляется дошкольниками в игровой деятельности. Присутствуют две задачи: дидактическая и игровая, которые отражают взаимосвязанность обучения и игры.

В дидактической игре обучение детей осуществляется через игровую задачу, которая определяет все игровые действия, становится личной задачей самого дошкольника, побуждая ее решить, активизируя игровые действия.

Дидактическая задача определяет обучающий характер игры, ее обучающее содержание влияет на процессы познавательной деятельности дошкольников. Занимательность игры позволяет создать положительную эмоциональную окрашенность монотонности деятельности по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка дошкольного возраста. Другим положительным свойством дидактической игры является то, что она помогает использовать знания в новой ситуации, таким образом, материал, усваиваемый дошкольниками, проходит сквозь своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.

Правильно построенная игра способствует обогащению процессов мышления, развитию саморегуляции, укреплению воли ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.

В игре выделяются несколько уровней:

- у обучающихся появляется желание поиграть, активно действовать. На этом уровне используются различные приемы для вызова интереса к игре: беседа, считалочки, загадки, напоминание о понравившейся игре. Также здесь происходит развитие общения, на основе чего формируются такие качества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество;

- дошкольник учится выполнению игровой задачи, правилам, действиям игры. Педагог выступает здесь не как наблюдатель, а в качестве равного партнера, которому необходимо вовремя прийти на помощь играющим, справедливо оценить поведение детей в игре;

- одновременно закладывается база таких важных для человека качеств как честность, настойчивость, целеустремленность, способность переживать неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и победам товарищей. В качестве игровых заданий здесь предлагаются вопросы и упражнения, которые расширяют и углубляют знания о мире, развивают познавательную активность, тем самым формируют учебную мотивацию.

Усвоив правила и условия разных видов игр, дошкольники играют самостоятельно во время обучения, и в свободное время.

Содержание игр формирует у дошкольников правильное отношение к различным явлениям природы, предметам окружающей среды, общественной жизни, людям различных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности, систематизирует и углубляет знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры на сообразительность выставляют перед дошкольниками задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях:

- находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;

- сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, размышляя, делать правильные выводы, обобщения.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизация речи происходит при общении детей в играх, решении спорных вопросов, развивается способность ребенка аргументировать свои утверждения, доводы.

В игре у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, закрепляются понятия о нормах поведения и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Дидактические игры формируют у детей знания о пользе труда и уважение к трудящемуся человеку.

Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму и к изобразительной деятельности.

В играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные (настойчивость, целеустремленность, честность и другие), так и отрицательные (эгоизм, упрямство, хвастливость).

В ходе игры одни дети отвечают смело, действуют уверенно, другие держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, не отличается быстротой и гибкостью мышления. Труднее удается выявить индивидуальные особенности у замкнутых, молчаливых и малоактивных детей. Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолевается в игре. Играя вместе с робкими детьми, педагог незаметно дает им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность.

Таким образом в игре учитываются индивидуальные особенности каждого воспитанника. Посредством этих же игр устраняются нежелательные проявления в детском характере, и развиваются такие необходимые компоненты для успешного обучения, как:

- интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);

- мотивационный (желание узнавать новое);

- практический (применять полученные знания и умения в жизни).

Следовательно: игра является мощным стимулом и разносторонней, сильной мотивацией в обучении и воспитании детей; в процессе ее активизируются все психические процессы и качества личности детей. Дидактическая игра позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное при организации воспитательно-образовательного процесса; предоставляет возможность гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком. Дидактическая игра является эффективным средством развития познавательных способностей детей дошкольного возраста, поэтому педагоги активно используют ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью и для познавательного развития ребенка (интеллектуальный, мотивационный и практический).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"

Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...

Презентация "Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников"

В презентации представлен материал для развития и совершенствования мелкой моторики  детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр....

Театрализованные игры как эффективное средство социализации дошкольника

Театрализованные игры как эффективное средство социализации дошкольникаТеатральная деятельность — это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих ...

Игра как эффективное средство развития речи дошкольников.

Игра - это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливост...

Краеведческие игры, как эффективное средство развития познавательной и эмоциональной активности старших дошкольников

Выступление по теме : ”Краеведческие игры,как эффективное средство развития познавательной    и эмоциональной активности старших дошкольников”....

Дидактическая игра-как эффективное средство развития речи дошкольников

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как одна из основных образовательных областей. Благодаря речи, дети познают окружающий мир, накапливают зн...