Игра как эффективное средство развития речи дошкольников.
консультация по развитию речи

Калинина Оксана Игоревна

Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

 ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

 Игра - это искра, зажигающая огонек

 пытливости и любознательности.

 В.А. Сухомлинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как эффективное средство развития речи дошкольников.

Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

 ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

 Игра - это искра, зажигающая огонек

 пытливости и любознательности.

 В.А. Сухомлинский.

Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Речь - это важный элемент человеческой деятельности.  Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.

В связи с этим я выбрала тему : «Игра как эффективное средство в развитии речи дошкольника» Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Основная цель работы  - формирование грамматического строя речи и развитие связной речи детей дошкольного  возраста, средствами игровой деятельности.

Из основной цели вытекают следующие задачи:

1.Создание условий для формирования грамматического строя речи.

2.Обучение  связной  речи через игру.

3.Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений.

Для реализации созданы следующие условия: театрализованный уголок, подбор настольно-печатных, дидактических игр в соответствии с возрастом, предметно-развивающая среда.

Методы, используемые в работе:

- наглядный;

- словестный;

- практический.

Все эти методы реализовывались при помощи приёма игр.

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся по степени самостоятельности и творчества детей в игре. Наиболее популярной является классификация Н. К. Крупской, которая разделила детские игры на две группы  :

I. Творческие игры:

1) режиссерские,

2) сюжетно-ролевые,

3) театрализованные,

4) игры со строительным материалом.

II. Игры с правилами:

1) подвижные игры,

2) дидактические игры.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, формируются умения связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения в ведущей игровой

деятельности ведут к интенсивному овладению языком, его словарным богатством и грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится более ясной и связной . В сюжетно-ролевых играх дети брали  на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводили их деятельность и отношения между ними. При этом они комментировали  свои действия: “Доктор слушает больного”, “Папа забивает гвоздь”.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. 

На основе сказок дети учились изменять тембр голоса в зависимости от исполняемой ими роли. Кукольный театр так же, может быть прекрасным инструментом в развитии речи, воспитании ораторских способностей. В действиях кукол дети могут увидеть свое отражение.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь .

Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, выразительности речи, вкуса и интереса к художественному слову, художественно-речевой деятельности.

Театрализованная деятельность является одним из компонентов художественно-речевой деятельности, средством развития образной, литературной речи. Дети знакомились  с окружающим миром, учились правильному звукопроизношению, выполняли различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Благодаря театрализованным занятиям у детей развиваются коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, эстетические чувства.

 Считаю  что важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организации деятельности его поведения, формирование социальных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"

Данный материал содержит практические советы для родителнй  по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...

Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"

Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...

Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....

"ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста ч...

«Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР»

В статье рассказывается о способах развития речи у дошкольников при использовании лего-конструктора, обосновывается актуальность темы, предлагаются разработанные и апробированные на практике дидактиче...

Дидактическая игра-как эффективное средство развития речи дошкольников

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как одна из основных образовательных областей. Благодаря речи, дети познают окружающий мир, накапливают зн...