В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как одна из основных образовательных областей.
Благодаря речи, дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах, выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Чаще, говоря об особенностях речи дошкольников, мы используем следующие характеристики: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, дать логическое обоснование и вывод, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Поэтому сегодня так остро стоит вопрос речевого развития дошкольников.
Важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности и предупреждению речевых нарушений, вовремя замечать и корректировать отставание в формировании речевой функции. Ведь ребёнок, именно в это период овладевает величайшим достоянием человечества - речью. Сам начинает говорить и довольно свободно, хотя и своеобразно объясняется с окружающими. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми речевыми навыками их этому надо учить. А так как, основным видом деятельности для дошкольников является игра, то все обучение проходит именно через неё.
Задача по обогащению словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно и пронизывать все режимные моменты.
Ребенок – большую часть времени проводит в детском саду, поэтому педагогу необходимо создать условия для речевого развития детей дошкольного возраста. Это предметно-развивающая среда группы: рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами; методические и дидактические пособия, подобранные в соответствии с возрастом и индивидуальными образовательными потребностями детей группы; игровой материал: игрушки и игры различной направленности и содержания; окружающая речевая среда: речь, которую ребенок воспринимает в естественных условиях – семьи и детского сада.
В своей работе по речевому развитию детей, использую различные средства формирования речи, но наиболее эффективным средство, считаю дидактические игры. Процесс обучения и повторения пройденного, проходит с их использованием в более доступной и привлекательной игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Поэтому, основная цель в моей работе: развитие всех элементов устной речи детей при помощи дидактической игры. В соответствии с целью я поставила следующие задачи:
Задачи:
1. Способствовать созданию условий для развития речи детей, формированию грамматически правильной речи дошкольников, посредством использования дидактических игр.
2. Подбирать и использовать дидактические игры, направленные на развитие словаря детей, на воспитание ЗКР.
3. Формировать диалогическую речь, учить поддерживать разговор, отвечать на вопросы.
Для обучения и закрепления пройденного материала и созданы дидактические игры. Главная их особенность, состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме.
Любая дидактическая игра развивают речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. И такая игра является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.
Обучающее воздействие игр необходимо как в детских учреждениях, так и в семье, где оно приобретает особенно важное значение. Чтобы добиться наиболее эффективного результата в развитии речи необходима совместная работа педагога и родителей. С целью создания условий и успешного речевого развития детей в семье с использованием дидактических игр, мною были проведены консультации для родителей: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием дидактических игр», «Развиваем речь ребенка», «Читаем и играем». В индивидуальных беседах даны советы, больше разговаривать с детьми, читать книги, играть в словесные игры.
В дошкольной педагогике дидактические игры можно разделить на три основных вида:
• игры с предметами (игрушками, природным материалом);
• настольно-печатные;
• словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются.
Настольно-печатные игры – это интересное занятие для всей семьи. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, вкладыши, пазлы, мозаика и другие. В ходе этих игр, дети закрепляют и отрабатывают полученные знания; развивают процессы речи, мышления, внимания, памяти, воображения; тренируют усидчивость, дисциплинированность, умение доводить начатое до конца; воспитывают умение сотрудничать. Многие игры способствуют накоплению словаря, развитию фонематических процессов и лексико- грамматических представлений, связной речи, познавательных процессов, формированию диалогической речи.
Словесные игры - построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети получают возможность, опираясь на имеющиеся представления о предметах, расширять знания о них, так как от них требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам и др.
Дидактические игры, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. (Н-р: в дидактической игре «Уложили куклу спать», воспитатель обучает детей младшего возраста последовательности действий в процессе раздевания куклы: аккуратности при складывании одежды на стоящий рядом стул, заботливому отношению к кукле, укладыванию её спать, пению колыбельной песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их на кроватку, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так в речевом обиходе детей появляются слова: «кровать», «стульчик», «постельные принадлежности», «ночная рубашка» или «пижама»).
Подобных игр проводится множество: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с предметами-игрушками, позволят быстрее детям освоить тот или иной сюжет, справиться с ролью и подвести к самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм.
В основу всех видов занятий по речевому развитию положено два принципа:
• дети должны слышать обращенную к ним речь, и она должна быть правильной,
• дети должны говорить сами.
При создании игровых ситуаций обеспечивается возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала. Таким образом, систематическая работа в данном направлении позволяет сделать вывод об эффективности использования дидактических игр в речевом развитии дошкольников. В результате, у детей:
- повышается уровень речевой деятельности;
- обогащается и расширяется словарный запас;
-формируется способность сравнивать и объединять предметы по признакам;
- совершенствуется звуковая культура речи;
- появляются ответы краткими простыми предложениями;
- формируются простые причинно-следственные связи;
- в речи все чаще используются простые формы диалогической речи.