План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством сказкотерапии»
методическая разработка
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что мы работаем с детьми дошкольного возраста, с интеллектуальными нарушениями различной степени, группа разновозрастная (4-8 лет). Речевое развитие у детей значительно отстаёт от возрастной нормы, у всех системное недоразвитие речи: дети произносят отдельные слова и звукоподражания. Интерес к книгам не проявляют, общаются наши воспитанники часто жестами. В связи с этим, мы выбрали приоритетным направлением в своей работе с детьми – метод сказкотерапии (прослушивание сказок, рассказывание сказок, разукрашивание сказочных героев, постановка сказки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_23-24.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано
Заместитель заведующего по УВР
МБДОУ №14 «Брусничка»
____________/_________________
План работы по самообразованию
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством сказкотерапии»
Альхименок Оксана Борисовна, воспитатель
МБДОУ №14 «Брусничка» на 2023 – 2024 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность.
Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.
Но к сожалению в настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах с использованием гаджетов. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что мы работаем с детьми дошкольного возраста, с интеллектуальными нарушениями различной степени, группа разновозрастная (4-8 лет). Речевое развитие у детей значительно отстаёт от возрастной нормы, у всех системное недоразвитие речи: дети произносят отдельные слова и звукоподражания. Интерес к книгам не проявляют, общаются наши воспитанники часто жестами.
В связи с этим, мы выбрали приоритетным направлением в своей работе с детьми – метод сказкотерапии (прослушивание сказок, рассказывание сказок, разукрашивание сказочных героев, постановка сказки).
Исходя из актуальности данной проблемы были определены основные принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллектуального развития:
-Принцип наглядности. Для повышения результативности обучения вся коррекционная работа строится с опорой на наглядность. Дополнительным является задействование различных анализаторов.
-Принцип динамичности. Использование в коррекционно-развивающей работе различных видов деятельности.
-Принцип доступности. Построение коррекционно-развивающей работы с учётом возрастных, индивидуальных, психофизических особенностей детей, подбор материала по принципу от простого к сложному, с постепенным усложнением заданий.
-Принцип систематичности и последовательности. Построение коррекционно-развивающей работы в чёткой логической последовательности, с опорой на ранее полученные знания у детей, в поэтапной подаче материала в соответствии с планом проектной деятельности.
-Принцип развивающего обучения. Все элементы педагогического процесса направлены на всестороннее развитие и воспитание детей с ОВЗ.
Цель: Методом «Сказкотерапии» стимулировать речевую активность детей. Способствовать накоплению познавательного и жизненного опыта. Развивать индивидуальные способности, эмоционально отзывчивую и самостоятельную личность ребенка.
Задачи:
Для детей:
Образовательные
*Создание благоприятных условий развития детей с учетом их возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей;
*Формировать навыки речевого общения. Расширять словарный запас у детей, развивать связную речь.
Развивающие
*Развивать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных героев (через мимику, речь). Развитие творческого воображения;
*Развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, памяти, мышления;
*Развитие творчества в различных видах деятельности.
Воспитательные
*Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;
*Формировать у детей бережное отношение к книге, проявлять желание повторно слушать любимую сказку.
Для родителей:
*Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
*Заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в мероприятиях.
Ожидаемый результат:
*динами развития;
*применение приемов и методов в непосредственно -образовательной и самостоятельной деятельности;
*доклады, выступления, участие в конкурсах;
*публикации материалов, авторских разработок и авторских методических материалов по теме самообразования;
*самый важный результат с детьми – создание настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.
Ожидаемый результат у детей:
*Заинтересовать детей через разные виды деятельности, применяя разные средства, методы и приемы.
*формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность.
Предполагаемый результат для родителей:
*оформление консультаций по теме самообразования;
*папок передвижек, буклетов;
*совместное оснащение уголка;
*совместные выставки детского творчество;
Провести с родителями беседу и попросить их принять активное участие в данных мероприятиях, так как только в тандеме «родители + педагоги» можно достичь положительного результата.
Источники самообразования:
*И.В. Вачкова «Сказкотерапия»
*Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева «Практикум по сказкотерапии»
*Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Д.Б. Кудзилова «Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии»
*Д.Ю. Соколова «Сказки и сказкотерапия»
*С.А. Черняева «Психотерапевтические сказки и игры»
*О.А. Шорохова «Играем в сказку»
Сроки | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством сказкотерапии» | Подбор материала по теме, составление картотек. |
Диагностика. Цель выявит знания и умения детей. | Результат мониторинга. Диаграмма. | |
Выступление на родительского собрание, по теме: Игра-викторина «Вспомни сказку» | Выступление с докладом, лист регистрации присутствующих. | |
Октябрь | Консультация для родителей. «Роль сказки в жизни ребенка» | |
Составление конспектов интегрированных занятий. | Размещение материала на личном сайте. | |
Подготовка анкет, памяток, рекомендации для педагогов и родителей по теме. | Составление вопросов, подбор материала по теме. | |
Ноябрь | Оформление книжной выставки «Наши любимые сказки». | Литература. |
Практические рекомендации родителям. | Создание буклетов по теме | |
Декабрь | Создание 3D плаката по данной тематике. | В родительском уголке. |
Составление конспектов игр драматизаций как метод сказкотерапии. | Конспект | |
Февраль | Анкета опрос для педагогов по теме самообразования. | Аналитическая справка. |
Март | Внедрение кратковременного проекта по теме самообразования. | Конспект презентация педагогом и родителям. |
Мастер класс изготовление родителями масок и атрибутов для театрализованных постановок. | Фотоотчет. | |
Пополнение книжного уголка сказками разных жанров. | ||
Апрель | Проведение мастер класса для педагогов по теме. | Передача опыта коллегам. |
Оформление выставки детско-родительских работ на тему: «По дорогам сказок». | Выставка | |
Май | Презентация для родителей «К чему мы научились за год?» | Компьютерная презентация на родительском собрание. |
Анализ работы по теме самообразования . | Отчет. |
(Приложение №1)
Рассматривание иллюстраций к сказкам разных жанров.
НОД «Путешествие в страну сказок» (Приложение №3)
НОД «Любимый сказочный герой» (Приложение №4)
Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Беседа по прочитанной сказке.
НОД «Игра-викторина» (коммуникация)
НОД «Два жадных медвежонка» (Приложение №7)
Изготовление родителями масок и атрибутов для театрализованных постановок.
Чтение сказок К.И.Чуковского «Телефон», «Тараканище».
Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
Игра-викторина «Вспомни сказку». (Приложение №5)
НОД «Любимые сказки»(Приложение№8)
Игра-драматизация «Репка»
НОД «Теремок».(Приложение № 9)
Консультация для родителей «Как читать детям сказки». (Приложение №2)
Мини-викторина по сказкам К.И.Чуковского.
НОД «Муха-Цокотуха»(лепка коллективная)
Игра-викторина «Сказки дедушки Корнея». (Приложение №6)
Задание для родителей: дома вместе с детьми выполнить поделку для выставки на тему «По дорогам сказок».
Собирание пазлов по сказкам.
Оформление выставки детско-родительских работ на тему: «По дорогам сказок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"
Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....
План самообразования «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через певчевскую деятельность на 2019-2024 гг.».
План самообразования «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через певчевскую деятельность на 2019-2024 гг.»....
План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования»
СодержаниеВведение……………………………………………………&hel...
План работы по самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
План работы по самообразованию...