ОПЫТ РАБОТЫ организация предметно-развивающей среды детского сада в современных условиях
учебно-методический материал

Анастасия Владимировна Евтушенко

 Организация предметно-развивающей среды детского сада в современных условиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы                                    

                                                                «Организация предметно-развивающей среды детского сада в современных условиях»                                                    

Автор: старший воспитатель Евтушенко А.В.

2023-2024 учебный год


Аннотация на опыт работы

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы по оформлению интерьера детского сада с целью создания системы работы  с педагогами по данному направлению.

Использование приведенных в опыте методов, приемов, средств и форм работы с педагогами, позволяет значительно повысить самостоятельную активность всех сотрудников детского сада по преобразовании предметной среды ДОУ в предметно-развивающую, где будет уютно, комфортно и интересно каждому воспитаннику дошкольного учреждения.

Опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений.

        

Содержание опыта

Сведения об авторе……………………………………………………..    стр. 1

Аннотация на опыт работы………………………………………….    стр. 2

ИНФОМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ..…………………………………………….стр. 6

Условия возникновения и становления опыта…………………… …..стр. 6

Актуальность опыта……………………………………………………  стр. 6

Ведущая педагогическая идея опыта……………………………..… … стр. 6

Длительность работы над опытом……………………………………. стр.7

Теоретическая база опыта………………………………………… ……стр. 7

Новизна опыта………………………………………………………. ……стр. 8

ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА. ………………………………   стр. 9

Цель и задачи педагогической деятельности………………………….стр. 10

Содержание образования и средства достижения цели……………..стр.11

педагогические принципы: …………………………………………. ….  стр. 11

условия:……………………………………………………………………  стр. 12

методы:…………………………………………………………………..   стр. 13

средства:…………………………………………………………………    стр. 14

формы работы:…………………………………………………………..   стр. 15

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА:………………………………………. стр. 18

Вывод:……………………………………………………………………… стр. 21

Перспективы:………………………………………………………………стр.22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:……………………………….…стр. 23

ПРИЛОЖЕНИЯ: 

  1. Перспективный план работы с кадрами по  созданию единого     развивающего пространства в ДОУ. Приложение №
  2. Анкеты для воспитателей. Приложение №2
  3. Анкеты для родителей. Приложение № 3
  4. Карты анализа предметно – развивающей среды в группах ДОУ. Приложение № 4
  5. Проект тематического контроля. Приложение № 5
  6. Консультация для воспитателей: «Основные требования к оформлению центров художественно-речевого развития детей. Содержание книжного уголка в ДОУ» Приложение № 6
  7. Консультация для воспитателей: « Уголок природы в детском саду» Приложение № 7
  8. Развернутый план подготовки педагогического совета по теме:

«Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ». Приложение № 8

  1. Семинар: «Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования». Приложение №9
  2. Семинар – практикум тема: «Организация единого развивающего пространства в детском саду». Приложение № 10
  3. Тематические выставки для воспитателей. Приложение № 11,12
  4. Структурно – функциональная модель развивающей среды. Приложение № 1.
  5. Фото-приложение «Методический кабинет ДОУ». Приложение № 26
  6. Положение: Смотр – конкурс «Лучший макет для игровой деятельности в ДОУ». Приложение №12
  7. Положение: Смотр – конкурс «Лучший уголок природы в детском саду». Приложение № 13
  8. Фотоотчет об организации предметно-развивающей среды в групповых комнатах, раздевалках и рекреациях детского сада. Приложение № 14,15,16,17
  9. 18,19,20,21,22,23,24,25..

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния,  нет способности, которая  не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,  облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е.И. Тихеева

Наше время  - время перемен. Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества  стали актуальны в условиях современного мира. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольного учреждения.

Детский сад сегодня -  это сложный  организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей  ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям.

Актуальность опыта

Предметно-пространственная развивающая среда в образовательном учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, его успешной социализации в обществе.

Я считаю, что развитие ребенка  зависит  не  только  от  того,  как  организован  процесс  воспитания  и  развития,  но  и  где  и  в  каком  окружении  он  живет. Иначе  говоря,  правильно  организованная  взрослым  среда, в которой  живет    ребенок,  способствует  его  развитию. Активность  ребенка  в  условиях  обогащенной  развивающей  среды  стимулируется свободой  выбора  деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта

Определяющим же моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Под развивающей средой  нашего детского  сада я понимаю   естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно–творческую деятельность всех детей группы. В нашем дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе, а также возможности ребенка побыть наедине с собой. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что  интерьер создает архитектор, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать единое развивающее пространство, которое бы позволило ребенку проявить творческие способности, познать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовать познавательно – эстетические и культурно – коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения  детей.

Теоретическая база опыта

Прежде всего, необходимо было изучить литературу по данной теме.

В построении развивающей среды в ДОУ коллектив нашего детского сада  руководствуется принципами В.А. Петровского (1993 г), методическим пособием «Развивающая предметная среда» под редакцией С.П. Новоселовой (1995 г.), программой «От рождения до школы».

Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов являются:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 №26;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»  от 23 ноября 2009 года;
  •  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20 июля 2011 года;
  • Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
  • Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.)

Новизна опыта

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.

Процесс воспитания осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих его людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость. С другой стороны, воспитатель помогает ребёнку разобраться в собственных чувствах и переживаниях, тем самым ребёнок обретает собственный опыт необходимый для его успешного вхождения в социум.

Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.

Предметно - развивающая среда ДОУ:

- должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов - восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.;

- ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;

- ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную...);

- должна быть организована в соответствии с основными принципами -дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости - закрытости, стабильности - динамичности, комплексирования и гибкого зонирования;

- учитывает индивидуальные социально -психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т.п., индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов);

- учитывает особенности эмоционально -личностного развития ребенка и предполагает, «зоны приватности» - специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие полупрозрачные палатки), информационные доски «Мое настроение»;

- учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

- учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.

Таким образом, в нашем детском саду окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровней активности.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА.

Подходя к вопросу построения предметно-развивающей среды в соответствии с современными требованиями, я:

  • изучила приказы о построении образовательной среды в соответствии с современными требованиями;
  • проанализировала большое количество методической литературы;
  • осознала, что каждый детский сад  всегда может быть по своему оформлению оригинален, индивидуален;
  • определила для себя, что педагогический коллектив дошкольного учреждения  необходимо познакомить с основными принципами построения развивающей среды в соответствии с ФГТ, обсудить возможности его изменения и преобразования с наибольшим удобством и комфортом для детей.

Необходимо создать в ДОУ такую развивающую среду, которая способствовала бы изменению мышления детей, поэтому требования сегодняшнего времени к созданию единого развивающего пространства поставили новые проблемы. В нашем дошкольном образовательном учреждении  встала необходимость создания такого развивающего, воспитательного пространства, где основным механизмом было бы взаимодействие коллектива, руководящегося едиными педагогическими задачами.

Во -  первых, начала с того, что проанализировала работу детского сада по данному направлению, провела анкетирование педагогов и столкнулась с противоречиями:

  • между имеющейся потребностью в организации единого развивающего пространства и готовностью педагогов к ее реализации;
  • многозначительностью понятий и отсутствием критериев определения правильности организации среды, построенного на новом педагогическом мировоззрении.

 Для преодоления возникших расхождений, прежде всего работу с воспитателями  построила по следующим направлениям:

  • «Расшатывание» старого стереотипа деятельности воспитателя.  На этом фоне возникает противоречие между «старым» и «новым». Если воспитатель увидит и осознает его, то будет сам стремиться к совершенствованию.
  • Создание творческого потенциала  - способности  формируются только в деятельности, а творческие способности – деятельности, требующей творчества. Поэтому важно в каждом педагоге развивать творческий потенциал.
  • Растущая вариативность единого развивающего пространства, открытость образовательного процесса, не позволяют современному педагогу стоять на месте. В настоящее время, в условиях социальных реформ в системе образования, решение многих задач возможно лишь на основе совершенствования мастерства педагогов.

Цель и задачи педагогической деятельности.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, я поставила цель:

Повышение профессионального уровня педагогов для разработки и моделирования единого развивающего пространства ДОУ в современных условиях.

Для достижения цели, были сформулированы следующие задачи:

  1. Разработать систему методической работы с педагогами по созданию единого развивающего пространства детского сада.
  2. Развивать  у педагогов умения, ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для  собственной работы по созданию развивающей среды  в группе.
  3. Развивать готовность каждого педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию.
  4. Создать  оптимальные условия для организации   развивающей среды в помещениях детского сада, соответствующие Федеральным государственным требованиям, которые способствовали  бы развитию каждого воспитанника ДОУ.

Содержание образования и средства достижения цели.

Развивающая среда обеспечивает разнообразие детской занятости по интересам, моделирует  ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, а также обладает релаксирующим воздействием.

  • В первую очередь при организации ПРС  необходимо учитывать требования  Санитарно-эпидемиологических правил и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 №26, как условие обеспечения безопасности детей, сохранение их физического и психического здоровья.
  • Учитывая ведущую роль игровой деятельности в развитии детей при создании развивающего пространства в группах детского сада руководствовались нормативным документом ФГТ ( Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г) в котором указаны различные виды детской деятельности, используемые в детском саду. К ним относятся - игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно- исследовательская, продуктивная, музыкально- художественная, чтение.

 

Педагогические принципы

●   Следующим нормативным документом является ФГТ ( Приказ № 2151 от 20 июля 2011 г.), где четко выделены следующие принципы построения развивающей среды:

Информативности – предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

Вариативности , определяющейся видом ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.

Полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно – образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды.

Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения детей, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно – развивающей среды, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Интеграции образовательных областей, позволяющей использовать материалы и оборудование для одной образовательной области и в ходе реализации других областей.

Учета полоролевой специфики – построение среды предполагает предоставления возможностей как мальчиков, так и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми эталонами в обществе. При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по разному  смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Учет ЗБР ( зоны ближайшего развития) – для этого пополняется и обновляется предметный мир, окружающий ребенка, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

 Понятие предметно – развивающая среда определяется как « система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». (Приложение __1__)

Условия

Для успешной реализации поставленных задач важно  соблюдать ряд условий:

Создание нормативно – правовой базы в ДОУ и программно – методического обеспечения содержание педагогического процесса для повышения квалификации педагогов.

Компетентность педагогических кадров.  Под компетентностью подразумевается совокупность профессиональных знаний и  умений, а также способы выполнения  профессиональной деятельности.

В современных  условиях педагог – это исследователь, обладающий сформированным инновационным потенциалом:  готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов; желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать  собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.

Творческая заинтересованность. Несмотря на то, что создание предметной среды для развития детей имеет свои рамки,  обусловленные принципами, педагогическими и гигиеническими требованиями, процесс этот – творческий. И без создания творческой атмосферы, заинтересованности каждого, невозможно добиться  хорошего результата.

Процесс созидания, сама творческая атмосфера, когда члены коллектива радуются каждой находке своих коллег, делятся ими, обсуждают, ищут  свои пути  решения, когда от усилий каждого зависит конечный результат,  побуждающий всех к проявлению инициативы и творчества.

Сотрудничество. Решать всю совокупность поставленных задач возможно лишь при условии сотрудничества педагогов между собой. Сотрудничество  предполагает тесное взаимопонимание участников  процесса, совместный поиск решения проблем. Результаты работы зависят:

* от того, насколько коллектив умеет мобилизовать  свои  ресурсы, слаженно действовать, находить лучшее решение проблем;

* от стиля общения между членами коллектива.

Методы

Результат любой педагогической деятельности, ее эффективность зависит от того, насколько эффективными были методы работы с коллективом.

Метод – это способ достижения цели.

Методы это тот организационный механизм, который обеспечивает  высокую активность педагогов.  Как указывал И.Павлов: « При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом и гениальный будет работать впустую …».  При выборе методов,  я учитывала индивидуальные и личностные качества педагогов, уровень их профессионального мастерства.

Так, в самом начале деятельности  коллектива  по созданию единого развивающего пространства в ДОУ часто использовала такие методы, которые формировали бы у педагогов осознанное отношение к предстоящей деятельности, стимулировали их стремление к личностному развитию, вырабатывали готовность к предстоящим преобразованиям и побуждали к активному участию в этих преобразованиях. При этом исходила из индивидуальных качеств личности, учитывая мотивы и побуждения каждого педагога. Это такие методы, как разъяснение и убеждение.

 Метод разъяснения.  Он предполагает логичное разъяснение, какого – либо вопроса, позиции, оценки происходящего, при этом всегда важно знать мнение педагога и уровень его  информированности по вопросу, а так же факты и явления, которые его волнуют или непонятны.

 Метод убеждения. Предполагает логичное доказательство, какого – либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего, при этом на сознание педагога  влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Убеждение, как метод, реализуется через различные формы, в частности  аргументация при проведении дискуссии, споров.

 Метод консультирования. В ходе работы возникали различные трудности, не всегда педагоги обладают достаточным творческим потенциалом, не всегда могут разобраться в деталях. Проводила как индивидуальные, так и групповые консультации по различным направлениям, где детально рассматривались формы, приемы организации отдельных элементов среды, способы реализации задуманного, вариативность исполнения.

Метод  моделирования, проектирования. Основное его направление – изучение процесса развития и внедрения  современных разработок в практику. Включение педагогов в систему новых для них отношений способствует самопознанию, определению своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях, стимулирует вариативность проективного поведения.

 Метод стимулирования  Развитие  педагогического творчества  одно из важнейших направлений методической работы в детском саду.  Творчества от воспитателей, возможно добиться только в результате стимулирования.

Важными факторами стимулирования творческого подхода воспитателей к созданию  единого развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении является предоставление им возможности самовыражения и подражание. Если эти факторы будут являться не механическими, а органично соответствовать личности того, кто заимствует, кто воспроизводит чьи – то лучшие находки, то  это можно считать первой ступенью творчества.

 Метод исследования изучаемых проблем и явлений. Реализация этого метода позволяет обеспечить формирование отправных моментов начальных навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний  и опыта.

Метод поощрения. В своей работе по организации созидательной деятельности коллектива я использовала и использую различные формы этого метода: одобрение, похвала, восхищение, различные виды награждений, проявление интереса, внимания, которые обычно достаточно эффективны и побуждают людей к раскрытию своего потенциала, творческих способностей и возможностей.

Средства

Средства – это  орудие действия, которое помогает решить поставленные цель и задачи. При решении цели и задач построение единого развивающего пространства мной использовались различные средства, среди них: обучение, мотивация, общение, управление.

 Средства обучения - это организация достаточного методического обеспечения; изучение и внедрение нового материала:

  • методическая литература
  • педагогическая публицистика  
  • методические  разработки
  • ТСО – аудио кассеты, видеофильмы
  • интернет-ресурсы
  • анкеты, экспертные листы, акты проверок (Приложение ___2,3___ )
  • проекты тематических проверок                   (Приложение _4,5__ )

Мотивация – поддержка заинтересованности в качестве труда; достижение результатов; возможность улучшить условия работы

 Общение – в процессе творческой деятельности, повышается уровень общения между воспитателями.

  • проблемные ситуации
  • тренинги
  • взаимодействие участников педагогического процесса.

Управление – Помогает вовремя осуществить необходимые корректировки в педагогическом процессе; оказывает стимулирующую роль; способствует выполнению поставленных задач; позволяет установить, все ли выполняется  в соответствии с  принятыми решениями.

  • составление планов, внесение изменений поправок в планы.
  • создание творческих групп

Формы

Сложность и многообразие функций и задач методической работы в дошкольном учреждении, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности  того или иного ДОУ  предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных, индивидуальной и применение новых форм работы с педагогами.

Форма определяется как внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений; она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но обладает и относительной самостоятельностью и может по этому оказывать влияние на содержание – на его способность к прогрессивному развитию или же обесценивать его.

Традиционные формы работы

Наиболее распространенной формой работы с  педагогами являются консультации.

Консультации

В ходе работы не все педагоги  обладали достаточным творческим потенциалом, не всегда могли работать в деталях. Так моя задача состояла не только в том, чтобы передать знания педагогам, но и  сформировать у них творческое отношение к  созданию единого развивающего пространства.

 Поэтому чаще всего, при проведении консультаций использовала разнообразные методы:

 - объяснение, этот метод обладает целым рядом положительных качеств

 ( достоверностью, экономным отбором конкретных фактов).

 - беседа, в ходе которой наиболее детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется степень понимания и усвоения.

 ( Приложение _5,6___ )

 Педагогический совет -  постоянно действующий орган коллективного руководства  детского сада, призван решать важнейшие проблемы повышения мастерства педагогов.

( Приложение __7___)

При проведении педагогических советов использовала разнообразные методы активизации педагогов, например:

 Деловая игра -   является игровым и коллективным  методом обучения. Все участники выступают в тех или иных ролях. В игре мнение вырабатывается коллективно. Коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп.  При проведении деловой игры у педагогов создается определенный эмоциональный настрой.

 – деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

Семинары и семинары – практикумы  - остаются самой эффективной формой работы в детском саду.  Главной  задачей семинаров – практикумов является совершенствование умений педагогов. Например, на семинаре  - практикуме « Использование макетирования для детской игровой деятельности» педагоги  познакомились с некоторыми приемами изготовления макетов иих атрибутов для сюжетно-ролевых и познавательных игр детей, проявили свою фантазию,  работая в творческих мастерских; проверили свои знания и умения.

(Приложение __8____)

А на занятиях семинара по проблеме: « Организация  единого развивающего пространства в ДОУ»  педагоги, проявили творчество, фантазию, нестандартное мышление, в  создании  проектов  по оформлению информационных стендов «Безопасное поведение на дороге» и «Мы жители планеты – Земля», «Вот мы какие», «Я и социум», в создании мини-планетария детского сада.  

(Приложение __9___)

Методические уголки -  Такая форма дает возможность собрать обширный материал  и представить его с помощью различных наглядных пособий.

(Приложение __10,11__)

Открытые просмотры образовательной деятельности –  играют значимую роль в работе с педагогами.  Открытый показ побуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию педагогического мастерства.

Открытый  показ НОД  с целью наблюдения за методами рационального использования имеющегося материала.

Организуя открытые просмотры, ставлю несколько целей:

* Пропаганда опыта

* Обучение педагогов методам и приемам работы с детьми.

* Рациональное использование  развивающего пространства  с целью воспитания и развития детей.

Новые, инновационные формы работы

Творческие группы – Объединение педагогов в творческие группы – это эффективный путь развития личности педагога, а также форма совершенствования воспитательно – образовательного  процесса в учреждении.  Работа творческих групп носит неформальный характер творчески работающих педагогов. Поводом  для создания  группы послужило  желание  спроектировать  использование  помещений и территории детского сада в качестве компонента единого развивающего пространства.

Педагогами творческой группы были  разработаны практические материалы для работы с детьми, а также рекомендации, памятки, наглядно – информационные материалы для воспитателей  и  родителей.

  • структурно – функциональная модель предметно -  развивающей среды ДОУ;
  • методические рекомендации по организации развивающей среды в семье.                                              

Смотры -  конкурсы -  это активное включение педагогов ДОУ в  творческую деятельность, участие в конкурсах влияет на становление педагога как профессионально компетентной, саморазвивающейся творческой личности.

При планировании конкурсов в первую очередь определяем возможности ДОУ, индивидуальные особенности педагогов. Стараемся подбирать такие темы, которые помогают педагогам расширить и углубить их  знания.

Основной целью  проведения конкурсов является: Совершенствование учебно – материальной базы дошкольного учреждения для более качественного обучения детей.

Обязательной задачей – создание единого игрового пространства, создание в коллективе обстановки творческого поиска.

                                                                                     ( Приложение _12,13__)

Индивидуальная форма работы

Самообразование -  Это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Организую работу таким образом, чтобы самообразование каждого  педагога  стало его потребностью. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературы, опытами работы педагогов. Методические журналы изучаются и систематизируются по годам.

Таким образом, органически сочетая разнообразные формы методической работы, можно способствовать  развитию творческого потенциала в создании единого развивающего пространства в ДОУ  у каждого педагога.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

     При создании развивающей среды групповых комнат педагоги  нашего ДОУ учитывают особенности детей, посещающих эту группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, личностные особенности и др.

Все пространство групповых комнат в нашем детском саду можно условно разделить: на спокойную зону, рабочую зону и зону двигательной активности.

В детском саду созданы развивающие центры, уголки для  самостоятельного,  активного  и  целенаправленного  действия  детей  во  всех видах  деятельности:  игровой,  двигательной,  изобразительной,  театрализованной,  конструктивной  и  т.д.,  которые  размещаются  и содержат  разнообразные  материалы  для  развивающих  игр  и  занятий. Работа  по  совершенствованию  развивающей  среды  в  детском  саду  проводится  в соответствии  с  рекомендациями  развития  по  всем  возрастным  группам (по ФГТ).

      

Яркими элементами  развивающей среды в детском саду являются  специально оборудованные игровые центры с переносными модулями, познавательные и развивающие центры, где осуществляется  познавательная деятельность детей; наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные  и  информационные  средства  обучения и воспитания.

Расположение  предметов  и организация  развивающей  среды  в  различных  возрастных  группах  имеют  отличительные  признаки.

         Во  всех группах  развернуты центры сюжетно-ролевых игр          (Приложение_14__),

в 1-ой, 2-ой младшей и средних группах  расширен раздел сенсорики.

      В группах  среднего, старшего и подготовительного  к  школе возраста созданы уголки «уединения» и  психологического  отдыха;; центр  конструирования  очень  любят  мальчики (Приложение_15__).

      В группах  пространственное  расположение  игр  подчинено  развитию  речи  и основных  психических  процессов.

      В  каждой  возрастной  группе  особое  внимание  уделяется  «центру двигательной  активности» (Приложение_16__), где  дети  могут  свободно  поиграть  с  кеглями, мячами, обручами  и  скакалками,  походить  босиком  по  ребристым  дорожкам.

Для  умственного  развития  существует  «развивающий  центр»  в  группах, где  много  развивающих  игр. (Приложение_17__)

      В каждой  возрастной  группе   есть  центр природы  с различными видами  растений, занимательными экологическими  играми. Уголок  природы содержит  календарь  природы, материалы  опытнической деятельности, дидактические  игры,  картинки  и  иллюстрации  о  природе, а так же поделки  из  природного  материала . Это  самое  посещаемое  детьми  место - источник информации  и неиссякаемого  интереса – центр экспериментирования, развивающий  наблюдательность и мыслительную деятельность ребенка (Приложение_18__).

 Имеющийся  в  детском  саду  материал  и  правильная  его  организация  способствуют, таким образом, формированию  у детей  бережного  и  уважительного  отношения  к  природе,  развитию  экологической  воспитанности  и  экологического  сознания.

      Для  развития  детского  творчества – центры  изодеятельности  с  наличием  материалов  и  средств  изобразительной  деятельности. (Приложение_19__)

      В центре   театрализованной  деятельности  ребенок  может  найти  образы  героев  для  пальчикового, настольного, кукольного  театра, подобрать  атрибуты  для  игры – драматизации  и  режиссерских  игр, где  всегда  есть  возможность  развить  свою  фантазию, речь,  ее  интонацию, выразительность. (Приложение_20__)

                В  центрах социального и патриотического воспитания  находятся  фотографии,  семейные альбомы,  иллюстрации, игры, упражнения  на  определение  эмоций,  чувств  и  состояний  человека,  природы, альбомы о природе родного края, фотоальбомы с достопримечательностями Чухломы, «Чухломичи-герои», духовно-нравственные уголки «Наши истоки» и др. (Приложение_21__)

Освоению родного языка; воспитанию культуры речи, закреплению правильного произношения звуков родного языка, чтению художественной литературы в совместной деятельности с детьми помогают организованные в группах центры художественно-речевого развития в ДОУ. (Приложение_22__)

Знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице, на дороге, дома, в природе помогают центры безопасности в ДОУ. (Приложение__23_)

      Таким  образом,  в  детском  саду  созданы  условия,  соответствующие  формированию  психологических  новообразований,  которые  проявляются  у  детей  в  разные  периоды  дошкольного  детства.

      Содержание  предметно-развивающей  среды  соответствует  интересам  мальчиков  и девочек,  периодически  изменяется,  варьируется,  постоянно  обогащается  с  ориентацией  на  поддержание  интереса  детей,  на  «зону  ближайшего  развития»,  на  информативность  и  индивидуальные  возможности  и  способности  детей. 

Веление современного времени диктует нам  поиск новых организационных форм работы с детьми, в том числе и реорганизации функциональных помещений в ДОУ. Мы уже давно задумывались о том, как наиболее удачно организовать в ДОУ мини-планетарий для детей.

Так как интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.

В результате проведенной работы, это великолепное удивительное сооружение дает супервозможности не только в общеобразовательном процессе, в расширении кругозора, но автоматически вовлекает все новое и новое число наших дошколят  в бесконечный процесс изучения и открытия нового.
            Галактика, Млечный Путь, планеты и их спутники, астероиды, кометы, метеориты, звезды, созвездия Северного Полушария. Панорама с изображением нашей планеты Земля в разрезе. Уголок первого в мире космонавта Ю.А.Гагарина. Панорама с изображением выхода в космос космонавта с космической станции. Это все могут увидеть дети в Планетарии.
(Приложение_24__)

Территория образовательного учреждения - это его  своеобразная визитная карточка, составляющая образовательного  пространства  дошкольного детства.

Коллектив ДОУ совместно с родителями воспитанников ежегодно работают над  облагораживанием  территории озеленением, новыми клумбами  с цветами, обустройством мини огорода с различными видами овощных культур. Благоустройство и оформление территории детского сада обеспечивает дополнительные условия для эстетического, экологического, физического, интеллектуального и нравственного развития детей.  (Приложение_25__)

Центром работы по повышению профессионального мастерства дошкольных педагогов является методический кабинет детского сада, деятельность которого призвана решать следующие задачи:
         • оказание дифференцированной помощи воспитателям в повышении их профессионального уровня, в само-образовании, научной организации труда;

• оснащение педагогического процесса пособиями для воспитательно-образовательной работы с детьми.

При создании, оснащении и организации работы методического кабинета рекомендуется опираться на следующие принципы:
            ▪ оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;
            ▪ оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям. Эстетический облик зависит от выбора мебели, цвета стен, от рационального размещения учебно-методического материала;
             ▪ основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных дидактических раздаточных материалов, аудио- и видеозаписи;
             ▪  оснащение кабинета и его размещение должно соответствовать требованиям противопожарной техники безопасности.

В оформлении методического кабинета нашего дошкольного образовательного учреждения также произошли значительные изменения. Была переставлена мебель для удобства педагогов, переоформлен методический уголок для воспитателей, добавлены методические материалы.

(Приложение _26__)

     Вывод:

Вся методическая работа с педагогами осуществлялась целенаправленно, последовательно, что оказало большое влияние на результаты работы.

С каждым годом происходит рост квалификации педагогов. Применение нестандартных форм работы позволило тактично диагностировать педагогов по выявлению их творческого потенциала, эффективности изучения методической литературы, а так же оказать помощь по самообразованию педагогам. В процессе работы педагогами были изучены: «Концепция построения развивающей среды……», «Педагогические требования к игрушкам, классификация и рекомендации к их отбору», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»  от 23 ноября 2009 года, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Несомненно, данные нормативные  документы оказали значительную помощь педагогам в организации  создания предметной среды в групповых помещениях.

Эти достижения радуют, но останавливаться на достигнутом  мы не собираемся. В детском саду будет продолжаться работа по накапливанию необходимого дидактического материала, влияющего на психическое, эмоциональное, физическое развитие, который он применяет в различных видах деятельности. Организуя предметную среду в групповых помещениях, в раздевалках мы старались учитывать все, что способствует становлению базовых характеристик личности каждого ребенка.

 Всю среду в группах сделали зональной, определили перечень необходимого материала зон для организации  воспитательно – образовательного процесса.

Созданные информационные стенды для родителей и детей  расположенные в рекреациях дошкольного учреждения носят  не только развивающий, но и позитивный психоэмоциональный  заряд. Создание  информационных стендов в понимании педагогов нашего  дошкольного учреждения – непременное условие развития личности ребенка. (Приложение_27__)

Итак, наш коллектив приложил много усилий для создания единого развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении. Никто не остался равнодушным.  В процессе работы над созданием единого развивающего пространства мы поняли, что предоставить детям разнообразные материалы и создать интерьер не достаточно. Важно, насколько эмоционально комфортно будет чувствовать себя в этом предметном мире ребенок, чему и как его здесь научат. Так как грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, рутины,  помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.

Деятельность педагогов по обогащению среды происходила на глазах детей  и с их посильным участием. Созданная нами среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке, и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда стала не только развивающей, но и развивающейся.

Перспективы:

Создание и оборудование экологической комнаты в детском саду.

Оборудование спортивной площадки на территории ДОУ.

Оборудование площадки по обучению детей правилам дорожного движения.

Переоформление цветочных клумб в центральном цветнике детского сада (замена грунта, декоративное оформление).

Мы постоянно усовершенствуем предметно-развивающую среду в своем дошкольном учреждении, так как, …развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра – станет тормозить его

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. В.А.Петровский, Л.М. Кларина, Л.А.Смывина, Л.П. Стрелкова Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования
  2. Методические рекомендации по реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составитель Попова Е.П.)
  3. «Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ» (под редакцией Н.В. Микляевой москва 2011)
  4. П.Н. Лосев «Управление методической работой в современном ДОУ»
  5. (М – ТЦ Сфера, 2005)
  6. К.Ю. Белая. «Методическая работа в дошкольном учреждении»
  7. ( М Просвещение 1991 год)
  8. К.Ю. Белая. « 200 ответов на вопросы заведующей детским садом»
  9. ( М Издательство АСТ 1997 год)
  10. А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И.Кобитина «Старший воспитатель детского сада» ( М. Просвещение 1990 год)
  11. Н.В. Нищева « Предметно – пространственная среда в детском саду»
  12. ( Санкт – Петербург «Детство – Пресс» - 2006 год)
  13. Н.Ф. Комарова, С.Л. Новоселова «Детский сад – открытая система»
  14. ( М Центр «Дидактика» 1994 год)
  15. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
  16. №4 – 2008 год « Формируем предметно – развивающую среду»
  17. №8 -  2008 год « Требования к аттестационным материалам педагогов»
  18. №10 – 2008 год « Аукцион педагогических идей»
  19. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением.
  20. №4 - 2004 год « Управление творческой деятельностью коллектива в ДОУ»
  21. №2 – 2006 год «Принципы организации дошкольной образовательной деятельности»
  22. №6 – 2006 « Активные методы обучения в методической работе ДОУ»

ПРИЛОЖЕНИЯ
к

ОПЫТУ РАБОТЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Организация предметно-развивающей среды"

Создание предметно - развивающей среды в группе развивает и активизирует самостоятельность, самовыражение, желание импровизировать в процессе разнообразной  деятельности. В определенном смысле ра...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Коррекционная работа детского сада в современных условиях

Учреждение оказывает коррекционную помощь дошкольникам с нарушениями речи. Процесс воспитания, обучения и коррекции базируется на основе современных государственных образовательных стандартов и технол...

Консультация для педагогов "Организация системы здоровьесбережения в детском саду в современных условиях"

Консультация для педагогов Здоровьесбережение в детском саду- это технологии воспитания  культуры здоровья дошкольников, формирования здорового образа жизни.Основная работа педагог...

"Организация системы здоровьесбережения в детском саду в современных условиях"

laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои ...