«Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.
Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок -“Новичок”, все для него полно новизны. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.“Игра, есть потребность растущего детского организма.
В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.
Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Работая в детском саду, мы всегда ставим перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Изучая новую литературу, мы пришли к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, мы можем исправить пробелы знаний у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_doklad.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №469 г. Челябинска»
Консультация
«Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.
Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок -“Новичок”, все для него полно новизны. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.“Игра, есть потребность растущего детского организма.
В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.
Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Работая в детском саду, мы всегда ставим перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Изучая новую литературу, мы пришли к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, мы можем исправить пробелы знаний у детей.
Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировки в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление.
Дидактические игры, такие как «ЗАДУМАЙ ЧИСЛО», «ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?»,
«СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ», «СОСТАВЬ ЦИФРУ», «КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ», «КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?» И многие другие мы используем на занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «НАЙДИ ПОХОЖУЮ», «РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР». « МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ ХУДОЖНИК», «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ» и многие другие игры. Играя с детьми мы заметили, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала, предлагали детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивали: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?
(поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)
С целью закрепления знаний о геометрических фигурах. Проводили игру типа ЛОТО.
В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР», « СЛОЖИ КВАДРАТ», «КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО», «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ», «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ». Дидактическую игру « ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» используем на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем будем продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений , которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как « НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ», «ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?», «МЕЛЬНИЦА», и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения.
Детей очень увлекают игры типа: «КОГО НЕ ХВАТАЕТ?». Предлагаем детям представить, какой формы могут быть космические существа. Затем показываем плакат, на котором изображены космические “человечки”. Дети находят, какого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ», «ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?», « МЕЛЬНИЦА», и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. С целью развития у детей мышления, мы используем различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начали с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагали продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того давали задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаем выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Игровая форма обучения повышает настроение детей, способствует проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное - развитию элементарных математических способностей.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Дидактические игры доставляют детям радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности, а удовольствие, которое они испытывают от занятия умственным трудом, развивают интерес к математической деятельности и желания заниматься ею, что является залогом успешного обучения в школе. Успех в играх вдохновляет его на новые победы. А счастливого ребенка легче учить, воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая и развивая детей в процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!
Литература
1. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., Просвещение, 1984.
2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.,Просвещение, 1990
3.Нищева Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников. - СПб. : Детство-пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра...
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.
Каждый из нас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка трудно пе...
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Современное состояние детской игровой культуры : проблемы и решения....
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста...
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста...
«Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»
laquo;Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»...
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
laquo;Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стр...