Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Андреева Татьяна Юрьевна

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

                                                                                                                                       В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_doklad.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Андреева Т.Ю., воспитатель

ГБОУ нач.школа - дет сад № 662 Кронштадтский район

Санкт-Петербурга

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

                                                                                                                                       В. А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок -“Новичок”, все для него полно новизны. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская. Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей.

Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировки в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление

Дидактические игры, такие как ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?,
СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ, СОСТАВЬ ЦИФРУ, КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ,КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО? И многие другие мы  используем  на занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!, помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, взади, далеко, близко.  Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР. МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ и многие другие игры. Играя с детьми мы заметили, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала, предлагали детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивали: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)
С целью закрепления знаний о геометрических фигурах. Проводили игру типа ЛОТО.

В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР, СЛОЖИ КВАДРАТ, КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО, ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЧУДЕСНЫЙ  МЕШОЧЕК, КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ. Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА используем  на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний огеометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем будем продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений , которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ, ЧЕМ  ОТЛИЧАЮТСЯ?, МЕЛЬНИЦА, и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения.

Детей очень увлекают игры типа: КОГО НЕ ХВАТАЕТ?. Предлагаем детям представить, какой формы могут быть космические существа. Затем показываем плакат, на котором изображены космические “человечки”. Дети находят, какого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений , которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ, ЧЕМ  ОТЛИЧАЮТСЯ? МЕЛЬНИЦА, и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. С целью развития у детей мышления, мы используем различные игры и упражнения.Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начали с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагали  продолжить ряд или найти пропущенный элемент.  Кроме того давали задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаем выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Игровая форма обучения повышает настроение детей, способствует проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное - развитию элементарных математических способностей.

Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Дидактические игры доставляют детям радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности, а удовольствие, которое они испытывают от занятия умственным трудом, развивают интерес к математической деятельности и желания заниматься ею, что является залогом успешного обучения в школе. Успех в играх вдохновляет его на новые победы. А счастливого ребенка легче учить, воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая и развивая детей в процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Литература

1. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., Просвещение, 1984.

2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.,Просвещение, 1990

3.Нищева Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных   математических представлений и речи дошкольников. - СПб. : Детство-пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.

Каждый из нас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка трудно пе...

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Современное состояние детской игровой культуры : проблемы и решения....

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста...

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста...

«Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»

laquo;Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»...

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

laquo;Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стр...

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

   Роль  игры в развитии математических  способностей детей  дошкольного возраста  ...