Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_razvitii_matematicheskih_sposobnostey_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, что чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Хотя она и сложна для восприятия как школьников, так и дошкольников, но не изучать ее нельзя. Она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэтому математика занимает ведущее место в системе дошкольного образования.
Задача педагога – сделать процесс обучения занимательным и интересным. А для этого лучше всего подходит игра – ведущий вид деятельности дошкольника. «счисление, и геометрию, и все подготовительные науки… следует предлагать детям, но способ преподавания не должен быть насильственным… Поэтому не насильственно не преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен» (Платон).
Только в игре ребенок усвоит то, что не усвоит в других видах деятельности. А математические знания, полученные в детском саду, пригодятся ребенку в школе. Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями игрового замещения и наглядного моделирования. Игровое замещение – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, программ для вычислительных машин, и, главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки.
Еще в 20-е гг. XX в., когда резко расширилась сеть дошкольных учреждений, была создана принципиально новая система общественного дошкольного воспитания. Тогда обсуждались проблемы отбора содержания, методов развития математических представлений у детей как основы освоения математики в школе. Уже тогда Е.И. Тихеева четко определила свои позиции в области математического развития детей дошкольного возраста, и ею были разработаны новые методы и приемы формирования основ математических представлений у детей, созданы дидактические средства. Е.И. Тихеева выступала за «естественный» путь развития детей. «Естественный» путь развития понимался ею как единственный путь, ведущий к нормальному развитию числовых и в целом математических представлений у детей. Этот путь обеспечивал развитие математических представлений в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, запросами каждого ребенка. С другой стороны, «естественный» путь понимался как соответствующий «данному моменту» развития ребенка: сложившейся ситуации и непосредственно в ней возникшему интересу к сравнению, измерению, счету, составлению арифметических примеров и задач, делению предмета на доли. «Естественный» путь развития ребенка в области математики протекает в самодеятельности, которая понимается как активное участие ребенка во всем, что его интересует. Для организации самодеятельности необходимо включение детей в деятельное наблюдение жизни, что поощряет пытливость их ума. Самодеятельность организуется с учетом индивидуальных особенностей детей. Одним из основных условий освоения математики является наличие необходимых пособий, позволяющих ребенку выбрать те объекты, которые его интересуют, и активно действовать. По мнению Тихеевой, наглядный материал должен быть простым и стимулировать детей к самостоятельным занятиям. Взрослый организует с детьми игры-занятия и вносит в разнообразие в игру детей. Он ставит перед детьми познавательную задачу, лично участвует в игре до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно пользоваться материалом и решать поставленные в процессе игры задачи.
Основная задача педагога при руководстве игрой – вести ее так, чтобы получить наибольший эффект. Общие положения, высказанные Е.И. Тихеевой, сводятся к следующему:
- Целесообразна серьезность подхода к выбору методических приемов в силу слабой изученности закономерностей развития числовых представлений у детей.
- Особое значение в ряду образовательных средств имеют игры-занятия.
- Правомерен отказ от формального обучения счету, счислению вне детских запросов, возможностей, в отрыве от реальной жизни.
- Играя, ребенок самостоятельно научится считать. Важно, чтобы взрослые были при этом его незаметными помощниками.
- Освоение счета и счисления осуществляется «естественным» путем в условиях активности самого ребенка, проявления им самостоятельности в самостоятельной деятельности.
- Ребенок извлекает числовые представления из жизни (природного окружения, быта), что развивает наблюдательность, способствует закреплению представлений и навыков в дальнейших играх-занятиях с детьми.
- Полезно предлагать ребенку доступные познавательные задачи, включать их в естественную беседу.
Е.И. Тихеева считала, что обучение математике должно быть игровым. Такое обучение удовлетворяет потребность детей в движениях, стремление мыслить, самостоятельно добывать и применять знания. Обучение, одной из форм организации которого являются игры-занятия, соответствуют этим требованиям.
Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит прежде всего от того, что подлежит освоению, и от определения направления развития мыслительной деятельности ребенка. Логико-математическое развитие, при реализации которого ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата, называется проблемно-игровой технологией. В процессе применения этой технологии ребенок не ограничен в поисках практических действий, экспериментировании, общений по поводу хода развития ситуации, разрешения противоречий и ошибок, проявления радости и огорчений, других интеллектуальных эмоций.
Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. А взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре, упражнений, ни в коем случае не снижая его собственной активности, использует интересные для ребенка игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность. К проблемно-игровой технологии, направленной на развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности, относятся следующие направления:
- Логические и математические игры
- Логико-математические сюжетные игры (занятия)
- Проблемные ситуации, вопросы
- Экспериментирование и исследовательская деятельность
- Творческие задачи, вопросы и ситуации
Формы организации детской деятельности зависят от вида назначения игр, мотивации, степени овладения познавательными действиями.
Преимущественно самостоятельно и инициативно, в виде самодеятельности дети осваивают настольно-печатные игры, игры-забавы, логические и математические головоломки, занимаются экспериментированием. Естественно, что в каждом конкретном случае возможно сочетание самодеятельности и совместного со взрослым конструирования системы игровых действий, обсуждения их результативности, проектирования хода игры и т.д. Взрослый мотивирует деятельность детей, создает положительное настроение, стремление находить способы решения, отгадывать и догадываться, включаться в коллективное решение игровых задач.
В деятельности, организуемой взрослым, дети осваивают способы решения проблемных ситуаций, решения творческих задач, поиска и построения ответа на вопрос. Для этого взрослый организует тематические мини-ситуации, занятия в виде сюжетных логико-математических игр, тренинги, развлечения и вечера досуга (в том числе совместные с родителями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра...
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.
Каждый из нас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка трудно пе...
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Современное состояние детской игровой культуры : проблемы и решения....
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста...
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста...
«Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»
laquo;Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»...
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста ...